Ирис Ленская

Андрея Рябушкина художники-передвижники поняли и оценили не сразу

  • Кандидат в Самородки
Андрея Рябушкина художники-передвижники поняли и оценили не сразу

Полотно художника Андрея Рябушкина «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», написанное в 1893 году, оценили не сразу. Его коллегам по творческому цеху — Товариществу художников-передвижников картина не понравилась и они не согласились представить её на выставке, ссылаясь на то, что в ней нет действия.

 Вернее, всё действие, говорили они, заключается в бездействии — в «думании» о государственных делах, изображённом, впрочем, весьма иронично.
Глядя на полотно, создаётся впечатление, что предметы здесь важнее почти заснувших от скуки людей. Живописец с наслаждением изображает расписные стены и потолок, выложенный плитками пол, богатые парчовые одежды, изразцовую печь, витую люстру, изукрашенный вставками из драгоценных каменей трон….
А вот с людьми особенно не церемонится. Нет, они, конечно, есть и их достаточно много, но в первую очередь взгляд почему-то падает на золотистые стены…
Да и сам царь Михаил Фёдорович, который по логике вещей должен стать главной фигурой, выписан незаметно. Художник изобразил его в пол-оборота к зрителю, сидящим на троне.
За царём можно увидеть думного дьяка, который стоит со свитком в руках, и стряпчего с шапкой и посохом царя. Вдоль стен на скамьях восседают члены Боярской думы. Один из стоя держит речь.
Рядом с ним сидит боярин, голова которого утонула в стоячем воротнике, так называемом «козыре». К слову, «козырь» в те времена являлся признаком особого положения, откуда и пошло выражение «ходить козырем» т.е. важничать.
Боярская дума являлась важнейшим органом государства и вместе с царём разделяла верховную власть. Заседания думы, как правило, проводились ежедневно в одной из палат царского дворца или в его государевой комнате. Одно из них и изобразил на своей картине Андрей Рябушкин.

Царь Михаил сумел навести порядок

Немного истории. Царю Михаилу Фёдоровичу, когда он занял престол, исполнилось шестнадцать лет. Время было очень тяжёлое — Россия только-только пережила череду самозванцев, Великую Смуту и едва не лишилась своей государственности. Однако юному Романову, естественно, при помощи окружения и влиятельной родни, довольно быстро удалась вывести страну из тяжёлого положения.
Более того, он не только сумел навести порядок, но за время своего правления присоединил земли Нижнего Урала, Прибайкалья, Якутии и Чукотки. Россия получила выход к Тихому океану.
Надо сказать, за более чем тридцатилетнее правление он успел довольно много. Практически сразу после восшествия на престол у него получилось заключить «вечный мир» со Швецией, оставшийся в истории как Столбовский мир. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, были возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией. Границы, установленные договором, сохранятся до начала Северной войны 1700—1721 гг.
Будет подписано Деулинское перемирие, затем «вечный мир», так называемый 
Поляновский мир, с Речью Посполитой. В его рамках Польша и Литва сохранят за собой Смоленск и Северскую землю, однако польский король и великий князь литовский Владислав IV откажется от притязаний на русский престол.
Россия восстановит хозяйство и вновь начнёт торговать с другими странами. Благодаря назначению воевод и старост на местах, в стране установится прочная централизованная власть. Будет определён единый размер налога и произведена точная опись всех поместных земель. Кроме того, царь учредит особый «приказ» (канцелярия) для приёма и разбора жалоб от населения «на обиды сильных людей».
Создадутся полки «нового строя». Прежде всего речь идёт о рейтарском, драгунском, солдатском. Под Тулой будет основан первый железоделательный завод, а в Москве появится Немецкая слобода, так называемый «Кукуй», где поселятся иностранные инженеры и военные специалисты…

Ему пророчили большое будущее
Хрупкий и болезненный Андрей Рябушкин создавал картины, где в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представлял быт Древней Руси.
Будущий живописец родился в семье крестьянина-иконописца в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Его отец Пётр Васильевич и старший брат Фёдор много работали и мальчик довольно рано начал помогать им расписывать церкви. Все окружающие пророчили мальчику большое будущее.
Однако в четырнадцать лет он становится сиротой и теряет надежду получить профессиональное образование. И если бы не студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества Андрей Преображенский, который гостил в этом селе и обратил внимание на талантливого юношу, вряд ли мы бы сейчас о нём знали. Преображенский увёз тёзку в Москву и определил его в училище к самому Василию Перову.
К сожалению, общение с великим мастером длилось недолго. Вскоре Перов умирает и Рябушкин отправляется в Санкт-Петербург, где продолжает учёбу в Академии художеств у Павла Чистякова.
Его работы нравятся преподавателям. Их постоянно отмечают наградами. Однако за дипломную картину «Снятие с креста», написанную в 1890 году, Большой золотой медали он не получил. И только потому, что отступил от утверждённого Советом эскиза…

