Ольга Силаева №1

Самая обсуждаемая картина

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
Самая обсуждаемая картина

Одна из самых обсуждаемых картин в русском искусстве — известная работа Казимира Малевича «Чёрный квадрат», написанная им в 1915 году. Картина входит в цикл супрематических работ Малевича и является частью триптиха, дополняют который «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

Свою популярность это полотно получило благодаря необычному стилю написания. Это был своего рода настоящий взрыв в искусстве, ибо никто прежде так не рисовал. Не удивительно, что картину сразу стали обсуждать, строить различные домыслы.

Полотно хранится в Третьяковской галерее и его примерная стоимость на сегодняшний день, согласно исследованиям аукциона Sotheby’s, составляет от 1 240 000 000 руб. до 1 500 000 000 руб.

Кстати, самая дорогая картина Казимира Малевича была продана на торгах Christie’s в Нью-Йорке 15 мая 2018 года за 85,8 млн долларов. Эта сумма стала своего рода новым мировым рекордом художника за повторно продаваемую работу. Ранее она была продана на нью-йоркском аукционе Sotheby’s за 60 млн долларов.

Речь идёт о картине «Супрематическая композиция» или «Синий прямоугольник поверх красного луча». Имя продавца и покупателя остались неизвестными.

Движения «супрематизма» возглавил Малевич

Годы с 1910-го по 1913-й считаются решающими в развитии русского авангарда. Так называемое движение кубофутуризма достигло своего апогея и в нём стали появляться новые художественные направления.

Сейчас это кажется немного странным, но тогда кубизм и его метод «геометризации» уже стали казаться односторонними. Одни художники стремились к более тонкой и сложной согласованности искусства с природой. Другим мешала неизменная привязанность к «предметности» изображения.

В результате, в русском искусстве обозначились два пути. Один, его стали называть «конструктивизмом», возглавил Владимир Татлин. Другой, в историю искусства он вошёл как супрематиматизм, возглавил Казимир Малевич.

Историк искусства Евгений Ковтун придерживался мнения, что супрематический метод художника состоял в том, что он взглянул на землю как бы извне. Поэтому в супрематических картинах, как в космическом пространстве, исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом», и возникает самостоятельный мир, соотнесённый как равный с универсальной мировой гармонией.

История создания

Последним шагом на пути к супрематизму была постановка оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем» в декабре 1913 года, в которой Малевич работал над эскизами декораций и костюмов.

Именно при создании эскизов к спектаклю и возникло изображение «чёрного квадрата», который, как считал автор, означает пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы. В самой постановке чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга.

И хотя сам художник датировал появление квадрата 1913 годом, собственно картина была написана в 1915 году для итоговой футуристической выставки «0,10». Экспозиция открылась в Петербурге 19 декабря 1915 года в «Художественном бюро Н.Е. Добычиной».

В названии выставки фигурировало число 10. Именно столько предполагалось участников. А также присутствовала «нуль форм», в знак того, что экспонируя «Чёрный квадрат», художник «собирается свести всё к нулю, и после переходит за нуль».

«Чёрный квадрат» занял центральное место но выставке

Всем художникам, которые участвовали в этой выставке, предоставили возможность показать много работ. Причина более чем проста — помещение дали большое, а картин было мало. Художник Иван Пуни писал Малевичу: «Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только». В итоге, в отдельном зале разместили сразу тридцать девять супрематических картин.

Центральное место в ней занимал «Чёрный квадрат», обозначенный в каталоге как «Четырёхугольник». Его вывесили на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах обычно вешают иконы. Тогда же художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа в газете «Речь» от 9 января 1916 г. написал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер».

Итак, чёрный квадрат на белом фоне в супрематической теории означал собой «нуль», то есть одновременно объединял начало беспредметности и конец традиционного предметного мышления художника.

В результате, квадрат стал знаковой формой супрематизма и точкой нулевого отсчёта, как традиционно математическое понятие.

Три квадрата

Существуют ещё два базовых супрематических квадрата — красный и белый. Они входили в определённую Малевичем художественно-философскую триаду. О «Красном квадрате», который впервые будет показан весной 1919 года в Москве на персональной Х Государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм», Малевич скажет, что «в общежитии он получил ещё значение» «как сигнал революции».

«Белый квадрат» считается вершиной беспредметности. Широкой публике он был представлен в 1927 году в Варшаве, а затем в Берлине. Когда художник срочно покидал Германию, он передал его и ещё около ста картин на хранение немецкому архитектору Гуго Герингу.

Позднее тот вывез полотна из нацисткой Германии, где их собирались уничтожить, как «дегенеративное искусство».

Сам же художник утверждал, что: «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие».

Подлинник «Чёрного квадрата», тот самый, что выставлялся на выставке «0.10» и с которого делались авторские повторения, хранится вТретьяковской галерее

+7
13:25
203
00:58 (отредактировано)
+1
Споры об этой картине будут вечны. Шедевр или нет. Может это и был замысел Малевича. Анекдот в тему:
Два заядлых любителя живописи. Один другому:
— Ты был на выставке авангарда?
-Да. Ничего особенного.
-Как? Ты не увидел — какую революции в искусстве совершили, как изменили человеческую культуру, как открыли сюрреалистическую и психоделическую картину мироздания!
-Да что там такого было?!
— «Черный квадрат» перевернули верх ногами — вот!
17:36
надо признать — хорошую всем загадку оставил художник!
21:20 (отредактировано)
Можно сколько угодно заниматься словоблудием в попытках отыскать потае́нный смысл там, где его не может быть по определению. Это — глупость.
Можно сколько угодно заниматься словоблудием в попытках прикрыть пустоту и создать иллюзию наполнения смыслом. Это — лукавство.
Можно сколько угодно заниматься словоблудием в попытках изобразить свою сопричастность тайному знанию, доступному только посвяще́нным. Это — тщеславие.
А все́ это вместе взятое — работа искусствоведа.
Так и тянет процитировать Андерсена: «А король-то — голый!»
10:25
если вы написали сей комментарий, значит можно продолжать заниматься и далее.
Загрузка...
Илона Левина №1