Илона Левина

Поехали в Барселону?

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
Поехали в Барселону?

На проспект Тибидабо, 32.

На старом трамвае, сказав кондуктору, что мелочь вы забыли, но проехать-то нужно всего одну остановку. Только не наглейте и в следующий раз найдите, чем заплатить. Ведь вам не единожды придётся добираться по этому адресу.

Я не знаю, ездят ли там трамваи до сих пор. Рельсы сохранились. Гугл подтверждает. Но это совершенно не важно. Нам всё равно придётся переместиться на 75 лет назад.

В Барселону, для которой слова "гражданская война" всё ещё не пустой звук, но по-прежнему мистическую и странную. В Барселону, наполненную книготорговцами не меньше, чем тайной полицией каудильо Франко. В Барселону, где можно найти особняк Алдайя и Кладбище забытых книг. В Барселону Карлоса Руиса Сафона.

Роман "Тень ветра" достался мне на последний день рождения вместе с томиком "Никогде" Геймана. С Гейманом (которого до тех пор не любил) я расправился быстро и, на удивление, с удовольствием. На Сафона же поглядывал с опаской, будто знал, что легко не будет. Так и вышло. Книгу я читал медленно, с перерывами, но между тем с неизбывным интересом.

Сюрприз мне преподнёс жанр. То ли исходя из аннотации, то ли из-за комментариев дарителя, то ли из-за соседства с Гейманом, я был уверен, что передо мной типичный образчик магического реализма. Это было ошибкой. Да, некий мистический элемент в книге присутствует, но только в виде атмосферы, причём атмосферы выраженной. Суть же и ответы - чистый реализм. Неприкрытый. Дающий картину эпохи. И никакого волшебства там нет. Как и в жизни.

Сюжет я пересказывать не буду. Вы откроете его для себя сами, если решитесь читать. Впрочем, выдержку из аннотации так или иначе привести надо. Она объяснимо публицистична, но правдива.


Действие романа начинается в 1945 году в Барселоне, где герой, будучи еще десятилетним мальчиком, знакомится с некой таинственной книгой, которая совершенно меняет его жизнь. На протяжении двадцати лет герой пытается разгадать тайны, связанные с этой книгой, встречая на своем пути странных незнакомцев, ослепительно красивых женщин, изучая заброшенные владения проклятого рода и пытаясь понять необъяснимые обстоятельства, связанные с жизнью людей, обуреваемых жгучей любовью и не менее жгучей ненавистью.


Да. Это книга о книгах и любви, любви и книгах. Даже не уверен, о чём больше. Но и о том, и о другом - до самого дна, испивая самое душу и тело. Если любовь - отдавая всего себя и до смерти, без метафор, в самом прямом смысле. Если творчество - то и сквозь смерть. И сквозь огонь. Эти фразы могут показаться картинными, но если вы меня знаете, то знаете, что я чёрствый человек. Я редко такое пишу. И до последних страниц не думал, что буду их писать.

Вопросов роман поднимает много. Я затрону самый неожиданный для меня. Вопрос права автора на его произведения. Разумеется, я не про копирайт, а про нечто более глубокое. Написанное вами - не последовательность слов сама по себе, а а мысли чувства, ваше творческое наследие - принадлежит вам или людям? Спор долгий, но лишь один из тех, в которые можно будет окунуться после прочтения.

И нельзя не отметить героев. Все до единого, даже второстепенные, они выписаны тщательно, любовно, штришок за штришком. Умение Сафона раскрывать героев - это главный бриллиант романа. Хотя вот как раз главный герой вышел несколько серым. Ну... он мальчишка, может оно и верно. 

Конечно, не восторгами едиными. Если к сюжетной (историйной) части у меня претензий нет, то к повествовательной найдутся. На самом деле, это по большей части субъективщина. Кому-то это понравится, безусловно. Но нельзя не отметить общую затянутость повествования и засилие флэшбеков. Да, суть книги в тайнах прошлого, но когда абсолютно всё раскрывается через рассказы в рассказе, это (меня) утомляет. А уж самый главный, финальный флэшбек занял без малого сто (!) страниц, почти пятую часть книги. Да и в целом я не уверен, насколько хорош такой подход к раскрытию истории. Фактически главный герой пусть и не плывёт по течению, но в результате лишь задаёт вопросы и получает ответы. Ответы интересные, но иногда хочется больше действия в современности (относительно книги, конечно).

Нет, без экшена не обошлось. Были побои (почти всегда из-за женщин, а их там в количестве. Были выстрелы (но меня, как искушённого читателя, смешили тела отлетающие на несколько метров от револьверной пули - Голливуд голимый, чесслово). Но по большей части, несмотря на всю трагичность ситуации, рассказ у Сафона вышел медленным и размеренным. Порой даже убаюкивающим. Это уже кому что.

Любопытный момент. Он не положительный и не отрицательный. Если точнее - я просто не решил, положительный он или отрицательный. Автор нарочито проводит параллель между прошлым и настоящим. Некоторые моменты повторяются чуть ли не один в один. Это, с одной стороны, красиво, с другой же, в одном месте - слишком в лоб. 

А ещё меня смутил хэппи-энд. Нет, он должен был быть, но... не для всех. На мой вкус один из героев должен был погибнуть, и его смерть стала бы гораздо более красивым и правильным завершением истории. Если кто-то читал, вы поймёте, о ком я. Поделитесь мнением. 

Тем не менее, концовка мне понравилась и для меня во многом вытащила книгу. Потому что до неё я и правда периодически засыпал. И благодаря ей я книгу рекомендую. Для кого она?

