Анна Неделина №1

Срисованные культуры и как это работает

Срисованные культуры и как это работает

Вообще это должен был быть полусамопиарный пост про срисованную культуру условных восточников из "Анатомии колдовства", но по итогу он разросся в несколько раз, и восточникам отошло совсем немного места. Так что поговорим, что называется, "в общем".

Сама по себе срисованная культура - это метод моделирования выдуманной цивилизации, заключающийся в передирании основных характерных особенностей с цивилизации реальной. В результате самому придумывать нужно только детали, а костяк любезно предоставлен историей. В этом нет ничего плохого, надо просто понимать, что и зачем делаешь.

Первый уровень сложности - ЛЕГКО - это содрать подчистую какую-нибудь гиперпопулярную среди масс культуру вроде викторианской Англии. Профит очевиден: информации очень много, черпать вдохновение есть откуда, а недостающие детали читатель любезно придумает сам - он же тоже в курсе, что это за культура, и видел много похожих. В качестве указующих маркеров выступают в первую очередь имена, а во вторую - образы. Вот, например, персонаж, и зовётся он сэр Роджер Факшит, и сразу понятно, что это Англия. А вот персонаж по имени Жоффруа де Мерд, это Франция. А вон там стоит Готфрид фон Катценшайсе, он родом из Германии. Правда, Англия здесь зовётся Инглезией, Франция - Бонжурией, а Германия - Гутентагом, но читатель прекрасно видит, что там скрыто под этой примитивной оболочкой.

По сути это реально наилегчайший путь для демиурга, так как даёт возможность не думать о таких вещах, как логическая связанность, непротиворечивость структуры и так дилаее - всё уже проверено и проработано за вас. Из подводных камней только возможность споткнуться о резкое расхождение деталей. Если вы во всём следуете нормам викторианской Англии, а потом вдруг вставляете какой-то элемент, противоречащий им всем, вам могут ткнуть в это пальцем. Но обычно забивают.

Теперь сдвинем ползунок на уровень СРЕДНЕ. Это менее популярные, но всё-таки известные культуры, например, Нидерланды. Информации по ним меньше, а главное - меньше ярких выразительных черт, которые могли бы чётко охаратеризовать культуру. Нидерландам ещё повезло, там достаточно назвать персонажа Мартен ван Дваас, и сразу понятно, что он голландец. Но кроме имён, что ещё вы знаете о Нидерландах? Полагаю, мало что. Зато если хорошенько закопаться, можно создать интересный, на вид даже оригинальный мир, непривычный для массового читателя.

Разумеется, далеко не все и не всегда срисовывают культуру целиком. Довольно часто их перемешивают, получая на выходе крайне интересные вещи (или унылую хрень, но такое не запоминается). Например, "Ведьмак": некоторые государства чётко проявляют исторический прототип (Скеллиге, Цинтра), другие же выглядят лютой смесью двух-трёх культур (Нильфгаард). Здесь уже не обойтись списыванием: от писателя требуется неплохое понимание исторических процессов, чтобы созданный мир выглядел естественно. Но зато и удовольствия такая демиургия доставляет на порядки больше.

Однако всё это совсем не вариант для истинных садомазохистов вроде меня. Я выдвигаю ползунок на уровень ЭКСТРЕМАЛЬНО СЛОЖНО - именно в таком положении он находится для моего Хельвега. Если кто не читал канувшие в Лету прошлые посты, то это культура англосаксонской Англии (то бишь до Гастингса и Вильгельма), какой она была бы в XVII веке. Здесь я столкнулся, во-первых, с тем, что по этой культуре очень мало информации (а что вы хотели, X-XI века, тёмное время), а во-вторых, с необходимостью экстраполировать. Это, как оказалось, совсем непросто. Помогла мне история скандинавского средневековья, которое было близким к староанглийскому, но всё равно пришлось проделать очень значительную работу. Зачем? а) потому что я могу б) потому что это круто, чёрт побери!

