Алексей Ханыкин

Портрет Чехова художник Осип Браз отправился писать в Ниццу

Портрет Чехова художник Осип Браз отправился писать в Ниццу

Для написания портрета писателя Антона Павловича Чехова художник Осип Браз отправился на средиземноморское побережье Франции. Произошло это в 1898 году. Известно, что основатель галереи Павел Третьяков ради того, чтобы получить нужную ему картину, оплачивал дорогу к объекту творчества, пусть даже модель находилась на очень приличном расстоянии от Москвы. Благодаря его заказу портрет Чехова был создан в Ницце.

Заказ молодой Браз получил не случайно. Дело в том, что в 1896 году его удостоили премии Московского общества любителей художеств. Кроме того, он получил диплом Петербургской академии художеств и звание классного художника, правда, не за специальную конкурсную картину, а за серию изображений.
Осип Браз прекрасно выполнил портреты своих коллег по творческому цеху: русского, а потом советского графика Дмитрия Кардовского и художницы Елизаветы Мартыновой, в наше время более известной по картине Константина Сомова «Дама в голубом».
Сделанные им работы заслужили высокую оценку критики, а портрет Мартыновой настолько понравился коллекционеру и меценату Павлу Третьякову, что он приобрёл его в свою коллекцию. 
В дальнейшем Третьяков заказал художнику также портреты актрисы Веры Комиссаржевской и писателя Антона Чехова. К слову, портрет Чехова кисти Браза оказался единственным законченным прижизненным изображением писателя.
Будто хрену нанюхался…
Антон Павлович позировал Бразу два раза в день. К сожалению, портрет Чехова, ради которого и была предпринята поездка, получился не сразу. Молодому живописцу сходу не удалось раскрыть черты характера известного писателя. В первый раз, речь идёт о 1897 годе, картину забраковал как сам художник, так и Третьяков…
Что же до второго, написанного в Ницце, мнение о нём сложилось разное. Сам Чехов недовольно высказался по его поводу: «Говорят, что и я и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену». Объективности ради следует сказать, писатель был не прав.
Одна из самых известных фотографий Чехова, которая ему очень нравилась, была сделана в 1888 году. На ней Антон Павлович запечатлён полным жизненных сил и энергии. В глазах заметно весёлое лукавство, а густые волосы будто ветром отброшены назад.
Чего не мог принять писатель
Писатель Владимир Короленко так нарисовал облик молодого Чехова: «Передо мною был молодой и ещё более моложавый на вид человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим ещё характерных юношеских очертаний. В этом лице было что-то своеобразное, что я не мог определить сразу и что впоследствии, по-моему очень метко, определила моя жена, тоже познакомившаяся с Чеховым.
По её мнению, в лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня. И это было особенно привлекательно. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью. Простота всех движений, приёмов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях.
Вообще, в это первое свидание Чехов произвёл на меня впечатление человека глубоко жизнерадостного. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы. И вместе угадывалось что-то более глубокое, чему ещё предстоит развернуться, и развернуться в хорошую сторону. Общее впечатление было цельное и обаятельное…».
На портрете, что написал Браз, Чехов выглядит иначе. Впрочем, чему удивляться — всё-таки десять лет прошло… Сама же модель этого никак не могла принять. Хотя все, кто знал писателя, поражались происшедшей с ним перемене. А Валентин Короленко несколько риторически вопросил: «Куда девалась его уверенная, спокойная жизнерадостность? Черты обострились, стали как будто жёстче, и только глаза все ещё порой лучились и ласкали. Но и в них чаще виднелось застывшее выражение грусти».
Ему вторит Татьяна Щепкина-Куперник: «Я удивилась происшедшей с ним перемене. Бледный, землистый, с ввалившимися щеками – он совсем не похож был на прежнего А.П.»
Так что, пусть портрет Чехова работы Браза и не понравился самому писателю, но объективности ради следует признать — мастер изобразил его реально.
Портретист
За несколько столетий развития русская культура подарила миру немало великих живописцев, произведения которых вошли в мировую сокровищницу изобразительного искусства. Есть среди них такие, чьи имена знает практически каждый, даже далекий от искусства человек. Но есть и незаслуженно забытые.
К последним принадлежит талантливый мастер портретного жанра Осип Эммануилович Браз. Имя этого русского художника, академика и коллекционера, в отличие от его творений, мало что может сказать нашему современнику, хотя в своё время оно было известно всем. Бразу удавалось, как говорили критики, сочетать не сочетаемое — реализм с элементами импрессионизма и модерна. Именно поэтому в своё время его считали одним из выдающихся русских живописцев-портретистов начала ХХ столетия.
Поначалу судьба баловала художника. Он имел всё, о чём только мог мечтать — творческий успех, карьерный рост и счастливый семейный союз. Затем последовал арест по ложному обвинению, конфискация богатейшей художественной коллекции, годы лишения свободы, проведённые на Соловках, потеря двоих сыновей и смерть жены, которую он пережил всего лишь на год…
Несколько фактов из биографии
Осип (Иосиф) Эммануилович Браз родился в 1873 году в Одессе. Художественное образование он получил в Одесской художественной школе, где учился у Кириака Костанди. Кстати, школу он окончил с большой бронзовой медалью. Несколько лет продолжал учиться в Мюнхене, в школе Шимона Халлоши и Мюнхенской академии художеств. Затем жил во Франции. В Париже впервые были показаны его работы на выставке известных художников «Champ de Mars».
Затем Браз переезжает в Амстердам, где с успехом постигает искусство живописи старых голландских мастеров. Именно там он увлекается коллекционированием. Кроме картин он начинает собирать произведения искусства из бронзы времён эпохи Возрождения.
Вернувшись в Россию, Браз продолжает совершенствовать мастерство. Он поступает в Академию художеств, где учится в мастерской Ильи Репина и через год получает звание классного художника I-й степени. Лучше всего ему удаются портреты, что и приносит ему широкую известность. Его работы с большим успехом выставлялись в Париже, Вене и Риме…
В 1914 году художник был избран академиком Петербургской Императорской Академии художеств. Революция 1917 года не особо коснулась его семьи. Осип Браз работает в Эрмитаже реставратором, хранителем и заведующим отдела голландской живописи, а вначале 1920-х ещё и преподавателем во ВХУТЕИНе.
Всё резко обрывается в 1924 году…
Эмигрант


