Дмитрий Петелин

Пейзаж был основным жанром художника Николая Крымова

  • Кандидат в Самородки
Пейзаж был основным жанром художника Николая Крымова

Пейзаж всегда был основным жанром художника Николая Крымова. Он очень любил писать родную природу — поля, леса, утопающие в снегу или солнечных лучах деревенские домики.

Художнику много что пришлось увидеть в жизни: пережил три войны, знал нищету, но от выбранной когда-то темы пейзажей ни отступил ни разу. Николай Крымов в своих работах никогда не касался политики и никогда не стремился угодить кому-либо своим творчеством.
Даже человек далёкий от искусства, глядя на его работы, сразу обратит внимание, насколько сильно художник любил деревню. К слову, сюжеты для своих работ он находил в старинном русском городе Тарусе Калужской области. Сам же художник говорил о себе: «Я пишу кусты и заборы, но делаю это лучше всех».
Все его полотна поражают простотой и вместе с тем, как бы заставляют проникнуться изображением, почувствовать головокружительные запахи цветов и трав, ощутить лёгкий ветерок или мороз, весеннюю сырость или зимнюю свежесть….
За свою творческую жизнь народный художник РСФСР и член корреспондент Академии художеств СССР Николая Крымов создал довольно много картин, которые сейчас можно увидеть в Русском музее, Третьяковской галерее. Причем, в хранилище в Лаврушинском переулке находятся 18 его произведений, а на Крымском валу – 30. Многие из картин Крымова хранятся в частных коллекциях
Художник счастливой судьбы


Николай Петрович Крымов родился 2 мая (20 апреля по старому стилю) 1884 года в Москве. В семье кроме него росли ещё одиннадцать детей и родители довольно много времени уделяли их воспитанию, старались привить любовь к природе и способность видеть окружающий мир. Его отец Пётр Алексеевич был портретистом, работал в манере «передвижников» и преподавал рисование в московских гимназиях. Талант маленького Николеньки родители увидели сразу. Именно отец и стал первым учителем Николая Крымова.
В 1904 году мальчик поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Через три года он переводится на живописное. Среди его учителей Валентин Серов, отец будущего известного писателя Леонид Пастренак, иллюстратор произведений Льва Толстого Николай Касаткин.
Но самым его главным учителем стал художник, который скончался ещё до того, как Крымов стал студентом. Речь идёт об Исааке Левитане, работы которого оказали заметное влияние на всё его дальнейшее творчество.
Николая Крымова можно смело назвать художником счастливой судьбы. Ведь его талант был оценён ещё во время учёбы в училище. Этюд «Крыши со снегом», написанный в 1906 году, настолько впечатлил преподавателя Апполинария Васнецова, что он купил картину у молодого мастера, а через два года уже у него её выкупила Третьяковская галерея. Крымову тогда было всего двадцать четыре года.
Манера письма менялась


Несмотря на то, что любимым жанром Крымова стал пейзаж, манера его письма менялась на протяжении всей жизни.
Вначале своего пути он склонялся к импрессионизму. Красноречивым подтверждением тому является его участие в выставке «Голубая роза», которая состоялась в 1907 году. К слову, Николай стал одним из самых юных её участников, которых потом стали называть «голуборозовцами».
Он представил три работы: «К весне» и два варианта «Песчаных откосов», написанные в стиле импрессионизма. Но по мере становления Крымов и все, кто тогда решили попробовать себя в этом зародившемся во Франции направлении, стали отходить от него. Их стали привлекать совсем другие идеи. Крымову понравился символизм. Именно в таком стиле он делал работы во время оформления журнала «Золотое руно».
А картины «Под солнцем» и «Снегири» некоторой размытостью красок и сходством с полуденным маревом напоминают гобелены…

Реальность соединил с фантазией


Но вскоре символизм и недосказанность уступили место иронии, шутке и гротеску. Теперь Крымову нравится примитивизм. Подтверждением тому служат картины «Ветреный день», «Московский пейзаж. Радуга», «После весеннего дождя», «Новый трактир». Но и это ненадолго.
Уже в 1910 году в его творчестве начинают проступать классические мотивы, которые художник черпает у французских пейзажистов XVII века. Теперь его учителями становятся Клод Лоррен и Никола Пуссен, в своё время разработавшие композицию с тремя планами, где доминировали коричневый, зелёный и на третьем плане — голубой.
Однако он вновь не стал слепым подражателем. Классическую манеру Пуссена и Лоррена он соединил с примитивизмом. А со временем он вовсе отошёл от написания пейзажей только с натуры и стал дополнять увиденное в реальности фантазией.
Работа на свежем воздухе