И вновь помог счастливый случай
Художник очень расстроился и в отчаянии собирался разрезать большой холст на части, чтобы использовать их для других работ. Тут вновь на помощь приходит счастливый случай. Его мастерскую посещает Павел Третьяков и покупает картину для своей коллекции.
Узнав об этом, президент академии великий князь Владимир Александрович за счёт своих личных средств оплачивает молодому художнику заграничную поездку, полагающуюся всем золотым медалистам. Правда, сроком не на три, а на два года.
Но Андрей Рябушкин отправляется путешествовать по старым городам России. Он едет в Новгород, Киев, Тулу, Орёл, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород, вновь посещает Москву и Подмосковье. Везде, где бывает, пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. В музеях изучает старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие, параллельно читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания.
Надо сказать, что данная тематика его интересует давно. Ещё будучи студентом он довольно много пишет в разные журналы на темы из истории Древней Руси, делает бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни. К слову, Рябушкин в дальнейшем будет много заниматься журнальной и книжной графикой. Здесь следует отметить, что исторические события Рябушкин пишет как с натуры, что делает его похожим на Василия Сурикова.
Человек большого таланта
Вскоре художник селится под Петербургом в имении Приволье у своего друга — русского писателя, переводчика, художника и композитора Ильи Тюменева.
Именно здесь, в специально для него построенном доме с мастерской начинается самостоятельный путь художника. Он создаёт две жанровые картины: «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891 год) и «Потешные в кружале» (1892 год). На последней изображает солдат Потешных полков Петра I и стрельцов в кабаке. Эти произведения будут приняты на выставки передвижников.
В 1895 году на суд публике художник показывает новое большое полотно «Московская улица XVII века в праздничный день», где по непролазной грязи в старинных костюмах в холодный осенний денёк бредут мужчины и женщины. Потом он пишет картину «Семья купца в XVII веке» и практически вслед за ней необыкновенно яркое полотно «Русские женщины XVII века в церкви». Здесь ему удаётся великолепно соединить яркие узорчатые ткани, золото венцов, роспись стен и узоры цветных стекол в окнах.
Эти три картины получили почётный отзыв на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. После чего Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят и с ним считаются Илья Репин, Василий Поленов и художественное объединение «Мир искусства», на выставках которого он какое-то время показывает свои работы. Но творческого союза с объединением не получилось и вскоре он примыкает к сообществу «36 художников».
Следует сказать, что коллеги всегда довольно высоко отзывались о творчестве Андрея Рябушкина. Живописец Михаил Нестеров, например, назвал его «человеком большого таланта и больших, скрытых страстей».
Более 100 картин Андрея Рябушкина

Одной из самых известных работ, которые относятся к позднему периоду творчества живописца, стала «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», написанная им в 1901 году. По улице проносится красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и 
всадниками. Вокруг — нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. 
Пейзаж у Рябушкина получился почти что саврасовский: ранняя весна, маленькая белая церковь, освещённая закатным солнцем, видны тёмные деревянные постройки. На переднем плане — лужа, тронутая тонким льдом. В 1913 году картина была продана коллекционером Сергеем Щербатовым Третьяковской галерее.
В последние годы жизни художник сильно увлёкся созданием иллюстраций к русским былинам, много пишет на деревенские темы. В этом списке значатся полотна «За водой», «В деревне», «Втёрся парень в хоровод…», «В деревне. К обедне».
В 1903 году у Андрея Рябушкина диагностировали туберкулёз. Лечение в Швейцарии ему не помогло… Весной 1904 года он умирает в имении Дидвино Новгородской губернии у своего друга художника Василия Беляева. Погребён на ближайшем кладбище в Добром Селе.
В 1957 году прах мастера перезахоронили на Любанском городском кладбище и на могиле поставили памятник.
За годы своего творчества художник написал более 110 картин, которые экспонируются в Государственном русском музее, в Третьяковской галерее, во Всероссийском музее А.С. Пушкина, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Псковском художественном музее. Несколько работ находятся в частных коллекциях.
+2
14:45
249
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Xen Kras №1