Ольга Силаева №1

О русской культуре

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
О русской культуре

Грустно становится, когда сравниваешь отношение в мире к современной русской культуре и отношение к русской культуре в начала XX века. В отличие от наших дней отечественная культура была тогда одной из самых востребованных. Что же произошло?

До 30-х годов XIX века вклад России в мировую культуру был совершенно незаметен. И вдруг произошел стремительный взлет, изумивший Запад.

Первыми ласточками стали романс Алябьева «Соловей» и опера Верстовского «Аскольдова могила». «Соловья» включили в свой репертуар известные певицы: немка Зонтаг, итальянка Патти, испанка Виардо. «Аскольдова могила» с большим успехом была поставлена в Англии.

Там же очень популярной стала комедия Гоголя «Ревизор». Англичане считали ее почти своей. Для американского писателя Генри Джеймса настоящим кумиром был Тургенев. Громадное влияние на мировую литературу оказали Лев Толстого и Достоевский. Драматург мирового масштаба – Чехов. Многие зарубежные режиссеры и в наше время охотно ставят его пьесы.

Берлиоз высоко ценил талант Глинки, включал его произведения в свои концерты. О музыке Мусоргского с восторгом отзывались Равель и Дебюсси. Равель создал оркестровую обработку «Картинок с выставки». Огромный успех за границей завоевали симфоническая сюита «Шехерезада» Римского-Корсакова, Первая и Вторая («Богатырская») симфонии Бородина. Между прочим, Бородин был еще и ученым, внес вклад в химическую науку (реакция Бородина). Покорила мир музыка Чайковского. Он, как и Толстой с Достоевским, признан одним из величайших гениев.

Картина «Последний день Помпеи» принесла всемирную славу Брюллову. Сенсацию произвели «Бурлаки» Репина.

Западные деятели культуры говорили удивительные вещи. Например, что в мире существует три чуда: античность, Возрождение и русский девятнадцатый век. Или что во второй половине девятнадцатого века Россия дала миру больше талантливых композиторов, чем все европейские страны, вместе взятые.

Культура в широком смысле включает в себя и науку. Замечательных успехов добилась Россия и на этом поприще. Лобачевский разработал неевклидовую геометрию. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. Докучаев заложил основы научного почвоведения и географии почв. Попов – один из изобретателей радио.

В начале XX века престиж русской культуры продолжал расти.

С триумфом проходили русские сезоны в Париже. Первым сезоном считается выставка русских художников в столице Франции в 1907 году. Следующие сезоны, организованные Дягилевым, знакомили французов с русским балетом, оперой, симфонической музыкой. Во Франции появилась мода на все русское. Пикассо настолько увлекся этим веянием, что даже женился на русской.

Живой интерес вызвали произведения Максима Горького, особенно его пьеса «На дне». Когда Горького в 1905 году заключили в Петропавловскую крепость, в его защиту выступили Гауптман, Анатоль Франс, Харди, Роден, Пуччини.

Получила признание новаторская музыка Стравинского и Прокофьева. Кандинский и Малевич стоят у истоков абстракционизма. В мировом театральном искусстве завоевала популярность система режиссера Станиславского.

В 1904 году за вклад в развитие физиологии пищеварения Нобелевскую премию получил Павлов. Он первым из русских удостоился этой награды. 4 года спустя эту премию получил биолог Илья Мечников.

Все изменилось после Октябрьской революции.

Культура России понесла невосполнимый урон. Эмигрировали писатели Бунин, Куприн, А.Н.Толстой, Мережковский, Шмелев, Зайцев, Аверченко, Тэффи, поэты Бальмонт, Цветаева, Гиппиус, Северянин, Ходасевич, композиторы Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, певец Шаляпин, танцовщик Нижинский, балерины Карсавина и Ксешинская, художники Шагал, Серебрякова, скульптор Эрьзя. После того, как Финляндия стала независимой, за границей оказались художники Репин и Рерих, жившие тогда в этой стране.

