Данила Катков №1

Иван Грозный убивает своего сына

  • Кандидат в Самородки
Иван Грозный убивает своего сына

Скандал вокруг картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (в народе известная под названием «Иван Грозный убивает своего сына») разразился ещё в тот момент, когда полотно было представлено на XIII выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1885 г.

Увидев картину, император Александр III запретил публичный показ картины. Таким образом полотно Репина стало первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской Империи. Павлу Третьякову, купившему картину, предписывалось «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения её в публике какими-либо другими способами». Но спустя три месяца благодаря ходатайству близкого ко двору художника Алексея Боголюбова запрет всё же был снят.


Легенд вокруг смерти царевича Иоанна ещё при жизни царя Ивана Грозного ходило много. По одной, царевич желал скорой смерти отца, пытался навести на него порчу, даже ставил свечи за упокой в храмах. Царь вроде как прознал о делах сына и в припадке гнева ударил его посохом… Другие летописцы, напротив, отмечают дружбу сына с отцом, что они даже «любовницами и любовниками обменивались…».

Также имелись документы, согласно которым сын Ивана Грозного скончался от продолжительной болезни в Александровской слободе, а не в Кремле от отравления сулемой…

Английский дипломат Джером Горсей, ссылаясь на своих осведомителей при дворе, утверждает, что ссора действительно имела место быть. Иван Грозный ударил сына не в висок, а в ухо. Царевич впал в нервную горячку и скончался через несколько дней… Но можно ли верить иностранцу, главной задачей которого было опорочить российского государя?


Версия историка Карамзина

Версия об убийстве Иваном Грозным родного сына была предложена историком Николаем Карамзиным. Историк основывался на трудах князя Курбского, написавшего о «подвигах» царя немало страшилок, где, что никоим образом нельзя забывать, смешались правда и вымысел. Кроме того, он опирался на свидетельства иезуита Антонио Поссевино. Согласно его словам, царь повздорил с сыном из-за «неблагочестивого поведения» третьей жены царевича Елены Шереметьевой и в приступе гнева посохом ударил его в висок.

Но сам Поссевино не являлся очевидцем событий. Он прибыл в Москву уже после похорон царевича. Об убийстве ему рассказал переводчик-итальянец, который якобы слышал при дворе такую версию событий. Естественно, подобный источник нельзя назвать достоверным и надежным.

По всей видимости, благодаря богатому воображению, Николаю Карамзину удалось довольно красочно описать муки царя после смерти сына: «…тосковал ужасно; не знал мирного сна: ночью, как бы устрашаемый привидениями, вскакивал, падал с ложа, валялся среди комнаты, стенал, вопил; утихал только от изнурения сил; забывался в минутной дремоте на полу, где клали для него тюфяк в изголовье; ждал и боялся утреннего света, боясь видеть людей и явить им в лице своем муку сыноубийцы…». Думается, в этом только одно является правдой - царь и верно горевал о смерти наследника, на которого возлагал столько надежд. Более того, он прекрасно понимал, что теперь трон оставить некому. На царевича Фёдора надежды особой нет, да и брак у него явно будет бездетным...

Ещё историк утверждал, что Ивану Грозному накануне смерти являлся призрак сына — «… лежа на одре в беспамятстве, Иоанн громко звал к себе убитого сына, видел его в воображении, говорил с ним ласково,»

Сейчас уже трудно судить об исторических событиях по прошествии стольких лет. Вполне понятно желание многих докопаться до истины и воссоздать историческую правду, однако в пылу споров часто забывают — в Третьяковской галерее хранится не исторический документ, а произведение искусства, автор которого имел право как на собственную трактовку событий, так и на художественный вымысел.

Как возникла идея написать картину

Из воспоминаний самого Ильи Репина известно, что впервые мысль о картине зародилась у него в связи с мартовскими событиями 1881 года. Осколками бомбы, взорванной народовольцем Игнатием Гриневицким, был убит царь Александр II. Позже мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» вновь пришла в голову, когда художник возвращался с концерта Николая Римского-Корсакова.

В своих воспоминаниях Репин описывает это так: «Как-то в Москве в 1881 году я слышал новую вещь Римского-Корсакова — «Месть». Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване».

Не оставляла эта идея мастера и во время его путешествия по Европе в 1883 году, где он увидел бой быков. Тогда он писал: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу… В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном. И картина крови имела большой успех».

Обречённость в лице Гаршина

Илья Репин потом вспоминал: «Писал — залпами, мучился, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шел в атаку. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней».

