Быть ли новому тренингу на Слоне
Приветствую всех на Слоне. У меня появилась мысль о миниатюрах и хотелось бы услышать ваше мнение. И так, уважаемые коллеги по перу, предлагаю обсудить, и высказать свое мнение о новом тренинге на Слоне, и в итоге поддержать или не поддержать. Все на ваше усмотрение.
Так, о чем собственно речь? О тренинге по миниатюре. Да, на сайте есть тренинг «7 предложений», но мне кажется, что это слишком малый объём для создания полноценных и законченных работ к коим мы, начписы, стремимся. Я сам участвовал в этих тренингах и обратил внимание, что очень редко участники пишут действительно законченные работы. И причина скорее всего в слишком малом объёме, и в итоге участниками часто писались не художественные законченные произведения, а тренировочные тексты-фрагменты чего-то. Да и не было такой цели на тренинге создать законченное произведение, как мне показалось.
Итак, первое: предлагаю увеличить объем миниатюры до 15 предложений. Или больше, как вы на это смотрите,
Второе: Ввести систему оценивания в баллах, скажем от единицы и до пяти. Это главное обстоятельство для стимулирования и мотивации участников.
Вы спросите, а кто оценивать будет? Ведущий тренинга? А вот и нет. Оценивать будут участники тренинга. Каждый участник оценит работы других авторов, кроме своей. Все по-честному. И пишет комментарии к каждой работе. Все просто. Мы ведь пишем комментарии на сковородке, а сейчас и на табуретке, так, что тут ничего сложного. В итоге мы получаем победителя в каждом этапе тренинга.
Тренинги проводим на заданные темы: то ли это будут эмоции (показать эмоциональное состояние героя: счастье, горе, страх, тоска, скука, депрессия и т. д.), то ли природу в ее проявлениях (гроза, метель, ураган,) или на выбор участников подбирается общая тема.
Несколько слов о миниатюре:
Миниатюра – малый литературный жанр, т.е. маленькое по объему, но композиционно и содержательно завершенное произведение. Основные особенности миниатюры - композиционная полнота и тематическая законченность. Текст миниатюры значительно меньше рассказа и при этом очень насыщенный. Как правило, в миниатюре нет активного действия, это зарисовка, картинка. Здесь используются образы, эпитеты, сравнения. Лексика миниатюр эмоциональна, часто экспрессивна, богата метафорами и олицетворениями. Форма лирической миниатюры должна быть изящна и при этом лаконична, ей присущ свой внутренний ритм.
Не имея чётких границ, миниатюра дает волю авторам, и это составляет одно из её основных отличий от других малых прозаических жанров, а также позволяет обращаться к различным сторонам жизни и ставить в центр бытовые, социальные, философские вопросы.
Ю. Б. Орлицкий характеризует миниатюру как жанр с выраженной ритмической организацией.
В произведениях миниатюрного жанра во всем сквозит отчётливо выраженное субъективное начало. В большинстве миниатюр именно субъект, то есть конкретная личность, представляет собой центр, вокруг которого происходят все действия и развивается композиция, в них реализуется субъективное восприятие, некое переживание.
Отсутствие жёстких рамок, сложившихся канонов составляет основное отличие миниатюры от других малых прозаических жанров.
И.С. Тургенев считается основателем литературно-художественного жанра миниатюры, с выходом в свет его произведений "Стихотворениями в прозе". Стихотворений в прозе" продолжили В.Гаршин, И.Анненский. Коротким, миниатюрным рассказам придавали большое значение К.К. Случевский, И. Бунин, В.Короленко, А.Куприн, В. Шукшин.
В жанре миниатюры с наибольшей полнотой раскрывается мастерство писателя, развитое чувство тонкой филиграни экспрессивного развития сюжета, умение в малом по объёму произведении, выразить значительное содержание. Здесь, используются образы, эпитеты, сравнения. Лексика миниатюр эмоциональна, часто экспрессивна, богата метафорами и олицетворениями. Форма лирической миниатюры должна быть изящна и при этом лаконична, ей присущ свой внутренний ритм. Для примера посмотрите вот эту чудную миниатюру Михаила Пришвина:
«Весенняя уборка»
Еще несколько дней, какая-нибудь неделя — и весь этот невероятный хлам в лесу природа начнет закрывать цветами, травами, зеленеющими мхами, тонкой молодой порослью. Трогательно смотреть, как природа заботливо убирает два раза в год свой желтый сухой и мертвый костяк: один раз весной она закрывает его от нашего глаза цветами, другой раз — осенью. Еще цветут орехи и ольха, и их золотые сережки еще и сейчас дымятся от прикосновения птичек, но не в них теперь дело: они живут, но их время прошло. Сейчас удивляют и господствуют множеством своим и красотой синие цветики звездочкой. Изредка попадает, но тоже удивляет «волчье лыко». Лед растаял на лесной дороге, остался навоз, и на этот навоз, как будто чуя его, налетело из еловых и сосновых шишек множество семян.
