Андрей Лакро

Зиланткон-2019. Копилка впечатлений

  • Самородок
  • Опубликовано на Дзен
Зиланткон-2019. Копилка впечатлений

Когда-то это должно было случиться... Делюсь своей копилкой впечатлений, и начну немного издалека.

О Зилантконе я узнала давно: больше десяти лет назад. Тогда мы изображали из себя эльфов и бегали в плащах-шторах по лесам)) На самом деле, всё было не настолько плохо, но очень близко к этому. Казань от нас далековато, добираться - дороговато, поэтому Зилант произносился с мечтательным придыханием, примерно вот так: "Эх, Зи-и-илант!..". И вот недавно, памятуя о невероятно полезном и интересном блоге-отчёте о Зилантконе-2018 от Ярослава Хотеева, я подтасовала карты в колоде Вселенной и вырвалась в Казань.

  

(здесь должна быть фотография, сделанная сразу по приезду, но фотографий не будет, я ленивый человек и фотофоб)

  

Один из самых важных моментов поездки - встреча со слонами! Нас сразу встретили Ярослав и Ветер (который прибыл поездом чуть раньше нас), так что усталость от двенадцатичасовой поездки на авто почти не ощущалась. Успели позавтракать и прогуляться до Кремля, а потом разъехались - отдыхать и обустраиваться. 

Встретились позже прям в пути до места проведения - в автобусе, тогда же к нам присоединился Игорь Евгеньевич (совершенно изумительный человек, что, впрочем, могу сказать о каждом "слоне", которого видела в живую). Дальнейшее опущу, ибо мы просто посмотрели открытие фестиваля, а потом укатили праздновать встречу, т.к. мероприятия в первый день нам как-то не приглянулись.

  

Литературный семинар

Действующие лица: те же, плюс Саша Агеева (ныне - Леонтьева), плюс Эмиль Тургунбаев. Ещё было несколько вольнослушателей и автор татарского городского фэнтези - улыбчивая, неунывающая девушка. Первый разбор как раз достался ей, кстати говоря.

Не буду приводить особенности разбора каждого произведения, просто в целом - сначала о ведущих лит.семинара, потом - мысли, которые забрала в копилку (они могут показаться очевидными, спорными, интересными, скучными, но это же моя копилка - что хочу, то и складирую!).

Самое важное - живое общение с кураторами мероприятия. Дмитрий Скирюк и Александр Белаш - великолепный дружеский тандем. Общение с ними можно приравнять к общению со старыми друзьями, которых не видел много лет. Я как будто знала их давным давно, а теперь встретила и узнавала заново. Такие люди определённо должны учить: харизма, тембр голоса, темп речи, доброжелательный настрой - ну всё при них! В общем, я очарована и с нетерпением жду следующего конвента.

Немного о себе любимой: я отослала на разбор рассказ, написанный для БС-11 и немного не дотянувший до финала, так что, можно сказать, побывала в маленьком финале. Обязательно теперь хочу в следующий раз выйти в финал - три рассказа, разобранных по косточкам - это не два... 

Ну ладно, хватит растекаться мыслями по дереву. Пора о важном (для меня).

  

Мысли в копилку

  • Если пишешь магический реализм, то твой главный герой - чудо.
  • Все отсылки должны быть самостоятельными. (следующая мысль очень для меня спорная, но я всё же оставлю её здесь) Роулинг/Пулмана/Гаррисона (список можно продолжать...) забудут, а вас - не должны.
  • Нельзя забывать о прошлом.
  • Злободневность убивает литературу.
  • Для НФ и около того - не объяснять, как что-то работает, а показывать.
  • Придумывать свои названия для новой техники, программных средств, систем.
  • Больше конкретики, особенно в НФ и около неё. Но и меньше привязки к тому, что существует сейчас. Девайс должен быть независим от нынешних гаджетов.
  • Больше конкретики - ещё и в словах. Забудьте про "-то": автор, персонаж должны знать, почему происходит то или иное событие. Нельзя "почему-то удивиться", всегда есть глубинные механизмы, ассоциации, нужно их доставать из персонажа и использовать.
  • Каждая инновация порождает вокруг себя систему - обслуживание, развитие, смежный сервис, подпольный бизнес.
  • В будущем человек всегда будет под прицелом камер (да и сейчас, в целом, тоже... забавно это иллюстрирует последняя часть Терминатора). Если хотите скрыть героя от их внимания, нужно быть очень аккуратным и осторожным.
  • Частица "же" - это плохо) Не запомнила, почему, но однозначно плохо.
  • Если берётесь описывать одежду, то или полностью, или одну важную или яркую деталь.
  • Излишние уточнения не нужны.
  • Текст - это пластилин. Его можно и нужно править, это не священные неприкосновенные письмена.
  • Все новые девайсы, которые вводит автор, лучше нарисовать - хотя бы схематично, для себя.
  • Не выбрасывай черновики.
  • Всегда ставь дату.

