Почему мы плачем над выдуманными персонажами?

Давно думаю над этим. Иногда мне приходилось слышать от некоторых людей, что им не страшно смотреть фильмы ужасов, потому что они знают, что всё происходящее в фильме (или написанное) - выдумка. Некоторые даже засыпают, вместо того, чтобы бояться.
Другие говорят, что не плачут, когда наблюдают за страданиями персонажей, не плачут от трогательности момента, не плачут во время трагических сцен, когда с главным персонажем происходит нечто ужасное.
И тоже по той причине, что понимают, что это книга/фильм, а потому можно смотреть спокойно, не переживая за тех, кого не существует. Или по каким-то иным причинам. Например, потому, что им не жалко кого-либо вообще, в принципе, тем более выдуманных личностей. Встречался с людьми, которые с некой гордостью делились своей неспособностью к сочувствию, то есть, когда разделяешь горе человека, иногда даже проливая слёзы при этом.
И, словно бы для оправдания, объясняли, что жалеть людей - это страшный грех и невероятная мерзость, уверяя при этом, что готовы помочь кому-нибудь, но только с ледяным безразличием и бесстрастным холодком в глазах. Словно бы обколовшись препаратом для лишения эмоций из фильма "Эквилибриум".
По какой причине я плачу над выдуманными персонажами, которых нет и никогда не было? Может быть, потому, что я настолько впечатлительный, что меня легко увлечь в выдуманный мир, чтобы я поверил в него? А другие, к примеру, имеют более устойчивую психику и самообладание. Просто так не проведёшь, в общем...
Помню, как сказал однажды, что плакал над тем моментом в фильме "Интерстеллар", когда главный герой рыдает, глядя на сообщения своей дочери, которая взрослеет у него на глазах и теряет веру в то, что отец вернётся, после чего прощается с ним навсегда, говоря, что "отпускает его".
Услышав это, моя знакомая сказала, что тоже плакала. И с явным удовольствием сообщила, что плакала над научными несоответствиями этого фильма, явно довольная получившейся остротой. Я ведь признался, что плакал. Сказал, что был потрясён этим моментом. И потрясение моё было не выдуманным, а настоящим, как и мои слёзы. Но в ответ я получил снисходительную шутку, а потом пояснения, почему фильм отстойный.
С тем посылом, что если фильм имеет какие-то вопиющие недостатки, то плакать над ним неправильно и нелогично. Можно только плакать от того, насколько этот фильм ужасный. Но...
Почему я плачу иногда над персонажами, даже если книга/фильм не очень хороши, а персонажи недостаточно тщательно проработаны?
Я думал над этим давно. И нашёл ответ.
Мои слёзы вызывают не выдуманные персонажи. Я плачу над отцом, который пропустил взросление своей дочери, потому что мой отец пропустил моё взросление, лет с десяти до совершеннолетия. Я плачу, потому что знаю истории людей, столкнувшихся с подобными проблемами...
И речь не про отдельную конкретную ситуацию, не про плачущего персонажа фильма "Интерстеллар". Есть много других реальных ситуаций, которые я пережил сам или наблюдал со стороны, про которые читал, слышал, видел своими глазами...
Выдуманное касается моей души, как пальцы пианиста - клавиш, после чего воображаемые ноты превращаются в мою настоящую боль, страницы книги обжигают пальцы настоящими, а не выдуманными мучениями людей.
Экран, на котором я открываю плеер со скачанным фильмом, открывается окном в настоящий мир. В лицо дует ледяной ветер, впиваясь снежной крупой в моё незащищённое лицо. И я плачу...
Не над выдуманными персонажами, над настоящими людьми.
А та же эмпатия сама не отрастает, ей учатся. В том числе считыванию текущего чужого состояния. Далеко не все ведь говорят вслух, что испытывают. И, если человек живым и настоящим сопереживать не может, но «фальшивым» и подавно. Может, это даже защитная реакция, показуха, мол у меня нет слабостей, как у вас, ха-ха. А что там на самом деле у человека в голове? А там триггеры, личные заскоки. И они сработают тогда, когда ты будешь меньше всего ждать. На каком-то персонаже, судьба которого вроде бы вообще не имеет к тебе отношение. На, может даже, глупости, нелепице. Просто перемкнет невпопад.
