Венок сонетов
Третий звонок. Тише, тише...
Занавес открывается...
Мы начинаем!
***
Мы зажигаем свечи в пустоте,
Что длится бесконечными веками.
От сердца к сердцу, от мечты к мечте
Сонета чудо вечно будет с нами…
***
Среди пустых минут ушедших дней,
Во мне зажгла ты страсти театрала,
На сцене пылкую любовь играла,
А в жизни – жар рисованных огней!
Скрываешь чувства за стеклом бокала,
Но почему я становлюсь пьяней?
По сцене столь разбросано камней,
Твой путь всегда по острию кинжала!
Но все слова бессмысленны теперь,
Когда я знаю, ты давно с другим,
И скоро будешь в платье подвенечном…
А я найду со словом «Выход» дверь,
Уйду в пустыню, стану нелюдим,
Среди мгновений радости беспечной…
Green_tea
***
Среди мгновений радости беспечной
Кричала «браво» публика и «бис»,
И поцелуй твой страстный – первый приз!
Любовь вот только не бывает вечной…
Какой очаровательный каприз:
Твоя премьера! Это будет нечто!
Как яркий всполох на пути, на Млечном —
Не видел свет искуснее актрис!
Ищу любви сгоревшие мгновенья,
Когда в нее, отнюдь, мы не играли,
Но сгинуло всё в жизни скоротечной
Под пеплом боли, чаяний, забвенья.
Но как тебе для счастья надо мало —
Играешь ты на сцене бесконечной…
Green_tea
***
Играешь ты на сцене бесконечной
Одну и ту же проходную роль,
И чувств, умерших, оседает рой;
И занавес, как небо, давит плечи.
Пьеро, надевший маску Арлекина,
В тебя летят насмешки и плевки,
Ты в чёрный зал глядишь из-под руки,
Чтобы увидеть лица под личиной.
Но вдруг встречаешь светлую улыбку,
И мёртвая вновь оживает скрипка,
Мелодия всё выше и верней.
И рукоплещет покорённый зритель:
«О лицедей! Ещё раз повторите
Историю, которой нет древней».
Ирина Травкина
***
Историю, которой нет древней,
Рассказывать наскучит ли когда-то?
Сиять ли от рассвета до заката
Или таиться вечно средь теней,
В конце пути – награда иль расплата?..
Прислушайся – что может быть верней –
К своей душе. Нет голоса честней
В безликой круговерти маскарада.
Сомненья на весах Фемиды взвесь.
Пусть кажется, достаточно вполне
Небытия, но нет, ещё не вечер:
Остановись, замри, сейчас и здесь,
И вдруг услышишь шёпот в тишине:
«Живи, пылай, пока не гаснут свечи!»
***
Живи, пылай, пока не гаснут свечи,
Рви в клочья душу, уходи в запой…
Предай весь мир, но только будь собой,
Не изменяй себе с любым из встречных.
Навеки окна в доме погаси,
Чтоб никогда назад не возвратиться.
Зачем тебе холодные их лица?
Всех разлюбивших с миром отпусти.
Безумствуй, ошибайся! Разум – смерть!
Позволь себе желать и дерзко сметь
Иметь, что хочется всего сильней…
Поверь: мечта однажды воплотится…
Ведь не сгоревшее перо жар-птицы
Пока с тобою в сумраке теней.
***
Пока с тобою в сумраке теней
Пречистой Девы образ белотканый
Ты, облачённый в чёрную сутану,
Живёшь, не ведая земных страстей.
Но явится и встанет у колонны
Однажды та, что выбрала тебя,
Ещё не зная, но уже любя.
И ты уйдёшь с ней, все поправ законы.
Забудешь бога, церковь и обеты,
Окажешься в раю, где нет запретов.
Где с каждой ветки соблазняет змей…
К твоей Лилит враг припадёт на грудь…
И ты уже не сможешь разомкнуть
Объятия Любви, что всех нежней.
Ирина Травкина
***
Объятия Любви, что всех нежней,
Меня надолго захватили в сети.
Я позабыл твою стихию, ветер,
Я находился в беспробудном сне.
Ты кровь мою по капле выпивала,
Слезами раны окропляя мне,
О Полуночница. Гореть в огне
За страсть к тебе, наверно, будет мало.
Нас разлучили. Жизни карнавал
Меня не манит. Я короновал
На царство навь жестокую беспечно.
Хожу, как мёртвый, я среди людей
С несбыточной надеждой – разглядеть
Глаза Удачи в маске первой встречной.
Принц Дацкий
***
Глаза Удачи в маске первой встречной.
И истово вплетают сотни фраз,
В сезонное безумье лунных фаз
Герои-однодневки грёз беспечных.
А в парке вновь звучит весенний джаз,
Синкопами тревожа стук сердечный.
И души, устремившись в бесконечность,
Влюбляются, как будто в первый раз.
