Специально для дебилов

Вчера один из наших самых замечательных министров, заведующий той самой пресловутой не-прачечной, сказал следующее:
Признаюсь честно, комиксы я не читаю, но это скорее дело вкуса и жанра, чем мнения, что это какая-то не такая литература, недостойная внимания моих прекрасных глаз. Детективы я тоже не читаю, как и фэнтези. А ещё я считаю категоричность — уделом людей очень недалеких, поэтому во всех перечисленных мною жанрах есть исключения. Агату Кристи уважаю, за Гарри Поттера вцеплюсь в глотку, а одно из самых честных и поразительных книг о войне считаю… о боги, комикс!
Был у меня в загашнике один старый отзыв о нём. Я его достала, протерла от пыли, чуть подправила и предлагаю ознакомиться. Книга, действительно, прекрасная, хоть и для дебилов, как считают некоторые.
Я никогда не считала наличие наград или их отсутствие показателем качества книги. Многие призеры престижных премий не произвели на меня никакого впечатления, а среди моих любимых книг есть те, которые критики ругали, не стесняясь в выражениях. Но в этом отзыве я хочу затронуть не просто призера Пулитцеровской премии, а первый и пока единственный комикс, отмеченный этой наградой. Арт Шпигельман создал нечто невообразимое – комикс о Холокосте.
За основу взят рассказ его отца, пережившего заключение в Освенциме. Арт очень честно, без ширм и прикрас, передает то, что успел ему рассказать отец о своей жизни, о матери Арта и многих родственниках, которым не повезло оказаться в Польше в конце тридцатых–начале сороковых годов прошлого века. Кроме того, автор (или все же художник?) передает свои ощущения во время работы над этим комиксом.
Получилось многослойное повествование, которое раскрыло не только те ужасы, которые творились в Европе во время войны, но и какое влияние это имело на людей. А ведь оно не закончилось с прекращением боевых действий. Оно оставалось неотъемлемой частью каждого, кто стал свидетелем тех страшных дней. Более того, оно частично перешло и к детям тех, кто выжил. Вообще, линия отцов и детей в «Маусе» ничуть не слабее той, что посвящена Холокосту.
Арт не скрывает имен. Действующие лица комикса не имеют псевдонимов. Он — Арт, его отец — Владек, жена Арта — Франсуаза. Правда, в комиксе они все не люди. Арт и Владек — мыши, как и все евреи, француженка–жена — зайчиха, немцы — коты, поляки — свиньи, а американцы — собаки. Конечно, это немного отвлекает от реальности, но от рассказов Владека все равно слезы наворачиваются на глазах, а от честности самого автора время от времени было желание прервать чтение, но я все равно продолжала, потому что узнать, что же было дальше, хотелось еще больше.
Главный герой (я все же считаю, что это именно Владек Шпигельман, а не сам Арт) получился настолько выразительным, что отношения с ним складывались, как со знакомым и очень близким человеком. Большую часть времени он вызывает несомненную симпатию, но иногда накатывало то постыдное раздражение, которое вызывают любимые родственники. За него бывало стыдно, а иногда наваливала злость, но это было все быстро проходящее.
В начале первой части происходит диалог между отцом и сынов, в котором Арт признается, что хочет написать историю своего отца. Арт говорит: «Я хочу рассказать твою историю. Как все было на самом деле». Владек же отвечает: «Надо же как правильно, как прилично». В итоге получилось все — и правдивая история, и более чем приличное повествование.
Не буду спойлерить и выдавать подробности комикса, но лишь отмечу, что Владек действительно делал все, что было в его силах, чтобы выжить. За несколько лет он пережил столько, что хватило бы не только на комикс, но и на целый роман. Как и огромное количество людей с похожей судьбой, он потерял все. Садясь за этот комикс, не стоит рассчитывать, что время пройдет быстро и весело. Здесь есть о чем подумать и над чем ужаснуться. А также чему поучиться. Не только каждому отдельному человеку, а человечеству в целом.
Закончу словами Владека: «Умереть легко... а вот за жизнь надо бороться».
А как вы относитесь к комиксам? Какие порекомендуете? А то теперь уж очень сильно захотелось почитать их.
Однако…
А про Мауса много хороших отзывов видел.
