Валентина Савенко №1

Быть ли новому тренингу на Слоне

Быть ли новому тренингу на Слоне

Приветствую всех на Слоне. У меня появилась мысль о миниатюрах и хотелось бы услышать ваше мнение. И так, уважаемые коллеги по перу, предлагаю обсудить, и высказать свое мнение о новом тренинге на Слоне, и в итоге поддержать или не поддержать. Все на ваше усмотрение.

Так, о чем собственно речь? О тренинге по миниатюре. Да, на сайте есть тренинг «7 предложений», но мне кажется, что это слишком малый объём для создания полноценных и законченных работ к коим мы, начписы, стремимся. Я сам участвовал в этих тренингах и обратил внимание, что очень редко участники пишут действительно законченные работы. И причина скорее всего в слишком малом объёме, и в итоге участниками часто писались не художественные законченные произведения, а тренировочные тексты-фрагменты чего-то. Да и не было такой цели на тренинге создать законченное произведение, как мне показалось.

Итак, первое: предлагаю увеличить объем миниатюры до 15 предложений. Или больше, как вы на это смотрите,

Второе: Ввести систему оценивания в баллах, скажем от единицы и до пяти. Это главное обстоятельство для стимулирования и мотивации участников.

Вы спросите, а кто оценивать будет? Ведущий тренинга? А вот и нет. Оценивать будут участники тренинга. Каждый участник оценит работы других авторов, кроме своей. Все по-честному. И пишет комментарии к каждой работе. Все просто. Мы ведь пишем комментарии на сковородке, а сейчас и на табуретке, так, что тут ничего сложного. В итоге мы получаем победителя в каждом этапе тренинга.

Тренинги проводим на заданные темы: то ли это будут эмоции (показать эмоциональное состояние героя: счастье, горе, страх, тоска, скука, депрессия и т. д.), то ли природу в ее проявлениях (гроза, метель, ураган,) или на выбор участников подбирается общая тема.

Несколько слов о миниатюре:

Миниатюра – малый литературный жанр, т.е. маленькое по объему, но композиционно и содержательно завершенное произведение. Основные особенности миниатюры - композиционная полнота и тематическая законченность. Текст миниатюры значительно меньше рассказа и при этом очень насыщенный. Как правило, в миниатюре нет активного действия, это зарисовка, картинка. Здесь используются образы, эпитеты, сравнения. Лексика миниатюр эмоциональна, часто экспрессивна, богата метафорами и олицетворениями. Форма лирической миниатюры должна быть изящна и при этом лаконична, ей присущ свой внутренний ритм.

Не имея чётких границ, миниатюра дает волю авторам, и это составляет одно из её основных отличий от других малых прозаических жанров, а также позволяет обращаться к различным сторонам жизни и ставить в центр бытовые, социальные, философские вопросы.

Ю. Б. Орлицкий характеризует миниатюру как жанр с выраженной ритмической организацией.

В произведениях миниатюрного жанра во всем сквозит отчётливо выраженное субъективное начало. В большинстве миниатюр именно субъект, то есть конкретная личность, представляет собой центр, вокруг которого происходят все действия и развивается композиция, в них реализуется субъективное восприятие, некое переживание.

Отсутствие жёстких рамок, сложившихся канонов составляет основное отличие миниатюры от других малых прозаических жанров.

И.С. Тургенев считается основателем литературно-художественного жанра миниатюры, с выходом в свет его произведений "Стихотворениями в прозе". Стихотворений в прозе" продолжили В.Гаршин, И.Анненский. Коротким, миниатюрным рассказам придавали большое значение К.К. Случевский, И. Бунин, В.Короленко, А.Куприн, В. Шукшин.