Скользнуть вослед по лезвию огня,
Забыв про смерти тяжкие оковы,
Напиться синевы, лечить печали,
Не помня, не надеясь, не виня
Назло наветам возродиться снова,
Как хочется, допив вино в бокале!
Жан Кристобаль Рене
***
Как хочется, допив вино в бокале,
Разбить об пол и, громко хохоча,
Пуститься в танец дикий сгоряча,
Плясать и петь в пустом концертном зале.
Фокстрот, мазурка, танго, ча-ча-ча,
Слова о том, что мы когда-то знали,
Мечты о том, что встретит нас в финале —
Успех, покой иль плаха палача?
Украсить обувь парой новых шпор,
Оставить серость будней за спиной,
Скакать в ночи лесами и полями
Дорогою к подножьям синих гор
Иль к берегу, накрытому волной,
Погнать судьбу к финалу шенкелями.
Narrator
***
Погнать судьбу к финалу шенкелями,
Фортуну обуздать — не всем дано,
Гораздо проще, право, — лечь на дно
И тихо погребенным быть веками.
Ты не таков! Желание одно:
Ролей всех нити удержать руками,
Да, жизнь — театр, то сказано не нами.
Ну, если не театр, то кино.
За сценой наблюдает полный зал,
И вкусы жизни слаще, чем буше.
Живя — играй! Играя — не фальшивь,
Как в вихре, утопая в кураже!
Ещё бы к Воланду попасть на бал
И победить отчаянным туше!
Бабуля
***
И победить отчаянным туше!
И памятник себе создать навеки…
Устал актер, отяжелели веки,
Забыто счастье рая в шалаше.
Но как же рукоплещут человеки
Избитым фразам, чувствам и клише,
Что снова возрождаются в душе
Любви к себе несмелые побеги.
На бис отвесишь публике поклон,
Судьбу сегодня точно обскакали!
На сцене ты сражался не один,
Ведь зрители с тобой сюжет играли.
Они и возвели тебя на трон…
Но воск оплыл и пусто в темном зале
Бабуля
***
Но воск оплыл и пусто в тёмном зале…
Утихли страсти, только улеглись ли?
Они, таясь, укрылись в закулисье,
Чтоб их расклад по-новой разыграли.
Тревоги долгой паузой повисли,
Не выдавая голоса в металле,
Лелея холод воронёной стали,
Хранит заряд неотвратимый выстрел.
И до поры ютятся по соседству,
И ожидают выхода на свет:
Шуты и знать, бродяги с королями.
Их ждёт борьба, где хороши все средства.
Таков их рок, пути обратно нет!
Лишь Жизнь и Смерть меняются ролями.
***
Лишь Жизнь и Смерть меняются ролями,
Как две сестры. С одной, потом с другой –
Одна стонала, выгнувшись дугой,
Вторая холодна на ложе… в яме.
«Окончен путь. Спокойно, дорогой.
Домой отсюда не вернёшься к маме.
Ты будешь вечно счастлив только с нами –
С сестрой пришёл, уйдёшь моим слугой.»
И Дева-Смерть тебя целует крепко –
Последний дар твоей последней дамы.
Тебе судить, насколько всё клише!
Что было, то уже разбито в щепки.
И лишь поэт поймёт масштабы драмы,
Смеясь и плача в маленькой душе.
Тающий ветер
***
Смеясь и плача в маленькой душе,
Теснятся чувства. Тайные надежды
Навстречу свету открывают вежды,
А гордость отметает все клише.
Пусть до тебя всё было сотни раз,
Но схожее не значит повторенье.
Единственно любое из творений.
И дорог мне узор твоих лишь глаз.
Никто Лауры в мире не заменит,
Лишь перед ней склоняю я колени,
И лишь она телесна средь теней.
Моя Лаура, ангел мой и гений,
Ты самое прекрасное мгновенье
Среди пустых минут ушедших дней.
***
Среди пустых минут ушедших дней,
Среди мгновений радости беспечной
Играешь ты на сцене бесконечной
Историю, которой нет древней.
Живи, пылай, пока не гаснут свечи,
Пока с тобою в сумраке теней
Объятия Любви, что всех нежней,
Глаза Удачи в маске первой встречной.
Как хочется, допив вино в бокале,
Погнать судьбу к финалу шенкелями
И победить отчаянным туше!
Но воск оплыл и пусто в тёмном зале…
Лишь Жизнь и Смерть меняются ролями,
Смеясь и плача в маленькой душе.
marrtin
***
З А Н А В Е С
В проекте участвовали: Жан Кристобаль Рене, andron2006, Юлия Боровкова, Тающий ветер, Ирина Травкина, marrtin, Бабуля, Narrator, Green Tea, Принц Дацкий.
Вы талантливы, друзья мои! Вы прекрасны! Ангелы смотрят на вас и улыбаются!
Браво!!!