вот он www.ladydeathuniverse.com/
На востоке все немного иначе. Там комиксы хоть и тоже выросли в обширную культурную среду, остаются максимально дешёвым товаром издаваемом на низкокачественной бумаге. Там никто не будет тратиться на лайнера, колориста и сценариста. Потому комиксы черно-белые и в 90% художник и сценарист — одно лицо. С одной стороны, это усложняет процесс. С другой… Азиатские комиксы в большей степени комиксы, чем западные. В них текст это композиционная часть картины, а не просто пояснительная реплика. В них картинка коррелирует с литературной частью. Не везде. У отдельных авторов. Но эти авторы есть. На западе, авторов слишком мало и всегда работа коллективная. Потому там такого эффекта как на востоке добиваются только хорошо сработавшиеся тандемы писателя и художника.
Вот так лучше, мне кажется
По поводу комиксов — отношусь нейтрально, сам их не читаю, хотя у меня вызывают небольшой интерес вот такие: «Г.Ф. Лавкрафт. Пишущий в ночи» или «Филип К. Дик. Биография в комиксах».
Алан Мур — это вообще легенда графической литературы. «Хранители» и «V — значит Вендетта» к прочтению обязательны.
Ну и есть же «Бойцовский клуб 2») И даже третий на подходе. Но его я рекомендовать не буду))
Я вообще большой поклонник графических романов, у меня хороший список тех, что я хочу видеть на полке, не просто прочитать, а именно иметь у себя. «Маус» тоже входит в список, кстати)
А Мединский… Он идиот. Это всем давно известно, так что даже не горит уже. Я вчера тоже увидел эту его цитату, и ничего кроме смешка не смог издать — жалко человека, пусть и идиота.
а в чём? Я просто вообще не разбираюсь, любопытно ) эта разница как-то относится к серийности, например?
нас жалко, а не его
По поводу разницы, я уж не буду голыми фактами оперировать, все-таки не специалист. Скорее опишу, как я эту разницу понимаю.
Комикс — это именно способ взаимодействия автора с читателем. Вид литературы, такое же широкое понятие, как «проза», «поэзия» и прочее.
А графический роман — это уже произведение литературы, книга, написанная этим способом. При этом, как в обычной литературе есть бульварное чтиво, серии по 50 книг, так и легкие, ни на что не претендующие комиксы выходят номерами.
Графический роман же — это искусство, законченная вещь. Ее, как и обычный прозаический роман, могут наградить, оценить, обсудить.
Кстати, любопытно, что графическим романом будет являться даже проза с иллюстрациями, если они имеют очень большое значение. Я так себе прикупил «БиоГрафический роман» про Кафку. Текста довольно много, но рисунки больше говорят, да и очень сокращенные произведения Кафки в виде комиксов радуют))
Кстати, еще порекомендую серию «Город грехов») На любителя, но зато эталон нуара)
Люди которые пытаются позиционировать себя как «любители графических романов», как правило не разбираются в комиксах вообще и корчат из себя снобов.
вот я что-то такое и подозревала)
из личного опыта: читала, а потом и переводила с англицкого (потому что русской версии не было, либо я её не смогла найти) несколько томов манги Trigun. это незабываемо))) ещё листала «Город грехов», но фильм больше запомнился.
Для меня комикс — это прежде всего работа художника. Есть у меня в коллекции несколько французских журналов «Pif» за 60-е годы 20 века. Вот это художники были — глаз не отвести.
Люди, животные прорисованы с высочайшим профессионализмом. А как переданы движения! Нет, нет больше таких художников...(((
Такого точно не видела.
А вообще отдельно хочется отметить всякие короткие веб-комиксы — это же прямо искусство нового времени: коротко, лаконично и актуально, такой совеременный вариант хокку))
Сейчас полюбила poorly drawn lines, по-моему это гениально!
Уж не разбился, а уматнулся
Так вот в чём прелесть полётов в небо
Чтоб долбануться, ну вы даёте ваще внатуре
Пыхтишь как лошадь и бух как фраер об землю жопой
Что ты там гонишь? Какое небо? Какая Воля? Какое счастье?
Летали, знаем… ( почти Горький)
А что касается министра с позволения сказать культуры, то как сказал один из Гусманов — Министр культуры в культуре замечен не был.