В жанре миниатюры с наибольшей полнотой раскрывается мастерство писателя, развитое чувство тонкой филиграни экспрессивного развития сюжета, умение в малом по объёму произведении, выразить значительное содержание. Здесь, используются образы, эпитеты, сравнения. Лексика миниатюр эмоциональна, часто экспрессивна, богата метафорами и олицетворениями. Форма лирической миниатюры должна быть изящна и при этом лаконична, ей присущ свой внутренний ритм. Для примера посмотрите вот эту чудную миниатюру Михаила Пришвина:

«Весенняя уборка»

Еще несколько дней, какая-нибудь неделя — и весь этот невероятный хлам в лесу природа начнет закрывать цветами, травами, зеленеющими мхами, тонкой молодой порослью. Трогательно смотреть, как природа заботливо убирает два раза в год свой желтый сухой и мертвый костяк: один раз весной она закрывает его от нашего глаза цветами, другой раз — осенью. Еще цветут орехи и ольха, и их золотые сережки еще и сейчас дымятся от прикосновения птичек, но не в них теперь дело: они живут, но их время прошло. Сейчас удивляют и господствуют множеством своим и красотой синие цветики звездочкой. Изредка попадает, но тоже удивляет «волчье лыко». Лед растаял на лесной дороге, остался навоз, и на этот навоз, как будто чуя его, налетело из еловых и сосновых шишек множество семян.

Так, может быть и мы с вами научимся писать свои, неповторимые миниатюры: о ночном городе, о жарком пляже, о встрече с незнакомкой…

Коллеги, высказывайтесь, поддерживайте. Если будет  интерес — я попробую организовать тренинг, разумеется, если разрешит администрации Слона.

Да, и еще одна просьба, если не трудно, укажите в своих комментариях, хотели бы вы или нет, принять участие в данном тренинге.

+4
04:45
459
09:10 (отредактировано)
+2
А тут сложно не согласиться. Можно, конечно, и в 7 предложений что-то утрамбовать, но а смысл? Так, упражняться в остроумии. А портянки писать тоже морока, их все равно мало кто читает.
Я бы вообще ставил ограничение в знаках, например, 2 тызны — я в этот объем вполне себе укладывался с законченой историей.
А совместный движ любой полезен для коллектива. ok
11:38
+1
Спасибо за отзыв. Ограничиваться по знакам хорошая мысль и я сам тоже подумывал о тысяче знаках для ограничения. Две тысячи — больше возможностей, согласен, но в предложенном варианте участники будут читать и оценивать работы друг друга и объем может затормозить процесс. Здесь объем ограничен еще и мобильностью при подведении итогов. но мысль ограничиваться знаками, а не предложениями мне кажется правильной.
11:46
+1
Мне попадались активности на 1000 знаков и на 500. То есть, в этот объем можно влепить хоть сколько предложений — но в таком случае автору еще и с ритмикой текста придется поработать, это же дополнительный уровень тренировок.
12:10
Согласен. Я сам больше тяготею к объемам менее 500, меня даже семь предложений иногда получалось не плохо, но это сложно, очень.
10:50
+2
У Г.Маркеса вообще одно предложение может быть размером со страницу.
Мне кажется, дело не в количестве, а в качестве.
11:18
Базару без, но тут речь о тренинге. Тренинг должен тренировать, качество в том числе. С разбегу браться за сложные задачи тоже смысла нет
11:39
Спасибо, Первый, ну вот на тренинге мы и будем учиться качеству. Соглашайтесь
12:05
Попробовать можно. У нас ведь не литинститут и требования не столь строгие, и возможно поднимем и качество равняясь друг на друга.
12:14
Я за минимум. Тем более, что еще и в 7 предложениях не участвовала.
Конечно, Стас, надо пробовать.
11:16
+4
Меня, ваще-то, 7 предложений вполне устраивают. И добавлять в них ещё столько же не вижу смысла. Отличный тренинг для страдающих многословием авторов. thumbsup
11:40 (отредактировано)
+1
Семь предложений мы не отменяем, только дополнительно вводим новый тренинг для полноценных минек. Понимаете, Светлана, чем больше объем миниатюры тем легче начпису написать законченное произведение. Ведь мы ставим ограничение, а участник вполне волен уложиться и в меньший обьем, в те же семь предложений или восемь.
12:16 (отредактировано)
А может быть сделать так. 15 предложений или 200 слов- неважно. Победитель — у кого выйдет и короче, и интересней.
Мне нравится «как рано кончился диван». Три слова — а какая драма! laugh
15:15
+1
Как неожиданно закончился диван!