- Для тех, кто любит погружаться в сюжет. Глубоко-глубоко. Читая размеренно, наслаждаясь каждой буквой. Адепты стремительных сюжетов могут разочароваться (я чуть было не).

- Для тех, кто любит историю. Нет, роман не об этом, но срез эпохи даёт.

- Для тех, кто любит Барселону. Или хотя бы просто читать о городах. Да, Барселона - один из героев романа, неотрывно связанный с ним.

- Для тех, кто любит книги. Я уже говорил, что это роман о книгах. И писателях.

Приятного чтения!


А теперь небольшое послесловие. Так уж сложилось, что прошлый год я читал очень мало. И меня за живое задел опыт Хэда, который где-то рассказывал про свой список и читательский дневник. Я тоже решил систематизировать немного своё чтение и теперь постараюсь выкатывать по блогу на каждую прочитанную книгу. Я это делаю больше для себя, но с целью поделиться чем-то интересным и узнать ваше мнение. 

Другие блоги автора:
+7
17:54
129
Давненько не видел в тексте столько штампов. Не пиши больше обзоры.
19:44
+2
Буду, Константин. Только ради вас!
21:21
Тающий ветер рекомендует свою тень. )
А вообще так много буков, а сюжет книги так и остался загадкой.
21:24
+1
Может быть, это и правильно?)
А я не знаю, на самом деле. Пересказать сюжет не трудно, но стоит ли.
21:30
Может и правильно.) Но у голове после прочтения блога ничего не осталось, только ветер.
Лично меня сложно заинтересовать общими фразами. Имхо, самая классная аннотация, конечно, не сюжет, а хорошо подобранный абзац из книги.
21:33
+1
Лады, учту на будущее)
21:46
+2
Это книга о книгах и любви, любви и книгах.
— вот же, написано о чем. А конкретный сюжет думаю не важен. В общем спокойно отношусь к испанцам, но книгу на заметку взял. Люблю реализм.
22:06
+2
Если прочтёте — буду рад услышать ваше мнение.
А градус реализма мы выкрутим ещё похлеще. На очереди… хм… Руанда?
18:57
+1
Книгу не читала, а обзор понравился, уж очень хорошо написано, читалось с удовольствием. И книга заинтересовала. Ветер — да, он может. thumbsup
20:08
+2
Провокационный блог в условиях закрытых границ. Только читать и остается.

20:11
Почитай. Тебе понравится
20:12 (отредактировано)
Почти уверена (почему бы я ее иначе прислала: ь)
20:43 (отредактировано)
Из вредности же! (Чтобы протестировать на мне)
20:48 (отредактировано)
Это да: ь
20:48
+1
Взял в план по чтению. Доберусь года через два ))
20:56
+1
Осваивай скорочтение %)
(И присоединяйся, будем на двоих книгами делиться)
21:04
Я осваивал. И даже достиг неких результатов. А потом понял, что читать художку лучше размеренно…
21:10
+1
Вот здесь я тебя прекрасно понимаю. Именно по этой причине даже и не начинал осваивать laugh
21:28
22:12
+1
Заинтриговали! Захотелось прочесть!
11:36
Это хорошо! Значит, всё не зря)
Если прочтёте — буду рад услышать ваше мнение.
— И я прочел!
Испанцев практически не читал ранее. Не считая Лопе де Вега в далекой юности на службе в армии. Подвигнула к прочтению рекомендация автора сего блога (Спасибо Тающий ветер).
Что сказать, не пожалел. Свои впечатления оставлю здесь как комментарий, с вашего позволения.
Во-первых. Давненько не читал хорошей, добротной, я бы даже сказал классической, литературы для отрочества и юношества. А «Тень ветра» мне представилась именно такой. Выполнено в лучших традициях Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица»; Каверина «Два капитана», но с некоторой «испанской грустью» в хорошем смысле слова.
Во-вторых. Действие растянуто по времени на десять с лишним лет в реальности, плюс постоянные исторические отступления в прошлое, но читается если не взахлеб, то без засыпания и пролистывания страниц. Поскольку автор выбрал сюжетную линию детектива с элементами мистики, надеюсь, это должно привлекать детско-юношескую аудиторию. Хотя в основном это реализм, в некоторых сценах описанный без прикрас и без купюр (чистый Э. Золя). Это импонирует и вызывает доверие к автору.
В третьих. Нам в классическом варианте, без морализаторства и не в лоб, но прекрасно описывают становление и выработку характера героя. Его путь от мальчика до мужа. Параллели Даниэля (линия 2) с его кумиром, писателем Караксом (линия 1), заданы чтобы герой линии 2, мог сверять свой жизненный путь, поступки, дела и суждения с героем линии 1. Дабы была возможность понять где можно что-то исправить, где нужно поступить по другому, по своему, потому что дела, поступки и их последствия, героя линии 1, уже известны герою линии 2.
В четвертых. Барселона. Согласен, описания поданы с любовью к городу, с грустью к уходящей или уже ушедшей натуре. Полагаю, при желании, можно составить маршрут передвижений героев по городу и наложить на карту Барселоны. Посмотреть что там сейчас находится и происходит.
И наконец в пятых. Зло можно победить. Направленность течения судьбы можно поменять. Все в твоих руках.
Рекомендую всем юношам и девушкам, а также их родителям.
В СССР его бы изучали в школе, Карлоса Руиса Сафона.
Загрузка...
Литбес №2