Учиться, как завещал великий Шуман

Учиться, как завещал великий Шуман

Речь пойдет о том, насколько важно родителям услышать и понять своего ребенка, прежде чем решить, чем он будет заниматься на досуге в ближайшие пять лет. И дело даже не в том, что мы любим своих чад и хотим им только добра, а в том, чтобы не загнать их этой своей любовью в стиральную машину.

Хочется предостеречь от разочарования тех взрослых, кто необдуманно собрался отвести своего ребенка в музыкальную школу. Конечно, подобное заявление от преподавателя музыки - нонсенс. Каждый год школы искусств заботятся о том, чтобы привлечь как можно больше детей к занятиям музыкой. Что в этом плохого?

Проблема на первый взгляд несущественная. Если бы не одно но. Каждый год эти школы так или иначе потакают эгоистическим соображениям взрослых - мам, пап, бабушек и дедушек. Как педагог одного из таких учебных заведений, не могу больше молчать, ибо вижу это печальное зрелище два раза в год - осенью, когда происходит набор учащихся и весной, во время выпуска.

Музыка - это прекрасно. Любая книжка по педагогике сухо скажет о том, что эстетическое воспитание играет чуть ли не решающую роль в формировании личности ребенка. Большинство детишек радостно бегут в музыкалку, но если для одних музыкальная школа - это отдушина, то для других - китайская пытка. Как часто мы забываем спросить у детей о том, что именно им нравится?

Предчувствую негодование врослых, мол, еще молоко на губах не обсохло, чтобы самому решать. Сказали надо - значит надо. Подрастет - вот тогда пусть и выбирает. Тоже верно. Только боюсь, что позже у ребенка вообще пропадет всякая охота выбирать что-либо. Так по инерции он оканчивает школу, институт, работает на нелюбимой работе, живёт с нелюбимой женой и т.п. В настоящем же времени всегда есть выбор, который мы должны ему предоставить.

Спросите любого преподавателя музыкальной школы с многолетним стажем, сколько раз он видел сияющее лицо довольного родителя, впихнувшего-таки своего ребенка "на музыку". Расскажу про свой личный опыт. Ключевые слова здесь даны крупным шрифтом. Приходит мама: "Возьмите НАС на саксофон, МНЕ очень нравится, это такой красивый инструмент! Я когда-то МЕЧТАЛА заниматься, но НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. Теперь Я ХОЧУ, чтоб мой сын играл". На словах "мой сын" из-за спины родителя в класс запускают испуганного детёныша, которого, собственно, и обрекают на 5 -7 лет музыкальной "каторги".

Так и подмывает сказать маме: Ну и хоти себе дальше! А у ребенка спросили, чего хочет он? Нравится ли ему вообще музыка? Обычно на собеседовании такой ребенок молчит или непонимающе кивает в такт родительским словам, размышляя, чем он так провинился и как ему придется жить в ближайшее время. Судя по прослушиванию, он постоянно живет краю, где медведи гуляют по ушам. Но его берут! В стране, где не всегда хорошо понимают, что значит быть музыкантом, а школы вынуждены сохранять и приумножать контингент - его конечно же берут. И к ужасу самого ребенка, теперь придется отдуваться за маму, папу, бабушку и всех тех родных взрослых, кому собственные нереализованные амбиции мешают спокойно жить.

Отдельная история - дисциплина. Сначала все радужно. Ура, свершилось, вас взяли и ребенок учится музыке. Выложили всевозможные фото дитя с инструментом, обзвонили бабушек, показали новоиспеченного музыканта всем друзьям в соцсетях, похвастались коллегам, сами покрутили инструмент, попробовали поиграть и отдали ребенку.

Спустя некоторое время начинают происходить метаморфозы и с ребенком, и с родителями. Увы, обыватель часто не понимает, что музыкальная школа - это такая же школа, что сюда надо ходить (а то и ездить) почти каждый божий день после обычной школы, здесь тоже надо учиться и - что ещё прискорбнее - выполнять домашнее задание! Это нагрузка и немаленькая.

Когда объясняешь, что это не кружок вязания, а целостная система, непростой ежедневный (!!!) труд на инструменте, причём, дома в первое время под надзором родителей, что занятия сольфеджио нельзя игнорировать, ведь это профессиональная программа, которая подразумевает оценки за обучение по нескольким предметам сразу - иные очень удивляются: А что, у вас здесь всё так серьезно? А без этого разве нельзя? А можно мы будем ходить только на инструмент? А можно мы придем без инструмента, вы же дадите свой? А почему вы только упражнения играете и ноты пишете, когда же начнется музыка? А можно мы сегодня не придем, а придем через месяц (полгода), ведь ничего же страшного не случится, потом догоним?