Так, может быть и мы с вами научимся писать свои, неповторимые миниатюры: о ночном городе, о жарком пляже, о встрече с незнакомкой…
Коллеги, высказывайтесь, поддерживайте. Если будет интерес — я попробую организовать тренинг, разумеется, если разрешит администрации Слона.
Да, и еще одна просьба, если не трудно, укажите в своих комментариях, хотели бы вы или нет, принять участие в данном тренинге.
Я бы вообще ставил ограничение в знаках, например, 2 тызны — я в этот объем вполне себе укладывался с законченой историей.
А совместный движ любой полезен для коллектива.
Мне кажется, дело не в количестве, а в качестве.
Конечно, Стас, надо пробовать.
Мне нравится «как рано кончился диван». Три слова — а какая драма!
Там так :))
notagram.ru/samye-korotkie-v-mire-rasskazy/
Второе: всё таки оценки… Но в школе система оценок основывается на количестве объективных ошибок в ответе, в работе. Например, решено 3 задачи из пяти. Как оценить художественный текст, тем более коллеги, которого не хотелось бы обижать? Очень сложно поставить что-то кроме пяти.
Посмотрите в архивах тренинги Таши. У нее были уровни выполнения задания и баллы. Вообще посмотрите структуру тренинга, это поможет сформулировать свой.
То, что вы хотите сделать, пыталась сделать Татьяна Королёва. Там не получилось, но загляните туда тоже, попробуйте обдумать этот опыт.
Буду ли я участвовать — честно, не знаю. Я и в тренингах Лис собирался, делал несколько попыток что-то написать, но не получилось. Посмотрим.
PS: Я бы тоже не привязывался к количеству предложений. Это заставляет автора изворачиваться со структурой, а зачем нам такой хоккей? Лучше ограничение по количеству знаков.
А выставлять оценки друг другу… Можно, конечно. Всяко тот же самосуд НФ на этом построен. Но помимо твоего аргумента (весьма верного, когда оценки не анонимны), есть ещё один. Обязаловка всё же отпугивает потенциальных участников. Для конкурса это нормально, он и так массовый донельзя. А тренинги особой популярностью и так не пользовались. Я вот не хочу выполнять работу тренера и читать все работы. Тем более — оценивать.
Нет, вопрос Стас поднимает правильный. И тренинги надо поднимать, ибо давно заглохли. И с формой экспериментировать — дело не худшее. Но по поводу формата надо думать. Впрочем, у нас же как всегда было? Инициатива е**т инициатора. Хочешь — карты в руки, хуже клубу точно не будет.
Что касается законченности работ то мы конечно же не сразу научимся это делать, на то и тренинг. Я сам только учусь и суть этого тренинга в совместном обучении без наставника, мы все на равных и будем писать отзывы друг другу. Кто-то знает больше и даст толковые советы, а кто-то меньше и выскажется в рамках читательского восприятия, и это все и будет учебой. Понятно, что учителем и наставником я быть никак не могу, только как регулятор процесса. А в остальном будем учиться. У нас на сайте есть авторы пишущие прекрасные миниатюры, может они поучаствуют и дадут нам вектор. Тренинги Таши поищу, почитаю, интересно перенять опыт не помешает.
С другой стороны, не всякую мысль можно выразить в семи предложениях. Но я думаю, что начинающим авторам надо, наоборот, учиться ужимать свои древомыслия, а то начинается — запихиваем стопицот посылов в один абзац и удивляемся, что никто нихера не понял.
Не понимаю зачем ещё что-то.
Была пару раз тема «оживи героя». Неплохо прошла, кстати.
А в вашем предложении я не вижу ничего нового. Более того, непонятно кто сейчас согласится в этом участвовать. Вы говорите вроде о новичках, но предлагаете нам. Оно и понятно, ведь на сайте регулярную активность проявляют человек 15. Остальные либо молчат, либо кочуют как я.
И все же, если вы предложите идею, которая будет координально отличаться от всего остального, что есть в сети, то народ сам придёт. Пока ничего нового. Такими тренингами — только людей мучить. Сейчас нф на носу, кто-то пишет ещё в сборник, плюс ещё конкурсы будут. Потом БС. Силы не резиновые))
Оценки тоже хорошо.
Обязать комментировать других участников будет сложно. Насколько это получится зависит от тренера. Так что тут работа не легче. Одно дело самому прочитать и оценить — все зависит от вас. Другое напоминать, мотивировать, уговаривать, оповещать других участников. Добиваться выполнения правил. Это даже сложнее.
В общем, как что-то решите, пишите слону. Дадим права, поможем, научим
дресстренеры. Вот будет шоу слонов!