Маргарита Чижова

Как я ездил в Петербург (путешествие в коронавирусную эпоху)

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
Как я ездил в Петербург (путешествие в коронавирусную эпоху)

Идея поездки на велосипеде по окрестностям Петербурга возникла внезапно. Планы были другие. Ещё в конце прошлого года был разработан маршрут велопробега по Франции, забронированы отели, куплены авиабилеты, подобрана экипировка. Шла интенсивная физическая подготовка, причём до самого последнего момента – середины августа, когда окончательно стало ясно: в этом году мне Франции не видать.

Тут-то и позвонил один старый приятель с ехидным вопросом: «Ну, и как твоя поездка? Понравилась?» Хорошо, что его путешествие в Италию тоже сорвалось. А то бы я ему…

Однако, Юра позвонил не чтобы поиздеваться, а с конкретным предложением. Мол, а чего бы тебе не прокатиться по парковым ансамблям Петербурга. Почти Европа! Чем немало озадачил: почему такая простая мысль не пришла мне в голову самому? В общем, горевать дальше о несбывшейся Франции смысла не было и я в тот же день наметил маршрут, забронировал отели и купил билеты на Сапсан. Благо за три недели до поездки они обошлись чуть ли не в два раза дешевле. Мои ежедневные тренировки (30-40 км на велосипеде) не должны были пропасть даром.

Сапсан встретил благодушными улыбками проводников, кажется, впервые столкнувшихся с таким видом багажа. Чем немало порадовали меня, приготовившегося к разборке железного друга, упаковыванию его в мешки и прочему геморрою. А так я быстренько прижал велосипед к стенке в довольно узком проходе и придавил чьим-то баулом гигантских размеров. И прошёл на своё место.

Где-то через час пути меня пригласили. Оказывается, мой конь упал от дорожной тряски и перегородил проход. Сбежавшиеся проводники выражали искреннее возмущение таким поворотом событий и их можно было понять. Я и понял: достал из сумки кусок скотча и приклеил велосипед к стенке. Все сразу успокоились.

Больше меня не тревожили. Не было повода! Так что по прибытии на вокзал я просто вскочил на железного друга и помчался в отель.

При выборе места ночлега, как правило, руководствуются двумя критериями: стоимостью проживания и соответствием маршруту движения. Обоим требованиям выбранный отель удовлетворял. Правда, ехать пришлось на окраину города, а время – девятый час вечера. То есть ориентироваться можно только по Googl.карте, что, впрочем, оказалось и легко, и удобно.

Отель оказался вполне совковой гостиницей, но мне многого и не надо. Путешествие началось.

***

Первым по маршруту движения был город Пушкин: Царское Село и всё, с ним связанное. 15 км пути. В общем-то, пустяк. Правда, многое зависело от дороги, а от неё я не ждал ничего хорошего. И ошибся.

Дорога до Пушкина – мечта любого велосипедиста: проезжая часть – сама по себе, а велосипедная (широкий свежеасфальтированный пешеходный тротуар) – сама по себе. И не надо жаться к обочине, поминутно ожидая, как какой-нибудь Камаз тебя не заметит и оставит на асфальте мокрое место. Я давил на педали и только что не кричал от восторга.

В Царском Селе поджидал маленький сюрприз. Дело в том, что из Москвы я выехал в понедельник, соответственно, в Пушкин приехал во вторник днём. Мне и в голову не могло прийти, что царскосельские музеи работают не так, как остальные музеи РФ, у которых выходной – понедельник. В Екатерининском же дворце выходным был именно вторник и попасть в него я не мог при всём желании. Мало того, в парк с велосипедом не пускали, а он у меня не просто так, а с притороченным саквояжем. Вот и пришлось мне довольствоваться видами дворца с проезжей части. Впрочем, может, оно и к лучшему: дворец столь огромен, что на его осмотр ушло бы неизвестно сколько времени. А мне ещё ехать в Гатчину с заездом в Павловск, а это в общей сложности примерно 45 км.

В общем, осмотр Царского Села отложил на следующий раз (если таковой случится). На очереди – Павловск. И здесь меня ждало совсем другое отношение.

Небольшое отступление. Когда-то, по окончании института, я пришёл на работу в одно КБ. Сослуживцы были разные по возрасту. Один из них, Николай Палыч, был уже пенсионером, но продолжал трудиться. Он-то однажды и произнёс фразу, запомнившуюся мне на всю жизнь: «Боря, будешь в Павловске – обязательно сходи в Павловский дворец. Там такая красота!!!» И мечтательно завёл очи к небу. Почему его так поразил этот дворец, я не знаю, но увидеть захотелось.

