Бедность не порок?
Больше года на этом сайте, честно пытаюсь читать так называемых "начписов".
Многое меня удивляет и даже возмущает в этих текстах. Многое нравится. Иногда (крайне редко) есть чему поучиться.
Но вот что бросается в глаза, бередит душу и сердце, приводит в уныние: крайняя бедность, даже скудость литературного языка. Друзья, откуда такая нелюбовь к разнообразию антонимов и синонимов, прилагательных и деепричастных оборотов? Куда подевались "мямлить" и "топорщиться", "изящный" и "лакомый" ? Почему не употребляются прекрасные русские поговорки и пословицы?Неужели "тише едешь - дальше будешь" устарело, а " на каждый роток не накинешь платок" потеряло право на существование?
Зато пышным цветом расцвели канцеляризмы и заезженные штампы. Стремление к тотальной "чистке" приводит к суровому телеграфному или протокольному стилю.
И так далее.
Конечно, можно списать на отсутствие опыта, таланта, графоманские потуги.
Но, мне кажется, ответ в том, что народ просто перестает читать классику. Ну как же, гоголевская тихая украинская ночь уже не кажется в свете современных реалий такой дивной и удивительной. Наоборот, перегруженной, требующей "чистки", да и вообще.
Мне кажется, мы идем к двоичной системе выражения мысли."Хороший - плохой", "сел - встал", "родился", да и "помер".
А вы как думаете?
Но тут скорее проблема в непонимании начписами главных функций литературы. Для меня вот всегда в текстах первоочередным была передача информации. Поэтому различные энциклопедии и монографии были интереснее романов. Однако, как выяснилось — художка пишется ради стимуляции эмоций читателя, эстетики — а тут уже другие инструменты нужны. При этом многие люди думают, что если написать «она страдала» — то это уже автоматом будет вызывать сочувствие к героине, ведь все же итак в курсе, что такое страдать. Но нет, литература так не работает, это слишком ни о чем — надо выписать то, что даст даже самому непробиваемому читателю ощутить эти страдания, понять их из текста, а не выудить из личного опыта (которого может и не быть).
А штампы — так то банальное подражательство дерьмовой литературе. Тот самый опыт — что люди читают, на то и равняются. Фикрайтера, например, можно по этим штампам вычислять с первых строк
Литература и не должна быть статичной, она, как и любая форма — живопись, кино — подстраивается под современника, исходит из его потребностей. Но в наше время дело даже не в том, что эти потребности упростились, а в том, что ранее элитарная деятельность — литература — сегодня доступна любому дилетанту, который подобен дикарю, пытающемуся вырезать розу из хрусталя бензопилой.
Вот только «функция литературы», да, это сложно.
Но почему-то и романы, и рассказы, и сказки многих современных авторов написаны неким унифицированным языком.
Так вы девочка.
А начписы не пытаются видеть это глазами героя — они или вообще пренебрегают эпитетами и метафорами, или заимствуют банальные клише. Типа «туман, белый как молоко» — вот как будто окоромя молока в мире ничего белого нету, ага…
Хотя есть обратный косяк — лепить эпитеты позаковыристее вопреки здравому смыслу.
В героя надо вживаться, и в ситуацию, мыслить точкой зрения персонажа, чтобы и читатель ее увидел.
Да, они устарели. Имеют право на существование, но не с современной прозе (если это не стилизация, конечно). Писать как классики сейчас нельзя — читать никто не будет.
Почему слово, например, слово «неспокойный» нельзя заменить на «порывистый», «егозливый»?
Поговорки в живой речи слышны, почему же они не могут существовать в литературе?
А уж дело писателя не пропустить этот момент. Если, конечно, автор обладает солидным запасом слов.
Получается, что современный писатель просто напросто подстраиваается под языковой минимум читателя, таким образом подталкивая его к убогости.
Круговорот.
А классика — это основа, кладезь. Не знающий букв не напишет слова, не знающий слов не сможет сказать.
И насчёт телеграфного стиля вы совершенно правы. Люди разучились думать, разучились воспринимать длинные мысли. Поэтому и кажется, что это мол, язык так развивается, что надо писать короче и понятней. Да нифига. Читатели разные, единого мерила нет. Воспитанные на «классике» будут любить такие тексты, потому что будут их принимать близко к сердцу.
Вообще, написать грамотный, цельный, гармоничный, умный «кирпич» — это совсем другое, чем короткий рассказ. Пока не подойдешь — не узнаешь.
И да, Нора Галь с вами тоже согласна. Вот эта бережность к родной речи, к ее богатству и разнообразию — это крайне важно для культуры.
Поэтому даже маленькие племена так бережно хранят слово.
Кстати, поэтому пока существует многообразие языков на планете не отомрет и профессия литературного переводчика.
