Обзор на книгу "Святослав" авторства Л. Р. Прозорова.

Обзор на книгу "Святослав" авторства Л. Р. Прозорова.


(Глава из книги "Язычество против псевдоязычества"

Стоит коснуться и книги Прозорова «Святослав».
Об этом «очень личном» труде Прозорова написано и так много критики. Потому я добавлю лишь два момента, на которые еще никто еще не обращал внимания.
1) Как Лев Рудольфович превратил хазар в славян.
Что пишет Прозоров? «Мы знаем о двух таких восстаниях. Я начну с описанного в закавказских летописях. Обычно его относят к более ранней эпохе. Но летописцы Закавказья нередко удревняли на век-другой северные известия. Так, Тифлисские летописи перенесли на два века в прошлое поход русов на Византию IX века. Считают также, что известие это относится к кочевникам-савирам, соседям хазар, но есть причины — и я о них расскажу — относить рассказ летописи к севере, северянам.
Их вождя армянин-летописец назвал Илутвером; можно уверенно перевести это имя, как Лютовер. Лютовер решил восстать против кагана. Захожие проповедники из Византии убедили его, что если он примет христианство, Христос и его земной наместник, кесарь, помогут ему.
Лютовер принял новую веру. Из Византии приехал епископ со звучным именем Израель. Он собственноручно свалил священный дуб. Вот из-за этого я и думаю, что речь о славянской севере, а не о кочевниках-савирах. Те вряд ли могли поклоняться дубу, а у славян, как уже говорилось, дуб был святыней Перуна. Более того, сам этот дуб найден археологами в Десне, реке северян. Ствол дуба усажен клыкастыми челюстями кабанов — священных зверей Перуна. Срублен он был на рубеже VIII-IX веков, задолго до крещения Руси в 988 году. И, скорее всего, именно он стал жертвой фанатизма византийского проповедника.
Епископ не ограничился истреблением святыни северы. Он калечил обереги славян, маленькие коловраты-свастики, обламывая им зубцы и превращая в обычные кресты.
Понадеявшись на новых заступников, небесного и земного, Лютовер объявил войну каганату. Можно представить, как, с каким сердцем шли в бой люди, с чьих шей свисали изувеченные обереги, а перед глазами, верно, еще рушилось с обрыва тысячелетнее дерево Бога Побед.
Северяне были разбиты. Лютовер, взятый в плен, вынужден был принести кагану унизительную клятву покорности, и отдать в гарем кагана единственную дочь. Не отсюда ли в русской былине «королевна Черниговская», просватанная за «царище Кошерище»?»


