Эрато Нуар

Напишем венок сонетов?

Напишем венок сонетов?

Дорогие наши рифмоплёты и стихотворцы, поэты и поэтессы!

Мы уже с вами сочиняли совместное стихотворение прошлой весной – и даже озвучивали это чудо. И это был весьма положительный опыт - спасибо Ренате и всем участникам. 

Снова приходит весна, снова бегут по жилам творческие энергии… а не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира? Не сплести ли совместными усилиями венок сонетов?

Дело непростое, требующее некоторого мастерства и ответственности. Напомню, что

Венок сонетов — архитектоническая форма (твёрдая форма) поэтического произведения, а также поэтическое произведение, написанное в этой форме.

Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал, мадригал) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов.

Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка.

Порядок работы предлагается такой

1. Определяем тему, идею
2. Проводим открытое голосование, кому из списка участников доверить написание ключевого пятнадцатого сонета
3. По желанию или случайным образом раздаем строчки
4. Пишем
5. … а потом публикуем, читаем, гордимся и получаем удовольствие :)))

Нам нужно от семи до четырнадцати участников (как получится, на самом деле), чтобы эта затея стала реальностью. По срокам – мы не торопимся, ибо «служенье муз не терпит суеты» (с), но 7-10 дней на одно стихотворение – вполне реальный срок. Выложим в строго определенном порядке, пометим тегом и получим цепочку стихотворений. Будет красиво. Надеюсь.

PS: мы хотели посвятить это мероприятие памяти Анны Дроновой - поэтессы, о которой рассказала Юлия Боровкова в соседнем блоге. И даже хотели взять одно из её стихотворений для магистрала. К сожалению, Анна не написала классического сонета, и уже не напишет... 

Но посвящение - малый дар от поэтического братства и сестринства - давайте оставим, а что касается темы - обсудим по ходу дела.

Присоединяйтесь!

PS: Состав участников на настоящий момент: Жан Кристобаль Рене, andron2006, Юлия Боровкова, Тающий ветер, Ирина Травкина, marrtin, Бабуля, Narrator, Green Tea, Принц Дацкий.

Запись в команду закрыта, ждите финальный блог!

+16
10:18
936
Ого!
Поучаствую, конечно. yahooТока пойду гуглить что есть сонет)
Яж в поэтической грамоте ноль blush
10:37 (отредактировано)
+3
Ну, не знаю, как в грамоте, зато в стихоплетстве — мастер! Рад твоему участию! )))
10:37
+3
За любую движуху, кроме голодовки)
УЧАСТВУЮ
10:41
+2
Добро пожаловать! )))
10:42
+3
УЧАСТВУЮ. Хотя сонетов тоже никогда не писала. ))
11:02
+1
Спасибо! okТам, конечно, есть определенный стиль и закономерности, но, в целом, дело посильное. Хотя и страшно, да :)))))
11:19
+3

Участвую.
А темы где предлагать?
11:43
+2
Добро пожаловать! Темы вечные, как всегда — любовь, смерть, жизнь, расставание. Почитайте стихи Анны, что-то наверняка откликнется.

Думаю, будет лучше найти её конкретное стихотворение, идею и основные мысли которого можно развить в большом полотне.
12:05
+3
Не, ну а чего, записывай. Участвую.
12:14
+1
thumbsupИ правильно! Записал!
12:58
+3
Я в активных зрителях. Вписываться ссыкотно чё-то, но тема интересная.
14:04
+2
И зрителей приветствуем! smileХороший зритель, он дорогого стоит! А там, глядишь, кто знает, как оно повернется… ;)
14:17
+4
Участвую
16:58
+1
Замечательно! danceЗаписываю!
16:59 (отредактировано)
+3
Чуть не забыл — и я ж участвую!
PS: на настоящий момент записалось 7 человек.
17:22
+4
УЧАСТВУЮ
Хотя, никогда сонетов не писала и даже не замахивалась на великого…
Но когда бабулю трудности останавливали? :)
17:29 (отредактировано)
+2
Ни-ко-гда! (в смысле не останавливали ))) ) okВелком!
17:33
+1
17:34
+2
Друзья, большая просьба! Просто огромная просьба: не бросайтесь темами просто так :))))))) Многие еще от тем командного турнира не отошли :)
18:01
+1
Мы в гимназиях турнирах не обучались) Творить хотца))
21:18
+2
Про тему/идею будет чуть позже, тут не всё так просто.
23:56
+4
Ох, куда я-то лезу опять..?
Участвую
00:35
+1
Неожиданно… О_о Но прошу на борт, так сказать. wink
00:24 (отредактировано)
+6
Дальше, как организатор всего этого действа, я буду немножко шалить и самодурствовать. laughНо в рамках, конечно.

1. Свободная запись в команду стихоплетов будет закончена по достижении ея численности в 10 человек. Далее останется 4-5 вакантных мест для «своих и любимых». Я всех люблю (за редким исключением ))) ), но некоторых — особою любовью. inloveПоэтому смело пишите в ЛС, а там видно будет.

2. Нам нужен будет человек для ответственнейшего дела — написания магистрала, сонета, который будет «каркасом» для всего венка. Это Мастер, который совместит жесткую форму стихотворения с идеей и чувствами. Каждый участник команды должен будет предложить две кандидатуры на эту роль — прямо в комментариях. Мы посчитаем число упоминаний персон и определим «основного игрока» и «запасного». Но это чуть позже, вероятнее всего — в воскресенье.

