Алексей Ханыкин

Матери посвятил картину художник Игорь Обросов

Матери посвятил картину художник Игорь Обросов

Своей матери Татьяне Серовой, работавшей в годы Великой Отечественной войны главным врачом военного госпиталя, посвятил картину «Встречая и провожая эшелоны» художник Игорь Обросов. Именно её изображение является центральной фигурой полотна, ставшего частью триптиха «Женщинам Великой войны посвящается». Работа хранится в Третьяковской галерее.

На картине, где Игорь Обросов пытается выразить признательность не только своей матери, но и всем женщинам, изображён обобщённый образ людей в белых халатах, в основном это женщины, которые оказывали медицинскую помощь раненым, выхаживали, спасали, помогали чьим-то сыновьям

Картина Игоря Обросова «Встречая и провожая эшелоны» была написана им в 1980 году и считается несколько автобиографичной.

Художнику было 11 лет, когда началась война, следовательно он всё прекрасно запомнил и пронёс через всю жизнь. Как известно, творить он начинал, как и его коллега по творческому цеху Виктор Попков, в рамках «сурового стиля». Впрочем надо признать, в 60-е к данному направлению относилось всё, что не соответствовало канонам сталинского соцреализма.

Мнение

Лично у меня от его работ, особенно от триптиха «Репрессия. 1937 год» осталось довольно тяжёлое впечатление. Смотришь на картину и невольно кажется, по сей день в глухой предрассветной мгле напряжённо ждут, не решаясь раздеться, отец и мать. Кстати, отец Обросова, замечательный врач Павел Николаевич был репрессирован и объявлен «врагом народа».

Родители на картине прислушиваются к зловещим звукам ночи: шуму въехавшего во двор «воронка», тяжёлым шагам на лестнице… А страшные картины о ГУЛАГе, сцены бесконечного унижения измождённых, поставленных на колени прозрачно-белых человеческих существ и вовсе оставляют в душе ужас…

С одной стороны понимаю, из истории фактов не выкинешь. С другой — зачем это делать? Ведь искусство должно радовать… Чего никак нельзя сказать об этих работах, эдакой безнадёгой от них веет. Невольно в голове мелькает мысль — как же с этим всем человек мог жить? Наверное, тяжело ему было…

Семья

В 1937 году, будущему художнику тогда исполнилось семь лет, мальчик стал свидетелем ареста отца Павла Николаевича Обросова, известного хирурга, профессора, директора Института им. Н.В. Склифосовского. Уже взрослым в одном из интервью он скажет:

— Отец после революции был комиссаром здравоохранения Сибири, основал там Омский мединститут. В 20—30-е годы он создал первые сибирские курорты: Белокуриху, Боровое. Будучи директором Института Склифосовского, он пересадил «скорую помощь» с гужевой тяги на автомобили, перестроил всю территорию, сделал подземные ходы между корпусами, поставил два новых хирургических корпуса… Он был очень деятельным человеком

Мать Татьяна Серова, та самая, которой он посвятил картину «Встречая и провожая эшелоны», была родом из деревни Большое Рашино Тверской области. Именно от неё художник унаследовал дар к рисованию. Однако, женщина выбрала профессию врача и в годы войны повидала много смертей и трагедий, спасла сотни жизней.

Старший брат Андрей Обросов, как и отец, был репрессирован. Но в годы войны умудрился сбежать из лагеря на фронт. Был ранен под Сталинградом, потом опять попал в заключение. Воевали и четверо других братьев.

Необходимость «правды факта»

Сын «врага народа» окончил в 1954 году Московское высшее художественно-промышленное училище и стал художником.

Как потом вспоминал Игорь Павлович: «Мы начинали во времена, когда искусство выполняло жёсткий партийный заказ, выдавая желаемое за действительное. Художники писали своих «кубанских казаков» — «Колхозный праздник», «Хрущёв приветствует рабочих-строителей», «Хрущёв на целине». А для нас, особенно для тех, кто прошёл войну, самыми важными были слова Твардовского о необходимости «правды факта»…