Там так :))
15:23
+1
А я помню «о, как внезапно кончился диван!» laugh
15:36
Именно! )))
15:38
Да сколько вас там на диване? eyes
22:30
Точно так. Вы правы :))
11:17
+3
Мне нравится формат «55 слов»:
notagram.ru/samye-korotkie-v-mire-rasskazy/
12:03
Спасибо, Андрей, обязательно ознакомлюсь.
01:43
Посмотрел по вашей ссылке. Миниатюры очень понравились. Но ведь они отобраны из тысяч, а может быть и десятков тысяч менее удачных, а то и вовсе слабых. И допускаю что именно эти, отобранные, удачные миниатюры, писали профессиональные писатели, и им учиться не нужно. Я допускаю, что на Слоне есть авторы, способные написать не хуже, но считаю миниатюру из 55 слов архисложной и для начинающих это непосильная задача. Мы ведь стремимся к массовости в тренинге, а это возможно только при равных условиях для всех желающих. И если к примеру на заданную тему один автор напишет объемом 1000 знаков, а другой легко — из 55 слов, то без проблем, каждый будет использовать свой козырь. Оценивать будем только качество работы автора, не зависимо от обьема использованных знаков. Главное не превысить заранее оговоренный лимит.
11:18 (отредактировано)
+3
Дело хорошее. Я тут вижу два сложных момента. Первое: по вашим словам, миниатюра — композиционно завершенное произведение, но с другой стороны — зарисовка, картинка, без действия. Это сочетается? Возможно, да, но тогда следует начать с «урока композиции», чтобы участники увидели это вживую и потренировались.
Второе: всё таки оценки… Но в школе система оценок основывается на количестве объективных ошибок в ответе, в работе. Например, решено 3 задачи из пяти. Как оценить художественный текст, тем более коллеги, которого не хотелось бы обижать? Очень сложно поставить что-то кроме пяти.
Посмотрите в архивах тренинги Таши. У нее были уровни выполнения задания и баллы. Вообще посмотрите структуру тренинга, это поможет сформулировать свой.
То, что вы хотите сделать, пыталась сделать Татьяна Королёва. Там не получилось, но загляните туда тоже, попробуйте обдумать этот опыт.
Буду ли я участвовать — честно, не знаю. Я и в тренингах Лис собирался, делал несколько попыток что-то написать, но не получилось. Посмотрим.
PS: Я бы тоже не привязывался к количеству предложений. Это заставляет автора изворачиваться со структурой, а зачем нам такой хоккей? Лучше ограничение по количеству знаков.
11:35 (отредактировано)
+2
Если говорить об оценках, то первопроходец здесь — Merelis с её поэтическими тренингами. И там была конкретная градация — три уровня сложности задания. Сколько из них выполнил — столько баллов и получил. Ну и в принципе ситуация, когда оценивает тренер, правильнее.
А выставлять оценки друг другу… Можно, конечно. Всяко тот же самосуд НФ на этом построен. Но помимо твоего аргумента (весьма верного, когда оценки не анонимны), есть ещё один. Обязаловка всё же отпугивает потенциальных участников. Для конкурса это нормально, он и так массовый донельзя. А тренинги особой популярностью и так не пользовались. Я вот не хочу выполнять работу тренера и читать все работы. Тем более — оценивать.

