Нюх

Всем привет, други-вуки.
Давно ли вы дышали свежим воздухом? Я вот совсем недавно.
Если разобраться, то истинно свежего воздуха вокруг нас и нет вовсе. Ведь что в себя включает это понятие? Чистый, незагрязнённый газ в привычной смеси кислорода, азота, углекислого газа и долей процента некоторых других элементов.
А в бытовом смысле – это прохладный воздух без запахов, а только с ощущением свежести, как бывает после летней грозы. Ну, знаете, это насыщение воздуха трёхатомным кислородом – озоном. Дышится тогда легко-легко!
Только недавно мне стало понятно, что везде вокруг нас присутствуют какие-то запахи. Еды, химии, электроники. Подгоревшего кошачьего хвоста, горячей электроизоляции, табака. Потных подмышек и кариозных зубов.
Случилась эта история где-то в ноябре. По работе приходится контактировать с разными людьми и улавливать их запахи, соотстветственно, тоже. А, кроме запахов, ещё и некоторые заразные болезни. Не буду называть конкретно, ибо всем уже плешь проела эта статистика и всякие увещевания, и вакцинирование, и прогнозы, и кривые заболеваемости, и новые штаммы…
Но, так уж случилось, отправился я поболеть с предполагаемым ОРВИ. У нас ведь как – пока подтверждения нет, диагноз не ставят. И поэтому, даже в разгар эпидемии гриппа его (этот диагноз) не ставят, ибо нужно брать мазок, отправлять в другой город в лабораторию с соответствующей лицензией, потом ждать результата и прочая-прочая. Да и ПЦР – штука довольно привередливая, и даёт некоторый, довольно немалый процент ложноотрицательных результатов. Но не суть.
Странным было то, что начала подниматься температура. Странным не вообще, а применительно ко мне – человеку, у которого даже в самый разгар всякой дичи максимум – это 36,9 по цельсию. Вообще не поднимается. Последний раз вроде бы в школе, лет эдак двадцать пять назад. А тут вдруг бац, и 37,3. Это ж смертельная ситуация, особенно для мужчин. Так и хочется сразу лечь, созвать всех родственников и начать давать последние указания, навроде распределения наследства, ценных жизненных советов и строго-настрого повелеть очистить историю браузера.
Но прошло несколько дней, всё вроде ровно, никто не помирает, пока однажды не случилось ЭТО!
Кто не знает, есть у меня коты. А коты – это тоже животные, которые едят, пьют, а потом писают и какают. С последним можно произвести забавный фокус, когда кот поворачивается, чтобы закопать всё это хозяйство в лотке, а оказывается, что оно исчезло. Страх, паника, удивление! А потом как ни в чём не бывало отправляется дальше спать.
Но суть не в этом. Суть в том, что посреди ночи проснулся, отправился эту ароматизированную субстанцию убрать. Всё сделал, с явной уверенностью, что запах просто выветрился (ну, такое бывает, когда вентиляция в туалете замечательная, и, сидя на белом друге и созерцая глубину мыслей в своей голове, ощущаешь, какпрохладный ветерок из вытяжки ласково шевелит волосы на затылке). Но на всякий случай побрызгал освежителем.
Тут заподозрил неладное. Освежитель жена покупает ядрёный, и он, скорее, не освежитель, а маскировщик. После него вообще ничего другого не воспринимаешь.
А тут я и освежителя не почуял. Побрызгал ещё разок – от души так, а потом ещё начал примахивать к носу воздух, как на уроке химии нас учили – не совать нос прямо в пробирку, а тихонько запах подгонять. Вдруг аммиак из пробирки попрёт!
Так вот – нюх пропал. Это было волнующе. Странно. Пугающе. Я напоминал себе того кота, который узнал про исчезающее говно. А потому поступил так же – отправился дальше спать.
Но следующие пара недель дали мне понять, насколько же мы все привыкли к нашим органам чувств. Вкус остался, а вот обоняние – тю-тю. Чтобы понять необходимость смены подгузника сыну, требовалось туда заглядывать. Чтобы осознать факт пригорания яичницы – заглядывать. Про подмышечные запахи – лучше не заглядывать, а лишний раз провести сан.обработку.
