Ирина Кошман

Картина «Письмо с фронта» была отмечена Сталинской премией

  • Самородок
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
Картина «Письмо с фронта» была отмечена Сталинской премией

Жанровая картина «Письмо с фронта» Александра Лактионова, написанная им в 1947 году, была отмечена Сталинской премией первой степени — главной наградой СССР и сделала имя автора широко известным. Более того, в 1973 году она была изображена на одной из почтовых марок СССР серии «История советской живописи».

Сюжет картины был взят художником из жизни. Как он сам рассказывал, в начале 1944 года, вместе с семьей вернулся из эвакуации в подмосковный городок Загорск. Практически сразу ему предложили написать картину, сюжет которой раскрывал бы жизнь советского народа в тылу во время Великой Отечественной войны.
За сюжетом дело не стало: люди получили письмо с фронта и радуются, читая его. Только картина никак не складывалась…
Письмо с фронта
Однажды Лактионов увидел раненного солдата, который шёл по улице, постоянно осматриваясь по сторонам. Увидев художника, он остановился, достал бумажку с адресом и попросил подсказать где этот дом. Как оказалось, он привёз письмо с фронта семье своего друга-однополчанина.
Александр Иванович с готовностью предложил его провести. А пока они шли, завязался разговор о войне, событиях на фронте и, естественно, о победе, в которую все так верили.
Когда фронтовик вошёл в дом, к нему со всех сторон сбежались родные друга и внимательно вслушивались в строки письма, которое читали вслух, боясь пропустить даже слово. Именно тогда и родился сюжет картины, ставшей впоследствии широко известной.
На написание работы ушло два года. Особенно сложно было найти людей, которые могли бы выступить моделями. Солдатом, доставившим письмо с фронта, стал бывший фронтовик-десантник, художник Владимир Нифонтов.
Женщина, которая держит конверт, — родная тётка Лактионова Евдокия Никифоровна. Есть на картине и дети художника. Семилетний сын Серёжа стал мальчиком, читающим письмо вслух. Дочка Света — девочка, которая стоит спинок к зрителю, держась за дверь и слушая брата.
Для самого, так сказать, солнечного персонажа — девушки с красной повязкой на руке, позировала соседка Лактионовых. Ей очень нравилась эта роль и она не скрывала своего удовольствия, что несомненно отразилось на полотне.
Нелёгкая судьба картины
Как не удивительно, но судьба картины не была лёгкой. В 1948 году работу Лактионова привезли в Третьяковскую галерею на выставку.
И картина «Письмо с фронта» мало кому понравилась, уж слишком у автора оказался неординарный подход к теме. А учитывали тогда всё: от мастерства художника, до идеологической составляющей.
После долгих споров полотно всё-таки допустили к показу. Но за несколько часов до открытия залов в Третьяковку пожаловала представительная комиссия серьёзных людей, обличённых властью. Им предстояло оценить политический и идеологический компонент.
Дойдя до работы «Письмо с фронта», чиновники замерли и начали задавать массу вопросов. Больше всего возмущало, что советская действительность изображена неприглядно: стены в доме облуплены, на полу щели… «Что подумают иностранцы о жизни советских людей?» — строго вопрошали чинуши…
Сотрудники музея находились в растерянности. Никому из них рассматривать картину под таким углом в голову не приходило. Они еле уговорили комиссию разрешить выставить полотно, но при условии — поместить его в самый дальний угол, чтобы особенно в глаза не бросалась. Художник был очень обижен этим обстоятельством.
Вопреки ожиданиям картина «Письмо с фронта» стала собирать возле себя людей. Народ приходил, подолгу стоял возле неё, кое-кто и плакал, вспоминая жизнь во время войны…
Книга отзывов была переполнена благодарностями. Лактионов решил отправить их копии руководству, которому пришлось оценить народную любовь.

Нестандартный взгляд
Александр Иванович Лактионов, сын кузнеца и прачки, родился в 1910 году в городе Ростове-на-Дону. С раннего детства мальчик отличался феноменальной собранностью и трудолюбием. Отец заметил талант сына к рисованию, и в надежде, что Саша уйдёт от трудной рабоче-крестьянской судьбы, стал всячески поощрять его.
Лактионов блестяще закончил ростовскую художественную школу и поступил в художественную академию в Ленинграде. Его взяли сразу, только взглянув на работы. Поскольку он и здесь был одним из лучших студентов, то стал одним из любимых учеников Исаака Бродского. А он, как известно, был главным художником страны в то время, автором знаменитой «ленинианы».
Александр Иванович был очень точен и аккуратен в деталях. Именно из-за этого его критиковали, приписывая формализм, и говорили, что в его работах нет души… Более того, активно обсуждалось, что врачи-окулисты выяснили, будто у Лактионова особое устройство глаза. Потому-то он видит мир не так, как видят его все остальные.
Художник Лактионов прожил 62 года, большую часть жизни он писал картины. «Пока светит солнце, озаряя мастерскую, пока есть силы держать палитру и краски, я не могу оторваться от любимого дела,» — писал он в своих воспоминаниях. И всегда был счастлив…
Вложение:
Скачать 436 Кбскачан 8 раз
+5
14:35
190
15:23 (отредактировано)
+1
Я эту картину с детства помню. Эмоционально очень правдивая работа, и очень светлая. Человеческая часть души в сложных условиях. Спасибо за блог.
17:20
+2
я тоже эту картину давно знаю и очень люблю. Какая-то очень обнадеживающая!
Да, нет напряжения, нет страха, есть уверенность и какой-то вполне спокойный быт. И девушка с повязкой с интересом так на военного поглядывает. Жизненная работа, с большим смыслом.
12:29
+1
все верно вы сказали!
20:14
+1
Мне кажется, дело в композиционном решении.
Из затхлости и обшарпанности к солнечному свету надежды.
12:10
+1
но на первое место все же стоит поставить мастерство художника!
Загрузка...
Светлана Ледовская №1