Илона Левина №1

​Как викинги Святую Землю спасали, или Норвежский Крестовый поход.

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
​Как викинги Святую Землю спасали, или Норвежский Крестовый поход.

В качестве предисловия к этой истории — небольшая историческая же справка.

Как известно если не всем, то многим, из учебников истории и Википедии, Первый Крестовый поход начался в 1096 году и формально закончился в 1099 году взятием Иерусалима . Путь крестоносцев, помимо противостояния внешним противникам к тому же непрерывно грызшихся между собой, отнюдь не был усеян розами, и они несколько раз стояли и вовсе на грани полного поражения и уничтожения (как, например, во время осады Антиохии и последующей осады Кербогой уже их самих во взятом городе). Но так или иначе, основные экономические и идеологические цели кампании все-таки были достигнуты, и слух об этом прокатился по Европе с возвращением тех из участников, кто предпочел относительно спокойную жизнь с награбленным добром дома (особенно учитывая отбытие изрядного числа конкурентов) героической защите Святой Земли от язычников, которые совершенно не собирались за просто так отказываться от самого важного торгового узла в мире. Постепенно истории о сказочных землях, битком набитых сокровищами, да еще и населенных проклятыми кровожадными еретиками, ограбление и избиение которых было официально объявлено папой благим делом, докатилось и до самых дальних уголков Европы, а именно - до Скандинавии, в частности Норвегии.

Тут надо понимать, что половина, так сказать, оригинального крестоносного войска сама не очень-то от этих викингов отличалась. Взять тех же норманнов Боэмунда и Танкреда, которых от собственно скандинавских предков, внаглую отжавших Нормандию у франкских правителей, отделяло каких-то три поколения. Кстати, как раз Боэмунд, в отличие от остальных предводителей, даже не пытался делать вид, что хочет что-то там освобождать. Его, владетеля крохотного графства Тарренто, интересовало только одно — хапнуть земли, желательно побольше и побогаче, и зажить там в свое удовольствие (что он, собственно, и сделал при первой же возможности). Однако обитатели Норвегии, с большим интересом воспринявшие новость о победах европейцев на сказочном Востоке, отличались от викингов… Да практически ничем не отличались.

Итак, благодатные новости попали в уши никому иному, как тогдашнему королю (а если точнее, конунгу) Норвегии Сигурду Первому, который, не откладывая дело в долгий ящик, начал собирать свой собственный, так сказать частный крестовый поход. Согласно источникам, собрал он аж 5000 человек и 60 кораблей. Надо сказать, по тем временам — огромное войско. К примеру, в штурме Иерусалима участвовало 1200-1300 рыцарей и около 10 тысяч человек пехоты. Конечно, скорее всего у Сигурда было как минимум вдвое меньше народу, хотя бы потому что на скандинавские корабли того времени вряд ли можно было впихнуть почти по 100 человек, особенно с расчетом на длительный поход, но все равно это была очень внушительная сила. Опять-таки несмотря на общее наименование «норвежский», можно быть уверенным, что к этой ватаге (а как еще назвать? Особенно учитывая славную историю этого «похода») прибились сорвиголовы со всей Скандинавии, а кого-то, возможно, прихватили еще и по дороге с Оркнейских и Фарерских островов, где у Сигурда были давние и прочные связи.

