Xen Kras №1

Его величество Образ

Его величество Образ

Нашел у себя в архиве старую статью, написанную уже даже и не помню куда. Но как по мне, суть ее по-прежнему актуальна (хотя и немного субъективна), поэтому я решил набросить и в «Слоне» )

Его величество Образ.

Предлагаю поговорить о самом главном — о том, что делает поэзию поэзией.
Как по-вашему, что это?
Рифма — первое, что приходит в голову. Однако есть белые стихи, верлибры, хокку, стихотворения в прозе наконец.
Тогда — быть может, ритм или размер? Но опять же — верлибры, стихотворения в прозе.
Так что же все-таки главное в любом стихотворении? Почему одни произведения любой человек с первого взгляда назовет поэтическими, а другие — забудет, как только перелистнет страницу и больше никогда не вспомнит?

Не будем больше играть в угадайку, и скажем прямо то, о чем, надеюсь, многие уже давно догадались — главное в поэзии — это его величество Поэтический Образ.
Без образа нет поэзии — есть просто рифмованный (в лучшем случае) текст. Именно образ лежит в основе поэтического языка и поэзии как способа передачи мысли и чувств. Обратимся к классическому определению из поэтического словаря Квятковского.

О́БРАЗ ПОЭТИ́ЧЕСКИЙ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений «по законам красоты»

Принадлежит это определение Карлу Марксу, и хоть сей автор нынче не очень в почете, точнее, мне кажется, не скажешь. Поясним на примере.

На столе стоит стакан,
У стены стоит диван,
На диване я сижу
На стакан давно гляжу.


Приведенный текст не является поэтическим, хотя в нем есть и рифма, и некое подобие размера и ритма.Нет в нем, однако,главного — образа. Просто некая информация, изложенная в рифмованном виде. Можно выразиться так: рифмованный телефонный справочник, или, скажем, он же, записанный пятистопным ямбом, все равно остается лишь справочником.

А теперь возьмем другой пример.

В одном мгновении — видеть вечность
Огромный мир — в зерне песка
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.

У. Блейк (перевод С. Маршак).


Здесь даже сложно выделить какой-то отдельный образ, потому что все четверостишие - сплетенный из изумительно красивых смысловых нитей поэтический образ.

Поясним попроще. Предположим, вам понадобилось описать в стихотворении пышные еловые ветки. Так вот, «очень много иголок» - это информация, а «мохнатые лапы» - это уже образ (хотя и изрядно заезженный, надо признаться).
Итак, мы разобрались с исходным определением, теперь следовало бы объяснить, какие образы лучше всего... Здесь конкретный совет дать сложно, если вообще возможно. Обратимся опять к поэтическому словарю Квятковского:

Как явление стиля поэтический образ присутствует всюду, где художественная мысль выражается при помощи различных поэтических средств — сравнения, метафоры, эпитета, метонимии, синекдохи, гиперболы, параллелизма, уподобления и т. д.

Тут приведено большое количество страшных и умных слов, но нам нет нужды подробно разбирать смысл каждого из них — достаточно сказать, что способов создания поэтических образов огромное количество. Используйте любые! Ограничений тут, на мой взгляд, только два:

1. Старайтесь избегать избитых, затертых от многократного использования образов. Классические примеры — сравнение глаз любимой со звездами, образ вскрытых вен для передачи отчаяния, образ утраченных крыльев для передачи несбывшейся мечты... Думаю, продолжать не стоит. Тут, как и с рифмами — никогда не надо хвататься за первое, что пришло в голову. Подумайте, скольким еще до вас пришло в голову то же самое... Лучше потратить немного времени и придумать что-то свежее.

2. При всей своей свежести и новизне образ должен быть уместным. Мой излюбленный пример - «Злой, как немытая сковорода». Образ, безусловно, достаточно выпуклый и неожиданный, и в повседневной речи я его время от времени использую, но после того, как проходит первое удивление, от него у здравомыслящего человека остается только один вопрос: а при чем тут сковорода? И, хотя образы бывают сложные, которые сложно понять с первого раза (как зачастую бывает в хокку, а в висах образ — это и вовсе смысловой лабиринт), все же не стоит забывать, что, в конечном счете, ваши произведения будут читать как стихи, а не как головоломки.

Строго говоря, образ - это одновременно и средство, и сама цель поэзии. Думаю, именно в умении создавать яркие, эмоциональные и одновременно доступные множеству читателей (или слушателей) образы и заключается талант поэта. Любой человек может научиться писать без ошибок, подбирать идеальные рифмы, следить за точностью рифмы, ритма и размера — это все техническая сторона стихосложения. Начинающему поэту я бы посоветовал куда больше внимания уделять тому что он хочет сказать, чем тому, как он это запишет. Поверьте — даже самое корявое и невычищенное стихотворение с яркими, выразительными образами западает в душу и память куда сильнее, чем идеально сложенный и совершенно пустой и скучный текст.

+2
12:47
140
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
SoloQ