Светлана Ледовская №1

Излюбленный сюжет Жуковского

Излюбленный сюжет Жуковского

Интерьер загородного дома изобразил на картине «Радостный май» русский художник польского происхождения Станислав Жуковский. Простое убранство деревянного дома залито слепящим весенним солнцем. В открытое окно врывается тёплый ветер и гомон птиц, видны покрытые свежей зеленью деревья на фоне глубокой синевы неба.

Полотно словно дышит прошлым, оно овеяно ностальгией. И только солнечный свет, который бьёт в окна, оживляет интерьер… Именно он позволяет увидеть комнату и её бревенчатые стены как-то по-новому.

Когда первый восторг проходит, невольно задумываешься — о чём могут поведать эти старые деревянные стены и ампирные стулья с синей обивкой, расставленные вдоль них между оконными проёмами? Что интересного могут рассказать стоящие на подоконниках синие цветы… А портреты прежних обитателей дома? Какие тайны скрывают они?

Александр Бенуа о картине

На X выставке «Союза русских художников» картину «Радостный май» восторженно встретили как критики, так и зрители. А Павел Третьяков сразу приобрёл её для своей коллекции.

Вот что писал об этой работе Александр Бенуа: «…с одной музейной покупкой мы согласимся. Это «Радостный май» Жуковского, взятый в Третьяковскую галерею. Мне скажут, здесь повторение мотива, использованного уже Жуковским и успевшего набить оскомину… Зал в усадьбе с открытыми настежь окнами в сад, весеннее солнце, мебель красного дерева и даже не забыты фиалки на подоконниках – мы видели это не раз. Однако за самый факт повторения я не могу порицать Жуковского. Художник, живо заинтересованный какой-нибудь темой, совершенно естественно возвращается к ней многократно – желая всё полнее её выразить. К тому же в данном случае Жуковский достиг намеченной цели. Ярче прежнего светит солнце, радостнее кажется свежий воздух, полнее передано особое настроение оттаивающего, оживающего после зимней стужи, после долгого затвора дома; кроме того, вся картина написана с той ценной свободой техники, которая приобретается лишь тогда, когда во всех своих частях задача, поставленная себе художником, выяснена».

Сам же мастер так сказал о своём творчестве: «Я большой любитель старины, в особенности, пушкинского времени…, но как мало истинно культурных и тонких людей, умеющих ценить эту святыню, не превращающих их (памятники того времени) в фабрики, а парки, где гулял Евгений Онегин — во дрова».

Певец русской усадьбы

Станислав Юлианович Жуковский, которого называют певцом русской усадьбы, родился 1873 году в местечке Ендриховцы Гродненской губернии Российской империи.

Отец Жуковского был дворянином по рождению, но к моменту крещения Станислава лишён этого звания и всех имущественных прав и вместе с двумя братьями сослан в Сибирь. Причина — участие в польском восстании 1863 года. Он тяжело переживал лишения, выпавшие на его долю, что не могло ни сказаться на его характере. Юлиан Жуковский стал замкнутым и нелюдимым. И таким он остался даже когда вернулся к прежней жизни.

Мать будущего творца, её звали Мария Вержбицкая, была родом из Варшавы. Она получила блестящее воспитание, училась в Париже, но всё резко изменилось после замужества. Брак оказался несчастливым и не принёс радости. Семья жила очень замкнуто. Ей ничего не оставалось, как только заниматься детьми и безвыездно находиться в бывшем имении супруга Старая Воля в Гродненской губернии Пружанского уезда, которое они арендовали.

Мария большое значение придавала образованию детей, особенно поощряла их занятия рисованием. А вот отец это не приветствовал, постоянно упрекал Станислава за его увлечение и часто наказывал. Он считал, только точные науки принесут детям успех в будущем…

Совет учителя

В Белостокском реальном училище, куда родители перевели Станислава из Варшавской классической гимназии, у будущего художника случилась встреча, полностью изменившая его жизнь.

Дело в том, что учителем рисования там работал художник Сергей Никитич Южанин, впоследствии известный пейзажист и мастер интерьера. Именно он посоветовал своему воспитаннику начать серьёзно учиться живописи. Обучение было решено продолжить в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Зная суровый нрав отца, юноша предпочёл не говорить о своём выборе, однако начал готовиться к поступлению. Согласно уставу училища, туда можно было поступать с двенадцати лет. Однако за несовершеннолетних детей должны были подать заявление родители. Тем самым они брали на себя материальное обеспечение учащегося.

