Напишем венок сонетов?

Дорогие наши рифмоплёты и стихотворцы, поэты и поэтессы!
Мы уже с вами сочиняли совместное стихотворение прошлой весной – и даже озвучивали это чудо. И это был весьма положительный опыт - спасибо Ренате и всем участникам.
Снова приходит весна, снова бегут по жилам творческие энергии… а не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира? Не сплести ли совместными усилиями венок сонетов?
Дело непростое, требующее некоторого мастерства и ответственности. Напомню, что
Венок сонетов — архитектоническая форма (твёрдая форма) поэтического произведения, а также поэтическое произведение, написанное в этой форме.
Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал, мадригал) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов.
Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка.
Порядок работы предлагается такой
1. Определяем тему, идею
2. Проводим открытое голосование, кому из списка участников доверить написание ключевого пятнадцатого сонета
3. По желанию или случайным образом раздаем строчки
4. Пишем
5. … а потом публикуем, читаем, гордимся и получаем удовольствие :)))
Нам нужно от семи до четырнадцати участников (как получится, на самом деле), чтобы эта затея стала реальностью. По срокам – мы не торопимся, ибо «служенье муз не терпит суеты» (с), но 7-10 дней на одно стихотворение – вполне реальный срок. Выложим в строго определенном порядке, пометим тегом и получим цепочку стихотворений. Будет красиво. Надеюсь.
PS: мы хотели посвятить это мероприятие памяти Анны Дроновой - поэтессы, о которой рассказала Юлия Боровкова в соседнем блоге. И даже хотели взять одно из её стихотворений для магистрала. К сожалению, Анна не написала классического сонета, и уже не напишет...
Но посвящение - малый дар от поэтического братства и сестринства - давайте оставим, а что касается темы - обсудим по ходу дела.
Присоединяйтесь!
PS: Состав участников на настоящий момент: Жан Кристобаль Рене, andron2006, Юлия Боровкова, Тающий ветер, Ирина Травкина, marrtin, Бабуля, Narrator, Green Tea, Принц Дацкий.
Запись в команду закрыта, ждите финальный блог!
Поучаствую, конечно.
Яж в поэтической грамоте ноль
УЧАСТВУЮ
Участвую.
А темы где предлагать?
Думаю, будет лучше найти её конкретное стихотворение, идею и основные мысли которого можно развить в большом полотне.
PS: на настоящий момент записалось 7 человек.
Хотя, никогда сонетов не писала и даже не замахивалась на великого…
Но когда бабулю трудности останавливали? :)
гимназияхтурнирах не обучались) Творить хотца))Участвую
1. Свободная запись в команду стихоплетов будет закончена по достижении ея численности в 10 человек. Далее останется 4-5 вакантных мест для «своих и любимых». Я всех люблю (за редким исключением ))) ), но некоторых — особою любовью.
2. Нам нужен будет человек для ответственнейшего дела — написания магистрала, сонета, который будет «каркасом» для всего венка. Это Мастер, который совместит жесткую форму стихотворения с идеей и чувствами. Каждый участник команды должен будет предложить две кандидатуры на эту роль — прямо в комментариях. Мы посчитаем число упоминаний персон и определим «основного игрока» и «запасного». Но это чуть позже, вероятнее всего — в воскресенье.
3. Тему венка (а они все вечные — любовь, жизнь, смерть, встречи и расставания) и его основную мысль предлагаю выбрать на основе одного из стихотворений Анны Дроновой. Поэтесса достойная уважения, выбрать есть из чего — почитайте на этом сайте. Вы можете предложить одно из стихотворений (тоже прямо в комментариях) — или согласиться с выбором большинства, как угодно. Оставим в итоге 2-3-4… варианта, а окончательный выбор предложим сделать Мастеру — с учетом мнения коллег, конечно. Не волнуйтесь, творческого пространства хватит всем.
4. Таким образом, после этапа определения Мастера и выбора темы наступает пауза, в течение которой мы ждем написания магистрала. В это время вы можете потренироваться в создании сонета,
устроить срочную дуэль, начитаться классиков и т.д.5. Конечно, у нас получится что-то достаточно
унылое и заунывноепестрое, яркое и интересное. Когда венок пишет один поэт — то получается всё в одном стиле, одной манере. Но в такой веселой компании нам не остается ничего другого, кроме как относится к проекту легко и не слишком серьёзно. Мы не соревнуемся друг с другом (ну, как быНу, вообще-то ты мну опередил, мой друг
Хотел предложить в Мастера andron2006 и Бабуля
П.С.
