Xen Kras №1

Герой гажданской войны на портрете Сергея Малютина

Герой гажданской войны на портрете Сергея Малютина

Герой Гражданской войны, советский писатель Дмитрий Фурманов изображён на портрете кисти художника Сергея Малютина. Картина, которая считается самой известной работой мастера и одним из лучших произведений советской портретной живописи, была написана в 1922 году и сейчас находится в коллекции Государственной третьяковской галереи

В первый же год существования Ассоциации художников революционной России Сергей Малютин создал портрет Дмитрия Андреевича Фурманова. Считается, что эта работа художника близка живописному строю психологических образов, сделанных Ильёй Репиным, Валентином Серовым и Николаем Ярошенко.

Кстати, сам Илья Репин высоко ценил творчество Малютина и даже как-то написал писателю Владимиру Гиляровскому по поводу его портрета:

«… Авось и мне когда-нибудь посчастливится быть написанным его сочными кистями, его своеобразными, глубокими, хотя и очень скромными тонами. А Вас я поздравляю».

Что же до нас, простых зрителей, то мы, даже не зная Фурманова и не читая его «Чапаева», по одному этому портрету можем понять — это был очень обаятельный и добрый человек…

Человек большого ума и сердца

История создания картины довольно проста. Летом 1922 года в Москве состоялась выставка АХРР «Жизнь и быт Красной Армии». Экспозиция прошла с большим успехом и все, в том числе и руководство страны, остались довольны. Тогда было решено организовать новую выставку по этой же тематике и приурочить её к 5-летию Красной армии. Художники получили заказы на полотна. Сергею Малютину достался портрет Дмитрия Фурманова, только что получившего орден Красного Знамени за личный героизм.

Сеансы позирования, по словам дочери художника Ольги Малютиной, проходили «в оживлённых беседах, которые доставляли отцу большое удовольствие, так как Фурманов был замечательным собеседником». Она также вспоминала, что писатель рассказывал художнику эпизоды своей военной биографии, в частности о Красном десанте 1920 года.

Писатель-герой и художник очень понравились друг другу. В итоге один подарил фотографию с дарственной надписью «Фурманов Дмитрий Андреевич. Начальник Политического управления Туркестанского фронта и комиссар Красного десанта, ходившего в тыл к неприятелю осенью 1920 года», а другой пожелал сделать рисунки к роману «Чапаев», когда книга будет закончена. Более того, он показывал Фурманову книги, которые иллюстрировал, а на обложке одной из них («Городок») записал служебный и домашний телефоны писателя…

Портрет

Герой Гражданской войны Дмитрий Фурманов, одетый в военную гимнастёрку и шинель, представлен на портрете за литературной работой — с походным портфелем, карандашом и бумагой. На груди у него боевой орден Красного знамени, что прежде всего напоминает нам о нём, как об отважном человеке, комиссаре, который служил с легендарным Василием Ивановичем Чапаевым.

Однако перед зрителем предстает не только герой и военный комиссар. Художник также показывает зрителю писателя, студента, общественного деятеля, который пусть и остался военным, но постепенно перестраивается на мирную жизнь. О последнем свидетельствует его свободная и непринуждённая поза: персонаж немного откинулся назад, его плечи даже касаются драпировки фона.

На тот момент Малютин сумел сделать невозможное. Он соединил сразу две темы: человека новой эпохи и человека искусства. Но особенно хорошо на портрете получились глаза, которые как, утверждают искусствоведы, излучают «пытливую мысль».

Мнение искусствоведов

Искусствовед, автор монографии о творчестве художника, Игорь Илюшин назвал картину «подлинным триумфом портретного искусства» и утверждал, что советский человек не может представить писателя иным, чем изобразил его художник на этом полотне. По крупному счёту, так оно и есть. Зритель как-то забывает фотографии Фурманова и видит только его портрет.

С мнением Илюшина солидарен и доктор искусствоведения Дмитрий Сарабьянов, который не сомневается, что художнику удалось запечатлеть на портрете образ нового советского человека: интеллигента и гуманиста, ставшего преемником всего прогрессивного, что было в культурном наследии дореволюционной России.

Им вторит кандидат искусствоведения Кира Сазонова, которая говорит, что «Портрет Д.А. Фурманова» необычен по своей живописно-пластической структуре и использованным художником поэтическим средствам. С одной стороны, он достаточно традиционен (создан в продолжение реалистических традиций дореволюционной России). С другой стороны, портрет не только был произведением нового времени, но и закладывал сам фундамент нового искусства…»

Практически такие же слова высказала и кандидат искусствоведения Валентина Князева. «Картина Малютина создавала основы будущего метода социалистического реализма, так как она передаёт в личности героя как индивидуальное начало, так и типичные черты человека своего времени», — писала она.

Второй портрет

Существует ещё один портрет писателя, выполненный Малютиным, — малоизвестное произведение художника. Это — погрудный портрет писателя, также исполненный маслом, но на небольшом куске фанеры. Этот портрет хранится в настоящее время в отделе рукописей Института мировой литературы имени А.М. Горького.

Долгое время было принято рассматривать его как этюд к большому портрету писателя. Именно так его воспринимал искусствовед Сарабьянов, который при этом отмечал на этом этюде мягкость, хрупкость, недостаток силы и уверенности в лице Фурманова. Однако дочь художника Ольга Малютина заявила, что малоизвестный портрет Фурманова на самом деле был сделан позже, и не с натуры, а с уже готового основного портрета. Кроме того, есть свидетельства, что художник, как правило этюдов к портретам, не писал.

Что же до этого портрета, то художник сделал копию и подарил её писателю — «в знак искренней симпатии и благодарности за помощь в работе».

Герой и писатель Фурманов

Широкому кругу современных читателей имя Дмитрия Фурманова мало о чём говорит, в большей степени оно известно филологам и историкам. Ушло время, когда люди восхищались Чапаем, а дети в него играли. Но всё же писатель, со слов которого несколько поколений советских граждан судили о герое Гражданской войны Василии Чапаеве, до и о самой войне, заслуживает того, чтобы его помнили.

Итак, Дмитрий Фурманов весной 1921 года, когда предположительно начал писать его портрет Малютин, работал начальником политотдела IX Рабоче-крестьянской Красной армии. Ему тогда едва минуло тридцать лет. В июне 1921 года он приступил к работе в литературном отделе Реввоенсовета, позднее — в Высшем военном редакционном совете, где занял пост начальника части периодической литературы.

Судьба отмерила писателю короткую жизнь. Герой Гражданской войны и писатель Дмитрий Андреевич Фурманов ушёл из жизни спустя четыре года после написания портрета, в возрасте тридцати пяти лет. В памяти поколений он навсегда остался скромным человеком, талантливым писателем и отважным комиссаром, именно таким его и запечатлел Малютин.

герой

геройгерой

+3
14:05
54
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Илона Левина №1