Ну а теперь восточники. Здесь ползунок сдвинулся ещё дальше, но не из-за культуру, а из-за самой книги. Империя Джумар фигурирует в сюжете на заднем плане, а потому подробно выписать её гораздо сложнее. Естественно, я даже не рассматривал возможность запихивания в текст историко-географических справок - это, наверное, худшее, что может случиться с фентези. Умоляю, если вы читаете сейчас этот пост, НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ такую хрень. НИКОГДА. Книга - не справочник. Читателю глубоко плевать на, скажем, подробности судебной системы вашего мира, и не плевать только в одном случае: если главного героя судят каким-нибудь оригинальным способом. Прекрасный пример можно взять у Марка Твена в "Принце и нищем", где потрясающе детально и при этом интересно подан английский суд. Выясняется, что кража свыше определённой суммы означает виселицу, и обокраденная женщина из жалости назначает цену своему поросёнку в восемь пенсов, чтобы парень не попал в петлю. За эти восемь пенсов поросёнка у неё и покупает один из судейских.

Ну вы поняли, да? Современный МТА просто описал бы всё это в одном большом абзаце, а не живой, встроенной в сюжет сценой, как Твен. Не делайте так.

Если уж приспичило подавать информацию о мире напрямую, то лучше делать это с искоркой, а не бездушной справкой. Например, Лион Спрэг де Камп в "Башне гоблинов" делал это с помощью диалогов, в которых герои не упускали возможности высказать собственное мнение о социальном устройстве очередного государства. Учитывая, что буквально через пару страниц они с этим социальным устройством сталкиваются, ну вы поняли.

В моём случае имеется несколько сцен, где действие разворачивается в Джумаре, и есть косвенные указатели вроде диалогов. То есть в случае с Хельвегом я обладал широким пространством, по которому мог раскидать отдельные штрихи, складывающиеся в единую картину, а вот с южной империей такой финт не прошёл бы.

Ну да ладно. Сначала надо выбрать, какую культуру срисовывать. Пунктик у меня по этому поводу был один - никакой попсы. То есть никаких аллах-бабахов, толпами населяющих фентезийные миры. У Джумара своя особенная религия, своя культура, и так далее.

Какие есть варианты? Очевидно, что все они идут из античности, так как Средневековье занято муслимами. По порядку:

1. Самый очевидный - Персия времён Сасанидов, то есть зороастризма. Это достаточно простой путь, но оттого не самый интересный.

2. Второй - Парфия. Это был довольно любопытный вариант. Тоже зороастризм, непохожая на типичных восточников культура, и вместе с тем она очень восточная. Но тут есть ряд пунктов. Первый - мне не понравились парфянские имена. Аршак, Артабан, Тиридат - ну не ласкают они слух, и всё. Второй - Парфия тех времён была настоящим коктейлем из наций, среди которых значительное место занимали, собственно, персы. Коктейль мне не подходил, я видел Джумар монокультурной страной.

3. Карфаген. Ох лол, подумал я, принявшись искать по нему информацию. Её мизер. Реально мизер, настолько, что даже с языком всё гораздо хуже, чем с египетским - пуны тоже любили не писать гласные (грёбаные адепты лиги лени), но в отличие от египтян, их подвергли damnatio memoriae, и удачно, а не как с Геростратом. Культура эта - семитская, и можно было бы посмотреть на финикийцев, но на этом я сдался.

4. Бактрия, то есть Греко-Бактрийское царство. Это уже пошла специфика, но крайне интересная. Здесь общество тоже делилось на греков и всяких иранцев, но греки были не очень-то эллинистическими и подверглись восточному влиянию. Смущает то, что информации по нему тоже мизер, но общий концепт есть, и он очень хорош. Чёрт побери, греко-буддизм, Геракл-Ваджрапани, Будда в греческой одежде, синкретизм языческой религии греков и буддизма - не знаю как вам, а мне это очень нравится.

5. Танухиды. Полукочевые племена арабов-христиан (!), известных тем, что вломили звиздюлей Восточной Римской Империи (!!), да ещё под руководством женщины (!!!). Классические пустынные партизанен, как берберы.

Я задумался. У меня уже имелся концепт события первого века "новой эры" по календарю этого мира: на южном материке имелся условный Рим и условная Греция, но в первом году случился глобальный катаклизм, спровоцировавший Великое переселение народов наоборот - "римляне" свалили на север, вынудив сдвинуться с места жившие там народы, а греков...

И тут в голове у меня щёлкнуло, а все части схемы встали на свои места. Настоящее озарение. Всё ж просто, элементарно: танухиды-берберы жили на юге в пустыне, но после катаклизма земля стала быстро умирать, и им пришлось ринуться на север, к грекам. Те столкнули римлян, которые и так уже были на грани, а потом были всё же вынуждены принять танухидов, и в результате образовалось греко-бактрийское царство. Затем греки истернизировались, а танухиды вылезли наверх, и в результате появилась империя Джумар. Восточные мотивы в ней доминируют, имена я взял иранские, так как они благозвучные, ну а остальное берётся из синкретизма культур. Получается этакая восточная страна с сильным греческим влиянием.

