Байкал, КБЖД

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Байкал, КБЖД

Я люблю читать про путешествия. Многие разделяют мои интересы, и это тем более здорово, что я могу кое-чего рассказать, и с удовольствием.

Когда-то я много рассказывал на одном сайте, и многие с удовольствием читали. Теперь мне опять захотелось поделиться впечатлениями и похвастать красотами моей родины, которая для большинства из вас далека и недоступна. 

А так как я это уже делал когда-то, то я просто тупо скопировал свои посты с другого форума, название котрого не так уж важно, тем более что оно сохранилось на фотографиях. Итак, ниже вставляю текст, как и был, с ошибками и ляпами. Напоминаю, что рассказ написан несколько лет назад.

Года три назад в июле я взял несколько дней отпуска. Очень хотелось съездить на Ольхон, но машина была против... Пришлось с полпути возвращаться на верёвке. Однако, отпуск ещё не закончился, а сидеть в такую жару в душном доме не очень-то и хотелось. И мы решили отправиться "по местам боевой славы". Есть такое замечательное место на Байкале - Кругобайкальская железная дорога. Конечно, она не идёт вокруг всего Байкала, её протяжённость всего около 80 км. Немного истории. Не из интернета, а из памяти, надеюсь, я не сильно навру. В самом начале прошлого века отсталая слаборазвитая Россия заканчивала постройку самой длинной в мире железной дороги, которая должна была соединить берега двух океанов - Тихого и Атлантического. Царь торопился, ведь назревала война с Японией, а дорога ой как нужна была для переброски войск и боеприпасов! Практически всё строительство было уже закончено, оставался только маленький участок западного побережья озера Байкал. Но здесь инженеры по фортификационным сооружениям столкнулись с неожиданными трудностями. Участок береговой линии от Порта Байкала до Култука представлял собой сплошную череду отвесных скал и глубоких распадков. Как тут строить? Собрали все возможные силы со всей необъятной империи, но всё равно застряли здесь почти на два года. Зимой рельсы в этот период времени выкладывали прямо по льду, благо он бывал до 1,5 метра толщиной, и таким образом обеспечивали временное сообщение между западным и восточным берегом. А на берегу тем временем появился считающийся самым сложным в мире участок железнодорожных путей. На этих 80 километрах несколько десятков тоннелей, великое множество мостов, подпорных стенок и галерей. Считается, в среднем, не соврать бы, около трёх инженерных сооружений на километр пути. До сих пор кругобайкалка считается памятником человеческого трудолюбия и целеустремлённости. Когда-то здесь день и ночь стучали паровозные колёса, и вдоль покорённых берегов вытягивались бесконечные хвосты товарных составов. Но после войны построили прямую магистраль из Иркутска до Слюдянки, потому что участок дороги Иркутск - Байкал попадал под затопление строящейся Иркутской ГЭС. В 1956 году он ушёл под воду, а кругобайкальский участок остался тупиком. Жизнь сразу как будто остановилась на берегах священного моря, ведь эти территории не имели никакого хозяйственного значения, кроме обеспечения жизнедеятельности главной транспортной артерии страны. Один путь разобрали, а по другому всё ещё по инерции продолжал ходить раз в сутки тепловозик с парой вагонов, прозванный здесь "мотаней". Станции опустели, на некоторых остановках осталось лишь по одному-два домика. Но многие жители не спешили уходить из родных мест, продолжая вести тихий крестьянско-рыбачий быт на основе, практически, натурального хозяйства. Время словно замерло в этом живописном месте. Но постепенно дорога стала приобретать всё большую популярность у туристов, из-за сочетания неповторимых по красоте природных ландшафтов и исторических артефактов неукротимой человеческой воли и решимости в достижении требуемой цели. Когда-то и я прошагал всю эту дорогу с юга на север по шпалам и потом долго не мог отучиться ходить цыплячьими шажками. И вот, в тот жаркий и душный июль, мы сели на электричку и поехали на Байкал. Пересадку с электрички на мотаню можно сделать в Слюдянке или, как мы, чуть раньше, в Култуке. На ВСЖД нет станции Култук, но зато она сохранилась на КБЖД. Сначала мы спустились около километра по крутой тропинке к берегу Байкала и сидели потом на камушках, остужая вспотевшие ноги в студёной воде, слушая крики чаек и вдыхая крепкий "морской" аромат рыбы и водорослей. А станция Култук вот она, за спиной. Наконец, приполз и наш долгожданный "экспресс". Он и сейчас представляет странное зрелище. Представьте себе тепловоз, к которому прицеплены два пассажирских плацкартных вагона, один вагон-рефрижератор и два товарных. И этот куцый нелепый обрубок тащится всю дорогу с черепашьей скоростью. Эти несчастные 80 км он одолевает за 5-6 часов. От тоски можно было бы взвыть, если бы за окном каждое мгновение не разворачивался во всей своей красе великий и неповторимый облик старика-Байкала.

