@ndron-©

Идея для написания картины художнику пришла в Елабуге

Идея для написания картины художнику пришла в Елабуге

Картина «Рожь» экспонировалась на VI передвижной выставке, состоявшейся в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Это полотно считается одним из самых знаменитых произведений мастера. Ещё её называют классическим произведением русской реалистической пейзажной живописи. Люди старшего поколения помнят пейзаж по учебнику «Родная речь» для второго класса.

К моменту написания картины Иван Шишки уже был признанным мэтром живописи. Он получил всё, о чём можно было только мечтать художнику — славу, имя, деньги. Однако именно тогда, когда у него было всё, в жизни случилась беда. Одним за другим уходили в мир иной его самые близкие люди: отец, шурин, жена, два маленьких сына… Иван Иванович остался один с маленькой дочерью Лидой. Своё спасение от отчаяния и безумия он находил только в работе. Именно тогда во время поездки с дочерью Лидой в Елабугу и возникла идея знаменитой картины «Рожь».

На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево считается символом всего творчества художника. Влюблённый в русский лес, Шишкин всегда выписывал сосну нежно и подробно. На этой же картине старательно выписаны клонящиеся от тяжести ветви, причудливые стволы и гордые верхушки.

Просёлок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, обещает «увести в даль светлую». Людей на картине нет. Однако, если очень присмотреться, можно увидеть где-то вдали мелькнувший женский платок. Ласточки «стригут» столь стремительно прямо над самой землей, что кажется, их тени не поспевают за ними. Не взирая на кажущуюся тишину, чувствуется приближение грозы. О ней говорят кучевые облака, что тяжело нависли над полем…

Создав эту картину, Иван Шишкин совершил настоящее чудо. Он сумел реально заставить зрителя прислушиваться к шелесту ласточкиных крыльев и шороху колосьев.

Дорога во ржи

Тема бескрайнего поля уже использовалась Шишкиным в творчестве. В 1866 году мастер написал полотно «Дорога во ржи», всю нижнюю часть которого занимало бесконечное колосящееся ржаное поле, а верхнюю — такое же бездонное небо. Само же поле прорезалось унылой просёлочной дорогой по которой одинок брёл путник. Так что приступая к работе через 12 лет, художник явно вспомнил своё старое полотно. Только идею для картины теперь черпал из опыта прожитых лет и всего того, что уже довелось испытать.

К слову, тема засеянного поля неоднократно появлялась в произведениях и русской, и зарубежной живописи. Её можно встретить в работах Григория Мясоедова, Алексея Венецианова, Джорджа Виката Коула, Жана-Франсуа Милле…

Однако картина «Рожь» по праву считается одной из самых лучших.

Удачнейшая вещь

«Рожь» – одна из удачнейших вещей Шишкина вообще», – писал Иван Крамской Илье Репину.

Увидев картину, все без исключения критики в один голос утверждали, что благодаря широкой линейной перспективе и цветовому обобщению в передаче поля спелой ржи и почти безжизненной воздушной среды, живописец сумел достигнуть монументальности повествования. И хотя пейзаж был выполнен намеренно статично, художник всё же показал своё восхищение величием и мощью русских просторов и сумел донести этот свой восторг до зрителя.

Вот что сказал о картине современный искусствовед Виталий Манин: «Трудно определить, какая из работ художника самая примечательная в его творчестве. Если таковой и нельзя назвать картину «Рожь», то, во всяком случае, её можно отнести к этапным, стержневым полотнам. В истории русского пейзажа она, несомненно, эпохальна».

Две картины с одинаковым названием

Через три года после Ивана Шишкина, в 1881 году, другой выдающийся художник-передвижник Алексей Саврасов, который, конечно же, не мог не знать этой картины, создаёт свой шедевр на ту же тематику и с тем же названием. Однако его «Рожь» поглотила всё светлое. Глядя на неё, душу охватывает тоска и безысходность. Мало того, потом Саврасов создаёт второй вариант картины, ещё более мрачный…

Но как бы там ни было, оба произведения — картины с одинаковой темой и одинаковым названием двух выдающихся русских художников-пейзажистов, вполне сосуществуют. Появление нового произведения, причём сразу в двух вариантах, нисколько не повлияло на величие Шишкинского полотна. Это совершенно разные, но однозначно выдающиеся картины. В их общей тематике нет ни спора, ни контрастности. Это — разговор двух великих художников, разговор на языке живописи. А зритель с удовольствием внимает столь высокой беседе.

Сейчас копии картины «Рожь» Ивана Шишкина можно увидеть на различных репродукциях, открытках, календарях, закладках, футболках, гобеленах, на красивых упаковках и коробках пирожных и мороженого и на других предметах. Увидев эти репродукции, почти любой человек, пусть и мало знакомый с живописью, безошибочно назовёт автора.

+3
11:00
412
14:56
В названии, наверное, для картинЫ)
Загрузка...
Алексей Ханыкин