Пишем шекспировский сонет, или классический? Они разные
нравовтворчества. Думаю, в этом смысле можно предоставить свободу авторам. Мы всё равно балансируем на грани между ограничениями и вольностями, поэтому напишем «как бог на душу положит». Лишь бы без сбоев и с хорошим чувством, а жесткости структуры и так достаточно много.Прогуглил — в основе структура сонета, действительно. Хотя и с какими-то Пушкинскими вариациями
И давайте уже писать
Но напоминаю — мы не можем начать писать так быстро. Вы получите одну начальную строчку, одну конечную и главную мысль, но всё это в магистрале, который пока не написан.
Да можно, можно. Такой же участник, как и все.
В свою очередь предлагаю Тающего Ветра и Жана Кристобаля Рене.
Напомню, шекспировский — это три катрена (четверостишия) и завершающее двустишие.
Классический — два четверостишия и два терцета (трехстишия).
Я предлагаю не браться за онегинскую строфу, потому что она слишком жесткая по рифмовке, во-первых, и навязывает определенный стиль восприятия, во-вторых. Пушкинский ритм текуч, а при десятке соавторов будет лучше получить 14 отдельных разных хороших стихов, чем попытаться всем сыграть в один стиль. Проще говоря, жесткая рифмовка, на мой взгляд, создаст дополнительные трудности и помешает самовыражению авторов. А Пушкин нас всё равно переиграет.
Поэтому пишем классический или шекспировский вариант, как хотите, на самом деле. В английском варианте более выражена финальная мысль, мораль. Двустишие сонетного ключа выглядит более весомо, а авторская мысль в двух трехстишиях смотрится более размыто, но, возможно, более красиво.
И, в любом случае, это пятистопный ямб.
И к вопросу о сюжете и свободе творчества — как написать свою мини-историю в рамках большого проекта. Например, использовать
флешбекивоспоминания:Я помню, как недавно, в летний день, / Ты у окна стояла, как Венера... или
Ещё вчера я молод был и хил, / А ныне — Геркулес в расцвете силы и так далее
или позволить себе размышление на тему О, сколько нам открытий предстоит, / Когда вступаем в мир несовершенный...
Пятистопный ямб очень благодарный размер ))) У нас всё получится.
И о настроении. Мы балансируем на грани между серьёзностью и шуткой (собственно, всё как в жизни), вы можете пойти и в ту и в другую сторону, или передать свою мысль через красоту природы, но просьба избегать явно современных деталей. Автомобили, мобильные телефоны, кредитные карты и всё такое прочее, упомянутые в одном сонете, не будут сочетаться с классическим антуражем в другом месте.
Еще, конечно, у нас есть такой мастер слова, как Андрон2006. Его поэтическими находками можно восхищаться, но стиль у Андрона современный.
Разрешите мне, как старой и нудной, выдвинуть три кандидатуры :))))))
эту авантюруэто дело, но потом решил, а почему бы и да?! Участвую, прошу оставить 10-е место за мнойНа роль Мастера поддерживаю кандидатуры: Мартина и Андрона2006!
«Чем больше сдадим, тем лучше» © «Джентльмены удачи»
Мартин и Green_tea. Да будет так.
*Веки рушатся, погребая под собой Ветра*
чумыкоронавируса.Итак, у нас готовы два сонета на роль магистрала. Пойдем по порядку.
У Анны Дроновой есть такое стихотворение.
Не встречай меня на пути.
Я беду с собою несу.
Ну а лучше — так обойди,
Как ручей обходят в лесу.
Не встречай меня никогда.
— От меня тебе не спастись! —
Я ищу тебя, как беда,
Как твоя разбитая жизнь.
А когда сойдёмся с тобой
— Ибо так хочу — вопреки! —
Буду я — твоею судьбой
И твоим пределом тоски.
Ни за что меня не встречай.
Не осилишь душу мою,
Если я тебя невзначай,
Но отчаянно полюблю.
Жан Кристобаль Рене написал ответ мужчины на этот призыв.
***
Дворовым псом ступни босые лижет
Холодный омут будущей тоски
— Ты стала на одно биенье ближе,
И пусть злословцы чешут языки.