Уехал талантливый авиаконструктор Сикорский.

В 1922 году из Советской России были высланы философы Бердяев, Ильин, Лосский, Франк, писатель Осоргин.

Но и вдали от родины эмигранты достойно представляли русскую культуру. С неизменным успехом проходили выступления Рахманинова, Шаляпина, Анны Павловой. Нобелевской премии был удостоен Бунин – главным образом за роман «Жизнь Арсеньева», написанный в эмиграции. Актер и режиссер Михаил Чехов, племянник писателя, основал в США актерскую школу, ставшую необыкновенно популярной. Кто-то приобрел известность уже за границей. Например, Набоков, автор знаменитой «Лолиты», и Зворыкин, создатель кинескопа, иконоскопа и цветного телевидения. Добивались признания и потомки эмигрантов. Среди них кинорежиссер Роже Вадим (псевдоним Владимира Племянникова), актриса Марина Влади (настоящая фамилия Полякова-Байдарова).

Некоторые эмигранты, том числе Куприн, А.Н.Толстой, Прокофьев, возвратились. Литературный критик князь Святополк-Мирский стал за границей марксистом. В 1932 году вернулся в СССР. В 1937 арестован, объявлен шпионом и отправлен в лагерь. Он умер там через два года. В 1939 году возвратилась Цветаева. Еще раньше в СССР приехали ее муж Сергей Эфрон, агент НКВД, и дочь Аделаида. В том же году муж и дочь были арестованы. В 1941 Цветаева покончила с собой. Через полтора месяца после ее смерти расстреляли Эфрона.

Несколько раз обращался к советским властям с просьбой разрешить ему вернуться в Советский Союз Рерих. Ответа не последовало.

Трагически сложилась судьба многих деятелей культуры, оставшихся на родине.

В 1921 году поэт Гумилев обвинен в контрреволюционном заговоре и казнен. В годы сталинских репрессий расстреляны поэты Клюев, Клычков, Орешин, Олейников, Корнилов, Васильев, писатель Пильняк, детский писатель князь Владимир Трубецкой (писал под псевдонимом В. Ветов). Поэт Мандельштам погиб в лагере. Поэтессу Берггольц арестовали, когда она была беременна. Ее били, пытали, и она родила в тюрьме мертвого ребенка. К 8 годам лагерей был приговорен будущий лауреат Нобелевскую премию по литературе Солженицын.

Год провел в тюрьме композитор Фомин, автор романса «Дорогой длинною».

Арестовывали Малевича.

В 1939 был брошен в тюрьму режиссер Мейерхольд, создатель новой актерской системы – биомеханики. Его пытали. Вскоре после ареста погибла его жена актриса Зинаида Райх. Неизвестные проникли в квартиру и нанесли ей 17 ножевых ранений. В 1940 режиссера расстреляли.

6 лет провела в тюрьмах и лагерях актриса Окуневская, 9 лет – актер Вельяминов. С 1929 по 1937 год и с 1941 по 1946 отбывал наказание актер Вацлав Дворжецкий. Во время компании по борьбе с космополитами – откровенно антисемитской – был убит офицерами МГБ актер и режиссер Соломон Микоэлс. Убийство было выдано за аварию.

Кто не творил в духе социалистического реализма, сталкивался с большими трудностями. В литературе травили Замятина, Булгакова, Платонова, Зощенко, Ахматову, Пастернака. В музыке резкой критике подвергались многие произведения Прокофьева и Шостаковича.

Началось наступление на независимую науку. Вот несколько мыслей Павлова из речи в Ленинграде в 1929 году: «Введен в Устав Академии параграф, что вся работа должна вестись на платформе учения Маркса и Ленина – разве это не величайшее насилие над научной мыслью?.. Нам приказывают в члены Высшего ученого учреждения избирать людей, которых мы по совести не можем признать за ученых… Прежняя интеллигенция частию истребляется, частию и развращается… Мы живем в обществе, где государство – все, а человек – ничто, а такое общество не имеет будущего…». Только Павлов мог тогда открыто говорить такое. Всемирная слава оберегала его от расправы.

