Маргарита Чижова

МК от «Путь Писателя»: день 2 Игорь Гетманский. Роман, который легко читать (блог-конспект)

МК от «Путь Писателя»: день 2  Игорь Гетманский. Роман, который легко читать (блог-конспект)

Итак, продолжаем, так-скть, текстовую трансляцию мастер-класса от «Путь писателя». Второй день вместо трех часов длился целых четыре, и вот тут хочется покритиковать – я со своей колокольни считаю, что, хорошо (!) подготовившись, всю ту же информацию автор дня мог бы донести и за два часа. Ну очень медленно было.

Итак, к сути. Как кто-то в чате сказал, все содержание этого дня проходят в школе, на уроках русского языка. Это верно, но судя по тому, КАК люди пишут в интернете, многие проходят, видно, мимо, так что повторить не грех.

Мне очень понравилась фраза, которой Игорь Гетманский открывал вебинар: стилистика – камертон логической состоятельности и смысловой завершенности текста, прямая дорога к воплощению замысла. Звучит, а? А вы говорите, мы тут не на экзамене;) еще как!

На первом, бесплатном вебинаре нам были даны первые 5 принципов, я их тут очень вкратце повторю:

1. Избегайте сложных синтаксических конструкций, используйте простые, короткие предложения. Слишком сложные предложения нужно дробить или переписывать.

Запомните: длинные и сложные предложения никак не увеличивают значимость сказанного или важность самого автора.

2. Активно используйте диалоги / одиночные реплики героев. Они вводят в книжную речь живые голоса героев, помогают раздробить абзацы. Заменяйте различные «сказал»-ы на более живые глаголы.

3. Не злоупотребляйте причастными и деепричастными оборотами, а также инверсией. Длинноты вызывают дискомфорт читателя.

4. Избегайте сложных вводных конструкций.

5. Делите текст на небольшие абзацы, не более 10 предложений общим объемом в 500-700 знаков.

И вот какие принципы мы узнали дальше. Я надеюсь, организаторы вебинара не будут на меня в обиде за это раскрытие содержания платного контента. Во-первых, я пишу очень вкратце, а во-вторых, суть-то вебинара все-таки не в этом – вот упражнения, обратную связь я ведь сюда не вставлю. Итак.

6. Описывайте внешность героя кратко, но образно. Характер не описывайте, а старайтесь подать через речь или действия (также: через ТЗ другого персонажа, внутренний монолог и другие средства).

7. Контролируйте объем описаний – он не должен выбиваться из ритма. Громоздкие описания в любом случае неуместны.

Также: Не вводите в начале только одного персонажа – так вы исключаете диалог, взаимодействие. В начале описания хорошо обозначить как бы тему абзаца.

8.Любой акт литературной речи (повествование, описание, действие, диалог, внутренний монолог) должен быть обоснован авторской задачей. Избегайте ненужных деталей и подробностей, лишних реплик. Все должно быть частью системы.

9. Исключайте многословные банальные рассуждения. Не говорите об одном и том же разными словами

10. Не допускайте двусмысленности

11.Не допускайте нарушения логики.

12. Устраняйте повторы слов, тавтологию и плеоназмы. Одно слово может только один раз встречаться в абзаце. От себя добавлю – обратите еще внимание на стыки абзацев.

13. Отбрасывайте мусорные слова, не несущие важного смысла. С внимательностью употребляйте личные и притяжательные местоимения.

14. Изничтожаем канцеляризмы! Все читаем Нору Галь!;) Особенно злы – отглагольные существительные, «тяжелые» отыменные предлоги и союзы. Не делайте сносок.

15. Уходите от неопределенности (т.е. слова типа «какой-то», кавычки, многоточия)

Возможно, действительно хотелось бы больше о самой стилистике, тропах, архетипах, о чем-то таком посложнее, но и эти напоминания важны и нужны.

Что еще о самом вебинаре – я так поняла, что это только начало целой цепочки вебинаров, и можно предположить, что все они будут платными. Вот такие пироги.

+2
09:38
840
02:07
+1
Каждый зарабатывает как может. Черпал информацию отсюда www.proza.ru/2013/12/17/1683
В общих чертах — это анализ произведения, но приведены отсылки к различным речевым фигурам, важным моментам(например, портретное описание отделили от описания как такового).
Рекомендую почитать Михаила Веллера «Технология рассказа», если ещё не читали. Очень вдумчивый и лаконичный труд.
Читал Стивена Кинга «О ремесле». Неплохо, но технически ни о чём. «Дзен по написанию книг» за авторством Рэя Брэдбери хороша для повышения мотивации. С практический стороны даёт мало. У Юрия Никитина ещё есть труд «Как написать книгу», сотканный из десятков полупереваренных мыслей. Большинство этих речей направлены на восхваление почтенного ЮАН или обругание всех остальных(вас, как читателя, в том числе). Если всё же решитесь прочесть, то я вам скажу основные советы книги, без которых читать её нет никакого смысла:
1. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться.
2. Писать может каждый, если он будет много трудиться.
3. Убирайте «гусениц»(слишком длинные предложения с однородными членами или перечислением)
4. Убирайте с деревьев таблички с надписью «дерево».(давать читателю додумать)
5. Убирайте деепричастные и причастные обороты.(якобы затрудняет чтение)
6. Ищите новые идеи.
7. Не поддавайтесь на провокации.(Что затруднительно, так как ЮАН вас всю книгу провоцирует)
Вот, собственно, и всё, что мог бы такого-этакого посоветовать. Для общего развития ещё читал учебники сценаристов и не жалею. Там определённо не говорят как стилистически правильно построить фразу, но персонажам, структуре сюжета и основному конфликту уделяют много внимания. «Букварь сценариста» Александра Молчанова осилил полностью. «История на миллион» Роберта Макки осилил только начало. Букварь в принципе рассказывает всё то, что можно найти в свободном доступе. «История на миллион» труднее читается и льёт порядочно воды, а примеры меня вообще раскалили добела, но пока ничего круче по теории создания сценария не читал. Впрочем, читал по сценарному мастерству немного, поэтому однозначно утверждать что-то трудно.
Всех благ и спасибо за внимание.

П.С. читал ещё материалы по истории кинематографа ужасов и скажу вот что: в хорошем ужастике не монстр создаёт атмосферу, а атмосфера создаёт монстра. Вот вроде бы кино и в то же время к литературе вполне подходит. Информация повсюду. Нужно только иметь терпение найти и наглость, чтобы взять.
П.П.С, ещё кое-что: у ЮАН-а упоминалось, что ключевое слово в фразе лучше ставить в её конец — это усилит эффект.
Хорошо подытожили! Кинга и Никитина я читала, Брэдбери — в процессе, ну там действительно больше мотивационное, чем практическое. А вот до Веллера и кинематографических советов еще не добралась, хотя давно собираюсь
Загрузка...
Илона Левина №1