  

И напоследок немного цитат, которые для меня прозвучали как отдельные микрорассказы:

Когда у вас в руках волшебный меч, главное - крепко держаться за рукоятку. (об идее и воплощении, кажется)

Хороший текст - как хороший меч - должен пройти несколько стадий подготовки. Можно, конечно, сделать это быстро, но качество будет соответствующее. (о проработке матчасти, написании, вычитке)

Писатель не терапевт, а хирург. Мы разрезаем читателя, вкладываем идею и зашиваем. Чтобы операция прошла успешно, нужны анестезия и хорошие инструменты. 

+13
14:40
1034
17:35
+2
Отлично! Обстоятельно, но кратко. Понятно и доступно, но малым количеством букв. Живо и нескучно. Цитаты — огонь и к месту!
bravorose
17:41
+2
Спасибо!
Я очень жду отчёт от Ярослава, у него всё-таки бОльший талант к публицистике))) и, конечно, хочется послушать Ветра, Сашу и Эмиля.
Хм. Ну как правило, те кто ближе, добираются позже.
17:45
+1
Наверное, в этом заключена определённая логика jokingly
Естес-ственно… laugh
18:25 (отредактировано)
+2
Как интересно!
А можно подробнее о том, что для маг реализма гг — чудо?
18:38 (отредактировано)
+3
Мне будет сложно сформулировать)) этот тезис прозвучал при обсуждении моих работ, а я в тот момент пребывала в состоянии, близком к гипнозу или трансу…

Как я поняла, чудо должно присутствовать в рассказе настолько же зримо, насколько любой другой герой. Занимать мысли, мелькать в кадре — пусть и не разгаданным, но важным элементом.

Как у Брэдбери с чепушинками, они почти везде))) ну, про Мастера и Маргариту, наверное, можно не пояснять)
18:44
+2
Так вполне понятно, спасибо!)
Транс во время обсуждения своих работ — кажется, могу представить) моё б сознание в другую реальность ускакало
18:47
+2
Я тоже захотел побывать, когда фотки увидел ))) В другом блоге
18:49
+2
Хехе, да))) хорошо, когда у фотографа руки золотые (не то что мои крюки...)

На самом деле там всё очень лампово и доброжелательно. Отличный опыт. Айда на 30-ый Зилант!
19:30
+1
Интересные и дельные мысли
19:40
+1
Да)) жаль только, записала малую часть. Там была серьёзная встряска примерно на 7 часов за два дня.
21:58
+1
О, так это работает? Мечты сбываются?) Газпром дело говорит!
Это хорошо))

По-поводу копилки возник ряд вопросов:
Все отсылки должны быть самостоятельными. — не вполне понимаю, о чем именно тут речь?

Злободневность убивает литературу. — хммм… то есть Стругацкие по факту здорово так должны были убить литературу. Они же очень злободневные (причём сейчас актуальность многих описанных ими моментов действительно снижена).

Не выбрасывай черновики. — это да, с этим согласна на 100%.
06:09
Все отсылки должны быть самостоятельными. — не вполне понимаю, о чем именно тут речь?

— тут смогу объяснить, тут мой мозг ещё не затуманился. Смотри, объясню на Кинге, особенно его ранние произведения. Есть там такое — лёгкое упоминание сравнения с чем-то, а потом идёшь по сноске и читаешь полстраницы пояснения, что же имелось в виду. Хорошо, когда человек сходу, без контекста, поймёт, о чём речь.