Николая Палыча, наверно, уже нет на свете, завет же его жив до сих пор. И я решил, наконец, его исполнить.

При Павловском дворце огромный парк. Вход в него обошёлся в 100 рублей. Но оно того стоило, ибо внутрь меня пропустили с велосипедом, на котором я принялся колесить по дикого вида лесным угодьям, пока не приехал в цивилизованную часть с ухоженными газонами, скульптурами, прудами и водопадами. Здесь-то и находится красавец-дворец с галереями и пристройками.

Павловский дворец от других дворцов российских императоров можно отличить сразу. Он компактный, разумный по планировке. Не анфилада бесконечных залов с нагромождением дорогущей мебели в кичливых интерьерах, а центрического вида постройка палладианского толка. Да, красиво, да, дорого, но и изящно, и чувствуется отменный вкус хозяев. Кстати, после убийства своего супруга, Павла I, здесь провела остаток своей жизни (а это целых 28 лет) Мария Фёдоровна – женщина многих талантов и большая умница.

Я, мягко говоря, не большой любитель экскурсий. Предпочитаю ходить самостоятельно, разглядывая то, что заинтересовало. Но здесь выбора не было: пока не соберется группа из шести человек, никто никуда не пойдёт. По пути – не отставать! Всё очень строго!

Подобное надругательство над свободой личности не могло остаться без ответа. И он последовал.

Из уст женщины-экскурсовода монотонно неслись заученные фразы: кто, где, когда, сколько и зачем… И так бы всё и закончилось, если бы не одна неосторожная фраза:

- Мы находимся в любимой комнате Марии Фёдоровны с самыми дорогими её сердцу скульптурами, в числе которых и эта: «Спящая Клеопатра»…

- Что-что? Какая же это Клеопатра? Это Ариадна, всемирно известная римская копия с греческого оригинала, слепок с которой имеется, в том числе, в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Разве нет?

Это был выстрел в сердце! Вся меланхолия слетела в одно мгновение. Теперь это была не уставшая от бесконечного повторения одних и тех же фраз женщина, а искренне болевшая душой за доверенный участок работы сотрудница музея:

- Нет, это Клеопатра! Видите змейку на её руке? Приглядитесь повнимательнее! Сотрудница нашего музея проделала огромную работу и доказала…

- Ну да… Но это ведь всего лишь реплика знаменитой скульптуры, небольшая мраморная копия.

- Мария Фёдоровна купила её в Италии у скульптора (фамилию я не запомнил), а он её называл Клеопатрой. Это установлено!

- Но это же всё равно Ариадна, а не Клеопатра! Ариадна – это IV век до н.э., Клеопатра же…

Женщина больше не могла слушать этот дотошного очкарика и с оскорблённым видом потянула группу в следующую комнату. Навстречу – другая группа:

- Марья Петровна (условно), кто изображён в скульптуре? Ну, в этой, «Спящей…»

- Ариадна.

Это был шок. Царское Село получило полную и исчерпывающую сатисфакцию.

Надо сказать, выдержке нашей дамы можно было позавидовать. Она продолжала экскурсию, механически произнося заученные фразы, но мысли её были далеко. Все это чувствовали, и я начал ловить на себе взгляды экскурсанток, полные ненависти. Но что я мог поделать?

Апофеоз настал, когда наш отважный экскурсовод бросилась навстречу ещё одной группе и задала очередному коллеге всё тот же вопрос, ставший сакраментальным:

- Нина Степанна (условно), кто изображён в скульптуре? Ну, в этой, «Спящей…»

- Ариадна.

Я начал утешать разбитую морально работницу культуры. Просто понял: итальянский скульптор, делавший копию, то ли по незнанию (всё-таки, вторая половина XVIII века), то ли из желания привнести что-то своё дал своему творению имя Клеопатра, хотя по внешнему виду это была Ариадна. Такой вот фанфик XVIII века.

Уже после экскурсии, в раздевалке, женщины-экскурсоводы собрали настоящий консилиум, нашли книжку, в которой была записана версия, до которой я додумался, и свели, наконец, концы с концами. И это было замечательно.

На выходе меня остановила женщина из нашей группы и прямо-таки прошипела: «Зачем вы испортили настроение экскурсоводу?» Что я мог ей сказать? Что я сделал замечание не её личному макияжу? Буркнул что-то невразумительное и поехал в Гатчину.

***

В Павловске хорошая дорога закончилась. Дальше – обычная история: асфальт в трещинах, покрытие изношенное – местами едешь, как по стиральной доске. Тротуара нет и в помине, обочина – сплошные колдобины. Каждый приближающийся Камаз несёт в себе немалую опасность, ибо съезжать с дороги попросту некуда. Но ехать надо. И всегда жива надежда: вот сейчас, за очередной развилкой всё наладится и на смену раздолбанной дороге придёт гладкое асфальтированное шоссе. Подобное, кстати, периодически случалось.

