Анна Неделина №2

История от старого меломана

История от старого меломана

Сегодня хочу вам рассказать об одной известной вам композиции, написанной Джорджем Гершвином, выдающимся американском композитором в далеком 1934 году. Это Колыбельная Клары, вы ее знаете, как Summertime. Её величают супер шлягером, хитом всех времен, джазовым стандартом, и она заслуженно входит в число самых популярных и исполняемых произведений. Данная мелодия своей чувственностью и красотой сумела заворожить не одно поколение

А все началось с того, что в 1925 году в США вышел роман «Порги», Дюбозе Хервига, имевший на то время огромную популярность. И Гершвин как-то по случаю купил ее и однажды, страдая бессонницей увлекся и читал ее до самого утра. В романе реалистично повествовалось о нелёгкой судьбе афроамериканцев, обитателей одного из беднейших кварталов города Чарльстон.

Композитор сразу обратил внимание, что произведение талантливо раскрашено различными звуковыми образами: шум прибоя, колокольный звон, крики чаек, поскрипывание вёсел и даже стук кубиков при игре в кости. Помимо того герои произведения в разных жизненных обстоятельствах, то есть и в горе, и в радости либо поют, либо играют на музыкальных инструментах. Читая роман, Джордж почувствовал, как помимо его воли в голове стали возникать мелодические линии, а к ним и гармонические созвучия. Недолго раздумывая, Гершвин уже на следующий день написал Хэйворду о своём намерении на сюжет «Порги» сочинить оперу. И уже через неделю писатель и композитор гуляли по набережной в Нью-Джерси, увлечённо обсуждая будущий проект.

Необходимо отметить, что в основном либретто оперы писал Хэйворд, но впоследствии к нему присоединился брат Джорджа – Айра, и именно он написал текст знаменитой композиции «Summertime».

Чтобы погрузиться в атмосферу и жизненные условия героев оперы, которую впоследствии решено было назвать «Порги и Бесс», Гершвин в конце 1933 года два раза ездил в Чарльстон. Он гулял по городу, слушал спиричуэлс и посещал кофе, завсегдатаями которых были люди с тёмным цветом кожи. И еще одна поездка с художником Гарри Боткином, он отправился на небольшой островок, расположенный недалеко от Чарльстона. Там было поселение рыбаков и их семей – людей, которые понятия не имели, что такое комфорт. Впрочем, время, проведённое на острове, Гершвин запомнил надолго: там он был счастлив и, вдохновляясь природой и общением с местным населением, продолжал интенсивно работать над оперой, наигрывая музыкальный материал на стареньком пианино, которое доставили ему из Чикаго. Джордж много гулял, любовался морским пейзажем, посещал плантации, сдружился и ходил в гости к обитателям жилищ, в которых были облупившиеся стены и перекосившиеся полы. Композитору было приятно беседовать с рыбаками, петь с ними песни – спиричуэлс, а также их псалмы и гимны.

Гершвин вернулся домой в Нью-Йорк в августе 1934 года и ровно через год поставил последнюю точку в партитуре своего детища, которое прославило его имя на весь мир.

Первой исполнительницей «Summertime», как самостоятельной композиции, была Эбби Митчелл. Затем, через год после премьеры оперы «Порги и Бесс» запись песни сделала Билли Холидей. Однако мировым шлягером «Колыбельная Клары» стала после того как её услышали в исполнении Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд. Впоследствии «Summertime» весьма запоминающее пели Дженис Джоплин, Джош Хэндерсон, Сэм Кук, Пол Маккартни, Харолин Блэкуэлл.

Колыбельная» в опере «Порги и Бесс» играет роль своеобразной лирической экспозиции и в музыкальной драме её мотив мы слышим четыре раза. В начале первой сцены спектакля Клара этой песней убаюкивает своего ребёнка, затем мы слышим её ещё раз во второй сцене первого действия и далее два раза, но уже во втором и в третьем актах.

текст ноты Колыбельной Клары «Summertime»

«Колыбельной Клары» удивительно похожа на народные песни темнокожих жителей Соединённых Штатов конца 20-х годов.

+5
03:45
125
слушал спиричуэлс и посещал кофе,
— очепяточка.
И выделение шрифта, случайное или для чего не понял.
Блог замечательный.
14:40
Спасибо, Игорь Евгеньевич. Выделение шрифта случайное, вроде убрал в черновике а здесь опять проявилось. Не знаю как это исправить.
Думаю не беда. Лично мне не мешает.
19:06
Хороший обзор.
Да кто только ее не пел эту самэтайму)) Но Дженис Джоплин сделала ее неповторимо драйвово. Особенно с этим инструментальным интро с использованием c-moll 'ной фуги из ХТК.
Вадим Буйнов №1