Владимир Чернявский

Немного о Кастанеде

Немного о Кастанеде

 

Уважаемые начписы, хочу поделиться с вами своим отношением к творчеству Карлоса Кастанеды. Начнем с краткой справки:

Карлос КАСТАНЕДА американский антрополог, книги которого, излагают новую философию мировосприятия, ставшую популярной среди представителей западной молодежной культуры конца 60-х – 70-х годов 20 в.

Родился дон Карлос 25 декабря 1925 года. В 1951 году эмигрировал в США из Перу, а до этого его семья жила в Бразилии.

Известно, что он учился в муниципальном колледже Сан-Франциско, прослушав там курсы по творческому письму и журналистике, затем поступил в 1955 г. в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и через семь лет стал бакалавром по антропологии.

В 1968 г. к Кастанеде пришла известность. Благодаря гранту Калифорнийского университета, выделенного на его антропологические исследования. По условиям этого гранта он отправился в центральную Мексику, где несколько лет занимался «полевой работой», завершившейся, совершенно необычным, новым для того времени романом “Учение Дона Хуана: Путь Знания индейцев Яки”. Литературно-научные искания Кастанеды были оценены, и в 1973 году он получил степень доктора философии и стал профессором Калифорнийского университета, защитив там диссертацию по антропологии, почти идентичную его третьей книге «Путешествие в Икстлан».

Появление первых же книг «Учение дона Хуана» и «Особая реальность» сделало автора знаменитостью, а «Рассказы о силе» и «Второй круг силы» стали бестселлерами. Шестая из книг этой серии «Дар орла» была опубликована в 1981. Его книги многократно издавались и продолжают издаваться миллионными тиражами, переведены на 17 языков, в том числе, и русский. Сами тексты произведений Кастанеды написаны в виде полевых, дневниковых заметок, где подробно описаны впечатления и переживания автора, полученные при обучении у старого индейца из племени яки дона Хуана. С которым Карлос проходил причудливый курс обучения, меняющий его привычный способ восприятия мира

В 1968 году проза Кастанеды была воспринята его поколением как некий виртуальный проект спасения.

Магический реализм Кастанеды пришел на смену привычной фантастике.

Завершен ли человек или в нас кроются неразбуженные возможности? Кастанеда отвечает на этот вопрос по-своему:

«...мы давно привыкли к гарантированной однозначности того, что считаем реальностью, и вряд ли способны сколько-нибудь серьезно отнестись к основной предпосылке магического знания, по которой эта реальность — всего лишь одно из множества возможных описаний мира…» Карлос Кастанеда Путешествие в Икстлан

«… Вещи являются реальными только после того, как научишься соглашаться с их реальностью. Карлос Кастанеда Сказки о силе

«… Кому какое дело до твоей печали? Думай о тайне, ибо только это имеет значение. Мы живые существа, и смерть - наш удел, а сознание свое мы обязаны сдать туда, откуда оно получено. Но если нам удастся хоть чуть-чуть всё это изменить, то какие тайны, должно быть, нас ожидают! Какие тайны! Карлос Кастанеда. Огонь изнутри

Его читают две категории читателей: одни видят в нем мага и великого гуру нового учения, другие, в том числе и я, читают для того, чтобы читать, а не для пробуждения в себе новых, сверхъестественных способностей. Для меня он прежде всего писатель, король магреализма. Я не ищу доказательств, описанных им невероятных событий: превращений в животных, мгновенного перемещения в пространстве и быть в двух местах одновременно — это не главное. Так же как не искал доказательств ковру–самолету над поселком Маркеса в его «Сто лет одиночества». Главная идея учения Кастанеды — Свобода, и в первую очередь, свобода от потребности в самоутверждении, в утешении, в признании. Можно стать магом, но так и остаться при этом полнейшим ничтожеством, читаем между строк в его книгах:

«… Мир непостижим. Мы никогда не сможем понять его. Мы никогда не разгадаем его секретов. Поэтому мы должны принимать его таким, как он есть – абсолютной тайной! Обычный человек не делает этого. Мир никогда не является загадкой для него, и когда он приближается к старости, он убеждается, что он не имеет больше ничего, для чего жить. Старик не исчерпал мира. Он исчерпал только то, что делают люди… Воин… учится относиться к вещам правильно. Вещи, которые делают люди, ни при каких условиях не могут быть более важными, чем мир…» Карлос Кастанеда Отдельная реальность

Основная критика свалилась на Кастанеду из-за первых двух его книг, где больше внимания уделяется магическим практикам, сопряженным с приемом различных естественных галлюциногенов. И хотя Кастанеда не подразумевал никакой наркотической пропаганды, так вышло, что первые книги были многими восприняты, как призыв жевать кактусы и курить траву. В то же время, это всё равно не является пропагандой наркоты, как бы весело не было читать про главного героя, который после пейота в голом виде гоняет на четвереньках за собакой и вместе с ней хлебает воду из грязного корыта:

-«… Мои руки упирались в землю передо мной, и когда я пил, я видел, как жидкость течет по венам, испуская красные, желтые и зеленые оттенки. Я пил еще и еще. Я пил, пока весь не начал полыхать. Я пил, пока жидкость не начала изливаться из моего тела через каждую пору и не стала выливаться наружу, подобно шелковым волокнам, и я также обрел длинный, светящийся переливающийся ореол. Я посмотрел на собаку, и ее ореол был таким же, как и мой. Большая радость наполнила мое тело, и мы вместе побежали в направлении какого-то желтого тепла, исходившего из какого-то неопределенного места. И там мы стали играть. Мы играли с псом и боролись, пока я не стал знать все его желания, а он все мои. Мы по очереди управляли друг другом, как в театре марионеток. Я мог заставить его двигать ногами тем, что покручивал своей ступней, а каждый раз, когда он кивал головой, я чувствовал неодолимое желание прыгать. Но его коронным номером было заставлять меня чесать голову себе ногой, когда я сидел, он добивался этого, хлопая ушами сбоку набок. Это действие было для меня совершенно невыносимо забавным. Такой штрих грации и иронии, такое мастерство, — думал я. Веселость, которая мной овладела, была неописуемой. Я смеялся до тех пор, пока становилось совсем невозможно дышать…» Учение дона Хуана 

Или теряет тело или летает над пустыней превратившись в ворону.

Начиная уже с третьей книги, Кастанеда сам признает, что, неправильно расставив акценты, совершил ошибку, и теперь заново рассказывает ту же самую историю, но уже в совершенно другом ключе. Именно с третьей книги начинается тот Кастанеда, который по-настоящему ценен как для литературы, так и для новых поисков трактовки окружающего мира.

В своих книгах Кастанеда в мельчайших подробностях описывает путь подготовки ученика от полной его социальной бессознательности до состояния просветления. Там есть все: от решения базовых социально-психологических проблем, которыми занимается обычная психология, до достижения принципиально иных и более высоких состояний сознания, которыми обычно занимаются духовные учения.

«… Смерть – это единственный мудрый советчик, которого мы имеем. Когда бы ты ни почувствовал, как ты это чувствуешь обычно, что все идет не так, как надо, и что ты вот-вот пропадешь, повернись к своей смерти и спроси ее – так ли это? Твоя смерть скажет тебе, что ты не прав, что в действительности ничего, кроме ее прикосновения, не имеет значения. Твоя смерть скажет тебе: «я еще не коснуласьтебя». Карлос Кастанеда Путешествие в Икстлан

«… Самоограничение - самый худший и самый злостный вид потакания себе. Поступая подобным образом, мы заставляем себя верить, что совершаем нечто значительное, чуть ли не подвиг, а в действительности только еще больше углубляемся в самолюбование, давая пищу самолюбию и чувству собственной важности. Карлос Кастанеда. Учение дона Хуана. Отдельная реальность

Сложность понимания книг Кастанеды заключается в том, что книги эти — художественные, и не имеют цели, изложения системы знаний. И хотя Кастанеда пытается разложить все по полочкам, целостную картинку можно увидеть только после многократного прочтения. Формат дневниковых записей, придает повествованию почти осязаемую реалистичность и зовет читателя войти в приоткрытую перед ним дверь.