Петербургские велолюбители (если они есть среди читателей этого блога), катайтесь на здоровье! Такой дороги, как от Питера до Павловска, в других местах поискать! Не пользоваться таким счастьем – обкрадывать самого себя. Велопоездка по здешним местам (паркам и историческим местам) – что может быть лучше?

Вот и Гатчина. Отель тоже называется «Гатчина». И на этот раз это действительно отель с кожаными креслами в фойе, молодой, симпатичной, приветливой девушкой за стойкой, отличным номером с большой туалетной комнатой и ковролином, на который приятно ступить босиком. И всего на 200 руб. дороже, нежели питерский совок.

Брошены вещи и велосипед, иду по Гатчине пешком. Жаль только, заметно похолодало и усилился ветер. Но ничего, знакомству с Гатчинским дворцом и огромным парком при нём погода не помеха.

Во дворец я не пошёл. Ну, что я могу увидеть нового в ещё одной постройке для одного человека – императора Павла I. Хватило и Павловска.

Внешне дворец наполовину скрыт строительными лесами. Странное он производит впечатление. Словно это какая-то казарма. А огромный плац с тщательно утрамбованным грунтом, на котором не сыщешь ни единой травинки, произвёл и вовсе отталкивающее впечатление. Захотелось побыстрее уйти с этого места, благо с другой стороны дворца простирается живописный парк, по которому гулять и гулять. Жаль только, стало совсем холодно, а простужаться в первый же день не хотелось.

***

С утра пораньше, вкусив шведского стола от отеля, произведшего самое благоприятное впечатление, отправляюсь в деревню Иннолово, расположенную по дороге в Петергоф. По пути следования – Дудергофские высоты: место весьма примечательное, можно сказать, легендарное. Кто не бывал на этих высотах – многое потерял.

Как и следовало ожидать, погода испортилась окончательно, пошёл мелкий осенний дождь. Что ж, никто и не обещал чистого неба и тёплого ветра. Придётся довольствоваться тем, что есть.

Дождь сделал тропинки, ведущие на вершину горы, скользкими и грязными. Не то, что ехать – идти проблематично. Но нам ли бояться трудностей?

Героическими усилиями забрался-таки на самую вершину. Здесь меня встретили две женщины с миролюбивыми собаками, с любопытством обнюхавшими странного пришельца. Пообщавшись с четвероногими друзьями, я начал прикидывать свои шансы на благополучный спуск. По всему выходило: они невысоки. Но ведь именно ради этого я сюда и залез!

Проблема разрешилась довольно неожиданным образом. Важная деталь: велосипед, на котором я отправился в путешествие, был шоссейником, а не внедорожным байком. И пока я толкал его вверх, тормоза напрочь забились грязью и листьями. В сухую погоду этого бы не случилось, в дождливую же… Конечно, возможность головокружительного спуска ещё оставалась, но больше двадцати метров я бы не проехал.

Так погода внесла свои коррективы в намеченные планы, осуществиться которым было не суждено. Высота покорилась, но лишь наполовину. До следующего раза?

***

До Иннолово оставалось километров 15 и проехать их не составило большого труда. Даже несмотря на совершенно отвратительную в некоторых местах дорогу. Знал бы, поехал в объезд, даже если бы это добавило ещё столько же.

Однако, по мере приближения к «Альпийской деревне» (а именно так называлось месторасположение отеля) погода начала улучшаться и в конце пути уже вовсю светило солнце, а на душе было радостно. Тут-то и выяснилось: я слишком рано приехал, за два часа до отпущенного мне срока проживания. Но не ехать же обратно!

В Heuriger Spa Hotel меня встретили замечательно. Никаких проблем с размещением. Кстати, по удобствам он оказался ничуть не хуже гатчинского, а в некоторых вопросах даже и лучше.

Итак, времени – вагон! Съездить в Петергоф? По плану, поездка туда должна была состояться на следующий день, но какова будет погода? Нет, лучше не рисковать и воспользоваться солнечным деньком.

20 км туда, 20 – обратно… No problem!

***

Петергоф… Когда-то, в детстве, я в нём уже был. Интересно, изменилось что-нибудь за это время?

Чисто внешне не изменилось ничего. Всё те же золочёные статуи, Самсон, разрывающий льву пасть… Пойду-ка я лучше к морю, помою в нём руки. Давно мечтал…

Море… То, что мне нужно! Вода кажется тёплой и совсем не солёной. Песчаный берег, валуны… Чёрт, как же хорошо!