Мне вот в произведениях всегда больше жалко было собак. Люди-муди зачастую в своих проблемах виноваты сами. А собачки кому че плохого сделали? Они зависимы от хозяев, а хозяева — муди. Может потому и авторов с «хромыми собачками» не люблю. Садизм какой-то, пытать перед читателем животных. Пытайте людей уже, ну!
Насколько успел понять, человек может быть очень умным, но обделённым в плане эмоционального интеллекта. И такой человек может тебя просто тупо не понять, как некий механический робот — живого человека. И начать раздражаться от этого. Мол, с компьютерами и микроскопами всё проще и понятнее, а тут непонятно, чего от меня хотят.
Возможно, поэтому некоторые с трудом находят общий язык с другими, таких неохотно принимают в социум, да и друзей бывает мало (если вообще бывают).
Да, ты отчасти прав — это именно недоумение. Просят не просто понять — а проявить поступками и словами, как ты сопереживаешь. А ты… Никак не сопереживаешь, и не понимаешь, почему на тебя гонят со всех сторон и что-то требуют, обвиняют. Кто бы знал, чего стоит не только научиться эмпатии, но и параллельно выкорчевать из себя комплекс ущербности за то, что был в нее не способен.
Но считывание невербальных эмоций — навык, которым еще нужно уметь пользоваться. Что касаемо тех же произведений художки: когда работает не мастерство автора, а внутренние триггеры зрителей (типа реакций на общие ценности — больные детки, страдающие зверята и тыды) — тоже хрень, так-то. Может быть потому сейчас идет тренд на углубление персонажей в ущерб сюжетам — людям интересно именно это, а не примитивные реакции на стекло.
Слоны собираются над трупом мертвого сородича и касаются его хоботами, также они узнают черепа слонов и тоже проводят рядом с ними некоторое время, если находят в саванне. Волки кормят своих стариков с выпавшими зубами, это тоже дико нерационально. Даже домашняя кошка, если понимает, что такое плач, переживает и бежит к плачущему члену семьи — там, где есть дети, частая картина. Я уже не говорю про высших приматов, у которых даже есть понятие справедливости и которые умеют заботиться о других видах — читал, например, про опыт, где шимпанзе практически всегда выпускает крысу из коробочки и то видео, где обезьяна кормит черепаху своим яблоком.
Эмпатия — изобретение млекопитающих, чтобы связать их в социум, просто у нас она выведена на качественно новый уровень. Мы приспособили эмпатию развлекать нас и, блин, это круто.
Это, конечно, круто
Информация взята из ненадежного источника
Вот именно, что сейчас я токсик. А раньше у меня были все те ценности, которые втираются всем: дружбо-магия, семья, бла-бла. А вот сопереживания не было, то есть все на уровде «ты должен». Никаких обнимашек, просто недоумение и раздражение, почему я должен что-то выжимать из себя — но раз должен, то толк спорить. В семье, на похоронах, в отношениях — постоянно требуется эмоциональный обмен. А мне нечем. То, что есть сейчас — это уже результат проработки на протяжении нескольких лет. И, видимо, это еще не все.
Не всякое эмоциональное взаимодействие происходит на уровне обмена слюнями и совместного брызганья соплями. Есть люди, с которыми тебе интересно или приятно находиться вместе? Вот это оно и есть. Было бы наоборот, ты бы тралил вместе со мной и получал удовольствие от этого, а ты ласковый и нехищный.
Траллинг — тоже эмоциональный обмен ) Другого рода.
Тьфу на тебя, карочи… Жопу тебе откусить. АРРРГХ!!!
Большое спасибо Вам.