Ух. Концепт есть, теперь остались детали...

+1
21:25
596
22:05
+1
О, вы выбрали мою палитру — как мило :3
22:20
+1
Не, ваша палитра была для рассказа на Сковородке. А здесь я хотел палитру Мары, но так и не нашёл грёбаную пастушку. Последний вздох жако нашёл, а это нет.
22:46
Ну что же вы так, резвая пастушка — это оттенок розового ) И он бы по терялся на фоне последнего вздоха жако. А вот янтарный на классическом синем — самое оно )
Впрочем, вот вам весь список: avdolls.livejournal.com/129408.html
23:05
+1
То, что это оттенок розового, я понял. А вот какой именно оттенок, так и не нашёл. Ну и да, с жако он никак не сочетается.
04:02
+1
Ну да, такой разгон для дженерик-фентэзи, где даже имена персонажей не меняются — они тасуются. Как насчет оригинальных миров, которые ни с чего построчно не слизаны?
07:53 (отредактировано)
Мои миры ни с чего не слизываются. Не с чего слизывать. Ну и про дженерик-фентези претензия тоже неясна.
10:29
+1
Я те говорю не про тебя, я тебя не читал, я грю про традицию брать что-то и на основе этого генерить себе мирок в нетленку. Или брать уже взятое.

Просто ты так написал, будто ориджей вообще не бывает в фентэзи. Оно и логично — магическое Средневековье, шаг вправо, шаг влево, но та же культура эльфов — продукт оригинальный, принадлежащий самому жанру.
10:44
Тут вопрос, что считать ориджем. Мой пример вполне катит на оридж, так как аналогичных культур в нашем мире попросту нет. Да, они используют ряд базовых понятий, взятых из реально существовавших культур Земли, но если уж на то пошло, то у Толкина тоже этих заимствований полно, просто он заимствовал из мифологии, а не из истории. Вплоть до прямого слизывания имён гномов из Стурлусона.
Что именно тебе не нравится? Традиция срисовывать культуры? Ну так в этом нет ничего плохого, вопрос в целеполагании. Если человек хочет просто написать крутящийся в голове сюжет или вдохновился Муркоком, он вряд ли будет корпеть и лепить тру-ориджинал. Он возьмёт и срисует культуру с реала или с тех же эльфов. Максимум творчески переосмыслит, как Сапек поступил с эльфами и гномами. Но сейчас и эта тропинка забита.
11:48 (отредактировано)
Да дженерики не дают спать спокойно, док. Лежишь в темноте и думаешь — нахрена, нахрена, нахрена писать, если у человека не персонажи с характером, а голые архетипы взяты, если мир не выдуман, а скомпилирован, если нет ни одного свежего фантдопа, и откуда берутся идеи что-то писать, если человек заимствует героев, время и среду… все думаешь, ищешь причину, и так до самого утра, веришь, нет. У сетературы было светлое будущее, они и его «позаимствовали».
Вот в дуэлях, что ли, победил рассказ про бузину и божественную силу, например. Вот скажи, зачем человек переписал «Пикник», да еще выкинул оттуда все, что там было хорошего, а именно ГГ, супергодную концовку и оригинальный мир?

Не, срисовывание тоже бывает прикольным, что есть — то есть. От «Сожжения Просперо» мое просперо не пригорело ни на чуточку, хотя там не то, что скандинавы переосмыслены интересным образом, там половина образа ГГ — отсылка к Каспару Хаузеру. Кстати да, есть же еще и отсылки.
12:18
Да дженерики не дают спать спокойно, док.

Прекрасно понимаю. Это ты ещё, наверное, в бездну литрпг и попаданчества не окунался. Там бывает не то что бывает «взяты голые архетипы» и «мир скомпилирован», там тупо дрочево безликих теней в безликом мире, простыни статов и так далее, а в попаданцах — тупо выливание своих комплексов, кое-как прикрытое очередной калькой, причём не то что калькой с мэтров, а калькой с других таких же, простигосподи, миров. И вот это вот популярно, вот это покупается.
Тут дело также в том, что в сети присутствует именно такая ЦА. Те же Олди, например, на том же авторс тудэе по рейтингу ниже задрипанных вторичных попаданцев. Потому что их ЦА ещё не в сети. И надежда только на то, что она туда придёт.
Вот скажи, зачем человек переписал «Пикник», да еще выкинул оттуда все, что там было хорошего, а именно ГГ, супергодную концовку и оригинальный мир?

