Андрей Лакро

Портрет императрицы вдохновил Пушкина

  • Кандидат в Самородки
Портрет императрицы вдохновил Пушкина

Портрет императрицы «Екатерина II в Царскосельском парке» художника Владимира Боровиковского, написанный в 1794 году, спустя годы стал источником вдохновения сразу для двух гениев, которые добавили славы этому творению. Самого Александра Пушкина портрет воодушевил на написание отдельной главы повести «Капитанская дочка». А художник и гравёр Николай Уткин в 1827 году сделал гравюру с портрета императрицы для издания повести великого русского поэта и писателя.

Где и когда Александр Сергеевич увидел работу Владимира Боровиковского, сегодня уже никто точно не скажет. Можно предположить, что, скорее всего, познакомился с ней в усадьбе Баловнево Данковского уезда, владелец которой Матвей Муромцев приобрёл картину у самого автора. Но вполне вероятно, что дело обстояло иначе… Однако факт остаётся фактом — описание портрета можно встретить в его бессмертной «Капитанской дочке».

«Капитанская дочка»

«На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева.

Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника.

Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на неё смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть её с ног до головы.

Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…». (Отрывок из повести «Капитанская дочка», глава 14).

Сюрприза не получилось…

Как ни странно, но работа Владимира Боровиковского самой императрице Екатерине II очень не понравилась. По её словам, больно напомнил ей облик помещицы, хотя сама себя довольно часто именно так и называла «казанская помещица». Но не станешь же спорить с царственной особой! Пришлось художнику, не отличавшемуся покладистым нравом, всё стерпеть.

Более того, смиренно опустить голову и промолчать даже тогда, когда портрет ему вернули. Хорошо, что ещё покупатель сразу нашёлся. Словно помещик был уверен — прославит себя в веках, владея этой работой…

Почему вдруг государыня, которая благоволила ко всему прекрасному, осерчала и так поступила, сказать трудно. Достоверно известно, что сама императрица портрета художнику Боровиковскому не заказывала. Написать его посоветовал мастеру действительный тайный советник, видный государственный деятель и поэт Григорий Державин.

Сам же Боровиковский не особо скрывал, портрет решил написать с одной целью — уж очень хотел быть представленным во дворце императрицы и получить звание академика.

Вот художник и решил создать облик Екатерины Великой на фоне Румянцевского обелиска в сентиментальной манере с собачкой и к тому же не с натуры. В одежде государыни позировала камер-фрау императрицы Марья Саввишна Перекусихина. По всей видимости, мастер хотел преподнести Её Величеству сюрприз, чего, к величайшему сожалению, не получилось.

Звание академика художник получил за другой портрет

В целом следует признать — данная работа Боровиковского довольна интересна. Впервые великую государыню изобразили без державы и скипетра или в уже ставшем привычным для поданных облике богини Миневры.

На портрете Владимир Боровиковского Екатерина II запечатлена на утренней прогулке по Царскосельскому парку. Государыне здесь 65 лет, отдельно отметим — у Пушкина в «Капитанской дочке» она гораздо моложе.

Царица, одетая в пальто, украшенное кружевным жабо с атласным бантом и кружевной чепец, опирается на посох. Лицо, на котором запечатлено выражение снисходительной доброжелательности, написано несколько обобщенно, в силу чего точный возраст определить довольно сложно. У её ног резвится собачка. Точно её имя не известно, но это одна из двух — левретка Герцогина (Дюшеса) или Земира, которым позже в Екатерининском парке будет установлено мраморное надгробие…

И пусть Екатерина представлена почти в домашней обстановке, её поза всё же полна достоинства и в ней видна великая правительница. А жест, которым указывает на памятник, сдержан и величествен. Но разве докажешь это государыне? Словом, Боровиковский не получил желаемого результата и к званию академика его не представили…

Академиком он стал годом позже, после того, как написал портрет великого князя Константина Павловича.

Долгий путь в Третьяковку

Следует сказать, что портрет императрицы работы Владимира Боровиковского существует в двух вариантах. Первый, тот самый, что хранится в Третьяковской галерее выполнен на фоне Чесменской колонны, и, как упоминалось выше, был написан в 1794 году.

До того, как попасть в Третьяковку, этот портрет поменял много хозяев. До 1900 года он числился в собрании знаменитого коллекционера Дмитрия Бенкендорфа, который сам неплохо писал акварели, был постоянным участником «Акварельных пятниц» и хорошо копировал картины великих мастеров прошлого. Как известно, к нему портрет поступил из коллекции Андрея и Матвея Муромцевых. Они владели шедевром до 1870 года.

После Бенкендорфа работа перешла к известному собирателю Павлу Ивановичу Харитоненко. И только в 1924 году благодаря стараниям его вдовы оказалась в галерее Третьякова.

Путь второго, ставшего авторским повторением, не был так сложен. Есть предположение, что портрет императрицы заказал основатель Румянцевского музея меценат Николай Петрович Румянцев. Именно поэтому на нём государыня изображена на фоне Кагульского (Румянцевского) обелиска. Этот обелиск был поставлен в память победы его отца графа Петра Александровича Румянцева над турками в Кагульском сражении, одержанной им в 1770 году. На повторе, который можно увидеть в Государственном русском музее, озера с лебедями и сфинксом уже нет

+3
15:35
744
Комментарий удален
Загрузка...
Маргарита Блинова