В жалком положении оказалась философия. Ведь интересны лишь мыслители с новым, оригинальным мировоззрением, а советские философы обязаны были следовать догмам марксизма-ленинизма. Тех же, кто не хотел отказываться от своих убеждений, ждала кара. В 1937 году были расстреляны Шпет и Флоренский. Лосев был приговорен к 10 годам лишения свободы. Работал на строительстве Беломорканала, почти полностью там ослеп.

Была разгромлена и другая наука – генетика. В середине 30-х годов началась борьба против «вейсманизма-морганизма». Так стали называть в СССР классическую генетику. Ее объявили наукой реакционной, буржуазной, фашистской. Многие советские генетики были осуждены, некоторые расстреляны. Словно вернулось средневековое мракобесие: ученых уничтожали за их научные взгляды!

Николая Вавилова, признанного во всем мире биолога, селекционера и генетика, в 1940 году арестовали и почти год держали в подвальной камере без права на прогулки. Он был приговорен к расстрелу, замененному 20 годами лагерей. Умер в тюрьме.

Даже при Хрущеве генетика оставалась под запретом. Лишь в 1965 она была признана в СССР как наука. В результате Россия сейчас в этой области безнадежно отстает.

Загадочно умер известный психиатр и физиолог Бехтерев – на следующий день после того, как поставил Сталину диагноз «паранойя».

Знаменитый врач-терапевт Плетнев в годы репрессий арестован, подвергся пыткам, осужден. В 1941 расстрелян.

Чижевский, основоположник гелиобиологии и аэроионификации (люстра Чижевского), 8 лет провел в ГУЛАГе.

Но, несмотря на репрессии, гонения, отсутствие истиной свободы творчества, талантов в СССР было много, и добились они многого.

Замятин своим романом «Мы», изданным за рубежом, положил начало современному роману-утопии. Произведениями Платонова восхищался Хемингуэй, человек, которого трудно отнести к восторженным натурам. Роман «Мастер и Маргарита», впервые напечатанный через 26 лет после смерти Булгакова, сделал его знаменитым на весь мир. Нобелевскими лауреатами стали Пастернак (за опубликованный в Европе роман «Доктор Живаго») и Шолохов (за роман «Тихий Дон»).

Одними из крупнейших композиторов XX века признаны Шостакович и Хачатурян. Всемирное признание завоевали пианист Рихтер, скрипач Ойстрах, виолончелист Ростропович, певица Вищневская, балерины Уланова и Плисецкая.

После экранизации «Войны и мира» мировую известность приобрел кинорежиссер Сергей Бондарчук.

Когда на экраны вышел фильм Пырьева «Идиот», князь Мышкин в исполнении Юрия Яковлева – особенно его выразительнейший взгляд – привлек внимание кинематографического мира. Яковлев получил приглашение из Голливуда сыграть роль Иисуса Христа. Но советские чиновники этому воспрепятствовали.

Марчелло Мастроянни с восторгом отзывался об игре своих советских партнеров по фильму Никиты Михалкова «Очи черные». Лоуренс Оливье называл гениальным актером Павла Луспекаева.

И все же не оставляет чувство, что и советскую культуру, и современную российскую недооценивали и недооценивают. О многих наших талантах в мире ничего не знают.

Когда советские музыканты дали во Франции несколько концертов из произведений Свиридова, французы удивлялись, почему они и не подозревали о существовании такой замечательной музыки. Действительно, почему?

Уникальное явление – советская песня. Целая плеяда талантливейших композиторов творила в этом жанре – Дунаевский, Блантер, Богословский, Соловьев-Седой, Мокроусов, Фрадкин, Пахмутова. Сколько прекрасных мелодий ими создано! Но эти имена за рубежом практически неизвестны.

