Андрей Лакро

Выбор невесты на картине Григория Седова

Выбор невесты на картине Григория Седова

Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем изображён на картине Григория Седова. Художник нарисовал хорошо известный исторический факт — молодой царь Алексей Михайлович из шести невест выбирает боярышню Евфимию, дочь боярина Рафы Родионовича Всеволожского из Касимова.

Обстоятельства сватовства царя Алексея Михайловича описаны во многих исторических источниках. Судя по всему, Григорий Седов для написания своей картины «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем» за основу взял текст историка Сергея Соловьёва, где тот говорит о шести девушках, из которых царь выбрал Евфимию Всеволожскую.

Художник Седов демонстрирует глубокое знание бытовых реалий исторического прошлого. На избранницах, представших перед женихом, парчовые, атласные, бархатные опашни, съёмные расшитые зарукавья, венцы абсолютно достоверны и, видимо, писались с натуры.

Сами же девушки причёсаны «в четыре косы», именно такую причёску носили девушки на выданье. После свадьбы волосы согласно обычаю заплетались в две косы.

Евфимия Всеволожская

Искусствоведы считают, что на картине Евфимия Всеволожская изображена крайней слева, стоящей в профиль к зрителю. Девушка стоит с опущенными вдоль тела руками и одета в васильковое бархатное платье (опашень), отороченное мехом белки. Среди шести кандидаток она выделяется ростом, ибо об этом пишут многие источники. Но боярышня была из очень бедного, пусть и знатного рода. На фоне других кандидаток её наряд смотрится довольно скромно да и поза довольно красноречива.

Что же до царя, которому на момент первого сватовства исполнилось 18 лет, то он изображён так, как обычно сообщают его современники. «Наружность царя Алексея, как описывают её иностранцы-очевидцы, много объясняет нам о его характере; с кроткими чертами лица, белый, краснощекий, тёмно-русый… крепкого телосложения…».

К сожалению, брака с Евфимией Всеволожской не получилось…

Несостоявшийся брак

Пленённый красотой и статностью Евфимии молодой царь тут же вручил своей избраннице кольцо дорогое да платок шитый золотом, повелел поместить в верхние палаты, там, где прежде покойная государыня обитала, и приказал побыстрее свадьбу приготовить.

Дату венчания назначили на 4 февраля. В долгожданный день Алексей Михайлович, презрев все существующие правила, не стал ожидать, когда невесту к нему выведут, сам к ней в покои сломя голову побежал. Увидев жениха, Евфимия обрадовалась, рванулась к нему, но на полпути замерла. Потом тихо вздохнула, побледнела, руками за голову схватилась и прямо ему под ноги без чувств упала.

Все вокруг засуетились и принялись кричать. Не особо разбираясь в причинах обморока, гостей из Касимова отправили в холодную Сибирь гордыню свою вымораживать.

Следствие

Вскоре Алексей Михайлович понял, что поторопился с выводами и сильно опечалился. А тут ещё по дворцу упорные слухи ползти стали, что в истории с обмороком и падучей оказались виноваты воспитатель Борис Иванович и царский духовник отец Стефан.

Желая прекратить разговоры, царь распорядился следствие учинить. К общему удивлению, виновником всего оказались крестьянин его дядьки, боярина Никиты Романова — Мишка Иванов и другой царский дядька Семён Лукьянович Стрешнев.

Гораздо позже выяснилось, на самом деле никто ни на кого порчу не насылал. Всё оказалось проще простого. Глупые бабы, прислуживавшие невесте во время одевания, очень сильно, волосок к волоску, затянули её роскошную косу, а сверху туго надели головную повязку — драгоценный венец. Так что несчастная не выдержала и упала в обморок.

Но что сделано, то сделано. Несостоявшуюся невесту во дворец возвращать не стали, зато разрешили в родной Касимов вернуться. Где она доживала свои дни в одиночестве и благодарила Господа, что жива осталась…

Выбор невесты

Считается, что обычай смотра невест зародился при византийском императорском дворе в VIII веке. На Руси он появился в XVI веке по совету греков-византийцев из окружения великой княгини Софии Палеолог.