Для создания образа царя Ивана мастеру позировали известный художник Григорий Мясоедов и композитор Павел Бларамберг. При написании образа царевича — писатель Всеволод Гаршин и художник Владимир Менк.

«В лице Гаршина,- говорил Репин,- меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича». Гаршин вскоре после этого действительно погиб.

Работать над этой картиной мастер начал в Москве. Дочь художника Вера потом вспоминала, что именно здесь сшили костюм для Ивана Грозного — чёрный, в виде подрясника. Для сына Грозного изготовили розовый с серебристым отливом кафтан, синие штаны, украшенные цветочками, и сапоги с загнутыми носками. К слову, Репин сам кроил эти костюмы и расписывал сапоги царевича.

Карандашный эскиз, датированный Репиным 1882 годом, подтверждает, что художник работал напряженно, трудно, страстно. «Началась картина вдохновенно, шла залпами, — вспоминал он. — Чувства были перегружены ужасами Современности… А наша ли история не даёт поддержки… Но всё казалось — мало. В разгар ударов удачных мест разбирала дрожь, а потом, естественно, притуплялось чувство кошмара, брала усталость и разочарование… Я упрятывал картину с болезненным разочарованием в своих силах — слабо, слабо казалось всё это… Разве возможно… Но наутро испытывал опять трепет — да, что-то похожее на то, что могло быть… И нет возможности удержаться — опять в атаку. Никому не хотелось показывать этого ужаса… Я обращался в какого-то скупца, тайно живущего своей страшной картиной».

Что скажет Крамской…

Илья Репин закончил полотно к 300-летию смерти Ивана Грозного, которое отмечалось в 1884 году. Впервые картина была показана в 1885 году друзьям художника, среди которых присутствовали Иван Крамской, Иван Шишкин, Николай Ярошенко. По воспоминаниям Репина, гости были ошеломлены и долго молчали, ожидая, что скажет Крамской… Его мнение для всех всегда считалось самым важным.

И Крамской сказал то, что думали все присутствующие: «Нас охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина».

Несколько позже в письме к журналисту Суворину он взволнованно напишет: «Вот она, вещь, в уровень таланту… Выражено и выпукло выдвинуто на первый план — нечаянность убийства!.. И как написано, боже, как написано! В самом деле, вообразите, крови тьма, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе, и его громкий крик, а в руках у него сын, сын, которого он убил, а он… вот уже не может повелевать зрачком, тяжело дышит, чувствуя горе отца, его ужас, крик и плач, он, как ребёнок, хочет ему улыбнуться: «Ничего, дескать, папа, не бойся!» Ах, боже мой!»

Эпоха Репина

Знаменитый русский певец Федор Иванович Шаляпин, рассказывая о том, как он увидел репинскую картину в Третьяковской галерее и как она его поразила, закончит почти словами: «Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и горжусь принадлежать к его эпохе».

Чуть позже писатель Лев Николаевич Толстой напишет Репину: «Третьего дня был на выставке и хотел тотчас же писать Вам, да не успел. Написать хотелось вот что — так, как оно казалось мне: молодец Репин, именно молодец. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель. На словах многое бы сказал Вам, но в письме не хочется был умствовать. У нас была геморроидальная, полоумная приживалка-старуха, и еще есть Карамазов-отец. Иоанн Ваш для меня соединение этой приживалки и Карамазова. Он самый плюгавый и жалкий убийца, какими они должны быть, — и красивая смертная красота сына. Хорошо, очень хорошо… Сказал вполне ясно. Кроме того, так мастерски, что не видать мастерства. Ну, прощайте, помогай Вам бог. Забирайте всё глубже и глубже».

Восхищался картиной и непосредственный участник создания картины Гаршин. Он имел возможность наблюдать весь процесс создания картины. «Да, — писал он, — такой картины у нас ещё не было, ни у Репина, ни у кого другого, — и я желал бы осмотреть все европейские галереи для того только, чтобы сказать то же про Европу. Представь себе Грозного, с которого соскочил царь, владыка, — ничего этого нет: перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком».

И заканчивает своё высказывание о репинской картине словами: «Я рад, что живу в то время, когда живет Илья Ефимович Репин. У меня нет похвалы для этой картины, которая была бы её достойна»».

И всё же мнения были разные

Но всё же мнения о картине были разные. Обер-прокурор Святейшего Синода и выдающийся русский мыслитель Константин Петрович Победоносцев был крайне возмущен её сюжетом, в котором вымысел выдавался за факт, и написал императору Александру III: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический».