Ну а дальше начинается собственно героическая кампания скандинавских «волков моря» по освобождению Святой Земли. Первым делом войско добралось до Англии, где и перезимовало, воспользовавшись гостеприимством Генриха Первого, норманна, которого они воспринимали, скорее всего, как практически родственника, ну или как минимум земляка. Отъевшись на обильных британских хлебах, скандинавы по весне со свежими силами пустились в путь. Дальше происходит нечто не очень понятное — почему-то от Англии до следующей своей остановки в испанской Галисии героические крестоносцы добирались аж несколько месяцев, ибо, согласно различным источникам, появились там только к осени, и решили зазимовать в славном городе Сантьяго-де-Компостелла. Как сдержанно сообщают летописи, «правитель разрешил им остаться». Можно представить себе чувства этого самого правителя, когда в его владения на берег неожиданно высадились несколько тысяч головорезов-скандинавов и заявили, что они-де крестоносные паломники в Святые Земли и желают тут зазимовать. Скорее всего, его «разрешение» было ничем иным, как попыткой сделать хорошую мину при плохой игре, и выбора у него не было. Впрочем, это ему не помогло, и зимой ему пришлось о своем «разрешении» пожалеть. Само собой, запасы в городе на прокорм такой орды рассчитаны не были, и, когда зимой начал подступать голод, правитель поступил логично, но недальновидно - запретил кормить «понаехавших». Непонятно, на что он рассчитывал (не думал же он, в самом деле, что незваные гости вежливо извинятся за беспокойство и отправятся восвояси?), но раздраженные викинги поступили точно так, как и следовало ожидать — они тупо «гопнули» замок феодала и разграбили его до последней нитки, ничуть не смутясь тем фактом, что это брат-христианин.

Подкрепив таким образом свои силы, скандинавы снялись и отправились дальше. По дороге им попался (неясно, случайно ли или в надежде ограбить «смиренных богомольцев») большой флот каких-то местных пиратов. «Много вы в этом понимаете! Смотрите, как это делается», - сказали прямые потомки людей, двести лет кошмаривших всю Европу, разнесли пиратов в лапшу и прихватили у них несколько кораблей.

После этого суровые северные паломники добрались наконец до территорий, заселенных маврами, сиречь — проклятыми язычниками. Очевидно, вспомнив о том, что они ну типа… это… Воины Христовы, они для начала захватили замок возле местечка Синтра и потребовали от всех тамошних жителей, чтобы те немедленно крестились. Те почему-то отказались, на что крестоносные викинги очень обиделись. «Ну вот что вы начинаете, нормально же общались», - сказали они и всех перебили. Вдохновившись столь славным подвигом, они двинулись дальше и добрались до Лиссабона — города, который был населен неплохо уживавшимися между собой христианами и мусульманами, примерно 50/50. Крестоносцы решили, что они теперь пессимисты, и что такой стакан для них, безусловно, наполовину пуст, после чего во имя Христа расколошматили защитников и как следует город разграбили. Посчитав, что таким образом их священный долг выполнен, они отправились дальше, ничуть не интересуясь судьбой только что отбитого у неверных города, который те, естественно, буквально через пару лет захватили обратно.

Мимоходом зарулив еще в один город на территории нынешней Португалии, и по доброй традиции ограбив его и вырезав почти поголовно все его население, морские крестоносцы добрались наконец до Гибралтарского пролива, где их встретил сильный (как ему казалось) пиратский флот. Очевидно, скандинавов начало напрягать, что на них, волков моря, постоянно бросаются какие-то шавки, поэтому, пустив на дно новых соискателей, они отправились прямиком на Балеарские острова, служившие в то время крупнейшей пиратской базой, с целью объяснить, как там сильно неправы. Впрочем, главную пиратскую базу на Мальорке они все-таки штурмовать не стали, чтобы не тратить лишний раз силы, тем более, что пройдясь частым гребнем по базам поменьше, они нахапали столько добычи и рабов, что новый хабар все равно было бы некуда грузить.

После столь усердных и праведных трудов надо было передохнуть, для чего завернули на Сицилию, где были радушно приняты малолетним королем Рожером Вторым. Для радушия, само собой, имелось сразу несколько причин: во-первых, когда к тебе на огонек по дружески заглядывают несколько тысяч викингов, проявлять неприветливость может быть опасно для жизни и здоровья, как на личном опыте убедился несчастный феодал из Галисии. Особенно, если часть твоих собственных головорезов недавно свалила в ту самую Святую Землю. Во-вторых, само собой, норвежцы не собирались тащить с собой всю толпу рабов, недавно захваченных на пиратских островах, так что есть шанс скупить по-дешевке очень ходовой и выгодный товар. В-третьих, никогда не помешает обзавестись новыми знакомствами среди опытных головорезов, учитывая непрерывную драку и грызню с соседями и вассалами. В общем, все отлично провели время к обоюдному удовольствию и выгоде, после чего Сигурд сотоварищи наконец отправились прямиком к главной цели своего путешествия.