Неожиданно по ряду ложных обвинений художника арестовывают. Ему инкриминируют скупку произведений искусства с целью дальнейшего вывоза за границу, а также разглашение сведений о предстоящей продаже ценностей Эрмитажа и шпионаже. По судебному приговору Браз получил три года заключения с отбыванием срока в лагере особого назначения на Соловках. Вся его роскошная коллекция, в которой были настоящие шедевры, национализируется.
Лишь благодаря ходатайствам ленинградских художественных обществ и влиятельных друзей — Игоря Грабаря и Максимилиана Волошина, Осипа Браза досрочно освобождают из Соловецкого лагеря без права проживания в центральных городах. Художник отправляется в ссылку в Новгород, где занимается разработкой фондов и реставрацией памятников. В свободное время пишет акварелью и организовывает персональные выставки.
Почти два года Браз просит у властей разрешения на выезд из России для воссоединения со своей семьей, проживающей в то время в Германии. В 1928 году он навсегда покидает Родину и до последнего дня живёт во Франции.
Работы Осипа Эммунаиловича Браза хранятся в Третьяковской галерее, Днепропетровском художественном музее, Русском музее, Одесском художественном музее, Пермской художественной галерее, Самарском художественном музее, музеях Калуги, Петрозаводска, Новокузнецка.
+2
13:55
1027
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Андрей Лакро