Профессор анатомии Императорской Академии художеств Фёдор Ландцерт и вовсе скажет: «Художник впал в шарж и непозволительное безвкусие, — говорил он открыто (уже тогда для этого требовалось известное мужество) учащимся Академии, — представив, вместо Царского облика, какую-то обезьяноподобную физиономию. В сознании каждого из нас, на основании впечатлений, вынесенных из чтения исторических повествований, из художественных пластических или сценических воспроизведений личности Иоанна Грозного, составился известный образный тип этого Царя, который не имеет ничего общего с представленным на картине г. Репина.»

Картина имела большой успех

Но как бы там не было и чтобы не писалось, картина «Иван Грозный…», кстати, её первоначальное название «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», имела успех. Однако с первых минут создания её почему- то кружили различные суеверия. Более того, кое-кто попытку запрета стал объяснять и вовсе странно: вдруг тень Рюриковича новое зло над Романовыми сотворит! В довершение всего стали поговаривать, что работая над полотном «Иван Грозный…» Репин потревожил злобный призрак царя-душегубца и теперь навлекает злой рок на людей, заказавших ему свой портрет.

Ситуация и верно была странная. Здоровье художника за время работы над полотном сильно подорвалось. Друзья опасались за его психическое состояние. К тому же, после завершения картины у мастера отнялась рука. Друг художника — Всеволод Гаршин, который позировал для картины в роли убитого Ивана, сошёл с ума. Его вдруг начал преследовать «стеклянный шар» и в момент приступа безумия, он бросился с лестницы.

«Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу…», — объяснял художник психологический успех своей работы.

А уж когда картина «Иван Грозный» была выставлена в 1885 году, некоторые впечатлительные зрители теряли сознание. Но стоит ли верить суевериям? Особенно, когда глядя на картину понимаешь — перед тобой настоящий шедевр!


Историк Кармазин ошибся

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн первым опроверг клевету на царя в своей книге «Самодержавие Духа»». Там он доказал, что царевич Иоанн умер от тяжелой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намека на сыноубийство.

Уже в советское время, в 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Иоанна, царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского. При исследовании останков была проверена версия об отравлении царя Иоанна Грозного.

Ученые установили, что в костях царя Иоанна и царевича Иоанна было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму.

Некоторые историки пытались утверждать, что это вовсе не отравление, а последствие лечения сифилиса ртутными мазями. Однако исследования показали, что сифилитических изменений в останках царя и царевича не обнаружено. После того как в 1990-х годах провели исследование захоронений московских великих княгинь и цариц, был выявлен факт отравления матери Иоанна Васильевича, Елены Васильевны Глинской (умерла в 1538 году), и его первой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году).

Это свидетельствует о том, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий являлась жертвой отравителей.

Данные этих исследований позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен. Таким образом, советская историческая наука опровергает версию об убийстве царем Иоанном Васильевичем своего сына. Так что историк Карамзин ошибся и на века оклеветал царя Ивана Грозного.

Но картина Репина от этого не потеряла своей ценности. Более того, она по-прежнему заставляет остановиться и задуматься над тем, как странно устроена наша жизнь. Всё в ней в руках случая. Сегодня ты — всемогущий правитель, а завтра в глазах потомков станешь убийцей и только потому, что кто-то захочет тебя опорочить в глазах общества…

Интересные факты

Как бы там ни было, скандалы и трагедии постоянно сопровождают эту картину. 16 января 1913 года полотно пострадало от трёх ударов ножом, которые нанёс двадцатидевятилетний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов. Когда хранитель Третьяковской галереи Георгий Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд. Говорят, что когда художник узнал о трагедии, первым делом спросил: а как глаза царя? Сохранились? И облегченно узнал, что они не пострадали.

В октябре 2013 года группа историков и православных активистов, вдохновленных давним апологетом царя Ивана и сторонником его канонизации Василием Бойко-Великим, обратилась к министру культуры РФ Владимиру Мединскому с просьбой убрать картину из Третьяковской галереи, заявив, что данное произведение оскорбляет патриотические чувства русских людей. Тогдаший иректор Третьяковской галереи Ирина Лебедева заявила, что картина не будет убрана из постоянной экспозиции.

После этого арт-группа «Митьки» в насмешку над этой петицией объявила о том, что начала работу над картиной «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына», которой при необходимости можно будет заменить полотно Ильи Репина.

