Нидейла Нэльте №1

Мастер бытового жанра любил писать на исторические темы

Мастер бытового жанра любил писать на исторические темы

Одной из самых известных картин мастера бытового жанра Сергея Иванова считается «В дороге. Смерть переселенца», написанная в 1889 году. Именно это полотно принесло художнику известность, привлекло внимание публики, и Павел Третьяков приобрёл его для своей галереи. Странно, но многие последующие картины Иванова оказались в тени этого знаменитого произведения. Даже преданные почитатели таланта художника как-то стали забывать, что признанный мастер бытового жанра любил писать и на исторические темы.

История страны всегда привлекала Иванова и он, особенно ярко это стало проявляться после смерти его любимого учителя Василия Перова, серьёзно интересовался событиями прошлого. Изучал архивные документы, посещал Эрмитаж и делал там зарисовки древнерусского оружия. Параллельно стремился получить в Академии художеств право «снятия с натуры остатков старины, зданий, утвари».
Его первой картиной, написанной на историческую тему, стало полотно «Смута», которое сейчас хранится в музее-квартире Исаака Бродского в Санкт-Петербурге. В ней он обратился к одному из самых трагичных периодов в истории страны — Смутному времени. Работа, вспоминал художник потом, шла довольно трудно. Периодически он прерывался, уточнял детали, делал эскизы, натурные зарисовки, опять рисовал, потом стирал уже готовое…
«Сегодня, — писал он, — начал красками и начал, кажется, удачно… Но пространства приходится замазывать громадные — несколько отходя, чтобы видеть что-либо общее. Кажется, дело пойдет?..»
Но «дело» не пошло. Не хватало деталей и натурного материала. Иванов потом напишет: «У меня время раздумья – хочется взять холст больше и больше на целый аршин. А, каково? Всё это время писал этюды, а картина была закрыта, и вот теперь, увидев её, прихожу к тому, что она коротка, всего, что хотелось бы, в ней не уместить. Прав Суриков, меняя холсты».

Народ — главный герой картины
Главным героем «Смуты», которую Иванов начал писать в подмосковном Зарайске, где снимал квартиру, стал народ. Мастеру очень хотелось показать народное восстание и ненависть людей к Лжедмитрию, который предал национальные интересы.
Измученный неопределённостью народ в страшной ненависти и злобе набрасывается на уже убитого Григория Отрепьева, который при помощи поляков пожелал взойти на московский престол. На полотне видны лишь ноги Самозванца, тело которого волокут за веревки по улице. Таков печальный итог его авантюры…
Главной особенностью картины является отсутствие упорядоченности планов. Все фигуры перекрывают друг друга, словно хаотично двигаются. Лица изображены почти гротескно и искажены ненавистью… И только образ Спасителя с горечью взирает на своих неразумных детей.

Сюжет без драматизма

Довольно часто Сергей Иванов исторический сюжет пытался трактовать как бытовой. Именно это можно увидеть на картине «Приезд иностранцев. XVII век», написанной в 1901 году. Работать над композицией живописец начал ещё в 1890-е годы. Прежде чем приступить к полотну, он сделал массу эскизов и зарисовок.
Мастер долго не мог придумать, что именно изобразить. Ему очень хотелось показать отношение русского народа к иностранцам, но сделать это спокойно и без драматизма. В итоге выбрал простой сюжет. В центре картины изображён старик с посохом и связкой баранок. Пожилой мужчина оглядывается на возок с иностранцами и тянет за руку дочь, одетую в красную шубку. Ему очень хочется поскорей увести её от «дурного глаза» немцев. Однако любопытство берёт верх и оба косятся на приезжих.
Остальные прохожие, которые также стали свидетелями события, не торопятся уйти. На их лицах изображены самые разные чувства — любопытство, удивление, недоверие. Художнику довольно точно и живо удалось передать отношение людей к высокомерным чужеземцам.
Картина хранится в Третьяковской галерее.

Вера в народ

Обычно на своих полотнах Сергей Иванов скорее иронизирует над народом, а порой даже критикует его, что можно наблюдать на картине «Царь. XVI век», которая также хранится в Третьяковской галерее. Кстати, первоначально эту картину мастер хотел назвать «То земной едет бог!». 
Именно Богу, а не человеку, поклоняются стоящие на коленях люди.
Но некоторые работы Иванова всё же говорят о его вере в народ, который художник считал главной движущей силой исторического процесса. Именно этой мыслью проникнута картина «Поход московитян. XVI век», где изображены спускающиеся с горы на лыжах воины. Одни едва держатся и падают, другие, более стойкие и закалённые, твёрдо стоят на лыжах.
И хотя в рядах воинов-русичей, которые одеты довольно разноцветно, не наблюдается стройности, тем не менее чувствуется, что эти люди обладают силой и мощью и всегда смогут защитить родину от врагов.