Очутившись там, они какое-то время вели себя как натуральные туристы. Высадившись в одном из контролируемых христианами портов, норвежцы сгоняли на обзорную экскурсию в Иерусалим, где их лично принял король Балдуин и одарил их… священными реликвиями. Можно представить себе реакцию викингов, когда вместо серебра, золота и прочих конвертируемых ценностей им досталась щепа от креста Спасителя. В летописях это, конечно, не отражено, но мне прямо видится, как Сигурд спрашивает короля: «У вас что, разве ничего больше не осталось?». Некоторые источники, правда, утверждают, что деревяшку викинги получили позже, но озвученная выше версия кажется мне более логичной.

Балдуин тоже был не дурак, и тоже понимал, что ссориться с этими крестоносными пиратами не стоит. «Как же, как же», - очевидно, ответил он. «Вот как раз свободный город, специально для вас берегли», - и быстренько организовал поход на Сидон. Сигурд, конечно, для вида немного пококетничал, дескать мы сюда не грабить приплыли, а служить Христу, на что, очевидно получил ответ — «Так вот же и послужите! Язычники ж!», после чего норвежцы с чистой совестью принялись ломать стены города. С налету, правда, взять не получилось, и в итоге потребовалось помощь флота тех, кто все это безобразие изначально финансировал, то есть венецианцев, после чего город пал, к вящей славе господней и посрамлению мерзких язычников.

На этом славные воины решили, что их долг перед небесной канцелярией выполнен сполна (да и хабар, надо полагать, в трюма уже не влезал), погрузились на корабли и двинулись в сторону дома. Возвращаться обратно тем же морским путем им не захотелось (что можно понять, теперь-то уже рисковать получить пиратскую стрелу в глаз не прельщало никого), поэтому они направились в Константинополь, где произвели весьма солидное впечатление и на местное население, и на самого императора. Алексей Комнин, уже имевший замечательный опыт общения с транзитными крестоносцами, решил дело не затягивать, и живо снарядил доблестных мужей в обратный путь. Между делом хитрый грек не преминул провернуть и свой маленький гешефт, махнув, не глядя, табун верховых и вьючных лошадей на корабли крестоносного флота, после чего викинги отправились в сторону дома, а жители и администрация Константинополя наконец облегченно выдохнули, глядя им вслед.

Обратный путь Сигурда сотоварищи занял несколько лет, но, судя по всему, был достаточно мирным, поскольку их маршрут не отражен в летописях вырезанными деревнями, разграбленными городами и сожженными замками.

Надо сказать, что какой-то благости, очевидно, Сигурд все-таки в Святой Земле преисполнился, поскольку, вернувшись домой, стал активно лоббировать христианство среди своих закоснелых соотечественников, и даже организовал свой собственный локальный крестовый поход (благо средств на все эти мероприятия ему теперь хватало с избытком).

А теперь, внимание, вопрос: чем все это благочестивое мероприятие фактически отличалось от пиратских рейдов их прапрадедов, с энтузиазмом потрошивших Европу на протяжении без малого двухсот лет?