Ведущих западных эстрадных певиц и певцов в мире знают все, а Пугачеву – почти никто. Неужели они настолько одареннее нашей артистки? Трудно в это поверить.

Несопоставима слава актеров Голливуда и наших актеров. Но разве Смоктуновский, Яковлев, Меньшиков уступают по таланту голливудским звездам? Скорее, наоборот.

Причину такой несправедливости надо тоже искать в Октябре 1917 года. Во-первых, Советская Россия обособилась от всего мира. И политически, и культурно. Во-вторых, отношение к ней стало во многом предвзятым, необъективным. И это отношение не изжито до сих пор.

Вывод из всего сказанного напрашивается. Если бы не революция, современная русская культура была бы на одном из первых мест. Вполне возможно, на первом.

+8
04:10
172
09:55
+2
Неоднозначный блог, неоднозначные выводы…
Готова и согласиться, и подискутировать.
Невосполнимый интеллектуальный урон Россия безусловна понесла, начиная с 17 года, да и до сих пор несёт.
Мне понравилась фраза про Солженицына. Только один момент, не окажись он в ГУЛАГе, никогда б не написал свой Архипелаг.
Мне сейчас любопытно стало, а есть те, кто считает это его произведение действительно художественно ценным?
И насколько релевантна оценка нобелевского комитета в отношении данного произведения, сформулированная следующим образом: «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы»?
..
11:11 (отредактировано)
Россия безусловна понесла, начиная с 17 года, да и до сих пор несёт.

О, да! Это ведь до 17 года Россия была индустриальной космической державой, а не сырьевой аграрной страной третьего мира с самым низким коэффициентом грамотности в Европе… А потом пришел Ленин, отменил всеобщее образование, закрыл сотни институтов, и развалил космическую отрасль с ядерной энергетикой! Красные варвары!
11:19
А теперь внимательно смотрим на фамилии эмигрантов, понимаем, откуда растут ноги и почему именно эти люди свалили из страны в особо неподходящее для них время. С точки зрения выживания, ход верный, любой из нас так бы поступил (но это не точно).
..
11:27
И конечно при этом мы проигнорируем имена тех, кого бы мы никогда не узнали, если в не советские социальные лифты. Ибо трудно заниматься наукой, музыкой или спортом, если ты родился в этой стране не при совке или не в семье элитки.
..
11:15
Только один момент, не окажись он в ГУЛАГе, никогда б не написал свой Архипелаг.

Как и Шаламов свои «Калымские рассказы». Он там тоже не был!
11:21
Да ради Бога (или кого там).
Я вообще этот сборник писем литературной ценностью не считаю. И да, в ГУЛАГ ссылались не только ни в чем неповинные овечки, это очевидно.
..
11:28
И конечно же оттуда никто никогда не возвращался
12:34 (отредактировано)
Конечно, иначе кто б поведал обо всех лишениях и трудностях.
14:06 (отредактировано)
Tasha Slay, благодарю за комментарий! Да, «Архипелаг ГУЛАГ» — произведение публицистическое, а не художественное. Но у Солженицына есть и талантливые художественные произведения. «В круге первом», например. С оценкой нобелевского комитета я согласен.
..
11:24
А вот если бы не французская революция, наверное французская культура правила бы бал во всем мире… Так что вы это, расходитесь граждане. Неначто тут смотреть. Транспаранты и плакаты сдаем, проходим в автозак по одному.
12:13
В общем-то, известные факты, из которых сделан неожиданный вывод. С тем же успехом могу сказать — не случись жестоких и кровавых событий мировой войны, революции, ВОВ — и не было б у нас этих талантливейших писателей и поэтов, которых страшная эпоха их юности подвигла на гениальные творения.
16:49 (отредактировано)
За бугром Пугачеву не знают, какая потеря потерь… crazyНу, если у нас современная культура ограничилась Пугачевой… То и хорошо, что не знают )