Я, как пират по лезвию доски,
Шагаю в море… Нет, я не обижен!
Не отвергай, прошу! Расставь силки!
Я раб любви — безумной и бесстыжей.
Пойми, важней уютной пустоты
Беспечный ад настигнувшей мечты.
И мир мирской забыв без сожаленья,
Шагаю в море, в омут с головой
За высшую награду — быть с тобой.
О, не гони! Отбрось свои сомненья!
У меня получилось более безнадёжно-мрачно, своеобразным откликом на это стихотворение Анны.
Она бледна, она опять бледна —
ну и так далее, как в старой сказке,
одно и то же. Только наши маски
меняются — а смерть у всех одна.
Одна-единственная, в каждый дом
она дорогу скрытую находит,
она непредсказуемо приходит
то вьюгою, то выбитым окном,
то ветром европейской полосы…
Но сказка замерла посередине,
потрескивает, как дрова в камине,
как старые настенные часы.
Зачем её заканчивать теперь?
Вы посмотрите: только наши лица
меняются — а смерть всегда стучится
по-разному в одну и ту же дверь.
***
Среди пустых минут ушедших дней,
Среди мгновений радости беспечной
Играешь ты на сцене бесконечной
Историю, которой нет древней.
Живи, пылай, пока не гаснут свечи,
Пока с тобою в сумраке теней
Любовь, и Честь, и Верность, а за ней
Глаза Удачи в маске первой встречной.
Как хочется, допив вино в бокале,
Погнать судьбу к финалу шенкелями
И победить отчаянным туше!
Но воск оплыл и пусто в тёмном зале…
Лишь Жизнь и Смерть меняются ролями,
Смеясь и плача в маленькой душе.
Наверняка, эти сонеты неидеальны, но других у нас нет.
Я бы в этой строчке поменяла слова местами: Дворовым псом ступни босые лижет. Тогда в слове ступни ударение на последний слог.
Честное слово, не поняла, что за лезвие доски?
А вот эти строчки очень понравились! Красиво!
Ага, твой вариат правильней по ритмике
Спасибо!
«серьгам»по строчке?Если на запятой после живи сделать интонационную паузу, то, как мне кажется, теряется размер. Может: Живи пока. Еще не гаснут свечи
Я знаю только шекели и шноркели…
Но для этого мне пришлось погуглить %)
Спасибки)
Буим знать!
Я пралюбоффь напишу/добавлю
может, заменить на — погнать?
коли уж кавалерией запахло)
погнать шенкелями, разогнать
пока = еще
Может,
Живи, играй, пока не гаснут свечи
пока и еще все равно — повторы, причем в одной строке
А как насчёт «живи, пылай»?
И, кроме строчки, есть какая-то связь с другими сонетами?
Такие издержки получаются. Просто стараемся держаться в рамках общей темы и не разбегаться совсем уж далеко.
Хотя, как я уже понимаю, это совсем нелегкое дело.
Тут важно что — пишем одновременно, просто с выкладкой немного придерживаем, пока не будет готово у всех. Выложить последовательно в один день (поставим отложенную публикацию)
— это будет впечатляющая акция, как мне кажется.
Эту строчку уже, вроде, взяли, нет?
второй заканчиваю:
Лишь Жизнь и Смерть меняются ролями,
не подумайте, что взял две)
Ещё раз, на всякий случай: каждый участник берет/«забивает» пару строчек — одну, с которой он будет начинать свой сонет и следующую, которой должен его завершить. Можно застолбить начальную, можно сразу указать пару. Только смотрите в комментариях, что уже взято.
И «чтоб два раза не вставать»: если кто-то ещё хочет присоединиться к команде участников — пишите мне в ЛС.
Фактически, получается, что тот, кто выберет следующую строчку начнёт с неё. Строки в венке в этих местах будут повторяться. Как в стихе по моей ссылке
zen.yandex.ru/media/1ijeni1/venok-sonetov-5df905b7e6cb9b00adce5613
Хоть что-то мне осталось?
1. Вероятно, в качестве магистрала возьмём мой стих, поскольку большинство пока склоняется к нему. И я очень благодарен Жану за его сонет, он замечательный. И очень-очень благодарен Жану за помощь и моральную поддержку!
