Андрей Лакро

​Тираж репродукций картины превысил 13 миллионов

​Тираж репродукций картины превысил 13 миллионов

Популярность картины «Прибыл на каникулы» Фёдора Решетникова можно сравнить лишь с популярностью другой его картины «Опять двойка». Совокупный тираж открыток с репродукцией полотна составил свыше тринадцати миллионов экземпляров. Это больше, чем тираж какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе. За эту картину (вместе с полотном «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин», - авт.) в 1949 году художник был удостоен Сталинской премии II степени.

Картина «Прибыл на каникулы» стала едва ли не самым известным произведением мастера. Кстати, она — первая часть триптиха о мальчишках: «Прибыл на каникулы», «Опять двойка» и «Переэкзаменовка».
Они своеобразно перекликаются между собой, указывая на тесную связь сюжетов. Если внимательно рассматривать полотно «Опять двойка», написанное в 1952 году, то можно увидеть на стене изображённой там комнаты репродукцию «Прибыл на каникулы». В свою очередь оттиск «Опять двойки» висит на стене в «Переэкзаменовке».
Интересный факт. Уже в наши дни, 14 декабря 2013 года, на территории Санкт-Петербургского суворовского военного училища был открыт памятник выпускникам суворовских училищ и кадетских корпусов. Скульптурная композиция — маленький военный докладывает деду об отпуске — воссоздаёт сюжет картины «Прибыл на каникулы». Автор — скульптор Карэн Саркисов.
Картина излучает оптимизм

Одной из ясно считываемых тем картины является преемственность поколений. Мальчик, как его отец или дед, избрал армейскую службу своей профессией и, несмотря на то, что делает на этом поприще пока первые шаги, похоже уже добился кое-каких успехов. Несложно понять, что курсанта за отличную учёбу и хорошее поведение отпустили погостить домой на каникулы. Он в военной форме, полушутя, рапортует деду о прибытии. Лицо мальчика озарено широкой улыбкой. А дедушка, возможно бывший военный, с серьёзным видом принимает рапорт.
В этой обычной, небогато обставленной, но светлой комнате царит праздничная атмосфера. В углу стоит нарядно украшенная ёлка. Девочка в школьной форме убирает со стола учебники, готовясь вероятно к его сервировке.
Кот, сидящий на стуле, терпеливо ждёт, когда ему достанется что-нибудь вкусное с новогоднего ужина. Все персонажи написаны с большой любовью. Вместе с тем, чувствуется некоторая драма, особенно, когда знаешь в какие годы была написана работа. 
Всем известно, после Великой Отечественной войны в суворовских училищах на полном государственном довольствии обучались дети, чьи родители погибли на фронте. Художник не даёт ответа, где отец и мать юного защитника Отечества. Зрителю приходится додумывать историю самому, но уже тот момент, что на стене возле репродукции картины «Три богатыря» изображена фотография военного, скорее всего, отца суворовца, говорит сам за себя.
Несмотря на некоторый грустный подтекст, что явственно заметен, картина буквально излучает оптимизм.
Запомнились две работы
Детскую тему Решетников открыл для себя совершенно неожиданно во время войны. Он работал военным корреспондентом фронтовой газеты «Красный черноморец» и однажды увидел, как дети играют в войну. На роль «фашистов» брали малышей, которые соглашались на всё, лишь бы поиграть со старшими ребятами. 
В итоге им здорово попадало, потому что мальчишки входили в раж и крепко поколачивали побеждённых «фрицев». Художника эта игра заинтересовала. Именно тогда Решетников написал «Достали «языка» и потом показал в 1944 году на выставке «Героический фронт и тыл».
После войны он довольно часто видел, как возле станции метро суворовцев встречают родные. Художник вдохновился этими встречами, атмосферой радости, витавшей здесь, и придумал сюжет, как один из суворовцев приходит домой и докладывает по всей форме о прибытии. В будущем это переросло в полотно «Прибыл на каникулы».
Следует отметить, что Решетников создал довольно много образцовых произведений социалистического реализма и всегда считался активным пропагандистом этого жанра. Однако для нас он прежде всего остается автором полотен «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка». Большинство остальных его работ как-то отошли на задний план. Запомнились именно эти две…
Свою первую награду он получил в 24 года

Отец у Фёдора Решетникова был потомственный иконописец. Однако мальчику не суждено было унаследовать эту профессию. Его родители рано умерли и воспитанием занимался старший брат Василий, которому пришлось оставить учебу в художественном училище. Но рисование он не оставил. Василий подрабатывал росписью церквей, а маленький Федя ему часто помогал: мыл кисти, растирал краски и сам пытался рисовать тайком.
Повзрослев, Фёдор ушёл от брата и начал зарабатывать самостоятельно. Он брался за любую работу: малярил, плотничал, даже шахтером подрабатывал…
Образования не было, следовательно, найти что-либо стоящее оказалось довольно сложно. Поэтому он уезжает в Москву, где, можно сказать, чудом поступает на художественный факультет рабфака. Затем учёба в Высшем художественно-техническом институте. Его студенческие графические работы с восторгом принимаются публикой. Самого же художника называют виртуозом графического шаржа.
На молодого художника обращают внимание и берут работать художником-репортёром в заполярных экспедициях. Кстати, за экспедицию 1932 года на ледоколе «Сибиряков» он даже получает орден. Решетникову исполнилось тогда всего 24 года. В той экспедиции он много рисует и делает наброски для своей первой живописной работы.

Часть наследия мастера осела в частных коллекциях

В 1933 году он снова отправляется в путешествие в составе другой известной экспедиции на ледоколе «Челюскин». Плавание оказалось более сложным и Фёдора ждет множество испытаний. Вместе с другими моряками Решетникова найдут на дрейфующей льдине и доставят домой, где его ждёт слава. Зарисовки, сделанные в путешествии, отдаются в тираж и пользуются огромным успехом. Гораздо позже, в 1973 году, он нарисует картину «Гибель «Челюскина»», которая станет завершением «челюскинской эпопеи».
Федор Павлович, кстати, был выдающимся карикатуристом. Он создал ряд запоминающихся шаржей, часть которых находится в Третьяковской галерее. К сожалению, совершенно неизвестными широкой публике остаются картины мастера в так называемом «пленэрном» пейзаже. Это наследие в 90-е годы прошлого века оказалось за рубежом и осело в частных коллекциях.
Умер Решетников в 1988 году. Его могила находится на Ваганьковском кладбище в Москве.
+1
11:25
432
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Светлана Ледовская