Красавиц искали по всему государству и подходили к этому делу очень ответственно. Вот что написано Указе Ивана IV: «Когда к вам эта грамота придёт, и у которых из вас будут дочери девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город к нашим наместникам на смотр, а дочерей девок у себя ни под каким видом не таили бы. Кто же из вас девку утаит и к наместникам не поведёт, тому от меня быть в великой опале и казни».

Предварительный отбор среди сотен привезённых девиц осуществлялся в два этапа. Сначала с ними знакомились бояре и отбирали девиц. Согласно требованиям, будущая царица должна быть красавицей, высокого роста, здоровая и желательно, чтобы у неё в семье рождалось много детей. Считалось, что именно последнее гарантирует ей плодовитость и рождение крепкого потомства. Затем прошедших отбор девушек представляли лично царю.

Нередко невесты выбирались из бедных и простых домов. Красноречивым примером тому служит выбор всё того же царя Алексея Михайловича. Его первая жена Мария Милославская была из бедного рода. Отец Илья Данилович служил простым кравчим у посольского дьяка Ивана Грамотина. А вторая супруга — Наталья Кирилловна Нарышкина и вовсе по бедности в лаптях ходила.

О художнике

Григорий Семёнович Седов родился в Москве 12 января 1836 года в семье мясоторговцев. Родители сразу заметили его талант к рисованию и отправили учиться в Школу живописи и ваяния. В 1857 году он продолжил обучение в Санкт-Петербургской академии художеств. Результатом успешного обучения стали малая серебряная и большая серебряная медали за рисунки, а также малая и большая медали за этюды.

Его картины «Путешественники застигнутые дождём» и «Поход Олега на Царьград» были представлены на выставке 1862 года. В 1864 году Григорий Седов получил малую золотую медаль за программную картину «Меркурий усыпляет Аргуса». В 1866 — большую золотую медаль и звание художника I-й степени, с правом на пенсионерское пребывание за границей в течение шести лет за программную работу «Обращение Владимира в христианство».

В 1867 году он уезжает в Париж, где пишет такие картины, как «Христос в темнице» и образ Пресвятой Троицы в куполе алтаря парижской православной церкви. Здесь художник ослеп на один глаз. Незнание им иностранных языков и болезнь глаза сильно затрудняли его жизнь за границей.

В 1870 году Седов вернулся в Россию и три оставшихся года пенсионерства провёл в Москве, занимаясь в основном работой для церквей. В том же году Седов получил от академии художеств звание академика за картину «Иоанн Грозный и Малюта Скуратов».

В последние годы

В 1876 году Седов показал на выставке академии художеств свою картину: «Иван Грозный любуется Василисой Мелентьевной», которая имела огромный успех. Григорий Седов является автором и других известных полотен: «Курская мещанка», «Саянка Щигровского уезда»… «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем» (1882 г.) хранится в собранииГосударственной Третьяковской галереи.

Опыт создания библейских образов во Франции помог художнику расписать церковь Святой Троицы у Покровских ворот в Москве, где он изобразил четырёх евангелистов в натуральную величину и восемь пророков. Его кисти принадлежали и отдельные фрагменты росписи московского храма Христа Спасителя.

К сожалению, здоровье не позволило ему работать в полную силу… Умер Григорий Семёнович Седов в Москве в 1884 году.