Почитать надо.
Кстати да, есть же еще и отсылки.

Куда ж без них. Отсылочки я люблю.
13:00 (отредактировано)
Это ты ещё, наверное, в бездну литрпг и попаданчества не окунался.
Неа, листал сайт коричневого цвета, был удивлен, откуда и зачем столько попаданчества, но как-то в подробности не вдавался, ибо гуано.

С другой стороны, у меня есть для тебя слова утешения — много ли сейчас сохранилось бульварной литературы начала века? Середины? Все это смоет временем к такой-то матери, потому что ЦА такого уровня никогда ничего не решала. Есть одиночные явления, типа Коэльо и Зулейхи, которая раздвигает булки, но это только капельки на ободке унитаза.

О, а чо такое литрпг? Это ж не похоже на мои пафасные трпг на форумах с постами по странице? Мне кто-то пытался объяснять, но давно и я ничего не понял.
13:07
Да мне-то по большей части пофиг на это дело, я не коммерческий автор, хоть и продаю книжки. Читатели-поклонники есть, аудиокниги есть, книжки хорошие нахожу, а что там с литрпг… Хотя за державу обидно.
С другой стороны, традиционные издатели уже агонизируют. Про эксмо диджитал слышал? Вот такая там бездна угнетения.
22:27
Только щас заметил дополнение. Короч, литрпг — это когда сюжет строится на игре человека в компьютерную игру. Ну т.е. реально в книжке человек играет в мморпг. Обычно с полным погружением, нейролинками и т.д. и сюжет как правило строится на прокачке. Там на полном серьёзе в текст выписываются статы персонажа и тому подобные вещи. Уот так уот. Есть книги, где заложены какие-то интересные идеи, но таких меньшинство. 95% — тупое дрочево, написанное языком школьника. Вот возьми дрянное попаданчество, заверни сюжет в обёртку мморпг и получишь литрпг.
10:13
+1
Так вот, теперь по теме ))
Да уж, что правда — то правда, ассоциативность — хорошая штука, на массово читателя особливо. Когда по ходу пьесы человеку есть с чем провести параллель, это сразу располагает, ничего особо объяснять не нужно — все само на ассоциациях поедет. А уж если что-то вроде знакомое, но не распространенное, так вообще — типа, сам-то я не шарю, но видно, что автор проработал матчасть и все такое )) Попытки выдать что-то через край альтернативное и чуждое с большей долей вероятности натолкнуться на недоумение и непонимание.
А с другой стороны, культура матрична и шаблонна, достаточно разобраться в самом механизме, и не составит труда клепать собственные.
У меня один знакомый как раз по «духовному успеху» различных культов и их основателей в разрезе культур и рынка )) Как сложились, чем детерминированы, к чему все в итоге привело… Тоже своего рода дает понимание, как это работает
10:52
Ну, при использовании редких культур ассоциативность не так уж велика, бывает, что человек вообще не в курсе о том, что такое англосаксонская Англия. Но даже если в курсе, цепляться там особо не за что, кроме нескольких терминов.
В случае с альтернативщиной задача как раз сложна тем, чтобы правильно ввести читателя в лор. Этим умением обладают не только лишь все, в результате чего на свет появляются ужасающие франкенштейны, где либо не объясняется вообще ничего, и соответственно нихрена не понятно, либо редкие сюжетные сцены разбавляются длиннющими историко-географическими справками.
10:59
Да, бывает )) Нюансов может не знать. Но вообще так-то в курсе, в общих чертах — вот тут и будет эффект «о-о-о, автор поработал с матчастью!» )
О, самый топчик, это, лишь поверхностно разбираясь в вопросе, скрестить несколько культур, и потом так — я аффтар, я так вижу! Я ето все придумал (ну и что, что на самом деле коряво слепил то, что знаю из мультиков laugh)
11:02
Но вообще так-то в курсе, в общих чертах — вот тут и будет эффект «о-о-о, автор поработал с матчастью!»

Ага. У меня есть историческое фентези про Францию XIV века, ух и натерпелся я от любителей Немытой Европы. Хотя матчасть как раз проработал как следует.
О, самый топчик, это, лишь поверхностно разбираясь в вопросе, скрестить несколько культур, и потом так — я аффтар, я так вижу!

