"Папа, сдохни!": российская черная комедия - неожиданный хит в Британии ★★★★★
Фильм «Папа, сдохни!» вышел в российский прокат ровно год назад. Премьеру тогда приняли хорошо, но без особого энтузиазма. Хотя в общем и награда была на фестивале «Окно в Европу», и пресса отнеслась к «трэшачку» со всей возможной симпатией. Однако настоящий успех пришёл к картине только сейчас, год спустя. Не удивительно, большое видится на расстоянии.
«Папа, сдохни!» - интересный, остроумный, философский фильм-экшен. Британцы в своём восторге правы на все сто: работа молодого режиссёра и сценариста Кирилла Соколова, русского Тарантино, заслуживает триумфа. Попробую объяснить, почему.
Место действия – этакое современное «Датское королевство», где всё гнило (образ преподносится в сатирическом ключе). Чтобы показать ужас и масштаб морального разложения, Кирилл Соколов использовал тот же приём, что и Шекспир в своих трагедиях «Макбет», «Король Лир», «Гамлет». Он взял историю одной семьи. Ясно, если родные готовы поубивать друг друга за тридцать сребреников, то «гниль» не выдумка.
Кстати, интересный факт по поводу семьи. Оператор Дмитрий Улюкаев, снимавший фильм – сын скандально известного министра-взяточника Улюкаева. Ирония судьбы, а ещё вероятней расчётливый ход Великого Комбинатора Кирилла Соколова.
Сюжет.
Дочь матёрого мента Оля просит своего парня Матвея убить папу, который её, дескать, насилует с детства. Жених берёт молоток и отправляется домой к родителю девушки. Далее в квартире между Папой и Матвеем начинается потасовка. В итоге, дело проясняется – никакого инцеста не было. Дочь заказала отца из-за денег, которые тот в свою очередь получил весьма грязным способом. Разумеется, в конце все, кроме Героя, умерли. Шекспировская трагедия, как никак. По-другому нельзя.
События фильма развиваются в двух плоскостях: игра и реальность. Сцены в квартире – игра, а то, что за её пределами – жизнь. Насилия, несправедливости и крови одинаково много и там, и там. Только в Реальности побеждает плохой Папа, а в Игре – благородный разбойник Матвей.
Подсказка зрителям про Игру - детская примета из девяностых. Ведь как оно бывало в нашем «прекрасном далёко»? Стукнешься с кем-то случайно лбами, скажешь: «раз-два-три чтобы не было беды, папа-мама не умри» - и всё ок. Матвей произнёс эту фразу дважды: перед тем, как войти в квартиру и выходя на улицу.
«Папа, сдохни» - фильм-энциклопедия киноискусства. Я не буду говорить за весь мировой синематограф (нельзя объять необъятное), но за «наш» скажу. И лучше всего отсылки к классике кино, цитаты из неё заметны по актёрам, которых подобрал режиссёр. Каждый из них внешне похож на какую-нибудь звезду советского экрана.
- Папа и его друг-сослуживец Евгеньич. Это Глеб Жеглов и Володя Шарапов двадцать лет спустя. Герои фильма «Место встречи изменить нельзя» снова вместе.
- Оля и Матвей. Эта пара перекочевала из советского ужастика «Вий». Ведьма-панночка (Наталья Варлей) и бурсак Хома Брут (Леонид Куравлёв). Плюс Оля похожа на Нонну Мордюкову из «Бриллиантовой руки». По-моему, оттуда же взят и образ Жены Папы, который позаимствован у верной боевой подруги Семёна Горбункова.
Можно ещё вспомнить «Кавказскую пленницу», «Джентльменов удачи». Так, Матвей явно косит на Савелия Крамарова, а Папа – на Моргунова. Но главная отсылка для пары "Герой - Анти-герой" – комедия Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Это там, где благородный следователь Подберёзовиков бьётся супротив не менее благородного разбойника Деточкина в жизни и в любительском театре. На сцене они скрещивают шпаги в дуэли как Гамлет и Лаэрт. Ну вот, опять всё вернулось к Шекспиру. Круг замкнулся. Кстати, Оля – не только леди Макбет, но и Офелия. Но это уже отдельная тема, как и про детали в фильме: Молоток, Телевизор, Дрель…
В общем, благодаря всем этим отсылкам, символам, деталям, рамки картины сильно расширились, а герои получились типажные, с понятной нам всем судьбой за плечами. А перед зрителем авторы фильма поставили ребром главный вопрос всех времён и народов: «Ту би ор нот ту би?» Решай сам.
Совершенно явный закос под Гая Ричи. Чуть ли не плагиат.
Посмотреть можно, только смеяться не над чем. Разве что над жутчайшей неправдоподобностью деталей и над тщательнейшим смакованием этой неправдоподобности.
Месть только в голове Матвея. Это его фантазия.
Если бы мажор Олю раскромсал, то папа никак бы мажора не отмазал, а в подворотне наоборот, Евгеньич мажора забил, так как денег не получил и жена умерла.
Папа с дочкой друг друга из стволов продырявили, не моргнув. Чего б отцу из-за всё равно уже убитой дочи деньги упускать.
Но на самом деле всё было так, как показано. Иначе вообще логики нет. За что герой тогда отправился мстить и зачем?
— на лестничной клетке, когда залаяла собака;
— в квартире, когда там вдруг оказалась жена;
— когда наручники открылись, потому что не импортные;
— полная безоговорочная победа над злом любой ценой.
Но философия в фильме в любом случае есть. И показана она очень уж характерными для Гая Ричи приёмами — флешбеками для пояснения ситуации и альтернативными ветвями сюжета (как могло бы быть, если бы...).