3. Тему венка (а они все вечные — любовь, жизнь, смерть, встречи и расставания) и его основную мысль предлагаю выбрать на основе одного из стихотворений Анны Дроновой. Поэтесса достойная уважения, выбрать есть из чего — почитайте на этом сайте. Вы можете предложить одно из стихотворений (тоже прямо в комментариях) — или согласиться с выбором большинства, как угодно. Оставим в итоге 2-3-4… варианта, а окончательный выбор предложим сделать Мастеру — с учетом мнения коллег, конечно. Не волнуйтесь, творческого пространства хватит всем.

4. Таким образом, после этапа определения Мастера и выбора темы наступает пауза, в течение которой мы ждем написания магистрала. В это время вы можете потренироваться в создании сонета, устроить срочную дуэль, начитаться классиков и т.д.

5. Конечно, у нас получится что-то достаточно унылое и заунывное пестрое, яркое и интересное. Когда венок пишет один поэт — то получается всё в одном стиле, одной манере. Но в такой веселой компании нам не остается ничего другого, кроме как относится к проекту легко и не слишком серьёзно. Мы не соревнуемся друг с другом (ну, как бы laugh) и не точим друг на друга гусиные перья, просто делаем вместе хорошее дело.
00:56
+3
Здорово сказано! Речь Мастера)
01:01
+2
+ Жан Кристобаль Рене
*упаль в обморок*
wonder
Ну, вообще-то ты мну опередил, мой друг laugh
Хотел предложить в Мастера andron2006 и Бабуля
drink
П.С.
Пишем шекспировский сонет, или классический? Они разные blush
09:54
+1
Разные, да. Да пусть будет полная свобода нравов творчества. Думаю, в этом смысле можно предоставить свободу авторам. Мы всё равно балансируем на грани между ограничениями и вольностями, поэтому напишем «как бог на душу положит». Лишь бы без сбоев и с хорошим чувством, а жесткости структуры и так достаточно много.
17:17
Не, не! Бабуля берет самоотвод. Где я, где сонеты :)
00:40
+1
Уважаемый Нарратор стал 9 участником, осталось ещё 1 совсем свободное место, а дальше — пишите в ЛС. wink
01:08
+1
Не могу вспомнить, но кто-то писал на сайте сонет по всем правилам.
01:20
+1
Евгений Онегин написан сонетом.
01:35
Всем знакомо. Лучшего образца не придумаешь)
05:24 (отредактировано)
И завершающий магистральный сонет есть? Что-то я, видимо, не помню
07:14 (отредактировано)
+1
Онегин написан онегинской строфой, разве нет?
Прогуглил — в основе структура сонета, действительно. Хотя и с какими-то Пушкинскими вариациями
08:13
+1
Не помню, писали ли, но переводы точно были.
08:14
+1
ананас аборигена писал
08:27
спасибо! помню, что был сонет по всем правилам на сайте.
09:56
Да, у Ананаса аборигена хорошие сонеты. angel
08:54
+2
На роль Мастера предлагаю Ветра и ещё раз Ветра. И темы пусть он генерит.
И давайте уже писать
09:07
+1
Ветер — это хорошо, записано, но это будет 1 голос. В данном случае, 1+1=1. Второго тоже можно предложить, но как хотите.
Но напоминаю — мы не можем начать писать так быстро. Вы получите одну начальную строчку, одну конечную и главную мысль, но всё это в магистрале, который пока не написан. pardon
09:20
+1
Я не знаю, можно ли предлагать Марртина. Если — да, то «да».
09:37
+3
*тяжелый вздох laugh
Да можно, можно. Такой же участник, как и все. Записал.

В свою очередь предлагаю Тающего Ветра и Жана Кристобаля Рене.
09:31 (отредактировано)
+4
К вопросу: шекспировский, классический или онегинская строфа?
Напомню, шекспировский — это три катрена (четверостишия) и завершающее двустишие.
Классический — два четверостишия и два терцета (трехстишия).
Сонет состоит из 14 строк, обычно образующих два четверостишия-катрена (на две рифмы) и два трёхстишия-терцета (на две или три рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde).
Принято относить к сонетам также «шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой — abab cdcd efef gg (три катрена и заключительное двустишие, называемое «сонетным ключом»)
Рифменная схема онегинской строфы выглядит так: AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская)

Я предлагаю не браться за онегинскую строфу, потому что она слишком жесткая по рифмовке, во-первых, и навязывает определенный стиль восприятия, во-вторых. Пушкинский ритм текуч, а при десятке соавторов будет лучше получить 14 отдельных разных хороших стихов, чем попытаться всем сыграть в один стиль. Проще говоря, жесткая рифмовка, на мой взгляд, создаст дополнительные трудности и помешает самовыражению авторов. А Пушкин нас всё равно переиграет. wassup

Поэтому пишем классический или шекспировский вариант, как хотите, на самом деле. В английском варианте более выражена финальная мысль, мораль. Двустишие сонетного ключа выглядит более весомо, а авторская мысль в двух трехстишиях смотрится более размыто, но, возможно, более красиво.

И, в любом случае, это пятистопный ямб.

И к вопросу о сюжете и свободе творчества — как написать свою мини-историю в рамках большого проекта. Например, использовать флешбеки воспоминания:
Я помню, как недавно, в летний день, / Ты у окна стояла, как Венера... или
Ещё вчера я молод был и хил, / А ныне — Геркулес в расцвете силы и так далее laugh
или позволить себе размышление на тему О, сколько нам открытий предстоит, / Когда вступаем в мир несовершенный...
Пятистопный ямб очень благодарный размер ))) У нас всё получится.