В целом, согласен с тем, что ты говоришь, хотя именно это и хотелось бы понять, почему некоторые люди невосприимчивые, а другие наоборот. Для этого и написан блог. Ответил на вопрос, пытаясь разобраться в себе. Другие люди разумеется, будут отвечать иначе.
Не думаю, что это верный подход, пытаться отвечать за всех…
Хотя это тоже твоё мнение, которое не может быть верным или неверным в данном случае. Оно просто твоё, а не чьё-либо ещё.
Просто попытался сказать, что не согласен с тобой, во многом, но не вижу в этом ничего плохого.
Сама я плакала весь подростковый возраст над «Королевой Марго». Помните, как Ламоля и Коконаса везут на казнь?
Плакать над выдуманным персонажем нормально. Значит, он удался автору. Значит, с ним можно сродниться.Потом, когда успокоишься, очень здорово задавать себе вопрос «что из этого было про меня?»
Собственно, в этом суть сочувствия. Ощутить чужую боль как свою.
А вообще, наверное, давно существуют формулы по которым трогательные истории создаются.
Почти всех трогают истории о животных.
Раньше очень популярна была тема сиротства, сейчас уже меньше. Меня, например очень злят слезливые мелодрамы про тяжело больных людей. Я сразу вижу, что автор слезы выжимает. Но кому-то другому очень нравятся такие вещи Интересно, есть ли темы, которые трогают если не всех, то абсолютное большинство?
Интересная цитата из «Гамлета». Захотелось перечитать или посмотреть фильм про него. Кстати, очень люблю абсурдисткий фильм «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
Боюсь, Тео, что местная элита, тебя не поддержит и твои слезы для них только сопли эмоционально неустойчивого читателя.
девиз местной элиты высказан одним из авторов Слона, не дословно но повторю его изречение: в настоящей литературе автора в произведении быть не должно.
Вот так то, Тео, ты тут в друзьях у элиты и никто тебе ничего не выскажет, а напиши этот блог новичок, ох и топтали бы его тут и осуждали и клеймили. Откровенно тебе никто не ответит, окромя новичков и то не всех, многие уже подстроились под ветер местной элитной волны и они промолчат.
Если так, то я и есть эта «элита», просто я невменяемый в разной степени адекватности, в зависимости от времён года и других факторов. И, возможно по этой причине, патологически миролюбивый и добродушный, хотя иногда меня срывает на жесточайшую критику, почти являющуюся оскорблением.
Я отличаюсь от многих старожилов, но это не означает, что я не буду защищать их. На них держится значительная активность сайта, без них сайт задохнулся бы в пору своего становления, да и сейчас может заглохнуть, если они все уйдут.
Например, уходит нежно и горячо любимая мною Виктория (возможно, навсегда), с которой ты наверняка тоже успел неплохо поругать в комментариях. И теперь ты наверняка почувствуешь пустоту, которая образуется после неё…
И пустота будет расширятся, если будут умолкать остальные, кого ты называешь элитой. Те, кто здесь почти с начала возникновения Бумужного слона. Те, кто по твоему мнению, душат сайт своей деспотией. И если уйдут все, то этот сайт быстро превратится в гораздо более худшее место, чем то, которым он представляется тебе сейчас, с элитой.
Он стане подобен многим другим литературным сайтам. Выкладываешь работу и…
Просмотры: 3 просмотра.
Через пару дней просмотры: тридцать четыре просмотра.
Лайков, дизлайков: нет.
Комментариев: нет.
Через пару месяцев просмотров: 157.
Лайков: два.
Комментариев: три.
Первый комментарий: интересно.
Второй комментарий: мне понравилось! Пишите ещё
Третий комментарий: я обнаружил классный способ заработка! Подпишись прямо сейчас на телеграм канал @zarabotok и начинай получать до пяти тысяч рублей в день!