Вечером 25 мая 2018 года посетитель Государственной Третьяковской галереи Игорь Подпорин вновь повредил картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Мужчина разбил стекло картины с помощью металлического столбика ограждения и несколько раз ударил им холст.


В результате нападения картина получила серьезные повреждения. По счастливой случайности, нападавший сосредоточил удары в районе фигуры царевича. К счастью, изображения лиц и рук царя и его сына вновь не пострадали.

Сейчас картина находится на реставрации и будем надеяться, что скоро её вновь можно будет увидеть.

+6
11:00
630
16:44
Наталья, вы наиболее упорный блогер БС. Когда-нибудь вы всё же приучите местных обитателей читать и активно комментировать блоги про живопись!
17:17
+1
Я читаю блоги Натальи с огромным удовольствием, но вот комментировать сложно… не писать же каждый раз — Как интересно. А больше и сказать-то нечего.
17:27 (отредактировано)
А мне тяжело читать про живопись такие блоги( меня нужно заинтересовать, а я не заинтересовываюсь что-то.
Сразу утомляюсь. Прям как в школе тексты.
17:32
+1
Может, просто не ваша тема? Я вот не воспринимаю блоги о группах и/или музыке — мне просто не интересно, и даже не представляю, как нужно написать, чтобы заинтересовать меня подобным.
18:21
Не, моя тема. Запатентована) Просто не люблю учебники( сейчас. В школе, когда первый раз что-то узнаешь, то этот блог я б читала. А сейчас, когда есть выбор, и вокруг все писатели и художники, блогеры… То мое внимание нужно захватить))) Конечно, не все могут писать статьи оригинально. Особенно копирайтеры. Вот.)
19:33
Наталье Швец, насколько я помню, уже указывали на подобный её недостаток. Но в том-то и дело, что она не реагирует на это, продолжая с непробиваемым упорством делать точно такие же публикации. Наверное, охватив своими обзорами уже целую картинную галерею.
22:48 (отредактировано)
Здорово, когда Наталья нашла свой стиль.
И упорство это круто. Всем бы.
11:25
упорный

упоротый
Это первоисточники частично упоротые. Рерайтинг — это не так чтобы совсем легко, требуется разборчивость.
11:29
Я про то, что человек абсолютно глух ко всему, что ей высказывают.
Рерайтинг — это легко. Во всяком случае, для меня. Хотя я обычно рерайтингом не занимаюсь, я компилирую разрозненный материал.
Потому что кругом завистники))
Та же фигня, из головы проще написать. Тут скорее копипастинг.
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
15:15
Мы вас предупредили. Сообщение администрации вы видели. Бан курильщика на сутки.
06:14
+2
Хорошая подборка. Не всем заходит, потому что это и не блог. Блог, на мой взгляд, нечто более творческое, подача информации, пропущенной через себя, что-то ближе к рассказу, чем к очерку. Но я вполне такое воспринимаю, если тема интересна. Спасибо! А Репин сам фигура мистическая, не уступает герою картины.)
17:51
Репин да, а насчёт Ивана Грозного уже многое открыто и там никакой мистики wink
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
10:13
Тут тяжёлый случай, не обращайте внимания. Я бы сказал, терминальный.
16:31
Что значит " Терминальный"? Я прочитала в гугле, но надо еще)), чтобы пояснили))
Я хочу так обзываться.
16:33
+2
Грубо говоря, необратимый.
16:40
+1
Ветер ответил)
16:50 (отредактировано)
Благодарю!
Я вооружена glass
14:46
Неплохо бы запретить все разговоры о политике. Засрем сайт.
Они и запрещены правилами сайта.
Комментарий удален
14:58
+3
Политсрач снесён. Его продолжение будет караться баном любого участника.
Комментарий удален
20:31
+1
историк Карамзин ошибся и на века оклеветал царя Ивана Грозного.
и за это сам обозван Кармазиным?
Историк Кармазин ошибся
А йибонефек, такой-сякой, царя обидел, ишь!

А вот должности вообще непонятно за что обломилось
Тогдаший иректор Третьяковской галереи Ирина Лебедева
Можабуть, тоже за оболгатого царя, уже посредством живописной шыдэвры
заявила, что картина не будет убрана из постоянной экспозиции.
Ну вы бы уж, автор, поточнее бы определились, вы за ИванВасилича иль за Илью Ефимыча? jokingly
Загрузка...
Светлана Ледовская №1