+5
00:20
230
10:53 (отредактировано)
+1
Спасибо. Было интересно почитать. Вообще обогащение европейских стран, считающих себя светочами культуры, шло за счёт наглого ограбления, а порою и полного уничтожения населения тех территорий, которые приглянулись их жадным глазам. На этом стояло всё благолепие и блеск европейской культуры, которому видимо пришёл безвозвратный и заслуженный конец.
12:23
+1
Вы чрезвычайно упрощаете. Ничто не мешает быть одновременно светочем культуры и при этом сформировать общество вполне сертифицированных упырей. А что до ограбления — так вся человеческая история из этого состоит, не только европейская, просто европейская лучше документирована. Что же насчет «безвозвратного и заслуженного конца» — то в чем вы это явление видите сейчас? Или мы с вами не европейцы?
12:39 (отредактировано)
Это не упрощение, а констатация. Ограбление всеми всех, ну может быть… и то, не у всех и далеко не с тем размахом. А вот уровень цинизма европейских нравоучений впечатляет.
Конец какой? Ну можно не видеть очевидные вещи и закрывать глаза и затыкать уши, сути это не меняет. Европейцы — имеется ввиду отвергающая моральные ограничения общество, берущая свои корни из философии, которая в свою очередь зиждется на религиозном движение европейства. Да, я себя с такой Европой не отождествляю и не вижу в этом ничего постыдного.
12:52
+1
Извините, звучит смешно. Вы что, даос или синтоист? Вы 100% продукт этой самой культуры, как вы можете себя «не отождествлять»? Это все равно что медуза скажет «я не отождествляю себя с морской жизнью».

Кстати, а какую философию вы имеете в виду? И что за «религиозное движение европейства?». Кстати, да — а что вы подразумеваете под «европейством»?
13:14 (отредактировано)
Вот свои необходимые вам привязки оппонента оставьте пожалуйста себе. Я не считаю себя вашим «продуктом», это уж точно, будьте уверены. Если Вам смешно, ну повеселитесь, только мне вот неинтересно быть вам в качестве шута. Вообще исповедоваться у меня сегодня в планах перед Вами не было, тем более что вы не удосужились (впрочем как всегда в таких случаях) высказать своё мнение и чувство мироощущения, а оно есть у всех.
12:59
Уважаемый, давайте здесь без политики попробуем обойтись.
13:07
+1
Полностью согласен. Собственно, меня даже удивило, что мой обзор столь древних событий вызовет ответ на «злобу дня».
13:18
Та никакой политики и нет)
Дела давно минувших дней
Преданья старины глубокой.
13:07
+1
Так все ж ходили-грабили.
Во первых, я полагаю, что Сигурда… пригласил в гости товарищ Балдуин.
Без приглашения и развед.данных, Сигурд бы не сунулся. Пиратам Сигурда заказывали греки или сицилийцы (а может в складчину) потому как… против топора викинга меч не работает ))
А про… сам поход…
Этимологи утверждают, что «викинг» — это слово не было существительным, это был глагол, означающий…
«Делать набег».
Что вы хотите — традиционно эти ребята грабили. Банд-формирования это были :). В условиях холодного климата (а кто ж к ним сунется туда? Там холодно и нифига не растёт… ну так думали соседи). Они себе преспокойно там кантовались, а при случае — всегда (!) пополняли запасы грабежом. Необходимость такая была…
Да и нрав бандитский. :)))
Такая грань жизни…
Чего только не было в истории этого мира :)))
(Только не начинайте про Русь… Там тоже такое было… Мама дорогая...)
Со всем уважением. Искренне Ваш.
13:22
Мне вот нравится определение викингов у Льва Гумилёва.
13:37
+2
Я очень сомневаюсь, что Сигурда мог пригласить лично Балдуин, потому что он, скорее всего не знал вообще о существовании какого-то там короля какой-то там Норвегии, которая всего-то лет сто как перестала быть «черной дырой», периодически извергающей из себя банды кровожадных упырей. Скорее всего, тут, как чаще всего и бывает, просто сложились определенным образом определенные обстоятельства. У Сигурда на тот момент была весьма непростая ситуация дома — конунгом-то он был, но и соискателей (вполне законных, кстати), на этот пост там хватало, и его вполне могли в любой момент подвинуть, в том числе и традиционным насильственным методом. А тут как раз до Скандинавии доползли истории об успешном походе (крестовом, не крестовом — для норвежцев в любом случае ключевым словом было ПОХОД) — внимание! — НА ЮГ. А куда несколько поколений их предков походами ходили? Именно что на юг, хоть и не так далеко. Но теперь-то они были вроде как новообращенные христиане, и им из каждого черпака попы объясняли, что ходить походами на единоверцев нехорошо, а тут вдруг выясняется, что попы ПОЛНОСТЬЮ этот поход поддерживают. Ну и паззл моментально сложился в идеальную картинку.