Юноша понимал — согласия отца он не получит. Немного поразмыслив, решил скрыть свой настоящий возраст и прибавить себе два года. Он рассчитывал, что подобная ложь позволит поступить в училище в качестве вольнослушателя, способного самостоятельно платить за своё обучение.

Реакцию старшего Жуковского не сложно представить. Узнав о том, где теперь учится сын, он тут же от него отрёкся и не простил вольности до конца жизни. Даже когда Станислав станет известным художником, отец насмешливо будет называть его «маляром».

Первый успех

Первым московским педагогом Жуковского стал художник-жанрист и график Сергей Коровин. Затем Леонид Пастернак, Абрам Архипов, Исаак Левитан и Василий Поленов. Именно он в будущем окажет большое влияние на творчество молодого живописца.

В 1895 году Жуковский получает свидетельство Совета Московского художественного общества «для беспрепятственного рисования и снятия живописных этюдов с натуры». Теперь он может уехать на родину, где начинает писать виды родной Гродненской губернии.

Эти работы он начал выставлять на выставках Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Передвижных, Московского товарищества художников, Общества любителей художеств….

После удачного дебюта на выставке в училище в 1896 году его работа «Усадьба» была принята на XXIV Передвижную выставку и сразу же отмечена в печати. Через год, теперь уже на XXV Передвижной выставке пейзаж «Весенний вечер» приобретает знаменитый Павел Третьяков.

Вместе с тем на экзамене в 1897 году Жуковский получил две малые серебряные медали за этюд и за рисунок. Наступило время писать картину на большую серебряную медаль. Утверждение эскиза прошло удачно. Впереди были два свободных года для подготовки к выпускным экзаменам…

Мастер

Вообще, конец 1890-х для Жуковского отмечен бурной деятельностью, как в творчестве, так и в личной жизни. В это время он женится на Александре Александровне Игнатьевой и создает картины, которые говорят о нём, как о самостоятельном художнике. К примеру, картина «Весенняя вода» была отобрана на XXVI-й Передвижной выставке Комитетом по приобретению картин для Академии художеств, куда входили Илья Репин, Павел Чистяков и Владимир Маковский. А за картину «Лунная ночь» он получил звание классного художника. Это был несомненный успех!

В конце 1899-начале 1900 года на XIX-й выставке картин Московского общества любителей художеств Жуковский выставляет полотно «Ясная осень. Бабье лето», написанное в усадьбе Поддубье Тверской губернии. На нём изображена липовая аллея, ведущая от церкви к барскому дому.

В этом произведении Жуковский выступил продолжателем своего любимого учителя Исаака Левитана, умеющего тонко передавать «унылую пору, очей очарованье»…

Словом, в новый век Станислав Жуковский, как говорят его биографы, вступает настоящим мастером, продолжающим линию русского лирического пейзажа и использующим для этого достижения современной живописи.

Владимир Маяковский — ученик Жуковского

В октябре 1907 года было объявлено, что Императорская Академия «…за известность на художественном поприще признаёт и почитает Станислава Юлиановича Жуковского своим академиком». Фортуна полностью на его стороне. В 1910 году за картину «Мельница» Жуковский получает премию имени Куинджи, а на выставках «Союза русских художников» его картины раскупаются ещё до открытия вернисажа.

Казалось, можно было бы остановиться. Но художник продолжает искать что-то новое и, что впрочем ожидаемо, попадает под влияние импрессионизма. Но воспринятые им импрессионистские приёмы всё равно подчинены пленэрной живописи, а в его картинах довольно гармонично переплетаются сразу несколько жанров и стилей. Он продолжает много и плодотворно трудиться. Жуковского постоянно приглашают на выставки, причём не только как художника, но и как эксперта.

Параллельно он открывает частную школу живописи и рисования, которая вначале размещается в гостинице «Санкт-Петербург», а затем переезжает в его квартиру в Козицком переулке. В летнее время, уезжая на дачу в Тверскую губернию, Жуковский вывозит туда своих учеников и интенсивно работает с ними на природе…

Кстати, эта студия просуществовала до 1917 года. Среди его учеников были поэт Владимир Маяковский и известный российский художник Игнатий Нивинский.

Спасение Кусково

Всё резко заканчивается в 1917 году. Великую Октябрьскую революцию художник принял без особого энтузиазма. Понять можно: он только что развёлся со своей первой женой и вступил в новый брак с ученицей своей студии, молодой красавицей Софьей Павловной Кваснецкой.

