Маргарита Чижова

«Бабушкины сказки» Василия Максимова

  • Самородок
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
«Бабушкины сказки» Василия Максимова

Премией общества поощрения художеств была отмечена картина «Бабушкины сказки» Василия Максимова. А вскоре, случилось это в 1867 году, для своей коллекции её купил Павел Третьяков. Он сделал это по совету своего друга, художника Аполлинария Горавского. Однако через три года, когда Максимов попросил картину для выставки, Третьяков предложил внести в неё некоторые правки.

Как оказалось, ему не понравилась рука кормящей матери. Позже Третьяков написал художнику: «Я бы советовал и просил Вас исправить руки у женской фигуры с ребёнком, которые весьма неправильны: левая, которая держит ребёнка, вся ужасно длинна, а правая в верхней части длинна, а в нижней коротка, мне кажется, что можно исправить, и время до открытия выставки ещё много».

Однако Максимов не стал ничего исправлять, впрочём, это не помешало ему сохранить дружеские отношения с Павлом Михайловичем, который продолжил покупать его картины и экспонировать в своей галерее.

Увлекательная история

После картин «Всё в прошлом» и «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» ценители живописи всегда отмечают «Бабушкины сказки», утверждая, что именно в ней автор сумел передать внутреннее состояние персонажей. Чего, впрочем, нельзя сказать о действе. Однако оно компенсируется прекрасно написанным нехитрым убранством помещения. Под потолком подвешена люлька для младенца, сушится бельё и тут же — связка грибов или каких-то трав…

Сюжет в принципе довольно прост. Под вечер в избе, освещённой лучиной, собралась вся большая крестьянская семья послушать любимые сказки. В центре полотна бабушка-рассказчица. У неё задумчивое, доброе и мудрое лицо, которое у Максимова получилось очень хорошо. Взгляд её устремлён вглубь той истории, которую она, вероятно, прямо сейчас складно придумывает…

Руки устало лежат на фартуке. Видимо, у неё тоже был нелёгкий день, но сейчас она решила немного отдохнуть и рассказать сказку детворе. Сама-то она знает, что всё это чистой воды выдумка, но слушателям, особенно внучатам, хочется верить небылицам. Двое ребятишек и вовсе замерли, забыв о проказах, и в нетерпении ждут продолжения. За спиной сказительницы можно увидеть ещё трёх детей постарше, которые также слушают, затаив дыхание.

Пожилая женщина не привыкла праздно проводить время. Вот и сейчас у неё в руках веретено и она продолжает трудиться. Рядом сидит женщина с грудным ребёнком на руках. Именно её руки Третьяков предлагал поправить… Она также заслушалась необыкновенной историей.

Чуть в стороне можно увидеть молодку, которая настолько заинтригована сюжетом, что буквально застыла на месте. Да и как тут пошевелишься, когда бабушка знакомит с удивительным миром сказок! Даже взрослые мужчины, написанные в левой части картины, пусть и заняты своей работой, а прислушиваются. Настолько увлекательным оказалось повествование!

Крестьянский сын

Сам Василий Максимов был родом из деревни Лопино Петербурской губернии. Отца не стало, когда мальчику было шесть лет. Мать определила его в иконописную школу при монастыре. Но вскоре, Василию тогда исполнилось десять, женщина сильно простудилась и тоже умерла. Мальчик остался послушником в монастыре и потом всю свою жизнь будет с благодарностью вспоминать иеромонаха Антония Бочкова, который познакомил его с произведениями Николая Гоголя, Ивана Крылова, греческого Плутарха, стихами Александра Пушкина…

Едва мальчик повзрослел, как старший брат отвёз его в Санкт-Петербург. Всю дорогу Василий ехал на возу с сеном и получил незабываемые впечатления от этой поездки. В городе он поступил на службу в иконописную мастерскую. Юному творцу пришлось поменять много хозяев. Один бил, другой сжигал книги… Чтоб заработать на пропитание, юноша начал писать портреты местных торговцев. Так в трудах и лишениях прошло пять лет.