И о настроении. Мы балансируем на грани между серьёзностью и шуткой (собственно, всё как в жизни), вы можете пойти и в ту и в другую сторону, или передать свою мысль через красоту природы, но просьба избегать явно современных деталей. Автомобили, мобильные телефоны, кредитные карты и всё такое прочее, упомянутые в одном сонете, не будут сочетаться с классическим антуражем в другом месте.
13:13
+1
Двумя руками за пятистопный ямб)
12:35
+2
Мои кандидатуры на роль Мастера: Жан Кристобаль Рене и Тающий Ветер.
17:21 (отредактировано)
Я выдвигаю на роль мастера Мартина, раз уж он заварил эту кашу и так глубоко изучил вопрос и Жан Кристолбаля Рене, у которого определенная склонность к классической лирике.
Еще, конечно, у нас есть такой мастер слова, как Андрон2006. Его поэтическими находками можно восхищаться, но стиль у Андрона современный.
Разрешите мне, как старой и нудной, выдвинуть три кандидатуры :))))))
17:43
+1
Целиком поддерживаю предложение по Мастерам. Согласен на все сто по части современности) Благодарю за комплимент, но на БС достаточно талантов и похлеще моей персоны)
22:38
Заманчиво
10:40
+1
Долго думал стоит ли ввязываться в эту авантюру это дело, но потом решил, а почему бы и да?! Участвую, прошу оставить 10-е место за мной smiledrink
12:13
+1
И правильно решили! Зелёный чай всегда к месту! drink
17:26 (отредактировано)
Спасибо! У меня есть некоторый опыт в написании классического сонета, но тем не менее иду штудировать матчасть! smile
На роль Мастера поддерживаю кандидатуры: Мартина и Андрона2006! ok
10:21
Благодарю, записано!
11:03
Сегодня определим ответственных и нагрузим их написанием магистрала. Я по-любому буду писать, и, видимо, Жан или Ветер. А там посмотрим, что получится.
«Чем больше сдадим, тем лучше» © «Джентльмены удачи»
12:00
+1
Мои кандидатуры — Мартин и Жан
12:06
Спасибо, записано!
12:10
+1
*Ветру поднимают веки*
Мартин и Green_tea. Да будет так.
*Веки рушатся, погребая под собой Ветра*
12:15
+1
laughВырубил на скрижалях.
22:33
+1
Итак, vox populi нагрузил заданием Мартина и Жана Кристобаля Рене, приступили к написанию.
23:27
+1
23:55 (отредактировано)
+1
На улице идёт дождь, а у нас идёт концерт. © Есть в этом что-то фатально-венецианское — сочинять сонеты во время чумы коронавируса. wassup

Итак, у нас готовы два сонета на роль магистрала. Пойдем по порядку.

У Анны Дроновой есть такое стихотворение.

Не встречай меня на пути.
Я беду с собою несу.
Ну а лучше — так обойди,
Как ручей обходят в лесу.

Не встречай меня никогда.
— От меня тебе не спастись! —
Я ищу тебя, как беда,
Как твоя разбитая жизнь.

А когда сойдёмся с тобой
— Ибо так хочу — вопреки! —
Буду я — твоею судьбой
И твоим пределом тоски.

Ни за что меня не встречай.
Не осилишь душу мою,
Если я тебя невзначай,
Но отчаянно полюблю.


Жан Кристобаль Рене написал ответ мужчины на этот призыв.

***

Дворовым псом ступни босые лижет
Холодный омут будущей тоски
— Ты стала на одно биенье ближе,
И пусть злословцы чешут языки.

Я, как пират по лезвию доски,
Шагаю в море… Нет, я не обижен!
Не отвергай, прошу! Расставь силки!
Я раб любви — безумной и бесстыжей.

Пойми, важней уютной пустоты
Беспечный ад настигнувшей мечты.
И мир мирской забыв без сожаленья,

Шагаю в море, в омут с головой
За высшую награду — быть с тобой.
О, не гони! Отбрось свои сомненья!

У меня получилось более безнадёжно-мрачно, своеобразным откликом на это стихотворение Анны.

Она бледна, она опять бледна —
ну и так далее, как в старой сказке,
одно и то же. Только наши маски
меняются — а смерть у всех одна.

Одна-единственная, в каждый дом
она дорогу скрытую находит,
она непредсказуемо приходит
то вьюгою, то выбитым окном,

то ветром европейской полосы…
Но сказка замерла посередине,
потрескивает, как дрова в камине,
как старые настенные часы.

Зачем её заканчивать теперь?
Вы посмотрите: только наши лица
меняются — а смерть всегда стучится
по-разному в одну и ту же дверь.


***

Среди пустых минут ушедших дней,
Среди мгновений радости беспечной
Играешь ты на сцене бесконечной
Историю, которой нет древней.

Живи, пылай, пока не гаснут свечи,
Пока с тобою в сумраке теней
Любовь, и Честь, и Верность, а за ней
Глаза Удачи в маске первой встречной.

Как хочется, допив вино в бокале,
Погнать судьбу к финалу шенкелями
И победить отчаянным туше!

Но воск оплыл и пусто в тёмном зале…
Лишь Жизнь и Смерть меняются ролями,
Смеясь и плача в маленькой душе.

