Данила Катков №1

Best to sell: "Хижина дяди Тома"

Best to sell: "Хижина дяди Тома"

Хочу немного поговорить с вами о бестселлерах.

Долго думала, о каких книгах (или их авторах) вам рассказать: про всяких там оттенках черного и голодающих играх вы и без меня прочитаете, тем более о мальчиках-волшебниках. А вот что-то, может быть, не очень ожидаемое, что-то, на мой взгляд, любопытное, что-то, может быть, историческое... это другое дело.

Таким примером будет - внезапно! - книга, которую я, к сожалению, не читала но надеюсь когда-нибудь все-таки прочитать. Это "Хижина Дяди Тома" Гарриет Бичер-Стоу. Если вы ее не читали, то точно о ней слышали, верно? Знаете, почему? :)

Как водится это, видимо, характерно не только для авторов бестселлеров, но и для всех авторов в принципе, у которых еще нет "своего" издательства, книгу отклонили несколько видных и не очень издателей. Почему? Ну, соучредитель "Филипп и Сэмпсон" выразился так: "не продать и тысячи экземпляров этой дидактической чепухи, к тому же сочиненной никому не известной бабой" вы на этом моменте включили "сексист!"-mode? я тоже!.

Но писательнице повезло: ее книгу взялся издать - и раскрутить - Джон Джюитт, издатель и настоящий гений маркетинга а на дворе стоял, на минуточку, 1851-й год. Итак, что он делает?

Спустя неделю после выхода книги он помещает объявление в прессе: "великий антирабовладельческий роман... купили уже 5000 человек!". Конечно, дорогие мои, это была неправда, не беспокойтесь.

Через неделю Джюитт сообщает о 10 000 проданных экземплярах, еще через полтора месяца - о 50 000, щедро приправляя объявления хвалебными словами и техническими подробностями (количество станков, прессов, переписчиков, занятых только печатью "Хижины Дяди Тома"). Спустя год издатель объявляет, что только в США продано 305 000. А я напоминаю вам - на дворе 1851-й год, никто и слыхом и слыхивал о таких цифрах! Книги, имеющие наибольший успех, в те годы продавались примерно по 11 000 экземпляров за 5 - sic! - лет.

А знаете, что самое интересное? Реальные цифры хоть и сильно отставали от объявленных, но тоже росли, по тем временам, c космической скоростью. Ну правда, такой популярный роман, вроде как все покупают... нужно купить тоже! Зачастую, не для того даже, чтобы прочитать, а чтобы он просто стоял на полке, когда к вам придут гости. А салоны? Не знаю, стала ли "Хижина Дяди Тома" гвоздем сезона, но она совершенно точно должна была обсуждаться. Но что самое интересное - пресса (иностранная, например) со временем сама начала придумывать баснословные цифры, о которых Джюитт и не упоминал! Например, Джюитт говорит о 150 000 проданных экземплярах - французская пресса пишет о 400 000 звучит пугающе похоже на реальный мир, правда?.

К слову сказать, 300 000 экземпляров в США Джюитт все-таки продал - но только спустя пять лет после того, как назвал эту цифру. Вызывает насмешку, да, но вспомним пороговые цифры других американских успешных книг - 11 000 за пять лет - и впечатлимся гению издателя.

Это, господа, история искусственно созданного бестселлера.

+3
23:25
166
09:07 (отредактировано)
Ну, логично — чего об известных книгах говорить, о них реклама все скажет )) Ну и правильно. Когда я вижу штамп «популярное» — понимаю, что там с большей долей вероятности ничего хорошего (и в итоге чаще так и выходит). Ибо «любит наш народ всякое...» ну вы поняли. Собсно, приемчики раскрутки с той поры не сильно изменились. Можно еще было написать, что ее читают какие-то влиятельные люди — тоже работает.
Я не слышал, но кажется чем-то знакомым. Скорее всего видел какие-то основанные на ней экранизации. А то, что опусы «какой-то бабы» не хотели публиковать — не удивлен. Спасибо, что вообще к грамоте допустили. Что ж, материал будет мне полезен для моей будущей статьи о женщинах-литераторах.
09:12
Читала в детстве.
16:12
Тот случай, когда, имхо, популярность оправдана. Читала, это сильная вещь, свидетельство тех времён.
19:04
Я в таких случаях думаю скорее не о том, насколько оправдана популярность, а о том, сколько крутых произведений мы пропустили, потому что у автора не было под рукой хорошего маркетолога :(
06:38
Это да.
Загрузка...
Илона Левина №1