А так, пожалуйста, для простоты обрашаются к Гуглу.
Вы либо создаёте интересное сюжетное решение, работаете над структурой и пусть текст состоит из бытовых слов, либо это стандартным суповым набором с непонятным наполнителем.
Короче говоря, в 21 веке вряд ли кого-то можно приятно удивить невпопад вставленными седелочками, перстами, гребками и прочим
Почему же это воспринимается «анахронизмом» и «безвкусицей»?
И что такое «бытовые слова»? Совершенно непонятное словосочетание.
Перечитайте свое последнее предложение.
Тем более я фанатка Вашей «Порки»
Выберем?
Это ответ на Ваш последний вопрос.
И вот эти все старинные слова — это просто не развитие писателя. Вообще.
И не надо говорить, что типа раз так, то вы, значит, писать не умеете.
Блин. И почему классику народ не читает? Я недавно Гоголя слушала. Чуть не лопнула. Никто из нынешних писателей так не пишет охренительно. И не надо. Зачем? Чтоб потом говорить: «о, я Гоголь»?
И сестренка сейчас читает Обломова. Классика? И не из под палки, а потому что: «интересно очень, жалею, что раньше не начала читать».
Ещё он какой красивый. Мы с ним каждый день друг на друга смотрим)) Он на полке стоит)
Приклеелись к старинным выражениям.
Мыслите «ширшее», ну, что в самом деле.
Или то и другое? А, может, и то, и другое.
Вот в чем вопрос.
Но если человек обладает скромным запасом слов, то он в каждом предложении будет писать одно из них. Скорее всего, «болото». но ведь «трясина» тоже хорошо. Но у автора «трясина» просто отсутствует в словарном запасе. Неужели от этого текст выиграет?
Конечно, нет. «Он шел по направлению к болоту»( как некой географичекой единице).
«Его стала засасывать трясина»(нечто тряское, ненадежное, липкое ...«ина»).
Понимаете, классика, к которой вы апеллируете — это как мертвому припарки. Здесь все собрались люди начитанные и грамотные, с определенным опытом, багажом и образованием, кто с одним высшим, кто с двумя, а кто и кандидаты с докторами.
И вы считаете, что реально можете повлиять на мнения подобных людей блогом без мало-мальски научного обоснуя?
Впрочем дискуссию очень трудно вести, когда топикстартер воспринимает в штыки любое мнение, отличное от его.
Можно в Гугле.
Почему все-таки лучше классика?
Мне кажется, слово становится живым будучи в сочетании с другими, создавая образы и настроения.
Это и являют нам классические произведения. В том числе и современные.
И не потому, что показалось плохо или неинтересно.
Тоскливо стало.
Достоевского трудно осилить. Но тут, главное, вчитаться и погрузиться.
А Чехов?
Вот кто легко читается!
А сейчас:
1. Больше людей имеют возможность писать.
2. Больше возможностей их пописульки читать.
Тексты любого качества становятся доступнее, и потому вам кажется, что сейчас люди пишут хуже. Да так же. Просто хорошее отфильтруется позже.
А про пословицы вам Константин всё правильно сказал.
www.vek-serebra.ru/buhov/epoha_i_stil.htm
Всего должно быть в меру.
Ну и давайте не забывать о таких вещах, как «жанр» и «манера подачи». Язык автора и лексикон в контексте его работы должны соответствовать эпохе, образу героя, позиции автора и много чему еще. Не станет герой-гопник говорить пословицами (если автор не хочет таким образом добавить ему индивидуальности — это полностью его выбор).
А еще очень важен такой момент — нет ничего хуже, когда автор начинает использовать слова, значения которых не понимает в полной мере. К примеру, из местных комментариев — я лично не уверен, что «топь», «болото» и «трясина» это совершенно одинаковые вещи. Опять же, в контексте этих комментариев — зачем употреблять слово «трясина» в метафорическом ключе? Не говорят так люди. Такое обычное и банальное слово «Болото» подходит идеально. И незачем выкаблучиваться, выпендриваться, ерепениться и хорохориться))
Люди все ж таки разные, говорят соответственно.
Если Вы живете в Сибири, то знаете, что такое «вехотка».
В рассказе об алтайской бане, без «вехотки» никуда.
И выпендреж не при чем.
Однако, житель средней полосы скажет: «Че это?»
Ориентироваться только на «так говорят», или «так не говорят» мне кажется, некорректно.
Живу не в Сибири, слово «вехотка» знаю. Это кстати немного возвращает разговор в русло того самого «бытового языка», о котором Таша упоминала выше.
Хотя, я ни разу не языковед, могу ошибаться.
Все имеет право на существование.
Знакомый, сам по-моему из Пензы, рассказывал как метался после просьбы сибиряка «Брось мне вехотку»!