И… дамы и господа артисты, прошу на поклон!!!
Но молодцы, в форму можете, забавно.
А то даже в словах все эти «иль»,«чаянья», Уходы в пустыню, лицедеи и т.п… 19 век.
Я просто знать хочу, реально написать современный сонет?
Давай предметно. Вот конкретно в моём тексте какой век?
Размеров-то много. И усеченные, и полусонеты и бог знает что. Просто авторы уловили тональность магистрального сонета и откликнулись. А я ещё и впрямую рекомендовал «избегать современных деталей».
Думаю, что можно впихнуть современное содержание, хотя сложно будет.
Это надо Ташу спросить. Хотя, может не надо?))))сегодняшним языком на сегодняшнюю тему
мне на полном серьёзе не понятно. Что ты имеешь в виду? Про коронавирус мемчиками из интернетов писать? Ну лично я не хочу.
Вечная тема
а… ну… ясно))))
Вот начало (вполне современно, имхо ):
I
«Чужой племянник — жулик редкий,
Шутя лечился от зараз
О нём судачили соседки,
Что он на выдумки горазд.
Его бы выпороть, невежду,
Но, чёрт возьми, таю надежду:
Делить с верзилой вечера
И расставаться по утрам!
Какое высшее блаженство
Здоровым парнем помыкать,
Спихнуть с матраца под кровать,
Бокал нахальным вырвать жестом,
Капризным голосом браня
— Тебе же Бог послал меня!»
II
Так мнила зрелая Татьяна,
Тащась в плацкарте без окна,
Нижайшей просьбою декана –
Сиротка, жившая одна…
Друзья Дантеса и Сальери
В мою охотно чушь поверят!
Без эпилога, наперёд,
Предупреждаю — автор врёт!
… Карнеги — вздорная бабёнка,
Где, неизвестно, родилась
(там, говорят, сменилась власть),
Припёрлась в Питер издалёка…
И мы б имели там успех,
Но юг полезен не для всех…
Стоит хоть чуть-чуть включить занудство, и сразу оказывается, что не так уж и современно. Нет, мне-то нравится, но если я правильно понимаю Викторию, то уже не катит.
жулик, судачили, выпороть? Серьезно? помыкать? высшее блаженство?))) ну вырвать жестом, я в принципе не представляю)))браня…
И это лишь по первой части. Это скорее содержание языком Пушкина (кстати, он еще вполне и современен будет) постебаться)))
Ладно, вы пытались. Вам зачет!)))
Понимаешь, основная принципиальная разница между поэзией современной и поэзией золотого/серебряного веков — это как раз именно форма, а уже только потом содержание и язык.
А по форме, наверняка и в классической что-то осталось.
Для меня — те самые образцы, определяющие то, что называется современной поэзией.
Согласна отчасти. Для донесения идеи и эмоций — да, сгодится любая. Но вкусы самих авторов могут быть разными. Я вряд ли стану писать верлибром — ну не близок он мне. А для кого-то это предпочтительный выбор.
Это как песни Джорджа под аккомпанимент банджо
И правда, попробовать что ли потом самому такой написать, полностью?
Круть!
Отличная команда творцов! Браво!
Жаль, что я не увидела, когда это всё затевалось, а то бы тоже поучаствовала. Если будете затевать ещё что-то подобного толка, пожалуйста, люди, черкните в личку!!!
Marrtin, огромное спасибо за проект! Это такая встряска восхитительная!
Многие сонеты можно растащить по цитатам, такие у каждого изумительные находки и щемящие фразы.
Ира, ты меня приятно удивила! Вот тебе, действительно, надо писать сонеты, это твое!
Ира, вот эти строки, на мой взгляд, гениальны. Мне они душу рвут.
Образно, весомо…
Я не припоминаю такого существительного — «буше».
Ирина потрясающая )))))
Спасибо Мартину за мягкое, но уверенное дирижирование процессом, а всем участникам — за прекрасную компанию и дружескую поддержку!
Как мне кажется, очень удачной оказалась предложенная Мартином тема: «Театр».
И то сказать, в свете крылатого выражения «Весь мир – театр», в свою очередь, театр представляется некой моделью общества, всего спектра человеческих отношений, способа наглядного и концентрированного их изображения.
В первом своем сонете, условно озаглавленном «Жар нарисованных огней», я попытался показать опасность подмены жизненных чувств и эмоций их сценическими проявлениями:
На сцене пылкую любовь играла,
А в жизни – жар рисованных огней!
Понимание этого приводит к разрыву отношений ЛГ и его музы.
Во втором сонете («Актриса») мне хотелось изобразить драму Актрисы, любящей сцену больше всего на свете, больше чем саму жизнь:
Но как тебе для счастья надо мало-
Играешь ты на сцене бесконечной…
Как это все удалось, судить читателям. Но я очень рад участию в этом замечательном проекте и надеюсь он еще получит продолжение!