На минуточку, при выпуске выдается государственный документ о начальном музыкальном образовании. Вы разве не этого хотели, когда ребенка приводили учиться? Кто-то не парится вообще, лишь бы его сын играл. Но некоторых заветный диплом подкупает настолько, что они мучают своих чад годами. Чтобы кое-как, но закончили. И учителя поддерживают: зря чтоли столько лет ходили? Многие родители при этом не прикладывают почти никаких усилий, кроме как выпнуть Васю из дома с инструментом в сторону музыкалки. Педагоги тоже вносят свою лепту, "натягивая" ему оценки с тройки на четверку просто за посещение. А ведь нужно ещё сносно отыграть экзамены, от этого зависит репутация преподавателя. Конечно, о качественной игре здесь уже речь не идёт.

Есть дети-перфекционисты. Им просто стыдно в чем-то не успевать. Как правило, взрослые и многие учителя пользуются суперответственностью и терпением таких детей. Вася отличник, он сыграет, не подведёт, съездит на конкурс и поучаствует в концерте. После школы Вася пашет на инструменте сначала в музыкалке, потом дома. Вечером Вася идёт на тренировку, ведь он обещал тренеру поехать на соревнования. Ночью делает уроки, потому что скоро олимпиада по физике. Вася помогает бабушке, следит за младшей сестрой, убирает за кошкой. Педагоги рады, родители счастливы. Обмороки, гастрит и хроническая усталость - закадычные Васины друзья. Вот если б хотя бы на музыку не ходить - было бы полегче. Но ведь маме обещал, уже инструмент куплен...

Кому нужна такая учеба, спрашивается и для чего? Получить заветные корки музыканта, порадовать родителей, а там и благополучно забыть все, чему тебя учили! Насколько сильным должно быть желание ребенка, чтобы потратить на профильное музыкальное обучение от 3х до 9 лет? Когда вы отдаете дитя в музыкальную школу из лучших побуждений, будьте готовы не только к концертам, но и музыкальной рутине: ноты, однообразные упражнения, гаммы. А ещё игра дома и громко. Ведь от этого никуда не денешься.

Всем известно, что традиционная советская музыкальная образовательная система (кстати, лучшая в мире!), которая успешно применяется до сих пор, основана на классическом (скучном, по мнению многих родителей) репертуаре. В отличие от платных музыкальных студий, где педагоги практикуют, в основном, переложения попсовых хитов. Классика это одновременно престижно, сложно и долго , если говорить о разборе и выучивании хотя бы одного произведения. А если " душа не лежит", а если ещё и заставляют…

Где тот временной промежуток, когда ваш ребенок вдруг осознает: стоп, я больше не хочу, это вообще не мое. Нередко получается, что он "сломался" где-то на подходе к выпускному. Это примерно 4-5 класс. Обидно, что мы не распознали его способности и желания раньше. Учили-учили, а Вася сдулся. Да и преподаватель "вложился" - столько сил ушло за эти годы. Как любая творческая профессия, музыкальная педагогика очень затратная в душевном плане. Школьный учитель выкладывает на коллективных занятиях лишь знания о предмете. Учитель музыки дает знания о предмете плюс эмоции и все это сочетает с индивидуальным психологическим подходом, вместе с ребенком переживая ту музыку, которую тот играет. Каждый день. Отдельно для каждого.

Иногда и жизни приходится учить, обсуждать проблемы или радости ребенка. На аргумент "Но вам же за это деньги платят" есть неоспоримый факт: попробуйте весь день хохотать или плакать. Ручаюсь, вас не хватит даже на час. Такие душевные "раскачивания" несоизмеримы ни с какими деньгами. Индивидуальные занятия с ребенком, которому не хочется ходить на уроки, иногда напоминают свистопляску или танцы шамана с бубном. В итоге, когда затраты учителей и родителей не совпадают с желаниями ребенка, вырабатывается ненависть к педагогу, инструменту, а позже - к музыке вообще!

Мне кажется странным, что родители, а также и учителя не всегда отдают себе отчёт насколько все серьезно. Из бесед с детьми чаще всего слышишь такое: ходил все эти годы, потому что не хотел расстраивать маму. Детство - самое дорогое человеческое сокровище. 5 - 8 лет занятий нелюбимым делом - это воровство. Того самого безвозвратного детского времени, которое ваш ребенок мог потратить на то, к чему тянется его детская душа. Проанализировав около 20 лет своей работы в сфере преподавания, у меня получился неутешительный список, составленный из искренних ответов детей от 8 до 15 лет, почему они бросают занятия музыкой.

Вот, что получилось:

1. "Мне неинтересна музыка, люблю рисовать“ (лыжи, борьбу, разводить рыбок).

2. "Мама так хотела, поэтому я здесь. Вообще-то мне не нравится, но только вы ей не говорите!!"

