Данила Катков №1

Виват Маэстро!

Виват Маэстро!

Можно ли представить кино без музыки? Она существует в пространстве экранной истории, накаливая и усиливая атмосферу, которой не бывает в повседневной жизни. А вот интересно герои тоже слышат музыку? Или она предназначена только для нас зрителей? Или она не слышна героям, как нам не слышны звуки невидимых сфер. Может и у каждого из нас есть свой саундтрек судьбы, написанный Богом. И мы не слышим его, как и герои бесконечного количества фильмов и сериалов.

А кого бы вы представили композитором своей жизни и судьбы? Для меня ответ давно очевиден – я бы выбрал Энио Марриконе. Есть множество потрясающих композиторов, музыка которых впечатляет и ее хочется слушать снова и снова. Джон Уильямс, Вангелис, Клаус Бадельт, Говард Шор, Ханс Циммер, Тревор Морис, Кенджи Каваи. Перечислять можно много имен. Для кого это возможно даже Константин Меладзе. И все же среди плеяды гением и талантов для меня особняком стоит Марриконе.

В детстве я смотрел много всего. Все было интересно. Да и показывали нам много чего всякого разного, незаразного. И была у меня особенность – я обращал внимание на актеров, кто режиссер, чьи экранизации и кто писал музыку. И очень часто музыка, которая врывалась в мое детское сознание, вознося его к иным волшебным сферам переживаний, распыляя воображение, была именно музыка Энио Марриконе.

В 90-е был популярен итальянский сериал «Спрут». Любили в моей семье историю комиссара Катанни и оплакивали его смерть. И я не раз смотрел этот сериал, и в детстве я не все понимал и запомнил, но музыка сразу тронула меня за живое. Она так воплощала трагичность и мощь истории борьбы Коррадо Катанни с всесильным спрутом, что навсегда врезалась в память, как нечто совершенное.

А помнится по каналу РТР до его превращение в трансляцию колхозных мылодрам и переизбытка политической тошниловки показывали приключенческий сериал «Тайна Сахары» и какая в нем изумительная музыка играла в заставке. Неспешная, тихая, незаметная и к финалу раскрывающаяся, словно цветок аккордами, в которых обнажалась душа пустыни.

Или как может не тронуть душераздирающая мелодия, под которою погибал Жосслен Бомон в «Профессионале». Или та присвистывающая музыка, с которой сражались и пересекали прерии герои последней части долларовой трилогии Леоне «Хороший, плохой, злой». Слушаешь, и словно дух Дикого Запада оживает в тебе! А другой вестерн «Великое безмолвие» - какая в нем пронзительная и душевная музыка. Мелодия безмолвия. Оказывается и тишина может по-своему звучать!

И всю эту музыку написал Энио Марриконе. И то, что я назвал – это капля в океане той музыки, которую он создал. Марриконе охватил собой самые разные жанры кино, от европейских драм и голливудских блокбастеров, от серьезных экранизаций и постановок до фэнтези и джалло и даже фильма Тинто Брасса. Но какой бы фильм не был, музыка в нем узнаваема и одновременно всегда разная! Я не помню, чтобы Марриконе повторялся или звучал как-то похоже, однообразно, как Циммер и Вангелис к примеру. И можно ли все эти фильмы отделить от музыки итальянского мастера? Уверен, что нет. Его музыка словно воплотила сам фильм, поймала суть героев и замысла. В этом талант Энио Марриконе, как композитора, его музыка идеально передавала происходящее на экране. А это не каждому удавалось. Он создавал музыкой душу истории. 

6 июля 2020 года на 92-м году Энио Марриконе умер. Об этом я прочитал на работе, проверяя электронную почту. Кончено, он прожил долгую и яркую жизнь, посвятив себя любимому делу, и оставил после себя незабываемую, прекрасную музыку. И все же мне стало грустно, потому что ушел человек, чья музыка была для меня одним из ярких и волшебных переживаний детства. И до сих пор его музыка не оставляет меня равнодушным.

Так, что виват Маэстро! Я хочу услышать твою музыку в другой жизни. 

+5
00:50
206
13:04
+1
Вот да… Когда смотрю какие-то совсем старые фильмы, они идут тяжелее, потому что нет какого-то музыкального фона. Ну или он какой-то бредовый… «AttaAaAaAAAck of the Killer TomaAaatoOooOes! La-la-la-la!» crazy
Недавно смотрел фильм про афроамериканку, которая убивала и ела преступников – вот там на ней крутые были саунды. Без лишнего пафоса, без подростковых рэпо-понтов, но очень подчеркивают характер героини: меньше трепа, больше дела.
Во времена, когда шел «Спрут», ни сериалами ни музыкой я особо не интересовался. Но одно время в столе лежала кассета с саундами из Властелина Колец. Тоже не то, чтоб что-то сердцу близкое, просто от интересующихся получил. И вот отдельно от фильма восприятие вообще иное. По этим трекам я рисовал картины.
Вообще как-то музыка для меня была и есть сама по себе источником вдохновения для картин и текстов, поэтому никогда не нуждался в уже созданной под нее картинки в виде кино. Но, кое-какие группы заинтересовали меня именно после треков в фильме. Например, о тех же Acylum узнал после саунда к «Резиденции зла» — Dead Culture.
Кстати, если на фоне меня и звучат треки судьбы – то большую часть моей жизни это либо Acylum, либо Tactical Sekt, либо Xentrifuge crazy
А вашей утрате (пусть и незнакомого человека) соболезную. В моем окружении уже умерло 2-3 музыканта, и, хотя я бы не назвал себя ярым поклонником их творчества, но это как-то странно, когда видишь мертвые группы. Однажды обнаружил себя админом одной из них. До сих пор не понимаю, почему почти незнакомый человек доверился мне перед смертью… И че мне с этим делать.
22:54
+1
Спасибо, Андрей, что откликнулись. Меня музыка и без кино тоже вдохновляет, но музыка кино это тоже свой отдельный мир.
11:12
+1
Еще бы ) Можно назвать это своего рода синтезом. Там, где к вопросу подходят не халтурно, это даже близко к искусству. Ну, или как минимум, выливается в интересные эксперименты ) Смотрел документалки о том, как фильмам придумывают звуковые эффекты.
11:07
+2
Гениальный композитор, гениальная музыка и она будет жить долгие годы, оставаясь живым памятником Маэстро!
01:41
+1
Это точно!
13:16
+2
Посчастливилось стоять на одной сцене и выступать под управлением маэстро, более 10 лет назад.
И Морриконе, и Рота — титаны современной европейской музыки, фантастические личности.
01:42
Потрясающе. Видели его в живую и выступали. Переживание и воспоминание на всю жизнь.
Загрузка...
Илона Левина