«… одной из самых драматических черт человеческой природы является ужасная связь между глупостью и саморефлексией. Именно глупость заставляет нас отвергать все, что не согласуется с нашими рефлексивными ожиданиями. Например, являясь обычными людьми, мы не в состоянии оценить наиболее важный аспект знания, доступного человеческим существам: наличие точки сборки и ее способность сдвигаться. - Человеку рациональному кажется немыслимым, что должна существовать невидимая точка, в которой собирается восприятие, - продолжал он. - Еще более немыслимым кажется то, что эта точка находится не в мозге, - это он еще мог бы смутно себе представить, если бы принял идею ее существования. Дон Хуан добавил, что непоколебимое стремление рационального человека твердо придерживаться образа себя - это способ надежно застраховать свое дремучее невежество. Он, например, игнорирует тот факт, что магия - это не заклинания, не магические формулы, не фокус-покус, но свобода восприятия не только повседневного мира, но и любого другого, доступного человеческому существу. - Вот где глупость обычного человека наиболее опасна, - продолжал он. - Он боится магии. Он дрожит при мысли о необходимости свободы. А ведь она рядом, можно коснуться пальцем…»

Кастанеда — отличный писатель, умеющий увлечь читателя, оторвать его от привычных умственных построений и зашвырнуть его в совершенно иной мир — таинственный, пугающий, непредсказуемый, но сказочно манящий.

Основная канва повествования разворачивается вокруг Пути Воина — особого мировоззрения и соответствующего образа жизни, который постепенно трансформирует обычного социального человека в настоящего мудреца, Человека Знания. Оба эти понятия условные, поскольку никакой особой воинственности и никакого конкретного тайного знания тут нет. Это просто образы, хорошо передающие суровый дух противостояния собственным демонам.

Язык Кастанеды простой и хлесткий, он сбивает с ног, не оставляя читателю шансов ускользнуть от правды о самом себе. А четкость формулировок и острота наблюдений, затыкает за пояс академических психологов, вынужденных из соображений политкорректности ходить вокруг да около. У Кастанеды талант называть вещи своими именами, и этому у него стоит поучиться любому психологу.

Описанный Кастанедой мир магов с их способностями — это не главное, что привлекает в его книгах. Сверхспособностями увлекаются как раз те неудачники, которые не смогли утвердиться в социальной жизни. Кастанеда неоднократно обращает внимание на то, что конечная цель пути — Свобода, и в первую очередь, это свобода от потребности в самоутверждении, в утешении, в признании. Можно стать магом, но так остаться при этом полнейшим ничтожеством. Книги Карлоса Кастанеды для многих людей оказались тем самым шансом, который открывает путь к настоящей Свободе. Суровый мужской дух его сказок о Силе — это как раз то, чего так не хватает современной культуре, тонущей в инфантильной бескостной женственности.

Вот и все в двух словах о великом мистификаторе и загадочном писателе магического реализма двадцатого века. Мне хотелось бы открыть рубрику-блогов по творчеству Кастанеды, где посредством выборочных фрагментов из его книг дать возможность, вам уважаемые авторы, иметь общее представление о его творчестве, и тем самым упростить для вас знакомство с ним, не требующее многомесячного чтения его многочисленных томов. Книги Кастанеды невозможно прочесть с той же скоростью, как обычную художественную литературу, для этого они слишком громоздки и переполнены множеством новых мыслей, познание которых требует много времени для полного их осмысления. В этих блогах — экономия вашего времени. Прочитав этот блог Вы возможно для себя решите, стоит ли терять время на чтение его книг или достаточно и этой информации.

Каждый идет своим путем. Но все дороги всё равно идут в никуда. Значит, весь смысл в самой дороге, как по ней идти… Если идешь с удовольствием, значит, это твоя дорога. Если тебе плохо – в любой момент можешь сойти с нее, как бы далеко ни зашел. И это будет правильно. Карлос Кастанеда. Активная сторона бесконечности

Восприятие - это все. Изменится оно - изменится сам мир. Карлос Кастанеда Путешествие в Икстлан

+3
09:55
432
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Alisabet Argent