За что я люблю Шуберта

За что я люблю Шуберта

Хочу с вами поделиться своим отношением к Шуберту. Да, это великий композитор и за свою короткую жизнь он создал большое количество музыкальных произведений. Википедия говорит о девяти симфониях, шестисот вокальных композиций и массу работ для фортепиано. Не знаю, может его современникам все эти произведения и вызывали восторг, но я человек 20-го века, и слушать музыку того времени могу только под особое настроение, и если по правде то очень редко. Но то что именно Шуберт возвел жанр песни до уровня классической, я не знал. Он придал песне художественную совершенность. Сам он написал около шестисот песен. В основном на стихи немецких поэтов: Гёте, Гейне, Мюллер. Но меня больше всего впечатлили две его песни на стихи Вальтера Скотта и Людвига Рельштаба. О них я расскажу подробнее чуть позже, а пока пару слов о композиторе.

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в столице Австрии – Вене, в семье простого учителя приходской школы Теодора Шуберта, музыканта-любителя и Элизабет Шуберт, дочери слесаря. Помимо Франца в семье родилось 13 детей, девять из которых умерли ещё во младенчестве.

Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепиано – старший брат. В шестилетнем возрасте Франц Петер поступил в приходскую школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего мальчика” в столичную придворную капеллу. До 1816 г. Шуберт бесплатно учился у А. Сальери.

Первый серьезный успех композитору принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”.

Но в первую очередь он был известен как автор песен. Песни из последнего сборника композитора, на стихи Мюллера, “Лебединая песня”, приобрели известность во всем мире.

При жизни он не стремился к славе. Хоть произведения австрийца и раздавались из всех салонов Вены, Шуберт жил крайне бедно. Как-то раз он вывесил свой сюртук на балконе с вывернутыми наизнанку карманами. Этот жест был адресован кредиторам и означал, что взять с Шуберта больше нечего.

Чтобы добиться успеха в качестве композитора, одних способностей, пусть и выдающихся, не достаточно. Отец Шуберта прекрасно это понимал и устроил молодого Петера учителем музыки в школу, и эта служба давала ему верный кусок хлеба. Но музыкант томился этой работой и с нетерпением ждал окончания ненавистных уроков, желая наконец остаться наедине с собой и своей музыкой. За один только год он написал 150 песен. В 1822 году Франц бросил стабильную работу и отправился в никуда. Жалкие гроши, на которые невозможно было купить одежду и хоть как-то питаться – таковым был его основной доход несколько лет. Помогли ему пробиться друзья, такие же бедные, но восторженные и преданные своему делу музыканты, как и он сам. В возрасте 31 года Шуберт тяжело заболел. Умер от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года. За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важное – реализовать свой удивительный дар.

Из всего наследия Шуберта хочу выделить две гениальные композиции, не теряющие своей значимости и сегодня. Это третья песня Эллен из поэмы «Дева озера», и песня «Вечерняя серенада» из сборника «Лебединая песня».

Так вот третья песня Эллен и есть известная вам «Аве Мария». Случилось так что в 1825 году Шуберт решил написать песни на стихи известного шотландского поэта Вальтера Скотта и для этого отобрал семь из тринадцати песен, входящих в поэму «Дева озера». Это произошло летом 1825 года. В небольшом австрийский городке, Гмунден, возле живописного озера Траун, Шуберт провел шесть благословенных недель, в течение которых сочинил цикл песен на стихи Вальтера Скотта.

Давайте же проникнемся этой прекрасной мелодией в исполнении юного Робертино Лоретти, а заодно и насладимся его необыкновенным голосом.


Этот цикл песен Вальтера Скотта Шуберт посвятил своему меценату и другу графине Софи Габриэль Вейсенвольф за ее помощь и почитание его таланта.

Песня Аве Мария, вызвавшая восторг любителей музыки уже при своем рождении, ничуть не потеряла в своей популярности, а, наоборот, за прошедшие вот уже два века, покорила миллионы сердец.

И вторая песня великого Шуберта, о которой я хочу рассказать, это «Вечерняя серенада» из сборника «Лебединое озеро». Интересная история создания этой песни. Все началось с того, что поэт Людвиг Рельштаб предложил Бетховену свои стихи с просьбой переложить их на музыку, но композитор в это время болел, а вскоре и умер, и не смог выполнить его просьбу. Стихи передали Шуберту и в итоге появилась всем известная серенада.

Великий композитор был весьма робок и застенчив. Поэтому многие из окружения сочинителя наживались на его доверчивости. Материальное положение Франца стало камнем преткновения на пути к счастью, потому что его возлюбленная Тереза Горб предпочла выйти замуж за богатого жениха. Она не была красавицей, скорее наоборот, имела обыкновенную внешность, но главное она восхищалась его музыкой.

Но, поскольку девушка воспитывалась без отца, ее мать настояла, чтобы та между любовью и деньгами выбрала последнее. Поэтому Горб вышла замуж за состоятельного кондитера.

Мне кажется в своей серенаде Шуберт кроме тоски по любимой неосознанно вложил нотки прощания, предчувствия своего скорого ухода, это явственно слышится в мелодике песни и тут уже не нужны слова, с нами говорит музыка и говорит даже больше чем осознанно в нее вкладывал великий композитор. Его серенада звучит как реквием по утерянной любви и как его прощание с миром.

+4
19:25
909
За то, что он про карантин не шутил?
23:11
Давай Дега про хард-рок напиши, вот там цепляет. А то слушал эту, вечернюю-то и уснул. Опять же пивка попил оно и сморило.
01:00 (отредактировано)
+1
За один только год он написал 150 песен… точняк как стас михайлов!

Википедия говорит о девяти симфониях, шестисот вокальных композиций и массу работ для фортепиано!

И только два хита дошли до нас, и то здорово, кто михайлова там или остальное музыкальное УГ современной российской эстрады будет слушать через сто лет? Эх, не доживём. и никто нам реквием не напишет, так и похоронят под фортепианный этюд Шопена № 2…
09:49 (отредактировано)
+2
Почему-то у большинства великих художников и музыкантов очень грустная и нищая жизнь.
Автор «Бессаме мучо» прожила жизнь дивидентами с одной песни.
А тут… Сколько бы мог написать прекрасного Шуберт, если бы не ранняя смерть.
18:41
+1
Практически у всех гениев очень тяжёлая жизнь.
Стас, bravoОтлично написано! И прочитала с удовольствием, и прекрасные мелодии прослушала. Спасибо!
Пишите ещё.
Загрузка...
Владимир Чернявский