По дороге к велосипеду, привязанному к ограде парка, как-то вдруг и сразу понял: путешествие состоялось. Оно оказалось успешным и полноценным. Можно возвращаться со спокойной душой.

***

Последний день начался, как обычно: завтрак - и на велосипед. Еду на Московский вокзал через Стрельну. Выясняется: дорога от Стрельны до Петербурга даже лучше, чем от Петербурга до Пушкина. Если там была голая равнина, не блещущая природными красотами, то здесь – сплошная череда парков с ухоженными гаревыми дорожками, катиться по которым – сплошное удовольствие. Я и катился, невзирая на мелкий дождь и холодный ветер.

А потом выглянуло солнце и стало совсем хорошо. Нет, Петербург – это прекрасно!

В Автово велодорожки кончились. И солнце куда-то подевалось. На смену пришёл собачий холод и вполне себе основательный дождь. Правда, пока не постоянный. А так как солнце всё ещё периодически пробивалось сквозь тучи, то я ехал, ехал и приехал к крейсеру «Аврора». Не мог не повидаться с тем, кто когда-то бабахнул так, что до сих пор страна прийти в себя не может.

Куда двигаться дальше, было непонятно. До поезда – масса времени. Завалиться в какое-нибудь кафе? А велосипед и вещи на нём?

Вспомнил: Мраморный дворец! Вот куда надо! Почему? А бог его знает. Может, потому, что он оказался первым на моём пути в центр города. Но, скорей всего, мне просто захотелось взглянуть на памятник Александру III работы Паоло Трубецкого, находящемуся во дворике вышеупомянутого дворца.

Памятник замечательный. Пожалуй, лучший из стоящих в России, ибо абсолютно точно характеризует и царя-миротворца, и страну под его управлением. Это ведь не царь на коне, а мужик на лошади – неповоротливой и упрямой. И стоять так она может веками, и ничем её не сдвинешь со своего места.

В самом дворце – выставка современного искусства от Русского музея. Это интересно. Питерские художники способны преподнести какой-нибудь сюрприз. Отличная идея – и дворец посмотреть, и с экспозицией ознакомиться!

Поначалу всё было довольно уныло. Художники, вроде, с именами, а смотреть нечего. Не мой выбор.

Спускаюсь на второй этаж. Тут дела пошли веселей, ибо кое-где появились шикарные исторические интерьеры. Оказывается, при большевиках во дворце был организован музей некоего В.И.Ленина. Почему ради каких-то бумажек нужно было уничтожать бесподобное произведение интерьерного искусства – непонятно. Кстати, на месте памятника Александру III раньше стоял… броневик. Офигеть!

Из всех залов, отвечающих названию дворца: «Мраморный» - остался, кажется, только один. И это красота неописуемая!

Лучше бы Ильича укусил кто-нибудь в шалаше и он остался в нём навсегда.

Добрался я и до по-настоящему интересных экспонатов (в том числе и от представителей Новой Академии). Один из них не могу не привести здесь. Авторы Владимир Цеслер и Сергей Войченко. Такой прикол ещё поискать!

На выходе из музея выяснилось: погода стала просто ужасной, поливает дождь, сопровождаемый сильным порывистым ветром. Кажется, Питер решил проводить меня по полной!

Куда поедешь под проливным дождём? Конечно же, на вокзал. Лучше два часа провести в сухости, чем те же два часа, но уже в сырости. А там – горячий кофе, булочки, пирожные… Да, только на вокзал!

***

Время пролетело быстро и вот уже объявляют посадку на Сапсан. Проводник отозвал меня в сторону:

- Вот это (указал пальцем на велосипед) так не поедет. Только в разобранном виде и в чехле.

Ха, какие проблемы! У меня же остались неиспользованные мешки для мусора с прошлого раза! Откручиваю переднее колесо, натягиваю мешок, которого хватает только до половины. Достаю другой. Кое-как прикрываю колёса и под сомнительным взглядом бдительного железнодорожника приклеиваю обрубок велосипеда к стене. Пойдёт?

Проводник счёл за благо удалиться. Его требования были, вроде как, выполнены, а на самом деле…

На этот раз мой железный друг никуда не падал и мы доехали без приключений.

***

Вот всё и закончилось. И первое, что я сделал по приезде с утра – начал прикидывать следующий маршрут. Но о нём – в следующий раз.

Другие блоги автора:
+3
14:05
129
15:26
Чумных кордонов нигде не было? А то тоже в Питер собираюсь.
16:13
Вернулся аккурат сегодня. Не было. Тихо всё.
16:18
А я вчера smileи вроде тоже
Загрузка...
Илона Левина №1