Само собой, что сами «нормальные» крестовые походы тоже в первую очередь преследовали цели экономические, но все-таки более, так сказать стратегические — открытие торговых путей на Восток и захват владения для себя любимых, а крестовый поход Сигурда в этом плане отличается тем, что это была самая что ни на есть классика похода a-vikingr, как тогда говорили, то есть, грубо говоря, «зипунов пошарпать». Кстати, то, что по возвращении Сигурд стал столь успешно лоббировать христианство, имеет глубокие чисто скандинавские корни — он ведь ушел в поход под прямым покровительством этого самого нового бога, Иисуса, и, когда он вернулся, все скептики тут же убедились, что, как говорилось в сагах, «удача его многократно возросла», а значит этот самый Иисус — очень серьезный покровитель, такому очень даже стоит доверять.
10:12
Может быть.
Наберите в Гугле Болдуин IV.
Там описана геополитическая ситуация.
Всё крестовые походы затевались ради защиты тамошних храмов.
Моя версия близка к истине.
11:41 (отредактировано)
Все крестовые походы затевались с целью отжать обратно торговые пути, или даже точнее — торговые ворота на Восток. Идеологическая составляющая, конечно, тоже очень важна, но реально ЗАЩИЩАТЬ храмы сначала особой необходимости не было — мусульмане предоставляли свободный доступ к священным местам верующим ВСЕХ религий, хотя, конечно, эксцессы возникали, особенно после того, как стала набирать обороты Реконкиста. Собственно, треть населения Иерусалима составляли христиане. Кстати, предводитель Первого Крестового Похода Раймунд Тулузский успел побывать там в качестве паломника. В прицнипе да, ваша версия с одной стороны вполне правдоподобно, с другой стороны, о таком варианте развития событий нет никаких свидетельств ни в одном из огромного количества источников.
14:39
)))
Спасибо.
Свидетельств действительно никогда нет. Я всегда в анализе событий исхожу из одного старого простого правила: «Кому выгодно?»
И ищу всегда ту сторону, намерение которой (хоть и скрыто), но доминирует наиболее всего. Понятно, что намерения всех «участников регаты» совпадают )))
Но. Любой конфликт (особенно военный) всегда кто-то активно разжигает и организует. )))
Ищем всегда это «наиболее трепетное» намерение.
Такие шахматы )))
Свидетельств, кстати, полным-полно. Осталась куча источников — летописи (европейские, византийские, арабские), письма, воспоминания непосредственных участников, на самом деле ЧУДОВИЩНОЕ количество документов. Крестовые походы — одно из самых задокументированных глобальных явлений средневековья. К примеру, многие письма того же Болдуина Папе и европейским феодалам. А вот Сигурду — нет. Ни от кого.
16:39 (отредактировано)
Он ему велел на словах передать )))
Возможно викинги решились в Иерусалим сходить, пока гостили на Туманном Альбионе. Тоже ведь… есть вероятность ))) Эти бандюки легки на подъём были всегда. Если, тем более, в Британии им нечего было взять. Опять-же, почти родственники ведь…
Как бы там ни было. Я ни в коем случае не утверждаю, что причиной походов была исключительно… Вера. Скорее склонен думать обратное.
Чтобы норвеги не сместили Сигурда, он должен был дать им игру. Учуяв беду, он вышел к ребятам и сказал:
— Значит так, идём в поход!
Кто же будет трогать полководца и вождя накануне такого события? Не по понятиям. Вот и поехали ребята развеяться )))
16:44
Вы тоже правы. И все свидетельства не врут.
Но тайных нитей заговоров политики того времени нам не узреть…
А, мыслю, без них события ни раньше ни сейчас не происходили…
Такие шахматы )))