Про злободневность не скажу, меня тогда уже точно вырубило.
13:30 (отредактировано)
то есть Стругацкие по факту здорово так должны были убить литературу

А ещё Достоевский, Лермонтов, Булгаков… *продолжи список классической литературы* crazy
Злободневность, в данном случае, это аналог передовицы в газете «Правда». Сегодня она огонь и толчок к свершениям, а завтра просто исторический штрих к временному отрезку. Для потомка непонятный, не зажигающий. К Стругацким, можно отнести «Страна багровых туч», «Сказка о тройке». отчасти «Жиды города Питера» и «Град обреченный».
Я так думаю.
Имхо, всё очень относительно и ооочень зависит от мастерства автора) Т.е. если пишет Достоевский, это будет одно. Если пишет начинающий писатель (абстрактный, никого не имею в виду, и ни в коем случае не автора блога), то вполне может получиться в духе желтопрессной заметки.
Очень нравится «Страна багровых туч», для меня вполне зажигающая штука. Собственно, опять вопрос к мастерству автора, или к таланту, если хотите.
Да мне тоже нравится. Собственно с нее и познакомился со Стругацкими. И мне там все понятно и естественно. Но идеологическая составляющая там имеется. Мастерство никто не отменял. Но некоторая актуальность, некоторых романов, некоторых авторов, падает через некоторое время. crazy
Согласна, имеется) И мне импонирует) В остальном тоже согласна)
20:17
Ох, блин. Я понимаю, что ирония слаборазличима в интернете в принципе, а из моих уст и подавно, но речь-то как бы была о том, что любой деятель искусства (литературного в частности) ваяет свои шедевры, опираясь на окружающую его реальность и пропуская ее через призму своего воображения.
Ферштейн?
Чот я пропустила комм…
Таш, я это и имела в виду)) Поддержала твою иронию своей иронией eyes
Комментарий удален
06:10
Спасибо за отчёт

Пожалуйста!

но мысли в копилку создают впечатления очередной встречи для переливания из пустого в порожнее


мысли, которые забрала в копилку (они могут показаться очевидными, спорными, интересными, скучными, но это же моя копилка — что хочу, то и складирую!).
Комментарий удален
06:14
думайте, что хотите) не запрещаю. ужасайтесь, печальтесь, будьте выше всего этого шлака. ура!
Комментарий удален
06:35
если с вашей точки зрения вышесказанное — проявление обиды, то пусть будет так, не смею разубеждать.
Bun
16:20
Зря же так пишите. Очень полезная инфа. Если так же не писать, как советуют тут, то получится что-то стоящее, как не у всех)) Же…
16:34
Пишете.
Поставьте себе оценку, посокрушайтесь о безграмотности
Bun
16:39
О, да, я же безграмотный… и сокрушаться не умею же. Это все ко стасу же, мадам. Именно к нему.
11:53
+1
Больше конкретики, особенно в НФ и около неё. Но и меньше привязки к тому, что существует сейчас. Девайс должен быть независим от нынешних гаджетов.

author.today/reader/25886/362895
кратко о том, почему это не так.
Частица «же» — это плохо) Не запомнила, почему, но однозначно плохо.

Однозначно плохо утверждать, что какая бы то ни было частица — однозначно плохо.
Комментарий удален
11:55
Простите, щито?
12:29
Это просто Егор прочитал мои мысли и ответил тебе за меня
Комментарий удален
12:41
Как хорошо, что есть вы. Поотвечаете за меня, пока я в гостях буду отдыхать? Часов 5 примерно.
13:46
И как, прочитал правильно?
Bun
16:17
Забыла ник сменить?)) бывает
19:56 (отредактировано)
Ну, сам как думаешь) по ссылке я залезу, но самое оптимистичное — на следующей неделе.

Про «же» вообще хз. Посмотрю, как часто сама её использую… вроде как редко. Но записала. Видимо, пример был запоминающийся, раз рука полезла записывать))
11:59
+1
Слава богу ты пришел, сразу стало хорошо!))))
12:00
А что, было плохо?)
12:01
ты не представляешь...))))))))
Хорошие мысли, я задумалась над кое-чем в своих текстах) Вот не очень понятно, как сделать "Для НФ и около того — не объяснять, как что-то работает, а показывать"
Т.е. как это сделать для текста вообще — понятно. Как делать для работы какого-то устройства — не совсем
19:58 (отредактировано)
+1
Видишь, там все тезисы были привязаны к обсуждаемому рассказу. Этот, вроде, к работе Саши Агеевой относился. Она приносила рассказ с БС-11, не уверена, что могу озвучить название…
Понятно… что ничего не понятно))))
13:42
+2
Интересно и полезно, как будто сам побывал!))
19:58
+1
Лучше все же из первых уст))
Загрузка...
Светлана Ледовская №2