2. Сейчас вы можете выбрать себе строчку, с которой хотите начать свой будущий сонет (а следующей — его завершить) — кроме тех, что уже заняты. Сообщите об этом в комментарии.
3. Пишем стихотворение в сонетном формате, примерно ориентируясь на общую тему, затронутую в магистрале.
Вот, пока всё.
Свой в группу и на стихиру утащу
С той же рифмовкой и пятистопным ямбом (знать бы что это такое
То мой кусок должен выглядеть так?
Погнать судьбу к финалу шенкелями
Но, что-то вспомнив, побежать вослед:
Кто станет охранять меня от бед?
Кто будет рядом страшными ночами?
Вернуть судьбу, переиграть себя
Мне не дано. Мои иссякли силы.
И вряд ли Бога за меня просили
Все те, кто распинал меня любя…
Погашен свет. На скатерти вино.
Как жаль, что не дано мне, не дано
Вернуть покой расхристанной душе:
Подняв забрало — отыскать врага,
Пусть станет крепкой слабая рука,
И победить отчаянным туше!
Иначе это не традиционный сонет
И вродь первую строчку выбираем. Тут про шенкеля получается что выбрала, не?
Разве?
дней,
беспечной
бесконечной
древней.
свечи,
теней
ней
встречной
abba baab не?
встречной/свечи неявная рифма, но имеет право быть
вспоминая, как я мучился))) ). С другой стороны, у нас тут собрались такие тигры и тигрицы стихосложения, что им любые условия вполне по плечу.Можно установить задачу максимум — используя пять рифм, повторить схему рифмовки магистрала, и задачу минимум — используя семь рифм, сохранить форму два катрена, два терцета, не привязываясь к конкретной схеме рифмовки. Но, повторюсь, я не вижу большой необходимости в том, чтобы стремиться к точности формы в ущерб выразительности содержания.
В моем представлении ЛГ хочет управлять судьбой, как всадник конем, а не быть её, судьбы, покорной игрушкой. Отсюда и «шенкеля», которыми он хочет, оседлав норовистого коня, погнать его вперед. Но он всадник, он не может побежать вослед, если он уже в седле. Эти шенкеля уже поставили в недоумение и Ветра и Жана, практически, как меня «федора»
В первых двух картенах рифмовка одинакова, но рифмы местами Марртин поменял в полном соответствии с правилами классического сонета.
Шекспир перешёл на более простое исполнение сонетов из-за того, что англицкий язык не очень богат на синонимы слишком прямолинейный. Русский в этом смысле богаче в разы
Обычно так говорят только те, кто не знает английского. Увы, Оксфордский словарь с ними не согласен. Официальные подсчеты дают емкость английского языка в порядка миллион слов. Для русского я не видел ни одной цифры, превышающей 500 000.
Так или иначе, но подобрать синоним или слово с близким смыслом на русском никогда не составляло труда. Но англицким не владею, потому не стану спорить.
КАК ХОЧЕТСЯ, ДОПИВ ВИНО В БОКАЛЕ... — ее возьму. Вроде никто не занял
Поддерживаю общее мнение о сонете Мартина.
Из остатков выбираю две первые строчки (если они еще свободны):
Среди пустых минут ушедших дней,
Среди мгновений радости беспечной
Одна пойдет как первая строка сонета, а вторая — как финальная!
Хорошо бы в Магистрале выделить цветом уже занятые строчки.
Всем удачи и вдохновения!
беру эту строчку
Короче, я приеду к компьютеру и напишу ещё.
Не заметил комм)
Вверху писал про рифмы)
Среди пустых минут ушедших дней, — Green_tea
Среди мгновений радости беспечной — Green_tea
Играешь ты на сцене бесконечной — Ирина Травкина
Историю, которой нет древней. — Юлия Боровкова
Живи, пылай, пока не гаснут свечи, — Ирина Травкина
Пока с тобою в сумраке теней — Ирина Травкина
Объятия Любви, что всех нежней, — Принц Дацкий
Глаза Удачи в маске первой встречной. — Жан Кристобаль Рене
Как хочется, допив вино в бокале, — Narrator
Погнать судьбу к финалу шенкелями — Бабуля
И победить отчаянным туше! — Бабуля
Но воск оплыл и пусто в тёмном зале… — andron2006
Лишь Жизнь и Смерть меняются ролями, — Тающий ветер
Смеясь и плача в маленькой душе. — Принц Дацкий
***
Напротив вашего имени здесь указана начальная строчка вашего будущего сонета, а следующая за ней должна стать его последней строчкой. Курсивом выделены «свободные» строчки, жирным шрифтом — занятые.