Кстати, еще страшный порок это «начал». Начал идти, начал было сомневаться, начал двигаться в сторону выхода
Ой, да сколько там от вас до Сибири))) Вы, магнитчики, вообще словеи всякие любите. Вот у нас, в Москве, такой фигни нет!
Я, когда прошу ожену, тоже вижу исключительно недоумение в глазах.
— Васьк, чевой-то, вовцы в картохи побегли" (может не совсем дословно, но с «вовцы»… точно помню).
Да я за подобное себя по рукам побью
Но я считаю, что много из прошлого словарного запаса литературы устарело ввиду редкого употребления в обиходе. То что употребляли в 80х может вызвать сегодня смешок в виду архаичности.
Я считаю, культура должна расти. Очень большой вклад внесли русские писатели в мировой котел искусства в области литературы, их цитировали и т.п это имело бешеную популярность. Так вот идея такая, что прошлое хорошо, но должно быть и новое, а если нового мало или оно типа книг о магах с эльфами, или рембом с терминаторами, то и всяких слов нет, все просто и банально. Надеюсь я донес идею не слишком путано
И, вот в словаре Даля есть куча удивительных русских слов, они чертовски устарели многие из тех что я прочел последний раз произносили в 18 веке… перед смертью… хехе
Но это такие… это милый, добрые слова. они вызывали у меня улыбку, но были очень симпатичны на слух, я даже некоторые произносил вслух, это было забавно. У меня даже появилась мысль
убеждениечто люди раньше были добрее. Это конечно недоказуемо, но я подтвержу эти слова под присягойВ общем не хватает нам лидеров, не хватает знания языка и чрезмерный избыток «романа написанного на коленке» мусорит алмазы хех
Ведь это тоже важно.
Да и «батенька» Василий, почему бы и нет, если это сказано иронично.
Каждому овощу свой фрукт…
В серьезном космосе нет места «батенькам» оочень портит картину.
Век живи — век учись…
Настоящий писательНовая фантастикаИ да, я ж упомянул, что отстучал бы себя по рукам…
Что ты скажешь?
Серьёзно, у меня такой характер, что на Луне я не выдержу и трёх минут)))) И да, я матерюсь))))
У Верховой Екатерины есть рассказ на эту тему. Он точно описывает эту идею но подача материала идет настолько тонко и изящно, что я понял смысл рассказа только через два дня) а могу пофантазировать и представить, что были те кто не понял этой мысли до сих пор))))
Условие — профи, космонавт, выдержка железная, капелька эмоций, и ситуация.
Из деталей — неуклюжий скафандр, изменение веса, дискомфорт, страх — капелька страха, осознание о предательстве, осознание предстоящей, страшной гибели от удушья.
Словно роль на оскар) и потом монолог: "....."
И вот тут вопрос, который меня мучает до сих пор: вот ты точно знаешь, что герой может себя вести вот так, потому что ты это видел. Но большинство людей свято верит, что он не может себя так вести (все учёные зануды, космонавты не матерятся, программисты не моются, спецназовцы тупые и т.д.). И вот чё с этим делать? Ломать стереотипы, или писать то, во что все свято верят? А?
Кста, я прям сейчас в НИИ работаю и тебе верю)))
Что он скажет?)
А и правда))
Я с этим тоже сталкивалась.
Люди верят в свои представления и молятся на них.
А уж если сказали по телевизору, то все, истинп в последней инстанции.
И вот ещё: а что у нас современный язык типа так беден, 1000 слов и всё? Что, если я напишу, используя 2000, то меня никто уже не поймёт? Серьёзно? Все настолько отупели? Тогда можно сушить вёсла, нам хана.
Надо писать просто, интересно, а потом хряяяясььь и какуюнить сложнейшую идею и пол книги разжовывание, а что же это за фигня то такая на самом деле
Речь идёт не о многословности и не о вычурности, а о богатстве оттенков смысла. О необходимости подобрать слово так, чтобы оно максимально точно отобразило внешний вид, состояние, характер и т.д. Улавливаете разницу?
Может. Именно поэтому сложно говорить о зарубежной литературе, когда дело касается стилистики. Но тем не менее, я обожаю О`Генри. Читала его и в оригинале, и в переводе, круто! Шекспир опять же шедеврален и так, и этак. И вот ещё Драйзера читала и так, и этак. Ужасно, как по мне. А Маше вот нравится)
ПС. цифры могут быть неточными, я по памяти с института вам вещаю, могла и напутать на пару тыщ. но процент не меняется, пассив всегда примерно вдвое больше.
Ясен пень, что у школьника запас беднее, ему и лет меньше. Плохо, если он меньше, чем у школьника, допустим, 70-х прошлого века. Это уже деградация.
Во всяком случае, в России.
Система образования несколько изменилась.
А че?
Реформа русского языка.
А мы о каком — то богатстве и многообразии…