Маргарита Блинова

Мифы на картинах Васнецова

Мифы на картинах Васнецова
Виктор Васнецов в поиске сюжетов для своих картин обращался не только к преданиям, сказкам, былинам, но и к мифам. Примером тому является картина «Сирин и Алконост». Совсем недавно Третьяковская галерея извлекла её из запасников и с обозначением «Дар великой княгини Елизаветы Фёдоровны» выставила на всеобщее обозрение.

Художник в был хорошо знаком с великой княгиней Елизаветой Федоровной Гессен-Дармштадтской. Биографы и историки часто говорят о религиозности великой княгини и практически не упоминают об её увлечении историей и фольклором. А ведь именно это послужило причиной знакомства с художником. Они встретились в начале 1890-х, вскоре после переезда княжеской семьи из Петербурга в Москву, где великий князь Сергей Александрович — супруг Елизаветы Фёдоровны занял пост генерал-губернатора.

По васнецовским эскизам для великокняжеской четы изготавливались киоты для икон. Некоторые свои работы художник предоставлял для благотворительных мероприятий. А в 1894 году великая княгиня Елизавета приобретает в качестве рождественского подарка мужу написанного Васнецовым «Спаса Нерукотворного» (где эта картина находится в настоящее время не известно, - авт.). Потом сама получает в подарок от дам, участвовавших в организации её благотворительных базаров, вышитую по рисунку Виктора Васнецова хоругвь с изображением птицы из славянского фольклора. Изображение эскиза хоругви отыскать удалось, а вот судьба самой хоругви также осталась неизвестной.

Поэт Блок посвятил картине стихи

Через пару лет после появления рисунка с мифической птицей Васнецов пишет уже большую картину «Птица Гамаюн». Елизавета Федоровна сразу приобретает её. Эта работа уцелела и сейчас находится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой в Махачкале. Следующим крупным полотном на мифологическую тему становится «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». Художник закончил её в Москве в 1986 году.

Довольно долго полотно никто, кроме нескольких научных сотрудников Третьяковской галереи, не видел. Картина хранилась в запасниках, правда, иногда её увозили за рубеж. Трудно сказать, почему картину не экспонировали. А ведь «Сирин и Алконост» воодушевляли многих поэтов. Например, Александр Блок в юности посвятил ей удивительные строки («Сирин и Алконост. Птицы радости и печали», 25 февраля 1899 г.):
Птицы радости и печали
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
И, затаив в груди дыханье,
Перистый стан лучам открыв,
Вдыхает всё благоуханье,
Весны неведомой прилив…
И нега мощного усилья
Слезой туманит блеск очей…
Вот, вот, сейчас распустит крылья
И улетит в снопах лучей!
Другая — вся печалью мощной
Истощена, изнурена…
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна…
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над её ветвистым троном
Нависло чёрное крыло…
Вдали — багровые зарницы,
Небес померкла бирюза…
И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза…

Сирин и Алконост

Так кто же такие эти мифологические персонажи? Сирин и Алконост – сладкоголосые райские птицы с женским ликом и птичьим телом. В мифологии многие герои изображались наполовину людьми, наполовину птицами. Причем, Сирин может причинить зло и погубить слушателя её песен, а услышавший пение Алконост – лишь забыться от восторга.

Обеих мифических птиц обычно изображали с девическими лицами в коронах на головах, так их изображали с древности. Васнецов не стал отходить от славянских традиций.

У Алконоста на картине перья разных цветов, на красивом румяном лице улыбка, наполненная радостью. Она в такт своей песне размахивает крыльями. Согласно легенде, её пение предвещает светлое, радостное будущее. Прежде считали, что в основе пения Алконост – обещание рая. Сирин, наоборот, представлена как воплощение несчастной души. Её оперение художник изобразил в чёрном цвете. Даже поза буквально говорит о каком-то горе. Она очень скованна, голова наклонена вниз, волосы развевает ветер. Лицо её неестественно бледное, художник даже нарисовал темные круги под глазами, чтобы подчеркнуть скорбь и тяжесть на душе.

Птицы сидят на одном дереве, но с разных сторон ствола. Для дополнения образа Васнецов показал и разный фон за каждой из птиц. Рядом с Сирин он нарисовал пожухлые чёрные листья. Рядом с Алконост изображены зелёные, цветущие и благоухающие. Этим художник ещё раз подчеркнул контраст между двумя персонажами мифов.

Дар княгини

В Третьяковской галерее картина оказалась благодаря княгине Елизавете Фёдоровне. После убийства мужа в 1908 году она создаёт Марфо-Мариинскую обитель и отходит от светской жизни. Живопись из семейного собрания безвозмездно передает ряду музеев, в том числе Третьяковской галерее.

Кстати, именно Виктор Васнецов сделал проект поклонного креста, который установили в Кремле на месте гибели её супруга Сергея Александровича. В личном архиве художника сохранилось письмо Елизаветы Федоровны: «Не нахожу слов, достаточных выразить вам, как глубоко и сердечно благодарна вам за ваши труды по составлению проекта рисунка памятника-креста… Вы поработали для того, кто так искренно вас всегда уважал, ценил и восхищался вашим талантом. Искренне уважающая вас, Елизавета».

Сказочная красота

Крест был снесён в 1918 году. Вот что об этом написал советский партийный и государственный деятель Михаил Бонч-Бруевич: «1 мая 1918 г. члены ВЦИК, сотрудники ВЦИК и Совнаркома собрались в 9.30 утра в Кремле, перед зданием Судебных Установлений. Вышел Владимир Ильич. Он был весел, шутил, смеялся… — Хорошо, батенька, все хорошо, а вот это безобразие так и не убрали. Это уже нехорошо, — и указал на памятник… — Я мигом… принес веревки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник… Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, Крупская, Дзержинский, Шиваров, Агранов, Эльберт, Маяковский, сестра Ленина и почти все члены ВЦИК и Совнаркома, сколько хватило верёвок, впряглись в верёвки. Налегли, дёрнули, и памятник рухнул на булыжники. Долой его с глаз, на свалку! — продолжал распоряжаться Ленин В. И.»

Крест в Кремле относительно недавно восстановили. Насколько он соответствует прежнему виду, сказать сложно. Памятник находится в закрытой зоне Кремля и увидеть его довольно непросто.

Ну а «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» пусть и не надолго, но все же порадовали посетителей Третьяковки. Народ смотрел и восхищался сказочной красотой…

+3
14:35
631
Ура! За сказочную красоту!
15:16
два ура за комментарий!
22:07 (отредактировано)
Тыыыыыкс, а Врубель был?

(Что-то как-то меня к Царевне-Лебедю Сирин унёс)
10:41
если не сложно, переведите на русский язык ваш вопрос
10:42
Несложно) в ваших блогах Врубель уже фигурировал или только планируется?
10:44
Был материал о картине Врубеля «Царевна-лебедь».
Загрузка...
Светлана Ледовская №2