Размер сохраняем. По поводу схемы рифмовки — вы можете использовать такую же, как в магистрале — abba baab cde cde. Вообще, порядок рифм в терцетах может быть любым, давайте не будем строги, главное, чтобы стих получился гармоничным и качественным по смыслу, по эмоциям, впечатлению. В идеале рифм в сонете всего пять — две в катренах и три в терцетах.
И да, раз уж так пошло, давайте сохраним форму классического сонета Франческо Петрарки — два катрена, два терцета.
На самом деле можно использовать в первых двух катренах перекрёстную рифму, можно увеличить количество рифм, если Муза того требует… всё равно добьется своего. ))))
Сроки не ограничиваем, всё равно у нас пока маловато авторов, поэтому тот, кто закончит раньше, просто возьмет себе ещё одну строчку,
если захочет:))) Всё равно, думаю, в течение 5-7-8 дней оно напишется.Возможно, к авторскому коллективу присоединится ещё кто-то, наверно, я тоже возьму строчку, посмотрим.
PS: к нам присоединился Принц Дацкий.
PSS: поменяли строчку «Любовь, и Честь, и Верность, а за ней» на «Объятия Любви, что всех нежней», ибо в первом варианте она совсем неудачна для последней строчки сонета.
если никто не против, возьму ещё эту строчку
Весь мир — театр, а люди в нём актёры ©…
Я наверно совершил ошибку, дав такое прямолинейное название магистралу, но оно условно. И, кстати, названия у венка в целом ещё нет, придумаем в конце.
Вы всегда можете обратиться ко мне за советом и мнением (хотя тот же Ветер, Кристо, Андрон или Бабуля дадут лучший совет, на самом деле ))) ), но я такой же участник команды, как и все. Просто в силу организационной роли кажусь более важным.
Я писал в начале, что пусть будут 14 разных стихов со своей индивидуальностью, что не надо препятствовать самовыражению авторов… Видится вам живой театр — пишите! И пусть весь мир подождёт!
Давайте в эту пятницу выложим!
Если что, могу забрать бесхозные строки.
Можно я ещё вот эту строчку возьму?
Однако сложность задачи, надо признаться, будоражит. Когда-нибудь целиком свой веночек сплету.
Среди мгновений радости беспечной
Идет туго, но до воскресенья еще уйма времени, постараюсь что-нибудь изобразить…
«Ой-ёёёё-йой… будь проклят тот день, когда я взялась плести этот венок. Да на фига ж мне это надо! Ой-ёёёё-йой...»
Да только не они)))
Жаль, нет конкурсов с верлибром)
В них можно воплотить всех)
litclubbs.ru/articles/21211-ottogo-chto-tayut-snezhinki.html
Всю ночь капитан думал, пил ямайский ром, разглядывал карты и чесал в затылке, проклиная беспечность штурмана, третьего дня смытого за борт солёной морской волной.
— Каррамба! — Капитан жахнул кулаком по столу и вперил тяжёлый взгляд в крупного белого попугая, боязливо переминавшегося на жердочке в углу каюты. — Знаешь, что мы сделаем, Сильвер?
Попугай вопросительно приподнял хохолок и замер.
— Вот что!
***
Планы меняются, но не сказать, чтобы кардинально.
Технические проблемышторма, рифы и дурные предчувствия заставляют нас выбрать более безопасный путь в гавань.Пришлите, пожалуйста, ваши творения мне в ЛС, я их скомпоную в одно целое и выложу в финальном блоге. Конечно, с указанием авторства и со ссылками на ваши публикации, когда таковые последуют.
Проще говоря, одним блогом удобнее читать, это больше соответствует духу венка и страхует нас от досадных неурядиц (у кого-то проблемы с интернетом, у кого-то — глюки отложенных публикаций и т.д.).
***
Итак, присылайте ваши сонеты в ЛС в течение сегодняшнего дня, в понедельник в первой половине дня выйдет финальный блог.
Те сонеты, что уже присылали, повторять не обязательно, если не было изменений.
Моя прислал
А вообще очень по-пиратски вышло)))))