3. "Я хотел на пианино, а отдали на гитару."

4. "В музыкалке много задают, а я сильно устаю, ведь у меня ещё школа, бассейн" (коньки, рисование, балет (и ещё 15 кружков).

5. "Папа играл на баяне и мне по наследству достался, поэтому я здесь"(не пропадать же инструменту!)

6. "Мама когда-то хотела стать певицей, а теперь хочет, чтоб я умел петь."

7. "Бабушка расстроится, если я не закончу."

8. "Я бросила, потому что у меня двойки по русскому и алгебре, а мама сказала - нечего в музыкалке прохлаждаться, пока оценки не исправишь - никуда не пойдешь как минимум месяц."

9. "Учителя здесь требуют как в настоящей школе, а мама мне сказала, чтоб я просто ходил."

10. "Другие ребята выступают на конкурсах, а я нет, у меня ничего не получается. Я, наверное, болван. Ещё папа говорит, что я рукожоп (простите, цитирую), поэтому играть хорошо не могу."

11. "Родителям всегда некогда, они не слушают то, что я играю. А если даже слушают, то в машине и, в основном, рэп. А ваша классика, которую я играю дома, им не нравится."

12. "Родители забыли, что мне сегодня в музыкалку, им в последнее время всё пофиг и мне тоже."

Можно бесконечно обвинять во всем преподавателя - не заинтересовал, не сумел привить любовь к инструменту…Чем мы вам так не угодили, марьванна...ведь и цветы, и конфеты…Отчасти правдиво, отчасти нет. Ведь никого нельзя заставить полюбить то, что изначально не привлекает, к чему нет способностей. Даже будучи трижды талантливым - если ребенок не хочет учиться - он необучаем. Это изматывает и того кто учится и того, кто учит. Второго даже больше.

Нынешний спрос на "услуги" музыкального репетиторства к способностям и желаниям ребенка часто не имеет никакого отношения. Привели дитя, заплатили деньги, а вы учите. Раз не научили - хреновый вы педагог, марьванна. А педагог в сердцах - бестолковый у вас ребенок. Вот и поговорили.

Ответ на вопрос о том, кто виноват и что делать напрашивается сам собой. Раз привели - то хотя бы надо отвечать. О том, что в процессе обучения задействовано как минимум трое, некоторые родители слышат впервые. Это преподаватель, сам ребенок и родитель. "Как так? Я еще и дома с ним сидеть учить должен? А вы на что? Кстати! Почему он ещё не играет "Лунную сонату" ? Мы же целый месяц у вас уже занимаемся!"

Радует, что таких меньшинство. Поэтому хочется выразить признательность родителям моих воспитанников, а некоторым особенно: за их ежедневный труд, неравнодушие, сознательность, прозорливость и бдительность по отношению к своим детям. За то, что доверили свое сокровище и не пожалели об этом, за то, что сто раз подумали, прежде чем привести их в первый музыкальный класс и, наконец, за то, что их дети сказали им спасибо за все эти счастливо проведенные годы в музыкалке!

В том, чтобы отдать ребенка на занятия музыкой, должны быть заинтересованы оба - и ребенок, и родитель, тогда педагоги сделают все возможное, чтобы привить хороший вкус, развить талант, потратить силы на воспитание в вашем чаде творческого начала. Один мудрец сказал : " Учитель - свеча, которая светит другим, сгорая сама". Но свеча не может зажечь сама себя. Надо, чтобы этот огонек присутствовал и в ребенке. Прислушайтесь к своим детям.

Всем добра и хорошей музыки!

© Марина Задорожная, "Записки на нотной бумаге".

+2
20:50
170
22:33
+2
Ох… Больная тема. И грустная.
Я уже взрослый дядька, а до сих пор думаю — вот меня бы родители спросили, хочу ли я куда-то ходить, или понаблюдали за моими увлечениями — может, отвели бы меня в музыкалку, я бы совсем по-другому жил дальше!) А теперь кое-как, что-то в интернетике изучаю, что-то сам, пот смахивая, отрабатываю… Банальной базы не хватает, кое-как ее из знающих людей вытягиваю. А желание-то есть, вот только время просрано)
04:03
Эх, печально. Знакомая ситуация.
Могу помочь с теорией, если что. Обращайтесь.
22:55
+1
Смотря как преподавать. У нас дети школу любят)) нет там каторги никакой. А каторгу из чего угодно сделать можно
03:51
Да и у нас школу любят, таких ребятишек больше. Все же, если через силу, никакой преподаватель не поможет.
23:12 (отредактировано)
+1
Нинаю, нинаю… Я вот верю Татьяне Черниговской, а она говорит, что игра на музыкальном инструменте, особенно в раннем возрасте, потрясающе действует на мозг в позитивном ключе. Так что я за то, что, хочет там ребёнок, не хочет, надо отдавать учиться музыке. Я сама была и остаюсь ребёнком-перфекционистом, с отличием окончила музыкальную школу, хотя никакого призвания к тому, чтобы стать музыкантом, не ощущала. Сейчас редко сажусь за фортепиано, но мне вот ни толики затраченных усилий, и времени, и нервов не жалко. Это было очень полезно. И для закаливания характера, и для самодисциплины в том числе.