Зато я понял, что никогда не дышалось так легко. Запахи исчезли. Воздух был кристально свеж и чист, будто я на альпийских лугах пасусь вместе с коровами, производящими AlpenGold. Ощущения потрясающие! Подобные были тогда же, в школе, когда наша учительница химии, Раиса Максимовна(умница и просто потрясающий человек) давала нам дышать чистым кислородом, полученным в результате очередного интересного опыта. Концентрат озона в чистом виде.
Нет, сказать, что я совсем лишился обоняния, я не могу. Резкие запахи воспринимал, навроде ацетона или бензина. Но это, видимо, потому, что происходило раздражение другого рода. Многие знают, что мы все оснащены рецепторами. Ещё многие знают, что каждый рецептор рассчитан на конкретное раздражение. Палочки и колбочки – на свет. Тактильные рецепторы кожи – на касание. Сосочки языка – на химические компоненты пищи. Или вот, обонятельные луковицы – на парящие в воздухе ароматические молекулы.
Но ещё меньше народу задумывается, что воздействовать на рецептор можно не только «родным» раздражителем, но и нетипичным. Например, если надавить на глазные яблоки, то появятся мерцания и «звёзды» перед глазами. Или, как Бетховен, зажать в зубах кончик трости, а другой конец, с набалдашником, положить на крышку фортепиано – пример костной проводимости.
Так вот – резкие запахи тоже обладают раздражающим действием на обонятельные луковицы. И тогда хоть какое-то воздействие передаётся.
Но мы отвлеклись от темы. Две недели я наслаждался свежим воздухом (как мне казалось) и страдал от отсутствия обоняния (как казалось другим). Потом пришёл результат теста, который оказался вполне себе отрицательным (а мы помним, ПЦР – дама капризная), и вышел на работу.
И вот сейчас, набирая эти строки, я знаю, что до полного восстановления обоняния пройдёт какое-то время. Но некоторые запахи всё же начинают пробиваться. Например, вчера общался с бабулькой, которую привезли вроде как с инсультом, а на деле у неё оказался каловый завал. И хирург самоотверженно извлекал фекалиты (т.н. каловый камень) из соответствующего отверстия. Вот тогда я одновременно порадовался и огорчился. Порадовался – потому что хоть часть запахов ощущаю. А огорчился – потому что эту часть я и ощущаю.
Зачем я написал эту историю? Ну, пусть официальной версией будет – чтобы провести ликбез по вопросам устройства нашей рецепторной системы. И ни зачем иным.
Засим откланиваюсь. Ваш Хэд.
Хех. Как очкастый крот, второе ощущение, на которое полагаюсь — нюх. И это правда — вокруг чертова какофония этого дела. Особенно тяжко в центре, тяжесть выхлопов и ссанины с нотами выпечки, гари от фастфуда, парфюма… Короче, убейте меня. Домашние если нашастаются где-то — приносят на себе чужой запах, уъу!!! Курящим на улице лицо бы отжирал за эту пытку.
Даже странно, что при этом в парфюме выбираю тяжелые восточные запахи, от которых у всех болит голова. И бесят легкие типа печеного яблока. Бесит печеное яблоко, арргх!
А потерять запах жестко. Это, считай, вкус тоже потерял, а следом — аппетит.
Это, кстати, вообще не проблема ))
Что, правда, что ли? *sarcasm*
Но, дабы уменьшить волненье
говнэмоций, на Ваши вопросы отвечу. Да, у врачей был. Да, ложноотрицательный ПЦР не даёт гарантии, что вируса нет. Но после получения отрицательного результата я дождался полного клинического выздоровления, что вкупе вполне даёт возможность выйти на работу.А обоняшка — она до полугода может не восстанавливаться, тут кому как повезёт.
Хотя если этим ознаменовано выздоровление-восстановление, то пусть лучше так уж… Наверное)
у моей коллеги где-то две-три недели ушло на «приход» нюха восвояси.