Ну, почти так. Точнее, он свалил из Норвегии и прихватил всех желающих, пока его не свалили конкуренты. Ну а когда он вернулся, и все увидели, что «его удача многократно возросла», тут уже к нему вопросов больше не возникало.
12:14 (отредактировано)
Мнение о том, что все крестовые походы затевались исключительно в экономических целях является распространенным заблуждением, вызванным игнорированием мировоззрения средневекового человека. Зачастую оно просто разбивается о факт того, что 99% участников крестовых походов не получили от предприятия никакого гешефта, и напротив влезли в ужасающие долги, сделав свои страны — банкротами, как это было с Анжуйской империей Плантагенетов, в результате ужавшейся до Английских владений и пары лоскутов на континенте, которые были их владениями чисто номинально, фактически давно входя в домен Капетингов.
Конечно, само собой. Собственно, для рядовых воинов как раз все было именно тем, чем представляла папская пропаганда — священным ПАЛОМНИЧЕСТВОМ. Но экономическая составляющая тоже составляла очень важную часть, причем чем дальше, тем больше (по сравнению с первым походом). Вспомнить того же Боэмунда, который послал все войско… хммм… на Иерусалим, стоило ему отжать себе во владение приличный город. Ну а я-то тут писал о походе Сигурда, где вообще все лежит на поверхности.
14:47
Скажу коротко: всегда все (особенно) патриархи действовали через своих… миссионеров. Так доставлялись сообщения. В Норвегии, как и по всей Европе, были «святые отцы-миссионеры», которые всегда (!) знали о состоянии дел при любом дворе в любой стране.
Знал Болдуин всё. И запросил помощи, ибо как гласит Википедия, храмы оказались в кольце и под угрозой.
Политика, сударь.
16:09 (отредактировано)
Против теории о «крике помощи» в адрес именно Норвегии, свидетельствует, во-первых, как я уже писал, что ему было у кого попросить куда ближе и знакомее (Норвегия на тот момент была натуральным дремучим ззахолустьем), во-вторых то, что строго говоря, никакой вразумительной помощи он от норвежцев не получил. Взятие Сидона было чистой воды коммерческим предприятием, чтобы разобиженные викинги не гопнули под горячую руку кого-то из своих (ну, чтоб не как зря съездили). Никакого стратегического смысла в этом не было — Сидон был на тот момент сам в кольце латинских государств, и уж с ним-то они могли разобраться без всякой посторонней помощи. Кроме того, к ним уже поступали подкрепления со всей Европы, которые, в отличие от норвежцев, таки оседали в Святой Земле, формируя действительно ощутимую военную помощь крестоносным королевствам. Я бы все-таки сказал, что вы склонны преувеличивать религиозную составляющую всего этого мероприятия, потому что без очень серьезной экономической базы (а именно — оседлать торговые пути на Восток и получать прибыль и товары напрямую) никакие глобальные кампании невозможны (как это наглядно продемонстрировал поход европейской рванины под предводительством Петра Пустынника, закончившийся кровавой размазней у Циветота).
16:17
«Кончено (конечно?), скорее всего у Сигурда было как минимум вдвое меньше народу,»
А мне понравилось. В истории я не копенгаген, но читать было интересно! thumbsup
16:26
+1
Спасибо и за комментарий и за замечание. Исправил очипятку.

Вообще если тема интересная — я могу опубликовать еще несколько заметок о скандинавах и викингах.
06:31
чож не интересная-то, канешна нада.
не думал же он в самом деле, что незваные гости вежливо извинятся за беспокойство и отправятся во-свояси?
свояси… себеси… в какие такие свояси… Кароч, дефиску нинада, восвояся слитная.
Ну запятушек ещё с десяток нихватаит, если надо, можно пошукать.
20:57
+1
Да, спасибо, вечно об это слово спотыкаюсь. Поправлю.
Загрузка...
Светлана Ледовская №1