Вольнослушатель

Мечта стать профессиональным художником не оставляла Максимова. Преодолев страх, крестьянский сын собирается с духом и поступает вольнослушателем в Академию художеств. Вместе с ним на курсе учились такие известные в будущем мастера, как Василий Поленов и Илья Репин. Последние позже будет говорить, что Максимов «шёл одним из первых в первом десятке».

Максимов был талантлив во всём: хорошо пел, писал стихи, играл в спектаклях, увлекался офортом и резьбой по дереву и прекрасно живописал быт простых крестьян. Картина «Бабушкины сказки» яркое тому подтверждение.

Пройдя весь академический курс за три года, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда это сделал Иван Крамской, и заявил: «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс. Я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя»…

Первый успех

В 1864 году Максимов становится членом Художественной артели, возглавляемой Петром Крестоносцевым. Артель была организована «для совместной работы и жизни» подобно артели Ивана Крамского, но просуществовала немногим более года. Однако труды Максимова сразу заметили. Его картина «Больное дитя» была удостоена золотой медали Академии художеств «за экспрессию».

Это полотно стало своеобразной «отправной точкой», от которой начался отсчёт серьёзным, «зрелым» работам Максимова. Как и многие его холсты, «Больное дитя» было написано с натуры. В родной деревне у него на глазах умирала 10-летняя племянница. Смерть девочки настолько потрясла молодого мастера, что он решил запечатлеть всё, что врезалось в сердце.

К сожалению, нам эта работа известна лишь по офорту, но даже он позволяет отметить талант художника.

Автопортрет

В декабре 1863 года Василий Максимов написал автопортрет, на котором изобразил человека, осознающего свою внутреннюю незаурядность. Увидев его, сразу понимаешь, что художник уверен в своих силах. Луч света скользит и словно запутывается в копне непокорных кудрей, создавая свечение вокруг лица. Осанка юноши несколько горделива, голова в смелом полуобороте на зрителя, в выражении лица чистота и открытость, душевный строй приподнят. Небрежно запахнутый халат и не застёгнутый ворот рубашки дополняют характеристику романтической раскованности…

Получив в 1866 году звание классного художника 3-й степени, Максимов покидает Петербург и отправляется в деревню Шубино Тверской губернии, в имение князя Голенищева-Кутузова на должность домашнего учителя рисования.

Позднее он скажет Павлу Третьякову, что никогда не писал городских дам в шёлковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешёл навсегда к деревенской жизни…

Слава и забвение

Картины «Всё в прошлом» и «Колдун на деревенской свадьбе» сделали художника Максимова известным и успешным. Но крестьянский сын не сумел пройти испытание медными трубами. Последние 20 лет жизни этого талантливого мастера прошли в депрессии, болезнях, пьянстве и нищете…

Художник умер в ноябре 1911-го в возрасте 67 лет в своей родной деревне под Санкт-Петербургом. Крестьяне, которых писал всю жизнь, воздали ему последние почести, неся на руках гроб до самого погоста.

Из статьи Ильи Репина, написанной на смерть художника Василия Максимова: «… И писал свои картины Василий Максимович всегда в глуши, в деревне, окружённый этим самым народом, в крестьянской избе, построенной без всяких прикрас мужиком.

Топорная светёлка была его мастерской. А вдохновители и критики — все тут же под боком. Полная изба приходила к Василию Максимовичу по его зову, народ здраво и умно разбирал каждый его труд.

Василий Максимович не раз рассказывал, как много приходилось ему переделывать по замечаниям деревенских друзей. До тех пор не считал он своей картины законченной, пока она не была совершенно одобрена ими».

бабушкины сказки
Больное дитя
бабушкины сказки
Приход колдуна на крестьянскую свадьбу
премией
Автопортрет
бабушкины сказки
Всё в прошлом
+1
15:45
75
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Илона Левина №1