выбор невесты
Иван Грозный любуется Василисой Мелентьевной
выбор невесты
Иван Грозный и Малюта Скуратов
выбор невесты
Христос в темнице
выбор невесты
Боярышня
выбор невесты
Обращение князя Владимира в христианство
+8
12:30
1487
01:58
Спасибо, что расширяете наш кругозор и эрудированность
12:14
всегда пожалуйста. Очень приятно
13:43
Извините, конечно, но указанной вами картины нет в основной коллекции Третьяковки. В запасниках — возможно. Во всяком случае, на сайте галереи Григорий Седов среди основных художников (представленных в постоянной экспозиции) не значится. Что весьма точно характеризует уровень данного художника (со всеми его золотыми медалями и званиями).
Лично я в Третьяковку если и прихожу (в Лаврушинском переулке), то сразу иду в подвал — там, где Серов и Борисов-Мусатов. Больше в огромном здании г-на Третьякова смотреть нечего (за исключением Врубеля, естественно). А вот в здании на Крымской набережной — другое дело. Там есть что посмотреть. Только я не представляю, что вы будете говорить по поводу творчества Михаила Ларионова, например. Ну, разве только, что он муж Натальи Гончаровой…
14:05
+1
Относительно Михаила Ларионова — было бы желание, а говорить всегда найдется… Относительно здания на Лаврушинском — категорично не согласна. Впрочем, каждый видит то, что хочет видеть. А относительно сайта — хотелось, чтобы его сделали более полным. Но это мое мнение…
Я руководствуюсь тем, что есть, а не тем, чего бы мне хотелось. В основной экспозиции выставляют лучшее на взгляд местной администрации. Так вот, даже эта администрация не находит места Григорию Седову в главной экспозиции. Впрочем, я без претензий. Вы же пишете не об искусстве, а о разных историях, связанных с написанием той или иной картины. Вы, наверно, работали экскурсоводом. Моё мнение: никогда не слушайте экскурсоводов. Они вам будут рассказывать о чём угодно, только не о собственно художественном произведении. Например, сколько у художника было жён, детей, страдал ли он алкоголизмом, бегал ли от алиментов и т.п. А если кто-то действительно захочет понять ту или иную картину, ему придётся изрядно потрудиться. И прежде всего — начать систематически ходить в музеи и на выставки. И думать, думать, думать. И может что-то и проклюнется…
11:32
+1
всегда удивляли люди, которые не знаю других, выставляли свои версии о роде занятий и характере собеседника. И уж тем паче давали советы…
13:12 (отредактировано)
А я не очень понимаю авторов, не дающих ссылки на публикуемую ими информацию. Вы же не излагаете своё мнение, а доносите до читателя информацию, опубликованную где-то и кем-то. Откуда вам известны биографии художников, их звания, регалии и т.д. Из Википедии? Ну, значит, надо так и писать: источник информации — Википедия. Или книга такого-то автора. Того требуют приличия…
Чего-то подобного не требуют от экскурсоводов. Просто считается, что им сообщили некую информацию и они, будучи на работе, её озвучивают. Естественно, экскурсовод, свыкшийся с подобным положением вещей, точно так же будет поступать и в личном блоге. Так что извините…
13:15
+1
логика убивает…
13:27
+1
Это не логика, а глупость. Увы
Ну, так напишите что-нибудь своё. Интересно, что у вас получится…
13:32
Это не глупость. Это наш ответ Чемберлену… Поназаканчивали тут, понимаешь, повыучивались, а я другой узел вяжу
16:03
так мы и пишем, а вы читаете. Было бы не интересно, не стали бы.
16:03
браво!
Ну, да, за четыре месяца можно взглянуть разочек на чей-то текст. А вдруг прочитаешь что-то интересное, узнаешь какую-то свежую мысль. Но если вы думаете, что я намереваюсь вам мешать — боже упаси. Пишите на здоровье. Здешняя публика очень подходящая для вашей самореализации.
13:30
Борис, я пыталась читать вашу книгу по искусству. Не трогайте экскурсоводов. Не ваше это… ох, не ваше…
16:04
Не могу понять, чем экскурсоводы не угодили. МНе по жизни довелось общаться с такими интересными людьми, что любой профессор на их фоне бы бледной тенью смотрелся.
17:20
А я скажу чем, потому что профессионалы. А сейчас какая тенденция? «По-моему мнению...» «Из личного опыта...» Сейчас каждый суслик — агроном. Все знают, как учить, как лечить, вот Борис знает, как искусствоведением заниматься. Главное оказывается «свое» мнение. Будто у другого этого своего нет))) Людей интересных много. И книг много.
13:40
К вашим словам, как говориться, не убавить, не прибавить…
Загрузка...
Владимир Чернявский