Слыхал когда-нибудь термин «мэрисьюх» или «Мэри Сью»? Вообще он многогранен, но возникает как раз из-за того, что писатель слишком много себя, своих желаний и фантазий транслирует в героя и в итоге выходит не повествование о вымышленных мирах, а рассказ автора от первого лица про «ах как бы я, если бы...» Иногда мэрисьюх и не самый красивый, не самый сильный и умный персонаж, но в нем прямо-таки сквозит авторская точка зрения и продвижение авторских же идей, которые рвут ткань повествования. Потому что повествование — не про Васю Запупкина с улицы Строительной, оно про иной мир, созданный вот этими героями и вот этими условиями. Важно позволить персонажу быть самим собой, а не делать из него ретранслятор авторского эго.
Нет ничего главнее творчества.
Убеждён в этом и как верующий человек, в том числе. Ну и как псих, может быть.
Все люди разные, есть эмпаты — способные к сопереживанию, есть явные им противоположности.
Это нормально. Мое глубокое убеждение — эмпатами рождаются. Чрезвычайная восприимчивость, способность проникнуться чужой болью — этому не научишься. Ты или такой, или — нет. На генном уровне.
И потом. Любые «выдуманные» персонажи и сюжеты отражают действительность. Даже вроде бы нелепости сюрреализма. Без букв не будет слов, без пережитого, услышанного, увиденного, сопоставленного не будет рассказа. В любой сказке есть доля правды.
Радует, что ещё остались на Земле люди, способные к эмпатии. Иногда мне закрадывается пугающая мысль, что я один из последних динозавров, который плачет там, где задумывал автор. Это хорошо заметно в кинотеатре, когда мельком смотришь на соседние лица через призму собственных слёз. В основном, каменные морды лица или, в лучшем случае, презрительные ухмылки и/или идиотские шутки в самый неподходящий момент.
Я верю, что эти люди просто стесняются своих эмоций, скрывая их под маской ёрничества или безразличия.
А я благодарный читатель и зритель. Более того, скажу по секрету, что у меня есть специальная подборка фильмов, которые постоянно просматриваю, когда кошки скребут на душе. Это:
— «Куда приводят мечты» с Робином Уильямсом;
— «Привидение» с Патриком Суэйзи;
— «Город ангелов» с Мэг Райан.
Нарыдавшись вволю, ощущаешь некий катарсис, словно смыл с души всю грязь и порчу.
Недавно вышел прекрасный мультфильм (да, я очень люблю мультики, которые сморю до сих пор), студии Pixar, который называется «Soul» (Душа). Почти весь мультфильм просмотрел с комом в горле.
Рекомендую к просмотру всем, кто пытается осмыслить своё предназначение и вообще всем, кто в состоянии испытывать искренние эмоции.
И не стесняться их.
Потрясло до глубины… души. Хым.)
Думаю, пора перестать называть подобное мультфильмами, исключительно из-за предвзятого отношения к термину «мультфильм», и называть просто фильмами. В конце концов откровенно анимационный «Аватар» не называют мультфильмом. Ну да, там и живые актёры есть. Но разве в «Душе» нет живых актёров? Да они там живее, чем в чёртовой настоящей жизни!
«Куда приводят мечты» и «Привидение» смотрел бесчисленное количество раз, а вот «Город ангелов» почему-то не знаю, но намерен исправить это как можно быстрее!
Рад, что ты такой эмпативный человек. Так и знал, что не ошибся в тебе.
Не зря меня так тянет к тебе.
Да, согласен, это особенности шаблонного мышления, от которого, к сожалению, никто не застрахован — даже такие эмпаты, как мы) Правда, я и обычные мультики люблю: «Том и Джерри», например
Я забыл упомянуть ещё один совершенно гениальный
мультикфильм студии Pixar:«WALL-E» 2008 года. Его туда же, в копилку катарсисных фильмов.