Наверняка, эти сонеты неидеальны, но других у нас нет. pardonВыскажите своё мнение, дорогие участники, какое из двух стихотворений мы разберем на строчки, из которых будем плести венок дальше. Итак — Жан Кристобаль Рене «На одно биенье ближе» или marrtin «Театр».
05:42
+1
Дворовым псом босые ступни лижет

Я бы в этой строчке поменяла слова местами: Дворовым псом ступни босые лижет. Тогда в слове ступни ударение на последний слог.
Я, как пират по лезвию доски,

Честное слово, не поняла, что за лезвие доски?
Не отвергай, прошу! Расставь силки!
Я раб любви — безумной и бесстыжей.

А вот эти строчки очень понравились! Красиво!
Рен, эт казнь у пиратов такая «пройти по доске»)
Ага, твой вариат правильней по ритмике drink
Спасибо! yahoo
06:05
+1
Вот ничего-то я про пиратов не знаю :(
12:03
+2
Таки я исправил про «ступни босые».
12:13
+1
Таки я ничего не понимаю уже. Будем с магистрала начинать? Всем «сестрам» по «серьгам» по строчке?
Ага! Спасибо, дружище!
Надоть выбрать какой из двух будет магистралом, Ир. wink
12:23
+1
Я за «Театр». С ним проще расправиться)
05:44
+1
Живи, пока ещё не гаснут свечи,

Если на запятой после живи сделать интонационную паузу, то, как мне кажется, теряется размер. Может: Живи пока. Еще не гаснут свечи
07:02 (отредактировано)
+1
Спасибо, это хорошее предложение, я подумаю. angel
05:44
+2
Выбрать не могу. Мне оба варианта нравятся :)
07:06
+2
Так что — может сразу жребий кинем?
12:15
+1
Я за «Театр» Мартина. Просто потому, что философская лирика мне ближе любовной. Писать интереснее.
Послать судьбу к финалу шенкелями

Я знаю только шекели и шноркели…
Скорее всего фехтовальный термин, вроде туше)
12:19
+1
Шенкель — в кавалерийской посадке: часть ноги ниже колена (икра), прилегающая к бокам лошадей; служит для управления задом последней.

Но для этого мне пришлось погуглить %)
Ого!
Спасибки)
Буим знать!
12:27
Опередил :)) Да, шенкеля используются для управления лошадью ногами всадника, в дополнение к поводу и хлысту. Ну и шпоры примерно в том же месте. По смыслу это означает желание уверенно управлять судьбой, как конем, взвинтить темп и т.п.
12:17
+2
По-моему, как магистрал удобней сонет Марртина.
Чур, строчка про глаза удачи в маске моя! strong
Я пралюбоффь напишу/добавлю blush
12:26
+1
А я вот эту забиваю:
Лишь Жизнь и Смерть меняются ролями
12:41
+1
Хорошо, забивайте. :))) Подождем ещё немного мнений других участников.
13:42
+1
Записано, дружище!
12:47
Послать судьбу к финалу шенкелями

может, заменить на — погнать?
коли уж кавалерией запахло)
12:58
Нууу… Согласен, это усиливает и проясняет действие, хотя мне чуть больше нравится «послать». Но можно заменить.
13:03
+1
послать в галоп, в аллюр
погнать шенкелями, разогнать
13:35
Ок, убедили, заменил
12:50
+1
Заныкаю
Играешь ты на сцене бесконечной
13:02
Ныкайте :)))
12:55 (отредактировано)
Живи, пока ещё не гаснут свечи,

пока = еще
Может,
Живи, играй, пока не гаснут свечи
13:01 (отредактировано)
У меня был такой вариант. Меня остановило то, что ранее было играешь ты, получилось повтором. Словом, это спорное место… Тут моя вкусовщина.
13:10
Живи, гори, пока не гаснут свечи
пока и еще все равно — повторы, причем в одной строке
13:34 (отредактировано)
+1
Вот с «гори» — хороший вариант! thumbsup
А как насчёт «живи, пылай»?
13:58
Класс! Мне нравится! drink
13:06
+1
я бы взял эту строчку, если можно:
Но воск оплыл и пусто в тёмном зале…
Технический вопрос, дружище. Пишется всё тем же классическим сонетом?
И, кроме строчки, есть какая-то связь с другими сонетами?
Ого, прочёл в правилах. Одновременно писать не получится, надо ждать очереди?
13:22
+1
Отвыкли, батенька, от очередей)
И не скажи laugh
13:29 (отредактировано)
+1
Нет, зачем ждать очереди? Можно одновременно, иначе это очень надолго затянется и энтузиасты совсем разбегутся sos
Такие издержки получаются. Просто стараемся держаться в рамках общей темы и не разбегаться совсем уж далеко.
Хотя, как я уже понимаю, это совсем нелегкое дело.
Тут важно что — пишем одновременно, просто с выкладкой немного придерживаем, пока не будет готово у всех. Выложить последовательно в один день (поставим отложенную публикацию)
— это будет впечатляющая акция, как мне кажется.
13:26
+1
Берём пару строчек, фактически — одной начинаем, второй завершаем. Да, пишем всё сонетным форматом.
13:47
Так, я голосую за «Театр» — мне он тоже кажется более простым для продолжения и близким по духу. Если можно, сразу застолблю строчки начала и конца:
Историю, которой нет древней.