Или вот так: 


А можно просто смотреть на бесконечную гладь воды и медитировать:


Дорога то и дело ныряет в туннель:


Или просто прогрызает склон горы:


На каждой станции, даже самой маленькой, как вот эта:


Поезд стоит не менее 15 минут. Открою вам тайну: Вагон-рефрижератор - это магазин. Здесь нет другого транспорта. А жители и туристы на каждой остановке стекаются к поезду за хлебом, крупой, сахаром и всем остальным. Даже носки можно купить прямо с поезда! Когда придёт мотаня, никто точно не знает. Расписание, конечно, есть, но на часах местных жителей осталась только часовая стрелка. Никто не заметит, если поезд опоздает на час. На смешной станции Шарыжалгай, например,


мы стояли больше часа, потому что пропускали какую-то встречную дрезину. Путь-то один, разъехаться можно только на крупной станции. Но вот, наконец, тепловоз приближается к нашей остановке - о. п. 110-й километр.

Мы выходим. Разминаем ноги, вдыхаем полной грудью вкусный живительный кислород.

Итак, мы вышли. Купили в поезде хлеба и шоколадки. Подождали, пока поезд ушёл, и двинулись за ним по шпалам. Сразу за станцией на нашем пути встал вот этот туннель, длиной чуть ли не километр:


На некоторых, как на этом, обозначена дата постройки. С непривычки немного жутковато заходить в тёмное, пахнущее сыростью нутро. Со сводчатого потолка свисают самые настоящие сталактиты и капает вода. Всё, как в натуральной пещере! И эхо от шагов, и ветер, задевающий за лицо сырой прохладной лапой. Говорят, в каких-то туннелях до сих пор обитают призраки замученных на строительстве политических заключённых. Я не преминул об этом сообщить, когда мы были в самой середине. Дружный визг был мне ответом. Да, забыл сказать, мы - это я, жена и обе дочки, младшей из которых тогда было три года.
Но, через несколько минут мы уже вынырнули из тёмного и мрачного подземелья. Теперь наш путь лежал немного назад по берегу Байкала. Дело в том, что этот туннель отсекает от железной дороги целый полуостров приличного размера. Часть его берегов скалиста и обрывиста, но с этой стороны побережье украшает довольно-таки длинный, несколько сот метров, редкий для этой местности живописный песчаный пляжик, закрытый от шума редких поездов самой горой и рядом высоких лиственниц. Когда я впервые попал сюда ещё пацаном, восторгу моему не было предела. Точно так же вели себя и наши дочки, они целыми днями потом носились по берегу и плескались на мелководье. Иногда этот пляж выглядит, как курортное местечко:


Но всегда для всех хватает места. Большой плюс этого места в том, что сюда невозможно добраться на автомобиле, а значит, первобытная тишина и плеск прибоя никогда не будут нарушены ночной дискотекой очередного "отдыхающего". В крайнем случае, можно всегда уйти вот за ту скалу:


Проходишь по колено в воде 20 метров, и ты уже в закрытой со всех сторон маленькой бухточке с точно таким же мягким и ласковым песочком.
Но, нам повезло. Кроме нас, здесь ещё остановилась только одна небольшая и тихая компания туристов, которую мы почти не видели, потому что они встали на полянке за деревьями. Наша палатка тоже практически не нарушала умиротворяющий пейзаж, потому что скромно спряталась за кустами. Короче, это был тот самый случай, когда казалось, что всё, что видит глаз, принадлежит только тебе. И восход солнца над Байкалом:


И гроза на противоположном берегу:


И обалденное сказочное и зачаровывающее ночное небо над головой. Ну, типа вот такого:


С погодой тоже сказочно повезло, за неделю не упала ни капля дождя. Надо ли говорить, как не хотелось уезжать из этого волшебного места! Мы и так задержались вдвое дольше, чем расчитывали. Продукты кончились, но всегда можно было сходить на станцию и купить что-нибудь ещё. А на горе мы всегда собирали замечательные обабки и подосиновики для грибного супа! На работе меня потеряли, я уже два дня, как должен был выйти из отпуска. Сотовый давно сел, да я и не знаю, есть ли здесь связь.
Но, рано или поздно, сказка заканчивается... С большим сожалением мы собрали вещи и отправились через знакомый, уже переставший быть пугающим, туннель обратно на станцию. Почти по расписанию подползла знакомая мотаня. Это всегда один и тот же поезд. Днём он выходит из Слюдянки, вечером приходит в Порт Байкал, там ночует и уходит обратно в четыре утра. Именно поэтому обратно уехать немного сложнее, надо вставать среди ночи, чтобы успеть на паровоз. И мы не смогли совершить такой подвиг, поэтому поехали не обратно, а дальше. Выехали из родного туннеля и бросили прощальный взгляд на наш пляж:


Не забывай нас, когда-нибудь мы обязательно вернёмся!

Километры на этой дороге считались когда-то от Иркутска. Теперь половины дороги нет, но километры-то остались. Начинается отсчёт из Порта Байкала с восемьдесят-какого-то или девяностого километра. А для нас здесь поездка закончилась. Было уже около восьми или девяти вечера, когда мы вышли из вагона. Порт Байкал находится у истока Ангары, напротив известного всем гостям Иркутской земли посёлка Листвянка. Точнее, правильно он называется Листвяничный. А между двумя берегами из студёной воды торчит знаменитый на весь мир Шаман-камень. Это место считается истоком реки Ангары. Из Порта выбраться можно только двумя способами: по воде и по железной дороге. Поезд ходит раз в сутки, а теплоход до Листвянки каждый час, но заканчивает работу в шесть вечера. Куды бечь? Где прилечь? Пристань пуста, только пришёл небольшой частный корабль, капитан которого запросил какую-то нереальную сумму за перевоз на тот берег. Есть какая-то гостиница, и цены за ночёвку не очень-то грозные, но у нас уже не осталось и этих денег, да и как-то не очень приязно ночевать в этом неприветливом месте. С севера по Ангаре дул пронизывающий ветерок. Мы зябко поёживались с непривычки, разбалованные теплом нагретого солнцем и защищённого с севера горами нашего райского пляжа. Когда-то проводники охотно позволяли путешественникам ночевать прямо в вагоне, чтобы утром сразу отправиться в обратный путь. Но теперь, почему-то, даже и слышать об этом не хотели. Закрыли вагон и ушли восвояси. Можно было поставить палатку, но не делать же это посреди посёлка! Так мы неприкаянно шатались по опустевшим улицам, а вместе с нами была молодая супружеская пара французов, с которыми мы познакомились в поезде. Очень приятные и улыбчивые, они прекрасно владели русским языком, потому что работали переводчиками во французском посольстве где-то на Украине. Наверное, в Киеве. Как же их звали?
Честно, не помню... Всю дорогу мы не переставали делать комплименты их русскому, а они не уставали восхищаться и удивляться красотам Байкала. Иностранцы очень хорошо умеют удивляться. Это мы стесняемся показать свои эмоции, мы ведь суровые русские, которые до сих пор по субботам после бани на медведя с рогатиной ходят. А иностранцы, они, как дети. По крайней мере, те, которые добираются до наших мест. А для них это уже большой героизм! Тем более, что женщина была уже хорошо беременна, месяце на седьмом. Французы, почему-то, сразу прониклись к нам доверием и увязались за нами, как потерявшийся щенок. Ещё они задавали странные вопросы, типа, сколько дать водителю, который их подвёз. Похоже, многие наши соотечественники не прочь поднажиться на "богатых иностранцах". А ещё у них вызвали бурный восторг имена наших девочек. Анжелика и Ярослава! Отчего-то они радовались и чуть ли не хлопали в ладоши, когда повторяли снова и снова эти понравившиеся им звуки. Как оказалось, они были озабочены выбором имени для своей будущей малышки. Не удивлюсь, если где-то теперь топчет просторы планеты маленькими ножками французская Анжелика. Ну, или Ярослава.
Ну, так вот... Четверо неприкаянных людей и двое уставших детей слоняются по пустынному посёлку. Здесь тихо и грустно, даже нет автомобилей. Зачем они там, откуда нет дороги? А напротив, в Листвянке, ярко горят огни многочисленных отелей, магазинов и ресторанов. Там кипит жизнь, и оттуда можно уехать на автобусе или попутке, но туда никак не добраться. Мы идём по шпалам. Рельсы повернули в сторону Иркутска и закончились тупиком. А внизу, на берегу стоят гаражи для лодок. Это обычные металлические гаражи, как для автомобиля, только ворота у них открываются прямо в сторону реки. Исток Ангары никогда не замерзает. Здесь можно рыбачить круглый год, а для местных рыба - это основной источник дохода. Кроме того, уровень воды практически никогда не меняется, поэтому водяной гараж это очень удачное изобретение! А на стене одного из таких гаражей написанное краской на куске фанеры объявление. Переправа на тот берег на моторной лодке. И телефон. Но, у нас давно сели все аккумуляторы... К счастью, рекламодатель предусмотрел и этот случай и указал здесь же свой адрес. Как оказалось, эта улица прямо рядом, нужно только немного подняться в гору. Хозяин дома, и охотно согласился нас перевезти. Слава Богу! Через несколько минут он уже спустил лодку на воду, и мы по очереди перебрались на борт. Каждому был выдан ярко-оранжевый новый спасжилет. Всё серьёзно! Байкал не прощает беспечности. Погода может измениться в мгновение ока, а низкая моторная лодка, до предела водоизмещения заполненная пассажирами - это не самое штормоустойчивое судёнышко. И вот мы уже летим навстречу такому близкому, но такому недоступному родному берегу. Лодка рассекает волны, а пенные гребешки с них срывает проказник-ветер и бросает нам в лицо холодными брызгами. По дороге лодочник дважды обогнул Шаман-камень. Как же! Нельзя же не показать гостям такую достопримечательность. Какой же он маленький! 