А главная проблема, затронутая в блоге, мне кажется, не в впустую потраченных годах заключается, а в довольно токсичном, вообще-то говоря, отношении родных к детям. Если там «мама хотела стать певицей» и «бабушка расстроится», то тут не в потраченном зря времени дело, там есть проблемы куда серьёзнее.
23:29
+1
А разве
хочет там ребёнок, не хочет
не является априори токсичным отношением? Нет, понятно, что есть такие вещи, как переход дороги на зелёный свет. Я именно об увлечениях говорю. У меня вот мама музыкалку закончила, до сих пор её ненавидит (полвека прошло так-то). А родители у неё замечательные были.
23:35 (отредактировано)
+1
Если окажется, что ему/ей реально не нравится (после того, как попробовал(а) некоторое время) — насильно не заставлять. Но изначально отдать все равно. Вообще я за подход, противоположный описанному Narrator-ом — дать ребёнку попробовать разных увлечений. А как иначе он(а) вообще поймёт, собственно, хочет или нет? По рассказам одноклассников? не надо так

Плюс, это как разрешить есть один фастфуд и сладости, потому что ребёнок хочет, и не давать супы и овощи, потому что ему (ей) не нравится. И овощи, и занятия музыкой полезны. И ребёнку, если действительно этим заняться, на самом-то деле можно это объяснить.
23:42
Возможно. Просто лично я ненавижу, когда за меня кто-то принимает подобные решения. И если бы меня в детстве отдали в музыкалку без моего явно выраженного желания, она бы мне не понравилась, независимо от того понравилась бы она мне или не понравилась. До сих пор вот думаю, как бы крещение аннулировать.

Комментарий удален
06:43
Слушай, а ведь правда… Крещение как-то аннулируют до атеизма? Или раз уж случилось, то хоть какая-то религия да останется.…
07:54
Можно попробовать довести дело ло анафемы crazydevil
08:15
Хотя в условиях нынешней толерантности это с трудом осуществимо. Епитимью наложат, и свободен.
08:18
Это ты когда успел в Европу переехать?)
08:22
Мы все живём в восточной-восточной Европе )))
03:55 (отредактировано)
Я вот верю Татьяне Черниговской, а она говорит, что игра на музыкальном инструменте, особенно в раннем возрасте, потрясающе действует на мозг в позитивном ключе.
Я тоже верю. Полностью ее поддерживаю. Но Черниговская теоретик — «хорошо бы это и это, а ещё то», а мы чаще сталкиваемся проблемой реализации этих самых «хорошо бы» на практике.
А главная проблема, затронутая в блоге, мне кажется, не в впустую потраченных годах заключается, а в довольно токсичном, вообще-то говоря, отношении родных к детям. Если там «мама хотела стать певицей» и «бабушка расстроится», то тут не в потраченном зря времени дело, там есть проблемы куда серьёзнее.

А вот это очень правильно! Но это уже отдельная история.
10:15
+2
Игра на музыкальном инструменте, несомненно, прекрасна и полезна. И лепка, и рисование и спорт. Но! Только если выполнен один важный шажок для этого. И шаг этот должен делать не ребенок, а родители. Не «пусть попробует», «пусть учится», а совсем сами. Мама/папа/бабушка/… ДОЛЖНЫ убедительно показать ребёнку, что музыка/лепка/спорт — это здорово. Что пробовать новое — это интересно. В музыкальных семьях дети чаще всего тоже музыкальные — потому что пример перед глазами.
А так, что выходит. Никто в семье ни на чем не играет. Ребенок, может и не думает так сознательно, но чувствует — мама и папа взрослые и живут как-то и без музыки, почему я должен??? Мама хотела бы, оказывается, но ее родители в муз. школу не отдавали. А, извините, что мешает маме начать сейчас? Конечно, детям проще, но это не оправдание. А какая мотивация для ребёнка, если мама начнёт тоже учиться? И вместе дома тренироваться?
Но на это многие не готовы.
08:42 (отредактировано)
+2
Родные самоутверждаются, это аксиома и отдельная тема.
А вот метод «Сузуки», когда языкам, музыке, живописи и танцам, вернее, их основам, начинают «обучать» с 2-х, 3-х лет, развивает здорово. Затем уже ребенок сам может выбирать, так как впитал в себя азы, выучил, так сказать," буквы". Слова и предложения будет строить сам.
Загрузка...