Маргарита Чижова

Картина «Безымянная высота» вызвала споры в культурном сообществе

  • Кандидат в Самородки
Картина «Безымянная высота» вызвала споры в культурном сообществе

Картина «Безымянная высота» кисти Бориса Неменского вызвала споры в культурном сообществе. Мало кто знает, что у неё имеется пять авторских копий, одна из которых хранится в Третьяковской галерее. Первая называется «Безымянная высота», последняя — «Это мы, Господи!»

Сюжет картины простой и ужасный. На полотне изображены двое убитых молодых ребят, советский и немецкий солдаты. Искусствовед Лариса Неменская лаконично описала изображенное:

«Война оборвала их жизни, распластав их тела на весенней земле. Один — в светлой застиранной гимнастёрке, лицом к небу, раскинут в перевернутом распятье. Другой, подоткнув под себя руку, уткнулся носом. Они достоверны как солдаты, но можно заметить, как, в то же время, они похожи на уснувших детей».

Вот что рассказал о картине её создатель: «Я шёл пешком, с полной выкладкой солдата-художника. Шёл долго, устал. И сел на торчащий из-под снега то ли камень, то ли пенёк пожевать сухарь и дать ногам отдохнуть. Неожиданно заметил, что позёмка прямо подо мной колышет траву. Но трава зимой не мягкая, колыхаться от лёгкого ветра не может. Всмотрелся, встал. Оказалось, что я сижу на мёртвом немецком солдате — почти полностью занесённом. Колыхались рыжеватые волосы… Перевернул ещё не вмёрзший в снег труп и увидел совсем мальчишеское лицо, чем-то даже похожее на моё. Меня просто пронзило током. Мне двадцать. Ему, наверное, столько же. Фашист? Виновник выжженных сел, разрушенных городов?».

Потом эта история долго не давала покоя художнику, но только в 1960 году он решился воплотить идею в жизнь. Тогда и появилась первая картина «Безымянная высота». Эту работу долго не принимали критики, которые увидели в ней ненужный пацифизм и «абстрактный гуманизм». В итоге, за свой сюжет Бориса Неменского отлучили от выставок на долгих десять лет.

Константин Симонов защитил картину

Картина «Безымянная высота» долго вызывала споры. Одним из ярых её защитников был поэт, журналист, фронтовик Константин Симонов. Он написал:

«О чём хотел сказать нам художник этой своей картиной? О подвиге юноши, защищавшего и защитившего на этой бесчеловечной войне свою советскую землю? Да, об этом. Но не только об этом. А, по-моему, ещё и о том, что, не подвергая сомнению красоту человеческого подвига на войне, нельзя забывать, что сама по себе война — далеко не лучший способ разрешения споров между людьми…

Так вот — смотрю на картину… и думаю о том, что именно личный опыт войны потребовал от Неменского создания этой картины, далекой от пацифизма, но властно напоминающей нам о том, что новой войны не должно, не имеет права быть. Я разделяю это чувство, я люблю эту картину, отвечающую не только моим воспоминаниям, но и моим мыслям о будущем».

Странный парадокс

Но даже слова всеми уважаемого Симонова не заставили критиков признать эту работу. За ненужный пацифизм и «абстрактный гуманизм» ей отказывали в участии в выставках, музеи не брали это полотно в свои коллекции.

В итоге картина «Безымянная высота» долгое время находилась в мастерской живописца и увидеть её могли лишь немногие. Однажды холст чуть было не погиб из-за прорванной трубы. Происшествие убедило художника передать его в собрание знаменитого немецкого коллекционера Петера Людвига. По иронии судьбы он оказался в Музее современного искусства немецкого города Ахен.

Впервые картина «Безымянная высота» широкой публике была показана на персональной выставке Бориса Неменского лишь в 1986 году. В ходе выставки случился довольно интересный эпизод. Внимание художника привлёк зритель, который долго не уходил из опустевшего затенённого зала.