Цикл исторических картин

Известно, что в 1907–1910 годах Иванов работал над композициями для цикла «Картины по русской истории» издательства Иосифа Кнебеля. Кроме Иванова, Кнебель пригласил к сотрудничеству и других известных мастеров: братьев Васнецовых, Бориса Кустодиева, Александра Бенуа, Дмитрия Кардовского, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского, Владимира Чемберса.
Однако самый значительный вклад в издание Кнебеля внёс именно Иванов, который написал восемнадцать картин. К слову, они наряду с произведениями вышеперечисленных художников, стали учебными наглядными пособиями для изучения истории России.
Эти полные поэзии, красочные и эмоциональные работы («В Приказе московских времён», 1907, Русский музей, Санкт-Петербург; «В стрелецкой слободе», 1907, Третьяковская галерея, Москва; «Новые книги — раскол», Музей революции, Москва; «Приезд воеводы», 1908, местонахождение неизвестно) давали прекрасное представление о прошлых эпохах и лучше скучных учебников пробуждали в учащихся интерес к изучению истории родной земли.

Активная жизненная позиция

Всегда занимавший активную жизненную позицию, Сергей Иванов откликнулся на события русской революции 1905 года. В том же году им была написана картина «Расстрел», которая находится в Москве в Музее революции. Её композиция довольно лаконична — на полотне изображена почти пустая площадь, в центре которой — одинокое тело убитого рабочего.
В некоторых исторических работах, прежде всего можно назвать полотно «Суд в Московском государстве», написанное в 1908 году, поднимаются социальные проблемы.
На этой картине изображена сцена уголовного суда. Староста сидит за столом у окна. Его легко узнать по описа­нию: «А в губных старостах у таких дел в городах быть дво­рянам добрым и зажиточным, которые за старость или за раны от службы отставлены… и которые грамоте умеют».
При нем целовальник и дьячок — зажиточный дворянин со свитком и пером в руках. Перед ними в разорванной рубахе стоит преступник, которого ждёт суровое наказание.

Радостное настроение в картинах Иванова

Ещё одной известной работой Сергея Иванова, написанной в историческом жанре, считается картина «Семья. В гости». На ней можно увидеть шествующую по снегу семью, которая, что сразу понятно, с подарками в руках идёт в гости.
Впереди шествует девушка в белом нарядном полушубке, за ней важно вышагивает глава семьи с супругой, у которой в руках узел с подарками. Позади все остальные домочадцы. Даже беглого взгляда на полотно достаточно, чтобы понять — автор симпатизирует своим героям. Таким же радостным настроением пронизана картина «Звероловы Древней Руси», которая хранится в Художественном музее города Челябинска. На ней изображение охотники, ловко съезжающие на лыжах с горы.
В список удачных в художественном отношении картин можно добавить «Боярский возок» (Художественный музей им. А.Н. Радищева, г. Саратов, «Язычество и христианство», Картинная галерея, г. Симферополь).
Размышляя о роли исторического жанра, Иванов писал, что «нация, не уважающая своего прошлого, и сама не может возбудить уважения». Именно народ оказывается главной движущей силой истории, ему, а не отдельным выдающимся личностям живописец посвящает свои картины. Другая важная черта его концепции — интерес к допетровской Руси, её национальной специфике. В этом коренное расхождение художника с представителями «Мира искусства», создавшими пленительный образ ХVII века.

В одном ряду с работами Репина, Васнецова, Сурикова

Незадолго до смерти Сергей Иванов вновь обратился к теме приезда иностранцев в Москву. В 1910 году им в юмористическом стиле была написана картина «Немец».
На ней горожане, кто с испугом, а кто с откровенной насмешкой смотрят на гостей, одетых для Руси довольно непривычно. Иностранцы, которых московитяне называли «иноземцами», на их взгляд одеты нелепо и странно. Однако эти ирония всё же позволяет уловить главное: на полотне изображено столкновение не похожих культур, идеалов и мировоззрений…
Все эти работы ставят Сергея Иванова в один ряд с такими мастерами исторического жанра, как Илья Репин, Виктор Васнецов, Василий Суриков.
0
11:10
111
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Анна Неделина