Живи, пока ещё не гаснут свечи,
13:54
+1
Хорошо, записано. smileТолько учитывайте, что по завершающей строчке ещё могут быть варианты. На самом деле, я бы отдал этот вопрос «на откуп» вам и коллеге, который будет с неё начинать.
А я неправильно поняла, что завершающая строчка тоже будет из магистрала?
14:00
Аааа. стулья разбегаются, как тараканы… Забиваю:
Но воск оплыл и пусто в тёмном зале…
Лишь Жизнь и Смерть меняются ролями,
14:03
Вы все правильно выбрали, просто её на лету переписали на «живи, пылай, пока не гаснут свечи». Как вы относитесь к такому изменению?
14:05 (отредактировано)
+1
А, это я пропустила. На мой вкус, в новой строке напрашивается «пока не ПОгаснут», но это ломает ритм… Но можно и так, мне пока не принципиально.
18:45
Историю, которой нет древней.

Эту строчку уже, вроде, взяли, нет?
Кто? Я не увидела.
22:29
я взял эту строчку
Но воск оплыл и пусто в тёмном зале…

второй заканчиваю:
Лишь Жизнь и Смерть меняются ролями,
не подумайте, что взял две)
13:56 (отредактировано)
+1
Итоговую запись, кто какую строчку забрал, оформлю сегодня поздно вечером.
Ещё раз, на всякий случай: каждый участник берет/«забивает» пару строчек — одну, с которой он будет начинать свой сонет и следующую, которой должен его завершить. Можно застолбить начальную, можно сразу указать пару. Только смотрите в комментариях, что уже взято.


И «чтоб два раза не вставать»: если кто-то ещё хочет присоединиться к команде участников — пишите мне в ЛС.
18:48
+1
А вот некоторые указали строчку, которая в стихотворении четная. Т.е., они должны взять и предыдущую?
18:49 (отредактировано)
Все 14 строчек должны быть разобраны — кто-то начинает с четной, кто-то с нечетной. Если начал с четной, берешь следующую — нечетную.
18:51 (отредактировано)
+1
Не, выбираешь любую строчку и автоматом следующая завершает твой сонет.
Фактически, получается, что тот, кто выберет следующую строчку начнёт с неё. Строки в венке в этих местах будут повторяться. Как в стихе по моей ссылке
19:05
+1
Вроде разобралась. Первые две строчки берет только тот, кто начинает сонет. Следующий — берет одну строчку и использует, как первую ту, которой завершил предыдущий автор. Так?
19:07
+1
Стих по твоей ссылке многое прояснил
Ага, я в теории ноль. Тока на примерах понял что и как)
Нашёл хорошую статью по теме с зачётным примером)
zen.yandex.ru/media/1ijeni1/venok-sonetov-5df905b7e6cb9b00adce5613
16:53
+1
Хороший пример! ok
16:10
+2
Вы тут разбираете строчки, как горячие пирожки. Нет, как туалетную бумагу.
Хоть что-то мне осталось?
16:11
+2
А теперь может кто-нибудь, буквально в трех словах, но на пальцах, объяснить мне — что мы теперь делаем? Плииииииз :)
Берёшь из мадригала свою выбранную строчку и следующую за ней. Выбранную ставишь первой в сонете, следующую — последней. Остальное пишешь по правилам сонетов. Соблюдая классическую рифмовку и ритм, выбранные Марртином. Если выбрала последнюю строчку, то в конец своего сонета ставишь первую wink
16:51
+1
Да, всё так! ok
16:50
+2
В трёх словах вряд ли получится, но попробую.
1. Вероятно, в качестве магистрала возьмём мой стих, поскольку большинство пока склоняется к нему. И я очень благодарен Жану за его сонет, он замечательный. И очень-очень благодарен Жану за помощь и моральную поддержку! bravo
2. Сейчас вы можете выбрать себе строчку, с которой хотите начать свой будущий сонет (а следующей — его завершить) — кроме тех, что уже заняты. Сообщите об этом в комментарии.
3. Пишем стихотворение в сонетном формате, примерно ориентируясь на общую тему, затронутую в магистрале.

Вот, пока всё.
Дружище, это тебе спасибо, что сподобил меня на написание. Я уверен, что мой сонет не подойдёт и тоже за твой голосую. Потому что мой изначально как монолитное произведение писался. Его на строки сложно делить, да и рифмы непрактичные. К тому же общефилософская тема гораздо шире smile
Свой в группу и на стихиру утащу yahoo
18:37
+1
А пишем так же, как в мадригале, 14 строчек?
Ага!
С той же рифмовкой и пятистопным ямбом (знать бы что это такое wonder)
21:37 (отредактировано)
+3
Просто для примера. Сильно черновой вариант, написанный на скорую руку. Если я выбрала строчку
И победить отчаянным туше

То мой кусок должен выглядеть так?

Погнать судьбу к финалу шенкелями
Но, что-то вспомнив, побежать вослед:
Кто станет охранять меня от бед?
Кто будет рядом страшными ночами?

Вернуть судьбу, переиграть себя
Мне не дано. Мои иссякли силы.
И вряд ли Бога за меня просили
Все те, кто распинал меня любя…

Погашен свет. На скатерти вино.
Как жаль, что не дано мне, не дано
Вернуть покой расхристанной душе:

Подняв забрало — отыскать врага,
Пусть станет крепкой слабая рука,
И победить отчаянным туше!
22:15 (отредактировано)
Ой, мне каж всё-таки надо законов сонета придерживаться, родная. В первом и втором картене рифмы должны быть abba baab
Иначе это не традиционный сонет blush
И вродь первую строчку выбираем. Тут про шенкеля получается что выбрала, не?
22:29
+1
Вот я и хочу понять
22:39
+1
У Мартина аbba abba
22:50 (отредактировано)
Хмм…
Разве?