Ему хочется любить и радоваться, а тут такое потрясение, которое в корне меняет жизнь не только его, но и всей страны.

По крупному счёту, Жуковскому не стоит особенно сетовать на свою жизнь. Новая власть его сразу приняла. Более того, в октябре 1918 года его делают членом комиссии по охране памятников при ИЗО Наркомпроса и членом художественного совета Третьяковской галереи. По заданию Отдела пластических искусств ИЗО Наркомпроса Жуковский обследовал частные художественные собрания Москвы и Подмосковья и сделал всё от него зависящее, чтобы превратить в музей усадьбу Кусково. Так что во многом благодаря ему мы сегодня можем восхищаться этим дивным местом.

Идейно вредный художник

В начале 1920-х годов от художников начинают требовать изображать «революционную действительность в искусстве». Но Станислав Жуковский не Иосиф Бродский и не Митрофан Греков. Ему, любившему писать усадьбы, очень трудно менять стиль и начинать творить по-новому.

Верный себе, Жуковский продолжает рисовать так, как привык. 23 октября 1921 года в Салоне на Большой Дмитровке открывается его персональная выставка. На ней были представлены 74 работы, выполненные за последние четыре года. Выставка имела успех у зрителей, но не понравилась критикам, ангажированным властью. Творчество Жуковского назвали идейно вредным, «воспевающим помещичьи гнезда», тоскующим по прошлой жизни.

Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, его работы востребованы и представляют современное искусство за рубежом, с другой стороны — в самой стране его перестали выставлять…

Польский период Жуковского

Решение покинуть Советскую России далось Жуковскому с трудом. В сентябре 1923 года Станислав Жуковский уезжает в Польшу и в 48 лет начинает жизнь с нуля.

На родине предков его принимают с восторгом. Ещё бы! В глазах польской интеллигенции он изгнанный из страны Советов художник. Не удивительно, что его постоянно приглашают на выставки, берут интервью, прислушиваются к мнению и восхищаются творчеством.

Он много пишет. Только теперь рисует Полесье, интерьеры Лазенковского дворца и пр.

Картины Станислава Жуковского приобретают Национальный музей в Варшаве, Национальная галерея в Кракове, музеи Познани, Гданьска, Вроцлава, Лодзи и других городов, множество работ приобреталось в частные собрания. Выставки картин Жуковского прошли и в Париже: в 1925 году в галерее Шарпантье, в 1930 — в галереях Зак и д’Алиньян.

Жизнь решила по-своему

Но вскоре критики начинают констатировать, что польский период Жуковского представляет собой чуть изменённое повторение всего того, что было написано раньше в России. А потом и вовсе всё чаще и чаще звучит: творчество Жуковского не имеет никаких связей с линией развития польского искусства. Все видят в нём «наследника по прямой линии знаменитого русского пейзажиста Левитана»…

В общем, Советской России он не нужен, а в Польше так и остался чужим…

И тут случается новая беда. В середине тридцатых годов в Польше разразился сильный экономический кризис. Стране было не до работ художников. С большим трудом его второй жене Александре Жуковской удалось продать двенадцать картин супруга в Советском Союзе.

Параллельно она начинает уговаривать художника вернуться обратно, тем более, что советское гражданство он сохранил. Пока Жуковский думал, жизнь рассудила по-своему.

В сентябре 1939 года Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война. Во время оккупации Жуковский оставался в Варшаве. После разгрома Варшавского восстания он с другими жителями был изгнан немцами из города и попал в лагерь в Прушкуве. Осенью 1944 года его не стало. Станислав был похоронен в общей могиле.

Трудно сказать, как сложилась бы его судьба, если бы художник вернулся в СССР. Быть может, погиб бы в лагерях Сибири, а быть может, вновь бы поднялся на Олимп… В реальности же всё сложилось так, как сложилось…

интерьер загородного дома
Станислав Жуковский. «Радостный май» (1912 г.), холст, масло.
Интерьер загородного дома
Белый дом
Интерьер загородного дома
Большая гостиница в Брасове
Последние астры
Плотина
Ясная осень. Бабье лето
Интерьер загородного дома
Брошенная терраса
интерьер загородного дома
Былое. Комната старого дома
Весенний вечер
Весенняя вода
Выпал снег
Лунная ночь
В мае
+2
13:40
72
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Xen Kras №1