Вселенная "Аутизм"
День Внутреннего Космоса
Расстройства аутистического спектра являются, наверное, одной из излюбленных тем для раскрытия персонажей, как среди писателей, так и среди режиссеров.
Все мы помним выдающуюся игру Дастина Хоффмана в оскароносной киноленте Барри Левинсона «Человек дождя», но мало кто знает о том, что у Рэймонда существовал вполне реальный прототип – Ким Пик. Он обладал фантастической памятью, много читал, к четырем годам разработал свою технику чтения (правый разворот он читал правым глазом, левый - левым). При этом из-за слабого мышечного тонуса самостоятельно пошел только в четыре года, а еще никогда так и не научился застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Помимо аутизма у него наблюдался синдром саванта (редкое состояние, при котором лица с отклонением в развитии имеют «остров гениальности» — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности).
В 1988 году савантом заинтересовались ученые, которые хотели исследовать его мозг. Согласно психологическому тестированию, IQ Пика был совсем невысокий — 87 (напомню, что средний уровень IQ колеблется от 100-120). Хотя показатели результатов сильно разнились: в каких-то случаях они говорили об очень высоком интеллектуальном развитии, в иных указывали на слабоумие. После множества тестов эксперты вынесли заключение: уровень коэффициента IQ не способен передать интеллектуальное развитие этого человека.
В последние годы Ким учился развивать чувство юмора и увлекался игрой на фортепиано.
Всю жизнь Кима Пика интересовали книги и никогда — девушки. Он не был женат и не имел детей. Умер на 59-м году жизни от сердечного приступа в госпитале родного Солт-Лейк-Сити.
Британский художник Стивен Уилтшир известен тем, что способен по памяти детально воспроизводить городские пейзажи, увиденные всего один раз. Он 45 минут полетал над Нью-Йорком на вертолете, а после этого потратил пять дней на то, чтобы нарисовать точную панораму Манхэттена.
Когда Уилтширу было три года, у него диагностировали синдром саванта.
Ребенок не говорил, был замкнут и часто впадал в истеричные состояния. Первое свое слово — «бумага» — Стивен сказал в девять лет: педагоги забрали у мальчика принадлежности для рисования, и ему пришлось попросить их вернуть.
Во многом благодаря своей матери, двадцатилетний Пинг Лиан Йик получил возможность выбраться из аутистического плена и прожить наполненную радостью и вдохновением жизнь. В четыре года у мальчика был диагностирован Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) с аутистическим расстройством. Именно рисование помогло ему направить избыточную энергию в правильное русло и адаптироваться в современном мире. Сара Ли, мать Пинга, прошла весь тяжелый путь вместе с сыном – она поддерживала его во всех начинаниях и учила никогда не сдаваться.
Ричард Вауро – известный всему миру художник шотландского происхождения. Родился в 1952 году в Эдинбурге. В трехлетнем возрасте врачи диагностировали «умственную отсталость», позже – «расстройство аутистического спектра». Разговаривать Ричард начал только к 11 годам, что, впрочем совершенно не помешало раскрыться в полной мере его таланту – уже в три года мальчик посвящал практически все свое время созданию «шедевров» на старой грифельной доске разноцветными мелками.
Есть и еще удивительные примеры успеха людей с РАС, но, как вы можете видеть, представлены они иностранным сообществом.
Не могу не упомянуть о девочке-поэтессе с нетривиальным мышлением, которая, однако, остается невербальной. Соня Шаталова стала известна благодаря своим афоризмам
«Наука – это система знаний, основанных на сомнении»
"Мудрость - это мера между мало и много"
"Фантазия - это ткань для украшения существования души"
"Музей - консервы времени"
Неплохо сказано, правда? Учитывая, что девочке на тот момент было 8-9 лет и она не разговаривала ни тогда, не говорит и по сей день.
И ещё один пример гениальности. Федя Назаров, 7 лет. Федя только начинает осваивать нотную грамоту, но "по слуху" играет с раннего возраста. Невербален.
К сожалению, в нашей стране к проблеме аутизма лишь с недавних пор стали относиться с большим вниманием и пониманием. И не смотря на ежедневный труд специалистов в области нейропсихологии, реабилитологии, дефектологии, специализирующихся на работе с детьми с РАС, пока что не удается достичь уровня полноценной адаптации в обществе. Здесь надо понимать, что самостоятельно такой человек не сможет выжить в нашем мире, ему всегда нужно «плечо». И если не плечо родителя, то опекуна или сиделки, что в наших реалиях просто невозможно.
Мне стоило бы закончить на этом блог, мы бы все восхитились талантами и отстранённо посочувствовали этим людям.
Но на самом деле цель написания и причина, по которой я вообще решилась на этот блог, иная.