дней,
беспечной
бесконечной
древней.

свечи,
теней
ней
встречной

abba baab не?

встречной/свечи неявная рифма, но имеет право быть
23:39
+1
Жан Кристобаль, sorry, во втором катрене возможно повторение рифмовки первого катрена, т.е., тоже abba. Так, в частности, у Ахматовой (по вашей ссылке) и в теоретическом экскурсе Мартина:
Сонет состоит из 14 строк, обычно образующих два четверостишия-катрена (на две рифмы) и два трёхстишия-терцета (на две или три рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde).
00:47 (отредактировано)
+1
Жан, насчет традиционных законов сонета — я просто боюсь, что ограничения формы будут слишком жесткими для авторов (вспоминая, как я мучился ))) ). С другой стороны, у нас тут собрались такие тигры и тигрицы стихосложения, что им любые условия вполне по плечу. macho
Можно установить задачу максимум — используя пять рифм, повторить схему рифмовки магистрала, и задачу минимум — используя семь рифм, сохранить форму два катрена, два терцета, не привязываясь к конкретной схеме рифмовки. Но, повторюсь, я не вижу большой необходимости в том, чтобы стремиться к точности формы в ущерб выразительности содержания.
00:58
+1
Хороший набросок, замечательный thumbsup, но по первым строчкам уточнение.
В моем представлении ЛГ хочет управлять судьбой, как всадник конем, а не быть её, судьбы, покорной игрушкой. Отсюда и «шенкеля», которыми он хочет, оседлав норовистого коня, погнать его вперед. Но он всадник, он не может побежать вослед, если он уже в седле. Эти шенкеля уже поставили в недоумение и Ветра и Жана, практически, как меня «федора» laugh, поэтому неудивительно, что вы тоже не до конца разобрались. blush
Та я не про рифмовку, а про одинаковые рифмы.
В первых двух картенах рифмовка одинакова, но рифмы местами Марртин поменял в полном соответствии с правилами классического сонета.
Ну, я вот не только в мастерство участников верю, но и в неподражаемое богатство русского языка.
Шекспир перешёл на более простое исполнение сонетов из-за того, что англицкий язык не очень богат на синонимы слишком прямолинейный. Русский в этом смысле богаче в разы smile
10:26
Русский в этом смысле богаче в разы
Обычно так говорят только те, кто не знает английского. Увы, Оксфордский словарь с ними не согласен. Официальные подсчеты дают емкость английского языка в порядка миллион слов. Для русского я не видел ни одной цифры, превышающей 500 000.
Возможно. Я в сети про историю сонета и Шекспира прочёл.
Так или иначе, но подобрать синоним или слово с близким смыслом на русском никогда не составляло труда. Но англицким не владею, потому не стану спорить.
21:14
В сети… полно ура-патриотов, самозабвенно дрочащих на русский язык. И подобные «истории» весьма для них типичны. Что же до настоящего Шекспира, то язык его был богат достаточно, чтобы современные образованные носители английского воспринимали его, скажем так, с затруднениями. При том, что к моменту его работы среднеанглийский уже ушёл.
Всё хорошо в меру, ясень пень. Принижать свою или чужую нацию так же глупо, как и возвеличивать, чо уж там) pardon
17:01 (отредактировано)
+1
Чет я поздно пришел. Все уже выбрали? А что осталось-то?
КАК ХОЧЕТСЯ, ДОПИВ ВИНО В БОКАЛЕ... — ее возьму. Вроде никто не занял
17:42
+1
Кто не успел, тот опоздал! Или, остатки сладки!))

Поддерживаю общее мнение о сонете Мартина.

Из остатков выбираю две первые строчки (если они еще свободны):
Среди пустых минут ушедших дней,
Среди мгновений радости беспечной

Одна пойдет как первая строка сонета, а вторая — как финальная!

Хорошо бы в Магистрале выделить цветом уже занятые строчки.
Всем удачи и вдохновения! smiledrink

19:21
+1
И еще, хорошо бы увидеть окончательный, скорректированный магистрал, чтобы точнее соотноситься с его смысловыми и эмоциональными посылами.)) Спасибо!
19:28
+1
Там изменений очень немного (в выбранных вами строчках ничего не изменится). Я позже сегодня сделаю, а то с телефона неудобно.
19:30
20:04
+1
И победить отчаянным туше!

беру эту строчку
22:07
+2
Уфф, писал коммент к вашему наброску — но он пропал, не отправился. В целом отличный набросок, только по поводу первых строчек будет потом уточнение. А так размер, рифмовка смысл — всё на месте. Идеально было бы на первых двух четверостишиях использовать только две рифмы, но так, как вы сделали — тоже приемлемо для нашего венка.
Короче, я приеду к компьютеру и напишу ещё.
Опс.
Не заметил комм)
Вверху писал про рифмы)
23:08
+2
Даешь дедлайн! Когда сдавать?
23:45
Не, дедлайн мы вряд ли смогём установить. У всех разный темп написания, разные обстоятельства. Просто тот, кто раньше напишет, сможет взять себе ещё одну строчку, думаю так будет полезно для всех.
00:20 (отредактировано)
+4
Итак, наш магистрал, разобранный по строчкам участниками действа:

Среди пустых минут ушедших дней, — Green_tea
Среди мгновений радости беспечной — Green_tea
Играешь ты на сцене бесконечной — Ирина Травкина
Историю, которой нет древней. — Юлия Боровкова

Живи, пылай, пока не гаснут свечи, — Ирина Травкина
Пока с тобою в сумраке теней — Ирина Травкина
Объятия Любви, что всех нежней, — Принц Дацкий
Глаза Удачи в маске первой встречной. — Жан Кристобаль Рене

Как хочется, допив вино в бокале, — Narrator
Погнать судьбу к финалу шенкелями — Бабуля
И победить отчаянным туше! — Бабуля

Но воск оплыл и пусто в тёмном зале… — andron2006
Лишь Жизнь и Смерть меняются ролями, — Тающий ветер
Смеясь и плача в маленькой душе. — Принц Дацкий

***

Напротив вашего имени здесь указана начальная строчка вашего будущего сонета, а следующая за ней должна стать его последней строчкой. Курсивом выделены «свободные» строчки, жирным шрифтом — занятые.

Размер сохраняем. По поводу схемы рифмовки — вы можете использовать такую же, как в магистрале — abba baab cde cde. Вообще, порядок рифм в терцетах может быть любым, давайте не будем строги, главное, чтобы стих получился гармоничным и качественным по смыслу, по эмоциям, впечатлению. В идеале рифм в сонете всего пять — две в катренах и три в терцетах.

И да, раз уж так пошло, давайте сохраним форму классического сонета Франческо Петрарки — два катрена, два терцета.

На самом деле можно использовать в первых двух катренах перекрёстную рифму, можно увеличить количество рифм, если Муза того требует… всё равно добьется своего. ))))

Сроки не ограничиваем, всё равно у нас пока маловато авторов, поэтому тот, кто закончит раньше, просто возьмет себе ещё одну строчку, если захочет :))) Всё равно, думаю, в течение 5-7-8 дней оно напишется.

Возможно, к авторскому коллективу присоединится ещё кто-то, наверно, я тоже возьму строчку, посмотрим.

PS: к нам присоединился Принц Дацкий.
PSS: поменяли строчку «Любовь, и Честь, и Верность, а за ней» на «Объятия Любви, что всех нежней», ибо в первом варианте она совсем неудачна для последней строчки сонета.
01:30
+2
Спасибо! Теперь все понятно :)
22:26
+1
Погнать судьбу к финалу шенкелями

если никто не против, возьму ещё эту строчку
22:27
+1
Забирайте! dance
10:52 (отредактировано)
+2
Друзья, просьба — не увлекайтесь театральной реальностью. Здесь сцена условна и в большей степени речь идёт о внутренних переживаниях человека, о ролях воображаемых и реальных, о мечтах, желаниях и возможности и невозможности их осуществить. Мы все в жизни играем какие-то роли, все мечтаем и что-то делаем или боимся делать. И жизнь проходит и вечные ценности с нами под масками близких людей.
Весь мир — театр, а люди в нём актёры ©…
Я наверно совершил ошибку, дав такое прямолинейное название магистралу, но оно условно. И, кстати, названия у венка в целом ещё нет, придумаем в конце.
11:01 (отредактировано)
+1
Даж не думал о театре писать) drink
21:26
+2
И ещё важно. Друзья, моя роль организационная, а не худсоветческая. Я не могу указывать авторам «так пиши, а так не пиши» — ни боже мой.
Вы всегда можете обратиться ко мне за советом и мнением (хотя тот же Ветер, Кристо, Андрон или Бабуля дадут лучший совет, на самом деле ))) ), но я такой же участник команды, как и все. Просто в силу организационной роли кажусь более важным.
Я писал в начале, что пусть будут 14 разных стихов со своей индивидуальностью, что не надо препятствовать самовыражению авторов… Видится вам живой театр — пишите! И пусть весь мир подождёт!
21:29
+1
09:34
+2
Спасибо, marrtin! Мне бы и в голову не пришло писать сонеты. Теперь невтерпёж узнать: получилось аль нет.
Давайте в эту пятницу выложим!
Если что, могу забрать бесхозные строки.
09:57
+2
Я до пятницы не успею, скорее всего. Давайте хоть до воскресенья или понедельника.
Ой, я тож наверно до субботы управлюсь. У нас тут армагеддон таки blush
10:41
Думаю, что минимум до воскресенья. Ну уж если прям все напишут раньше, тогда, конечно выложим раньше.
10:38
Ирина, всегда пожалуйста! ))) Рад, что у вас получается, но в пятницу точно не успеем. Берите ещё строчку, только по одной, не все сразу.
13:39
+1
Я за полчаса накатала. Наверное, сонеты — это моё)
Можно я ещё вот эту строчку возьму?
Живи, пылай, пока не гаснут свечи
14:14
Наверно ))) Берите!
15:37
+1
Стихи с заданными условиями (тема/размер/дедлайн и т. п.) — это вообще не мое. Если бы не солидарность с идеей сделать отсылки к моему же блогу, в жизни бы не подписалась. ))
Комментарий удален
20:09
+2
У меня час ушел на сонет. Но до этого я два часа делала мозги Мартину и Кристо :))) Мне кажется, им было бы легче за меня написать, но они не написали :)
20:10
+1
У меня полдня уже ушло, и двух строк все еще не хватает.
21:15 (отредактировано)
+2
Мне опоясывающая рифма (кажется, это так называется) не удобна аж жуть. Никогда ею в «естественных» условиях не пользовалась. Про терцеты вообще молчу.
Однако сложность задачи, надо признаться, будоражит. Когда-нибудь целиком свой веночек сплету.
21:21
+2
А у меня с опоясывающей рифмой как раз нормально, пользуюсь наравне с перекрестной. Парная нравится меньше — кажется «несерьезной». А вот рифма cde-cde в терцетах далась с большим трудом. Мне и читать ее сложно, не то что писать. Веночки я и из цветов плести не умею, и здесь, пожалуй, не замахнусь.
04:12
+1
Правильное слово, Ира — будоражит! И меня написание сонета именно взбудоражило! Классное чувство такое!
20:59 (отредактировано)
+1
Мартин, прошу забронировать за мной еще одну строчку (вторая строчка магистрала):
Среди мгновений радости беспечной