посыпаю голову пеплом. Обязательно посмотрю и, уверен, проникнусь)А «22» — это все мы, интроверты-мизантропы-социофобы
Да, я больше люблю кошек и собак)
«Ветер крепчает» — это первое аниме и вообще первое художественное произведение, которое сумело настолько потрясти меня меньше, чем за пару секунд…
Спойлером это не будет, раскрывающим что-то важное, так что скажу: мальчику, будущему конструктору, снится его кумир, конструктор самолётов Капрони, важный такой, с мощными чёрными усами, в чёрной шляпе. И там есть момент, когда они смотрят на часть результата Капрони, самолёты, летящие на зелёным праздничным лугом, где они беседуют с мальчиком. Самолёты военные, на них видны люди в шлемах пилотах, в очках. Они машут руками Капрони и мальчишке. И Капрони говорит: «Они летят… бомбить вражеские города». И следом — всего меньше на секунду сцена, как в полной тишине над горящим городом падают горящие самолёты…
Меня будто под дых ударило, как в первый раз увидел. И сразу выступили слёзы на глазах. Лицо словно жаром обдало. Невероятный эффект по трагичности и выразительности.
Мне ничего подобного никогда раньше не встречалось.
Великое аниме.
Только что посмотрел… В конце обрыдался. Очень добрая и трогательная история.
Ещё раз, спасибо,Наталья, за прекрасные мгновения.
Кстати, относительно недавно был официально раскрыт секрет отношений мышонка и кота, от его создателей. Если кратко, то Том активно изображал войну с Джерри, потому что любил его, как друга, и не хотел, чтобы вместо него появился кот, который всерьёз возьмётся за свои обязанности и убьёт мышонка.
Эмоциона́льный интелле́кт — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Есть еще эмоциональная грамотность.
Эмоциональная грамотность состоит из «способности понимать ваши эмоции, умения слушать других и сопереживать их эмоциям, а также умения эффективно выражать эмоции".
Так что, Шерлок из сериала просто не очень эмоционально грамотный
Я такие фильмы смотрю очень редко. Ужасы, зомби, оборотни… могу глянуть, но один раз. Для меня приемлем мир людей. Выдумка ведь пришла откуда-то? Она родилась в чьём-то сознании или приснилась. Значит она где-то существует реально. И если некоторые люди думают, что этого не может тут быть(на Земле), то это не означает, что этого нет вообще. Эти выдумки могут проникнут вне окрепший мозг детей, больных людей и просто там поселиться. И тогда они начинают жить своей жизнью в телах этих людей среди обычных и здоровых, неся им опасность. Реализовывая свою сущность.
Не плачут? Это безразличие. Такие люди просто цепенеют, когда попадают даже в мелкую передрягу. Они живут без чувства самосохранения.
Гордость несочувствия несет последствия, непонимания, когда таким людям никто не подставляет плечо помощи.
Нельзя быть ледяным в помощи. Такую помощь никто не примет. Это как покаяться, а потом снова грешить.
Человек должен быть впечатлительным и слабым в своих чувствах. И это не имеет отношение к устойчивости психики.
Снисходительностью прикрываются те, кому нечего другим дать. Потому что им мало когда-то дали сердечности.
Когда-то я посмотрела белорусский фильм «Иди и смотри». Это было в 1985. Я, вся моя семья: муж, отец, мать, брат рыдали. Там нет страшных эпизодов. Были показаны последствия нашествия фашистов. Прошло 35 лет. Я больше не смотрела этот фильм. Но я его помню. У меня нет храбрости снова пережить те события, показанные в фильме.
Бывало смотрела какой-то эпизод с ужасными кадрами, чтобы не помнить их, чтобы не было больно моим мыслям и сердцу, закрывала глаза.
По поводу Вашей первой мысли. Я могу развить её прямо сейчас…
И доказать Вам возможность существования фей на Земле.
Смотрите, Вселенная настолько безгранична, что на её пределах где-то обстоятельства и разные факторы могут сложиться таким образом, что где-то появятся феи. Похожие на людей, маленькие, светящиеся, летающие, как мотыльки… и волшебные.
И раз они волшебные, то они могут творить чудеса и делать что им вздумается. И феями вполне могло вздуматься поселиться на Земле. Найти её и жить рядом с людьми…
Вот и доказательство того, что феи могут существовать.