Может и прокатить. Тут же вопрос не в том, насколько историчны фентезийные культуры, на это вообще пофиг, а в том, насколько непротиворечив выдуманный мир. Сапковскому удалось выписать мир Ведьмака именно потому, что он и сам с усами и в истории шарит.
11:07
Ну так то да… Тут еще от искушенности читателя многое зависит. Большинству пофиг, а попадется какой-нить душнила дотошный и объяснит автору, какой он невежда crazy
11:09
Гораздо хуже, когда этот душнила страдает от синдрома Даннинга-Крюгера и пытается объяснить не как правильно, а как он считает правильным. Причём в технических науках попроще, там всё-таки субъективщины почти нет, а вот когда пишешь хорошо так промоделированное историей или, не дай Сет, вообще историческое, вот там-то они и резвятся.
13:23
Ага, в технических науках попроще. Хорошо, что ты не видел фанатов сорокатысячника.
Один висел на мне и стонал, что ему обязательно нужно, чтобы лазган (лазерное ружье, ага) был аналогичен по убойности калашу. Второго неделю полоскали, а он все доказывал и доказывал, что корабли от километра до 15 в длину собирают на поверхности планет и они оттудова взлетают. Ладно бы эти обгашенные доказывали что-то розовое, литературное и интуитивное, так нет, они пытаются критиковать и обсуждать пронизанную фантдопами техническую часть сеттинга.
13:28
А что, ваху разве вообще есть смысл рассматривать с токи зрения реалити? Так-то с тамошними фантдопами могут и километровые корабли с планет взлетать.
13:56
Конечно, нет, это технофентэзи со своими правилами, допускающее некоторые экстраполяции из реальной жизни. Но поди объясни это заклепочникам-любителям космоопер, они-то думают, что попали в НФ. А разгадка одна: сейчас практически все космическое НФ — технофентэзи, в научность никто даже не пытается.
14:25
Я пытаюсь, гы-гы.
Ну как бы дебилы везде есть, просто в НФ их можно отбрить фактами, а в фентези таких отбитых гораздо больше. Я как бы не ратую за аргумент «уменяжефентези», но во многих случаях претензии идиотичны именно по этой причине.
Что касается информации по Британии до нормандского завоевания — то, надеюсь, вы к трудам Беды Достопочтенного и Англосаксонской хронике обращались? Немало информации также в «Деяниях Данов» Саксона Грамматика, хотя, конечно, он больше именно о данах пишет, но как вы понимаете, с 9 века даны принимали живейшее участие в жизни Британии, особенно — Англии.

Кстати, с одной стороны, между англосаксами того времени и скандинавами было немало общего, а с другой — были коренные различия. Например, в англосаксонской практике уже тогда было сильно развито феодальное землевладение (хотя повсеместно его ввел, конечно, уже Вильгельм), в то время как вся Скандинавия в то время была практически исключительно аллодальной.
16:33 (отредактировано)
то, надеюсь, вы к трудам Беды Достопочтенного и Англосаксонской хронике обращались?

А толку от них. Беда не даёт подробной информации, Англосаксонская хроника — вообще просто перечень событий. Проблема в том, что про этот период более-менее известны события, да и то с пробелами, а вот с культурой всё куда хуже. Да оно и понятно, что говорить, если этот самый Беда встретил всего несколько грамотных людей.
Я взял базис общества, т. е. систему тэнов, землевладения, витэнгамот и так далее, и дальше предполагал, как он мог бы развиваться. Естественно, с учётом всяких прочих факторов, таких как магия. Опорой служил скандинавский пример — во всяком случае, я общался с профессиональным историком на эту тему, и он подтвердил, что это наиболее близкий случай. В качестве финального случая бралась елизаветинская Англия, благо что по ней имеется прекрасная научпоп-монография Мортимера. Таким образом, я брал начало, брал реальный финал и смотрел, что в нём должно было бы измениться с учётом точки бифуркации в прошлом и фентезийных факторов.
Получилось, на самом деле, довольно любопытно. Во всяком случае, я слепил довольно подробную культуру и сейчас пишу, не отвлекаясь на демиургию. Ну, разве что вот сейчас пришлось восточниками заняться.
Сама вселенная взята из старой форумной рпг, которую я когда-то пилил, но общего с ней осталось очень мало.
Загрузка...
Владимир Чернявский