Я ощущал себя человеком своего времени и чувствовал потребность об этом времени рассказать. Тогда целое поколение художников — кроме Никонова и Попкова я бы назвал ещё Николая Андронова, белоруса Михаила Савицкого, азербайджанца Таира Салахова, латыша Бориса Берзиня — отошло от принципов соцреализма, и это направление очень верно назвали «суровым стилем». Мы все прошли тяжёлую школу. Я ничего не придумывал, я показывал всё, что происходило со мной и моей семьёй во время войны, в эвакуации. Нам тогда выделили три сотки, чтобы мы могли вскопать их и посадить картошку, морковку. Наш быт, наши эвакуационные вагоны, интернат, в котором я жил, — всё это изображено на картинах цикла «Военные годы», с которым я вступил в Союз художников в 1961 году…»

Творческая жизнь Обросова

Надо сказать, что и творческая жизнь у художника была нелёгкой. После посещения первым секретарём ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущёвым 1 декабря 1962 года выставки художников-авангардистов студии «Новая реальность» в Манеже, приуроченную к 30-летию московского отделения Союза художников СССР, его жизнь, а вместе с ним жизнь многих других художников, резко изменилась. Руководитель СССР, будучи неподготовленным к восприятию абстрактного искусства, всё раскритиковал, употребив при этом нецензурную лексику.

В результате, Игорь Обросов, а вместе с ним ещё несколько человек, лишились работы. Игорю Павловичу помогли друзья, которые устроили его в издательство «Малыш». Там он делал детские раскраски. Кстати, две он сохранил и как потом сам признавался, разглядывая, думал: «Ёлки, какая красота! Неужели это я делал?»…

Но эти самые «раскраски», что вполне понятно, не стали смыслом его творческой жизни.

Плакатно-лаконичный язык Обросова

Творчество Игоря Обросова лёгко узнаётся по плакатно-лаконичному языку, с помощью которого он старается передать свои идеи.

На его полотнах трагедия 1930-х годов показана как личная боль. Искусствоведы считают, что он не столько пытается разобраться в причинах самого явления «большого террора», сколько задумывается о последствиях, которые оказываются разрушительными для сердец и душ. Наиболее сильные произведения этого цикла: «Шаг вправо, шаг влево — расстрел», «Бурлаки Печорлага», «Творцы ледяных фигур» и пронзительный триптих «Посвящение отцу».

Несколько позже Обросов обратился к портрету, городскому пейзажу, в его искусстве зазвучала и лирическая мелодия. Его кисти принадлежат прекрасные портреты писателей и поэтов Василия Шукшина, Беллы Ахмадулиной, Фёдора Тютчева, Бориса Васильева, Александра Солженицына, друзей-художников Виктора Попкова и Павла Никонова, актрисы Натальи Белохвостиковой. Присутствует в его творчестве темперная графика: «Патриаршие пруды. Утро», «Вечерний свет. Патриаршие пруды» и другие работы московского цикла. К слову мало кто знает, но именно он создал в 1955 году знаменитый графический образ девушки, ставший логотипом журнала «Юность».

Награды

Игорь Обросов является обладателем премии международной биеннале графики в Норвегии за серию работ «Деревня, в которой я живу», Международной премии в Кошице (Чехословакия) за серию живописных пейзажей, Гран-при Международного триеннале живописи в Софии за триптих «Женщинам Великой Отечественной войны посвящается».

В 1983 году за триптих «Защитникам Москвы посвящается» Игорь Павлович получил золотую медаль им. М.Б. Грекова, в 1989 году за триптих «Посвящение отцу» — Государственную премию СССР, а в 2000 году за цикл живописных произведений «Прощание с деревней» — Государственную премию Российской Федерации.

Персональные выставки Игоря Обросова проходили в Государственном Русском музее, в музеях и галереях Бельгии, Германии, Канады, США, его работы находятся в галереях и частных коллекциях во многих странах.

Художник тяжело болел в последние годы и умер 5 августа 2010 года. Уже после его кончины, в 2012 году, его сыновья Павел, Игорь, Антон и дочь Дарья подготовили к дню рождения отца выставку, на которой представили ранние работы Игоря Павловича. Выставку посетили тысячи зрителей.

материматериматери

+1
13:10
835
14:15 (отредактировано)
Не сказал бы, что «плакатный» художник. Для плаката слишком глубок. Скорее, притчевый. Картины символичны, за ними есть история. Спасибо, прочитал с удовольствием.
16:27
+1
спасибо. заходите на мою страничку почаще
Как вижу новенькое, сразу захожу )
Загрузка...
Светлана Ледовская №2