Из разговора выяснилось, что он воевал в составе контингента советских войск в Афганистане. Мужчина признался — эта картина отражает и его личный опыт войны. Через десять лет, когда новый вариант картины будет представлен в Музее Победы на Поклонной горе, подобная встреча произойдет с ветеранами уже Чеченской войны и они скажут почти такие же слова…

Кстати, название картины по замыслу вовсе не означало, что художник решил изобразить бой за безымянную высоту. По замыслу Бориса Неменского, его безымянная высота — это битва не за что-то конкретное, а случайная встреча на одном из бесконечных холмов, которая унесла две молодые жизни. Видимо поэтому потом он переименовывает своё полотно в «Это мы, Господи»…

Художник, прошедший войну

Борис Неменский прошёл Великую Отечественную. Многие его работы можно увидеть в Третьяковкой галерее, Русском музее, а также в других российских и зарубежных музеях, они украшают частные коллекции в Германии, Англии, Франции, Японии. Среди его учеников — яркие художники, известные педагоги и даже оскаровский лауреат, по его книгам учатся десятки тысяч школьников…

Итак, Борис Михайлович Неменский родился 24 декабря 1922 года в Москве. Рисовать начал довольно рано, занимался во Дворце пионеров у замечательного педагога Александра Михайлова. Именно он устроил для своих воспитанников первую выставку в Третьяковской галерее, что очень воодушевило юных творцов.

Мальчик твердо решил стать художником, чему не в малой мере способствовала встреча с известным мастером Константином Юоном. В 1940 году Борис Неменский был принят сразу на третий курс художественного училища памяти 1905 года.

Но война прервала планы. Неменский не достиг призывного возраста, поэтому поначалу его отправили на трудовой фронт. Он рыл окопы под Смоленском, а потом эвакуировался с семьёй в Саратов.

В 1942 году окончил Саратовское художественное училище, был призван в армию и направлен в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Это была небольшая команда художников, которая ездила по фронтам Великой Отечественной, рисовала, писала и составляла художественную летопись войны.

Надо сказать, что первые месяцы службы в студии Грекова молодому живописцу дались нелегко. В принципе, это понятно: искусство — это личное суждение о жизни, а Неменский этот путь ещё не прошёл. К тому же, о фронте он знал лишь по рассказам и работам других коллег по творческому цеху.

Школа жизни

Так что поначалу ничего не получалось и ему частенько доставалось от руководства. Дело дошло до того, что встал вопрос об отчислении из студии…

Первая командировка выпала в канун 1943 года на Калининский фронт в район Великих Лук. Из этой поездки Борис Михайлович привёз этюды и наброски, которые затерялись среди работ остальных студийцев. Но тем не менее, полученные впечатления, умение учиться принесли результат. Его этюды и рисунки с каждым разом становились серьёзнее, грамотнее.

Постепенно у молодого художника вырабатывается свой стиль, который делается узнаваемым. Более того, его работы «не о том, как он воевал, а о том, почему воевал, откуда брал душевные силы». Видимо поэтому они стали любимы зрителями.

Спустя много лет уже состоявшийся художник Борис Неменский будет сожалеть, что поначалу не смог разглядеть главного героя — простого солдата в шинели, который решил судьбу победы. Именно фронт станет для мастера «школой жизни и искусства» и поможет ему стать настоящим мастером и создавать по-настоящему лиричные и в то же время правдивые картины о войне.

«Машенька»

В этом списке одной из самых известных и любимых значится картина «Машенька (сестры наши)», которая подкупает своей добротой и искренностью. На полотне изображена юная и от того трогательная медсестра полевого госпиталя. Автор смог передать удивительное состояние «между сном и явью, между реальностью и мечтой». Творческий поиск был долгим, было написано множество лиц. И в результате многие солдаты, прошедшие войну, уверяли: на картине изображена спасшая именно их медсестра. Картина хранится в Третьяковской галерее.

Но как ни странно, многие сюжеты его работ не нравились профессионалам и постоянно подвергались нападками. Порой художника обвиняли в отсутствии патриотизма, слабости идейного замысла, «излишней увлечённости» внутренними переживаниями своих героев.

И тогда на защиту художника встали зрители. Они заполняли книги отзывов, участвовали в дискуссиях во время проведения выставок, писали письма в газеты. «Он душу солдатскую раскрывает», — говорили одни. «Многие картины изображают то, что на поверхности, а нужно изображать то, что внутри…

картина безымянная высотакартина безымянная высота

+4
12:55
259
19:46
Очень интересно! Спасибо!
19:52
и вас спасибо!
Загрузка...
Марго Генер