На свежем воздухе Крымов писал только летом, когда они с женой отдыхали за городом. Обычно семья снимала жильё, где обязательно имелся балкон, чтобы можно было работать на свежем воздухе.
Зимой предпочитал творить по памяти, но при этом создаваемые им реальные картины дополнялись новыми элементами. Здесь в качестве примера можно привести его полотно «Зимний вечер», написанное в 1919 году.
Художник, мастерски используя цвет, сумел передать тяжесть сугробов, игру лучей заходящего солнца, кстати, его на картине совсем нет. Более того, он даже умудрился донести до зрителя ощущение мороза, который гонит путников погреться домой.
Суть живописи — тон



К слову, Николай Крымов всегда считал сутью живописи не краску, а именно тон, наполняющий цвет светом. В качестве идеальной точки отсчёта он предлагал горящую спичку на фоне ярко освещённой солнцем стены. Эти свои теоретические взгляды он позже изложил в статье «О Левитане».
На своих занятиях со студентами он учил видеть, что вечерние краски всегда темнее дневных и предлагал сравнивать белый цвет листа и накрахмаленной рубашки.
Николай Петрович обосновывал в своих статьях, а затем показывал начинающим художникам в работах, что естественность пейзажу даёт именно правильно выбранный тон, а выбор цвета становится второстепенной задачей. Всё это можно увидеть на картине «Московский пейзаж. Радуга», созданной Крымовым ещё в пору его учёбы в живописной мастерской Валентина Серова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Кажется, что картину написал ребёнок


Эта работа занимает особое место в творчестве Крымова. В ней удивительным образом соединились символизм и импрессионизм. Радуга буквально разложена по цветам, а сам пейзаж представляет собой мистическое соответствие небесного и земного мира, как его обычно видели символисты.
Когда смотришь на эту картину, первая мысль, что приходит в голову — её написал ребёнок. Впрочем, в этом нет ничего странного. Все художники видят мир своеобразно, радуются и удивляются всему, что есть вокруг.
Небо на полотне насыщенных тёмных оттенков синего цвета. Так часто бывает после дождя. Яркое солнце уже вовсю светит, радуга раскинулась разноцветным коромыслом, а на небе ещё остаются отголоски прошедшего дождика.
Объём картине придаёт светотень


Для придания объёма и живости картине Николай Крымов активно использовал светотень. Тёмное небо, светлая радуга, блестящие крыши, ярко-жёлтые, розовые дома, напряжённая зелень деревьев…
Дождь только прошёл и это заметно по мокрым жестяным крышам, которые кажутся почти стеклянными. Сразу понятно, что люди, гуляющие в парке, вышли на улицу насладиться свежим воздухом и полюбоваться радугой.
Кстати, многие преподаватели советуют использовать эту картину для отработки навыков рисования, ведь на начальных этапах важно учиться у опытных художников.
Долгий путь в галерею


Сначала этот пейзаж, который, кстати, носит ещё одно название – «После дождя», попал в собрание Евдокии Ивановны Лосевой. В её коллекции были собраны живописные работы молодых в ту пору художников-символистов, входивших в объединение «Голубая роза».
Лосева сама была художницей и так же как Крымов – ученицей Серова. Ценители живописи могут знать её по портрету его работы, что есть в собрании Третьяковской галереи.
В 1920 году значительная часть коллекции Лосевой приобрёл Русский музей. В этом же году, как свидетельствуют архивные документы, Третьяковская галерея вела с Лосевой переговоры о покупке московского пейзажа «Радуга». Однако переговоры не увенчались успехом. 
В том же году она, правда, экспонировалась на первой персональной выставке Николая Петровича Крымова. После смерти Лосевой картина оказалась в семье автора и только в 1965 году, после смерти художника, Третьяковская галерея приобрела работу у вдовы мастера.
+4
20:30
185
20:46 (отредактировано)
+1
В Тарусе! Это же какая легенда!
Николай Заболоцкий:
«Целый день стирает прачка,
Муж пошел за водкой.
На крыльце сидит собачка
С маленькой бородкой.

Целый день она таращит
Умные глазенки,
Если дома кто заплачет —
Заскулит в сторонке...»
08:44
Хоть кто-то счастливой судьбы!
А тона и полутона в искусстве, будь это музыка или живопись, ораторство или литература, важны чрезвычайно.
22:16 (отредактировано)
Классный пост!
Кажется, что картину написал ребёнок

Это есть талант! Потому что только одарённый может воспроизвести по-взрослому «ребёнка» в рисунках
использовал светотень.

Очень значительный элемент в живописи. И, на самом деле, сложный для любого художника.
Сама картина, что показана в посту, выразительна не красками, а содержанием…
Загрузка...
Светлана Ледовская №1