Нет, вопрос Стас поднимает правильный. И тренинги надо поднимать, ибо давно заглохли. И с формой экспериментировать — дело не худшее. Но по поводу формата надо думать. Впрочем, у нас же как всегда было? Инициатива е**т инициатора. Хочешь — карты в руки, хуже клубу точно не будет.
14:15
Первопроходца Merelis я не застал. Это было ещё «при старом режиме». pardon
14:23
+1
Стар… Как же я стар. Суперстар!
12:01
+2
Спасибо, что зашли, Мартин. По оценкам возможно и будут трудности, но на турнирах и конкурсах нас же не смущает ставить оценку одной работе выше а другой меньше. Ну и если кто-то поставит всем пятерки, то это ничего не изменит, найдутся и посмелее и поставят тройки и четверки.
Что касается законченности работ то мы конечно же не сразу научимся это делать, на то и тренинг. Я сам только учусь и суть этого тренинга в совместном обучении без наставника, мы все на равных и будем писать отзывы друг другу. Кто-то знает больше и даст толковые советы, а кто-то меньше и выскажется в рамках читательского восприятия, и это все и будет учебой. Понятно, что учителем и наставником я быть никак не могу, только как регулятор процесса. А в остальном будем учиться. У нас на сайте есть авторы пишущие прекрасные миниатюры, может они поучаствуют и дадут нам вектор. Тренинги Таши поищу, почитаю, интересно перенять опыт не помешает.
12:17
13… аЦкое число!
14:38
+1
По хорошему счету, если вы не можете выразить мысль в семи предложениях, вам такое увеличение объёма не сильно поможет. Так, скорее, пыли в глаза подпустить.
С другой стороны, не всякую мысль можно выразить в семи предложениях. Но я думаю, что начинающим авторам надо, наоборот, учиться ужимать свои древомыслия, а то начинается — запихиваем стопицот посылов в один абзац и удивляемся, что никто нихера не понял.
21:45
Спорный вопрос. Уважаемый SoloQ, мне кажется тут все субьективно: одному автору достаточно и семи предложений что бы создать цельное художественное произведение, а другому не менее 1000 знаков. Увеличивая потолок ограничения объема, мы уравниваем шансы, и делаем тренинг более доступным по способностям. Мало того, в отличие от тренинга 7 предложений у нас нет и нижнего предела в объеме и участник может выполнить задание и с меньшим количеством знаков, хоть с теми же семью предложениями.
20:45
+1
Есть же всякие конкурсы типа грелки, астраблица и т.д. Плюс в сборник «рассказов» миниатюры требуются.
Не понимаю зачем ещё что-то.
Была пару раз тема «оживи героя». Неплохо прошла, кстати.
А в вашем предложении я не вижу ничего нового. Более того, непонятно кто сейчас согласится в этом участвовать. Вы говорите вроде о новичках, но предлагаете нам. Оно и понятно, ведь на сайте регулярную активность проявляют человек 15. Остальные либо молчат, либо кочуют как я.
И все же, если вы предложите идею, которая будет координально отличаться от всего остального, что есть в сети, то народ сам придёт. Пока ничего нового. Такими тренингами — только людей мучить. Сейчас нф на носу, кто-то пишет ещё в сборник, плюс ещё конкурсы будут. Потом БС. Силы не резиновые))
21:19
+2
Идея нравится. Хоть в 15 предложениях хоть в 2000 знаках.
Оценки тоже хорошо.
Обязать комментировать других участников будет сложно. Насколько это получится зависит от тренера. Так что тут работа не легче. Одно дело самому прочитать и оценить — все зависит от вас. Другое напоминать, мотивировать, уговаривать, оповещать других участников. Добиваться выполнения правил. Это даже сложнее.

В общем, как что-то решите, пишите слону. Дадим права, поможем, научим
21:53
Спасибо. Сейчас в обсуждении пытаюсь определить параметры будущего тренинга. Попробовать стоит, даже если ничего не получится. Новые идеи рождаются именно так, пробы — ошибки — пробы.
22:12
Запашных надо в дресс тренеры. Вот будет шоу слонов!
01:59 (отредактировано)
Я, вот тут, подумал и мне пришла в голову интересная мысль по оценкам в тренинге. А мы не будем вводить обязаловку на оценки и комментарии. Оценки и комментарии по желанию и даже если мне придется самому писать всем отзывы и ставить оценки, это ничего не изменит в тренинге, главное есть такая возможность и никто не скажет что я не пр праву оцениваю их работы. Оценивайте и вы, пишите и вы, а если не хотите то пожалуйста оценка от тех кто не поленился и прочитал и принял на себя ответственность оценить вашу работу. В итоге участник не будет загружен обязательным голосованием, мало того, он может поставить оценку только тем работам, которые ему понравились или не понравились, не важно. И пусть одна работа получит пять двоек а другая одну пятерку и двоечник победит, значит чем то он притянул к своей работе других авторов, пусть и на двойку, все же лучше чем игнорирование.
10:24
и двоечник победит,
Да… для этого стоит запариваться. У нас так-то очень мало внимания к шнягам. Надо что-то менять… Вы правы.
10:16
15 — тоже вряд ли. Я бы не стал участвовать, я или за полный атас типа драббла-стошки, либо что-то на страничку как минимум.
16:39
Думаю тысяча знаков будет в самый раз.
Загрузка...
Литбес №2