Так вот, если не покупаться на сопливый пафос, бросится в глаза, что ряд аргументов звучит весьма скользко: «можно уверенно перевести», «заезжие проповедники его убедили», «не отсюда ли сюжет» и т.п. То есть аргументы заменены домыслами.
А что мы имеем по факту?
Первое: «уверенно переведенный», как князь Лютовер, савирский князь Алп-Илитвер назван в «Истории агван» царем гуннов. Правит он в 7 веке (аргумент Прозорова о том, что дескать «летописцы даты переврали» выглядит детским лепетом). Его земли граничили с Кавказской Албанией (ныне территория Грузии, Азербаджана и Дагестана), если учесть, что в 669 году он вторгся в эту самую Кавказскую Албанию. «Князю северян Лютоверу» для этого пришлось бы из-под Чернигова пройти с войском через земли уличей, хазарского каганата и касогов. Что можно считать маловероятным, учитывая слабую заинтересованность небольшого русского племени в политике далеких кавказских земель, как и тот факт, что хазарский каган просто не позволил бы «подчиненному народу» гулять с сильным войском по своей территории и вторгаться к хазарским же соседям. (168).
Второе: племенное объединение «савир» Захир-ад-дин Мараши уверенно относил к полиэтническим, куда входили хазары (акациры), аланы, болгары и (по словам хрониста) «какие-то славяне». (169) Т.е. в савирах славяне имелись, но не играли значительной роли. Само царство савир располагалось в Дагестане, имело столицей город Варачан («Армянская география). (170). И миссия епископа Исраэля с его переделкой оберегов, происходила именно в этих землях, согласно С. А. Плетневой. (171). Тем более, что дата деятельности Исраэля совпадает по времени с первым появлением христианских храмов в хазарском городе Беленджере (ныне территория Дагестана) и происходит в КОНКРЕТНО НАЗВАННОМ В ХРОНИКАХ Варачане. Сам миссионер назван в «Истории Агван» «просветителем гуннов и хазар» и «гуннским епископом». (История агван, стр. 207-213, 238) (172). О славянах в этой подробной хронике речи не идет.
Третье: Прозоров попытался «уверенно перевести» савир как «северян», практически повторив ошибку фаната панмонголизма Л. Гумилева. Он же берет некий священный дуб, который Исраэль срубил у савир и старается отождествить оный с украшенным клыками дубом, поднятым со дна Десны в землях северян. Т.е. Лев Рудольфович уверен, что раз в землях славян такой дуб нашелся, то в землях хазар его быть не может. И эта уверенность позволяет ему закрывать глаза на все вышеуказанные сведения о географии савир и их этнических составляющих. На самом деле, при описании верований савир, культ почитаемых деревьев (которым приносили в жертву коней и на ветвях которых развешивали конские головы) упомянут в «Истории агван» (страница 200), рядом с упоминанием культов Тенгрихана (стр 193) в связи с миссией того же епископа Исраэля. Более того, на страницах 200-201 той же самой «Истории агван» говорится о священном дубе близ хазарского Варачана, которого называли «спасителем богов, жизнеподателем и дарователем всех благ». (173).
Четвертое: согласно Мовсесу Каланкатуаци, хваленый Прозоровым «князь северян Лютовер», а на самом деле хазарин Алп-Илитвер, сам прославился разрушением отцовских капищ. (174)
2) Совсем разные дани.
Чуть ли не основным рычагом воздействия на восприятие читателя, протянувшимся через всю книгу «Святослав», у Прозорова является выданный с надрывом в голосе аргумент, мол проклятые хазары забирали в дань с каждого дома по девушке (так он перевел в тексте слова «бела веверица»). И, следуя идее книги, продолжалось это несчастье до тех пор, покуда не пришли «расово-арийские» варяги-освободители, объявившие «дранг нах остен» хазарам.
Судя по тому, что эта идея фигурирует в той или иной форме во многих книгах Прозорова, можно предположить, что она стала, своего рода, жизненной программой его произведений. Увы, реальности же это мало соответствует.
Нет, я не собираюсь защищать хазар. Да, о такой дани хазарам (по «беле веверице») летописи говорят (ПСРЛ, ТОМ 1, Лаврентьевская летопись). Но что говорят детописи о дани варягам-«освободителям»? ПСРЛ, том 9, Никоновская летопись: «Имаху дань варязи, приходящие из заморья, на словенех, рекше на новгородцах, и на мещерех, и на кривичех от мужа по БЕЛЕ ВЕВЕРИЦЕ». Причем, тот же первоисточник прямо противопоставляет варяжскую дань хазарской, которая составляла белку с дома.
Как же так получилось, что у «профессионального историка» дань «веверицами» хазарам, и такая же дань - варягам, это две совершенно разные дани, где хазарская требует слезного отмщения, а варяжская - преклонения и уважения? 
Источники по теме:
168) История страны Алуанк / пер. с древнеармянского Ш. В. Смбатяна. — Матенадаран, Ереван, 1984.
169) Алексеев С. В. Славянская Европа V-VI в.в. / С. В. Алексеев – М.: Вече, 2005 г.
170) Армянская География VII века по Р.Х (приписывавшаяся Моисею Хоренскому)» / Перевод и подготовка издания К. П. Патканова. — СПб., 1877.
171) Плетнева С.А. Хазары./ С.А. Плетнева — М.: Наука, 1976 г.
172) История страны Алуанк / пер. с древнеармянского Ш. В. Смбатяна. — Матенадаран, Ереван, 1984.
173) Там же
174) Там же
0
23:00
252
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Светлана Ледовская №2