Говорят, раньше здесь проверяли жён на верность. Оставляли на ночь на этом скользком обмылке. Если утром жива, значит верная, а если её прибрал старик-Байкал, значит были на то причины. Сколько же верных жён не смогли удержаться на крошечном осколке скалы при пронизывающем до самых костей ветре - думал я, глядя на этот коварный Шаман-камень, о который с плеском разбивались байкальские волны. Последний виток, и моторка направила нос к берегу. Через пять минут мы уже стояли на твёрдой земле. Взяли с нас совсем немного, по моему, по сто рублей с человека. А детей за человеков не считали. Ну, вот, теперь это уже практически конец... Французы решили остаться в Листвянке, у них были какие-то свои планы. Мы торопливо попрощались, потому что для нас остановилась первая же попутка, которой мы махнули рукой. Как жаль, что я не успел даже взять координаты этих замечательных ребят. Оставил это на потом, а потом на это не оказалось времени...
Как они там сейчас, в своей далёкой виноградной Франции, помнят ли нас? Не знаю, но уверен, что поездку на Байкал они не забудут никогда в жизни!

+8
15:25
450
14:54
+1
Вызодит, не интересна тема…
Значит, я ошибся.
16:57
+3
Оч интересно! В этих краях никогда не бывал. Фотки классные, на что снимали?)
17:14
+2
Фотки не мои, но точно тех мест, про которые написано. Искал хорошие фотки.
В наши места неохотно едут, потому что далеко. Но едут, и много. Вроде никто разочарованным не уезжал.
19:13
+2
Спасибо, очень интересный и душевный блог!
02:49
+1
Спасибо!
Значит, всё-таки не зря?
12:51 (отредактировано)
+2
Конечно, не зря. Хорошо получилось. И да, мне интересно, с удовольствием почитаю ещё.
14:04
+1
Ладно!
21:36
+1
Отличное путешествие! И фотки замечательные! thumbsupПрочитала с огромным удовольствием! Спасибо!
02:51
+1
Фотки да. Но тут больше заслуга местности)))
Спасибо!
Так что, продолжать рассказы о моих любимых местах?
08:07
+1
Конечно! smile
15:36
+1
Я бывал на Байкале. Но не знаю, с какого края. Меня туда притащили глубокой ночью, показали черное пространство без единого огня и просвета, и увезли обратно crazy
15:47
+2
О, этого вполне достаточно, чтобы говорить «Я бывал на Байкале!»
15:58
Учту )) Я его даже потрогал crazy
04:12 (отредактировано)
Ну тем более!
Однажды один человек обещал отвезти нас на Байкал. Обещанного мы ждали не три года, а три дня. И поехали уже вечером. Приехали в темноте. Оказалось, что человек ни разу не был на Байкале, потому что таджик. Он нас высадил в посёлке и спросил, где этот Байкал. Но мы до него не доехали метров двести, и я махнул рукой в темноту. Человек посмотрел и уехал. Не только щупать не стал, даже из машины не вышел.
Кстати, на ощупь Байкал… ну-ка угадаю… холодный и мокрый! Верно? Впрочем с середины января по конец апреля он только холодный, а в августе в некоторых местах почти тёплый.
Но об этом, наверное, в следующий раз расскажу.
Загрузка...