​Картина «Фашист пролетел» впечатлила участников Тегеранской конференции

​Картина «Фашист пролетел» впечатлила участников Тегеранской конференции

Картина «Фашист пролетел» впечатлила участников Тегеранской конференции — руководителей СССР, США и Великобритании, которая состоялась в ноябре 1943 года. Как потом вспоминал Иосиф Сталин, который лично привёз полотно в Тегеран, руководители государств-союзников — президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, увидев её в зале советского посольства, несколько минут не могли вымолвить ни слова.

Как все знают, итогом конференции стало открытие второго фронта, во многом изменившего ход Великой Отечественной и Второй мировой войны.
К слову, поначалу картина называлась «Немец пролетел». Но потом Иосиф Виссарионович, по всей видимости из политкорректности, поменял слово «немец» на «фашист». Впрочем, это название нельзя было назвать точным. Ведь на тот момент фашизм прежде всего соотносился со взглядами диктатора Бенито Муссолини, а не Адольфа Гитлера. Однако в нашей стране во время Великой Отечественной войны наименование «фашисты» закрепилось именно за немецкими захватчиками.
Даже спустя более семидесяти лет полотно Аркадия Пластова «Фашист пролетел» заставляет задуматься и почувствовать ком в горле.
Глядя на эту картину невольно начинаешь понимать, почему советские люди не жалели себя на фронте и сутками работали в тылу, зачем совершали подвиги и проливали кровь…
Сюжет и эмоции
Аркадий Александрович Пластов нарисовал обычный осенний пейзаж. На косогоре растут золотистые берёзки, словно пронизанные солнечным светом. Правда, кое-где, словно капельки крови, мелькает красная осенняя листва. Тёплое солнце ласково пригревает землю. Чудесный тихий денёк. Первое впечатление — здесь всё тихо и спокойно. Но тут взор падает на маленькую чёрно-белую собачку, которая грустно сидит в высокой траве. Песик не резвится в траве и не несётся за палкой. Он сидит, подняв мордочку к небу и воет. Сразу становится ясно — случилось что-то страшное.
И тут замечаешь овечек, которые растерянно толкутся в жёлтой траве. Естественен вопрос — а где же пастушок? Да вот же он! Спит, лентяй! Но через мгновение обращаешь внимание — у ребёнка как-то странно вывернута рука, кнут лежит достаточно далеко от хозяина, а на русых волосах замечаешь запекшуюся кровь. И сразу холодеешь от мысли — ребёнок мертв. Кто осмелился сделать такое?
Лишь потом за зеленью холмов в голубом небе замечаешь фашистский истребитель. Его лётчик выпустил град свинца и превратил милый осенний пейзаж в картину, от которой стынет кровь.
Тут же замечаешь других жертв налета — корову и телёнка. Чем провинились эти животные и маленький пастушонок? К сожалению, на этот вопрос ответа никто дать не сможет…
Скорее всего овцы немного побродят без пастуха и сами вернутся домой, а вот преданный песик так и будет сидеть и звать на помощь, не понимая, что его другу она уже не понадобится…
Хочется крикнуть: о чём ты думал, фашистский гад, когда стрелял по беззащитному ребенку? Живы ли его родители? Найдут ли тело пастушонка? Похоронят ли его? До боли простой сюжет, но как много он вызывает эмоций.
Набат
Все, кто хотя бы раз увидел картину Александра Пластова «Фашист пролетел» уже никогда не смогут её забыть. Более того, они единодушны в своём мнении: вот оно, истинное лицо войны, горькая боль от потери, разоблачение жестокости и бездушности.
Никто не сомневается — изобрази художник поле боя с тысячью убитых на нём, картина не была бы столь пронзительной. А вот гибель ребёнка берёт за душу и красноречиво свидетельствует, фашисты собирались лишить мир будущего — детей. Эта картина, которую невозможно забыть, звучит, как набат и призывает к борьбе и полному уничтожению врага.
Сейчас это полотно находится в Третьяковской галерее и перед ней и сейчас подолгу задерживаются посетители. В 1944 году Аркадий Пластов написал её повторение для Русского музея в Ленинграде. Ещё одна копия была заказана автору Ульяновским художественным музеем, но осталась незавершённой.

Оценили заслуги
Сын потомственных иконописцев, ученик Апполинария Васнецова, Алексея Корина и Леонида Пастернака встретил войну в родной Прислонихе Симбирской губернии. Он рисовал жизнь и быт своих земляков, писал их портреты и был совершенно счастлив. Война резко изменила его планы. Уже в августе 1941-го Пластов заканчивает работу над картиной «Немцы идут. Июль. 1941 год». Осенью он создаёт полотна «Пленных ведут» и «Один против танка», которые в июле 1942 года были показаны на выставке московских художников, проходившей в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Затем «К партизанам», «Защита родного очага». Как свидетель смертельной битвы на Волге, Пластов был в составе бригады мастеров искусств под Сталинградом, сделал немало рисунков и батальных акварелей, среди которых «В землянке», «На сталинградских дорогах», «Утро на батарее». Впоследствии одна из его работ была включена в альбом «Не забудем, не простим»…
В этом же году написаны картины «Трактористки», «Гость с фронта», «Наши пришли». Но самой сильной и драматичной осталась картина «Фашист пролетел», написанная им в 1942 году.
Сам же художник так писал о своей работе: «Надо было сопротивляться, не помышляя ни о чём другом, надо было кричать во весь голос… Надо было облик этого чудовища показать во всем его вопиющем о беспощадной мести обличье. Картина имела известный успех у зрителя. Сам я её тоже люблю, душевно она меня очень измучила с момента зарождения в эскизе до её окончательного завершения».
Заслуги художника были высоко оценены страной. В марте победного 1945 года газета «Советское искусство» сообщила о присвоении Пластову звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. А вскоре он был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
+4
13:20
1418
14:09
Купание коней и трактористки тоже в общем-то ничего…
23:54
Спасибо, Наталья! Очень хорошо написано! Раньше я не знала этого художника. Сейчас погуглю.
13:58
+1
спасибо
Загрузка...
Светлана Ледовская №2