Идет туго, но до воскресенья еще уйма времени, постараюсь что-нибудь изобразить… unknownsmile
21:26
+1
Хорошо, сейчас отмечу.
21:02
+2
Уфф… Всё. Пойду сдаваться. Последний раз, когда у меня на заданную тему получилось что-то стоящее, мне с этим выступать запретили. laughcrazy
12:13
+3
Пятиминутка нытья. Не поноешь — не поедешь.
«Ой-ёёёё-йой… будь проклят тот день, когда я взялась плести этот венок. Да на фига ж мне это надо! Ой-ёёёё-йой...»
12:25
+2
Подозрения оправдываются?))
12:36
+1
Всегда))
12:59
+2
Ирина, а как же «свой веночек сплести»? Я вот после тех ваших слов тоже вроде загорелся, а сейчас уже и не знаю… unknown
09:06
+1
За компанию можно
18:36 (отредактировано)
Возьму ещё строку. Надо же закрепить пройденное.
Объятия Любви, что всех нежней
18:45
С ума сойти))) Прям, шекспиры все)
Да только не они)))
18:48
+1
Петрарки?)
18:50
Боюсь, что никто из сонетовских)
Жаль, нет конкурсов с верлибром)
В них можно воплотить всех)
Комментарий удален
21:48
Ок, отлично!
07:44
Осталась одна строчка. wink«А вот зайца кому? Зайца-побегайца???» ©
18:47
+1
Беру зайца за рога
Пока с тобою в сумраке теней
19:07
+1
Ура отважным покорительницам поэтических пространств! Забито, ой, то есть отловлено зайца!
18:33 (отредактировано)
+1
Народо, давайте оставшийся сонет коллективно, что ль, напишем? Сколько можно тянуть?!
18:36
А куда спешить?
А чего тянуть?
18:38
Чтобы не спешить.
18:40
+1
Это будет уже венок скелетов
18:41
+1
Зато выдержка большая!
18:45
+1
Это не пьют
18:46
+1
Звучит как вызов
19:21
+1
Из твоей с Ветром шикарной переписки можно еще один сонет написать :)
19:25
+1
16:46
Ветер, очень нужна помощь. Не понимаю, что за форма у стихо и как с ней работать. Плиз, объясните. Уже задрало редактировать.
litclubbs.ru/articles/21211-ottogo-chto-tayut-snezhinki.html
16:51
Сейчас посмотрю.
21:17
+1
Я готофф. С потрохами!)
21:41
+1
Замечательно! dance
14:23 (отредактировано)
+4
Наше путешествие в мир сонета подходит к концу. Земля уже видна на горизонте и приветственный крик чаек вплетается в мерный скрип снастей старой, но крепкой каравеллы.

Всю ночь капитан думал, пил ямайский ром, разглядывал карты и чесал в затылке, проклиная беспечность штурмана, третьего дня смытого за борт солёной морской волной.

— Каррамба! — Капитан жахнул кулаком по столу и вперил тяжёлый взгляд в крупного белого попугая, боязливо переминавшегося на жердочке в углу каюты. — Знаешь, что мы сделаем, Сильвер?

Попугай вопросительно приподнял хохолок и замер.

— Вот что!

***

Планы меняются, но не сказать, чтобы кардинально. Технические проблемы шторма, рифы и дурные предчувствия заставляют нас выбрать более безопасный путь в гавань.
Пришлите, пожалуйста, ваши творения мне в ЛС, я их скомпоную в одно целое и выложу в финальном блоге. Конечно, с указанием авторства и со ссылками на ваши публикации, когда таковые последуют.

Проще говоря, одним блогом удобнее читать, это больше соответствует духу венка и страхует нас от досадных неурядиц (у кого-то проблемы с интернетом, у кого-то — глюки отложенных публикаций и т.д.).

***

Итак, присылайте ваши сонеты в ЛС в течение сегодняшнего дня, в понедельник в первой половине дня выйдет финальный блог.

Те сонеты, что уже присылали, повторять не обязательно, если не было изменений.
Уррра капитану Мартину!!! yahooyahoothumbsupyahoo
Моя прислал blush
14:36
+2
Да ладно, капитан без команды… даже не напьётся толком ))) Экипаж наше всё! drink
А вообще очень по-пиратски вышло )))))
18:28
+1
Здравый смысл восторжествовал! Спасибо за увлекательное путешествие в мир сонета! Это было что-то! bravodrinkok
18:35
+1
Ну, за здравый смысл! drink
19:39
+1
Отлично!
Загрузка...
Светлана Ледовская №1