Пока единственный урон, который вижу — стало меньше китайских туристов, гребущих в сувенирках матрешек (китайского же производства, да не суть...). В остальном — ширпотреба у всех своего хватает, а реально талантливые сразу работают на международную публику, их, кому надо, знают. Да и классику как тиражировали, так и тиражируют. Русской культуре за бугром песни посвящают, постоянно в фильмах ее упоминают, о чем вы вообще laugh
21:49 (отредактировано)
Ну так-то Пугачева талантливый исполнитель и автор, и в советское время идентичных ей по вокальным данным эстрадников не было. Другое дело, что она там стала делать в 90-2000х, но шоу-бизнес к музыкальности отношения не имеет, а как музыкант она весьма хороша. По мне позорнее знать Олю Бузову и Федуков с Элджеями (заранее миль пардон, поклонники творчества).
23:04
Дык она и выступала забугром. А уж много-мало, была она там популярна или нет, хз — я эстрадой не увлекаюсь ) Понятно, что не АББА или Битлз, но как бэ такие исполнители как правило на свою аудиторию работают. В данном случае — русскоязычную. «Хороша» — недостаточно чтоб уйти за бугор, там своих хороших хватает. Как минимум на инглише надо петь и целенаправленно продвигаться
А с чего вы взяли, что за бугром Пугачеву не знают? Ее песни дико популярны, например, в Финляндии, Китае и Японии. Да что там говорить — я «миллион алых роз» слышал в Бахрейне на арабском.
20:29
+2
Спасибо! Очень щепетильная и интересная тема вами затронута. Подмечу, что сын Н.К.Рериха одно время работал в СССР. Ему разрешили жить и работать в СССР, но к сожалению не такая долгая эта жизнь оказалась… О причинах смерти можно найти разную и противоречащую информацию при желании. Вы большой молодец! drink
21:16
+2
Благодарю за высокую оценку! drink
01:30
Плюс за обширный обзор сведений. А с выводом не согласен. В чем причина Революцию — то что система царской власти себя изжила, а Николай II был так презираем, что окружение его предало и сдало со всех сторон от Правительства до Церкви. И если разобраться несправедливость не в Октябре 1917 года, а в Феврале 1917 года. Февраль 1917 года убил Российскую империю, а Октябрь спас Россию в итоге. Да, многим это стоило жизни, многих отправило в изгнание. Таков суровый и жестокий закон истории. А сейчас с культурой шло. Тоже Октябрь 1917 года виноват в этой гнилой попсе, аморальном театре, развращенных телепередачах и ужасных фильмах, которыми пилят бюджет. А может еще дело в 1991 году и возврату капитализму в его худшей версии и то, что все ниши заняли люди без таланта, но с деньгами и связями на верху и которые эту страну ненавидят и поганят остатки культуры.
09:13 (отредактировано)
Благодарю за содержательный комментарий, но согласиться с ним не могу. Думаю, именно Февральская революция была нужной и справедливой. Ее большинство поддержало. Она уничтожила монархию, а не государство Россия. А захват власти большевиками трудно назвать справедливым. На выборах в Учредительное собрание победили эсеры, представлявшие интересы крестьян. Большевики Учредительное собрание разогнали. И установили диктатуру пролетариата. Какое право имеет одна часть общества диктовать свою волю другим ее частям?
Одна из ошибок деятелей Февральской революции в том, что они не упразднили сословия. Хотя и объявили всех граждан равными. Сословия отменили большевики. Вот в этом они были правы.
02:10 (отредактировано)
Диктатура пролетариата это средство для достижения цели. Учредительное собранение оказалось бесполезным. Большевики взяли власть, потому что другие оказались на это не способны. А Февральскую революцию нельзя считать справедливой. Это предательство элиты и армии царя в период войны, которое обесценило все достижения на военном фронте. И пусть Николашка царь бездарный, но свергать его во время войны, рушить все устои и еще подыгрывать Антанте, это переворот и предательство, ну какая тут справедливость.
Загрузка...
SoloQ