Мне очень хочется донести до вас, дорогие писатели, что психическое расстройство или ментальное нарушение – это не романтическая особенность, которую вы можете вскользь приписать своему персонажу. Понимаете, это не задорные веснушки на носу, не милые ямочки на щеках, не томная поволока во взгляде, не загадочная гениальность. Нет! Это проблема, это ежедневные страдания, преодоления и срывы. Это боль родителей, которые поначалу не могут понять и принять своих «особенных» детей. Это ад. Самый настоящий.
И ещё не самый худший вариант – это синдром Аспергера, при котором аутистическое расстройство проявляется в сложностях в установлении социальных коммуникаций, в остальном же человек остается высокофункциональным, то есть способным на рутинные действия (на которые мы с вами и внимания не обращаем). Но ведь это всего лишь небольшой процент из общего числа аутистов.
В своей основе они не Аспергеры и не саванты. Как правило, аутизм сопровождает умственная отсталость и шизофрения, невербальность (то есть они не говорят и не реагируют на сказанное вами), боязнь громких звуков и яркого света, совершение однообразных действий-ритуалов (стереотипия), а еще истерики, крики, слёзы, слюни, стекающие по подбородку, грязные сальные волосы, специфические запахи (да, к сожалению, не все люди «позволяют» себя мыть), укусы, порезы, «щелкающие» челюсти (как проявление стереотипии), абсолютное непонимание границ дозволенного и отсутствие чувства самосохранения.
Я искренне надеюсь, что по прочтении этого блога вы будете внимательнее относиться к описанию своих персонажей с проблемой аутизма.
Они достойны того, чтобы о них говорили, но говорили только правду.
А как музыку воспринимает в целом?
Еще прикинь, говорит мне: «Требуйте с него! Требуйте! В школе требуют!!!»
Он говорит про кубики и рисует, пока мы с остальными в меру сил проводим занятия. Он не уходит, но и не взаимодействует. Мать в коридоре. У нас такой порядок. Она мне говорит, что когда ему что-то не нравится, он уходит. А он формально с нами. Не ушел пока ни разу. Но ей надо, чтобы я от него что-то там требовала.) Как в школе. Откуда он уходит, видимо)))
Индивидуальные занятия — не вариант, конечно?
А дети к нему как?
Спасибо! Важный блог.
Писать надо, я убеждена в этом. Вопрос только, как это делать. Про Ваню мне понравилось)
По поводу аспергера — есть чудесный пластилиновый (!) мультик про дружбу по переписке мужду девочкой из Австралии и сорокалетним евреем с синдромом аспергера из Нью-Йорка, «Мери и Макс». Хотя, как мне кажется там через его аутичность передали довольно общечеловеческие трудности.
Есть ещё фильм Моцарт и Кит, но я его смотрела очень давно, поэтому не могу точно сказать, насколько там реалистично показан аутизм, но если не смотрели, то и его можно глянуть)
Про психику и загадошность — да, при том, что «самые страшные — это болезни души, потому что никто не знает, как их лечить» ©.
Спасибо за высокую оценку и, что наиболее важно, понимание.
В общем, низкий поклон родителям особенных детей. Это отдельная категория людей.
Да, есть уникальные примеры Ника Вуйчича и Стивена Хокинга… но мне сложно представить (и от этого поверить), что люди могли быть счастливы, хотя бы потому, что сравнивая себя с нормотипичными людьми, они не могли не осознавать, насколько им не повезло.
В общем, здоровья нам всем и физического, и психического. Это действительно важно и это то, к чему мы относимся как к данности.
И Три -3 тюбика с греч кой!
О том, что аутизм — это исключительно вонь и сальные волосы речи не было, но опять же это не исключение, а реальность, ибо не у всех родителей есть средства и терпение содержать особенного ребёнка, не каждый может найти подход. Почему возникает проблема с гигиеной? Потому что сенсорная сенсорная сфера у аутистов нарушена, и в зависимости от степени нарушенности могут возникать проблемы не только со зрительным и слуховым каналами поступления информации, но и с осязательной функцией. Просто представьте, как это, мыть ребёнка, который воспринимает воду, как к примеру, серную кислоту? И который испытывает при этом муки?
Поэтому да, проблемы с гигиеной — вполне реальны, хоть характерны и не для всех аутистов.
Не могу согласиться с вашим описанием людей с синдромом Аспергера, хотя да, из всех людей с РАС — это пожалуй одна из легких форм. Но у так называемых интеллектуальных чудаков существуют большие проблемы с моторикой, как мелкой, так и крупной, соответственно с координацией, и, конечно, в социально-коммуникативной сфере.
Вообще, спасибо вам за внимание. И если вы сама недалека от этих вопросов, было бы интересно поговорить, подискутировать)
2 тюбика.