Илона Левина

В доме старика Хакима: путешествие-словарь

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
В доме старика Хакима: путешествие-словарь

Ахлан уа сахлан, добрый читатель, мархаба тебе, автор!

Проходи всяк, кто зашел. Любопытство заставило тебя повернуть эту кованую ручку на резной дверце – и вот ты в комнате, где пол устилают иранские ковры ручной работы, на приземистом столике тонким шлейфом приторно дымит мабкхара, лоснятся в пиалах спелые финики. И я, хозяин этого жилища, склоняюсь приветственно, маню жестом устроится поудобнее на расшитых орнаментом подушках, и окунуться в мир, непохожий на тот, что привычен тебе. Возможно, это небольшое путешествие даст отдых от серых будней и наслаждение читателю, а автору – вдохновение для новых творений.

Посмотри вокруг, сколько здесь интересных вещей.

Вот на столе стоит лампа. О, нет – Алладин тут вовсе ни при чем. Это мабхара (арабс.), в ней возжигают бахур (арабс.) – арабские благовония. В странах Аравийского полуострова его жгут повсюду: дома и в магазинах, на рынках и в торговых центрах. Делают его так: щепки натурального дерева (сандала или агарового дерева) пропитывают эфирными маслами или экстрактами ароматических веществ – ладаном, мускусом, пачули. Потому он дает особенно насыщенный и стойкий аромат. Кому-то он покажется тяжелым и душным – такова особенность восточных благовоний.

Масляные восточные духи тоже обладают таким свойством. Ароматам тут особое внимание, это целое искусство. Один из знаменитых на весь мир парфюмерных ингредиентов – масло уд, получаемое из агарового дерева (Aquilaria malaccensis), пораженного грибком Phaeoacremonium parasitica. Именно грибок вызывает у живого дерева выделение драгоценной ароматной смолы – это и есть уд. «Прекрасные женщины готовятся к празднику удовольствий, натирают тело и грудь желтой пудрой из сандала и пропитывают волосы дымом тлеющего уда», – писал индийский поэт Калидаса. Кстати, разделение парфюма на мужской и женский – европейское веяние, у восточного же парфюма нет гендера, он – универсален. Духи можно купить повсюду, любого рода: масс-маркет или люкс, в готовой упаковке или в розлив. А вот, кстати, фиалы из цветного стекла для хранения парфюмерии.

Кофе подоспел. Кофе по-восточному можно узнать по одному только запаху. Здесь его называют кахва. Готовят его из зерна тонкого помола, в турке, на раскаленном песке, в специальной посуде – джезве, подают в кофейнике далла. Свежесмолотое до пудры зерно заливается холодной водой, и доводят до температуры не выше 95 градусов. Как только пенка поднимается – джезву следует снять. И так повторить несколько раз, ни в коем случае не давая пенке сбежать. В конце добавляются специи: корица, мускатный орех, кардамон, и даже перец и соль. Когда напиток будет почти готов, пенку снимают с поверхности и помещают на дно чашки, после чего кофе льют тонкой струей в чашку, вместе с гущей.

Арабы не пьют кофе с молоком или сахаром, огромными чашками, как это делают в Европе. Его неспешно смакуют маленькими глотками, оттеняя горечь спелыми финиками или инжиром, запивая чистой водой. Попробуй – не пожалеешь. Если захочешь повторить это дома, отлично подойдет турецкий кофе марки со 150-летней историей – Mehmet Efendi. Именно ее основатель Курукахведжи Мехмет Эфенди в 1871 году впервые стал продавать обжаренные кофейные зерна мелкого помола. До него зерна продавали сырыми. Сейчас это всемирно известный бренд и эталон турецкого кофе.

Однако еще до появления такой традиции и ее распространения по миру, кофе пили совсем по-другому. В Йемене, например, напиток их кофейных зерен называют бун (эфиопс. bunna), а гахва (арабс.) или гешир (арабс.) - это горячий напиток из кожуры высушенных плодов (например, кофейных), в том числе гахва тнахыль - напиток из высушенных фиников. А подобный  охлажденный напиток будет называться кадид (араб.). Именно такой напиток столетиями пили тут еще до того, как появился современный кофе - питье из смолотых обжаренных зерен.

Но мы и чай уважаем, черный байховый, да покрепче. Его можно заварить в двухъярусном медном чайнике чайданлык (турец.), а пьют его из стаканов с зауженным низом и широким горлом – армуду (азерб.) Заваривают чай так: в большой нижний чайник наливают воду и ставят на огонь. В верхний - демлык, насыпают чай, наливают немного воды, а затем ставят его на нижний чайник. После того как вода в нижнем чайнике закипела, часть ее переливают в верхний, а в нижний доливают холодную воду и снова ставят чайники друг на друга. После чай варится на медленном огне 15-20 минут. В стакан наливают заварку из верхнего чайника, а разбавляют водой из нижнего. Так регулируют крепость напитка: крепкий чай - кою чай (турец.) или светлый – ачик чай (турец.).

А, может, ты предпочитаешь покрепче? Тогда я могу угостить тебя анисовой водкой ракы (турец.). Хотя водкой ее назвать можно лишь условно, больше похоже на фруктовый ликер. Сырье делают из винограда, фиников или инжира, затем настывают на семенах или корне аниса. Кристально прозрачная жидкость достигает крепости 45-50°. Так что чистым его не пьют – разбавляют водой 1:3 в высоких узких рюмках, отчего напиток мутнеет, приобретая молочно-белый цвет. По этой причине его именуют «львиным молоком».

Обрати внимание на посуду – у нее тоже свой колорит. Кахва подается в маленьких чашках. Вот этот декоративный армуду имеет сверху поднос для кусочка щербета или финика. 

Но традиционная восточная посуда – иная. Вот на керамике ты можешь видеть роспись. Она похожа на гжель: тоже в синих и белых тонах, но есть и красный, и зеленый. На узбекских пиалах можно увидеть пахта (узб.) – орнамент в виде цветков хлопка. Во время приема пищи в центр стола ставится блюдо ляган (узб.), это символ гостеприимства и дружественных застолий. На блюде с традиционной хорезмской росписью нарисован кинжал – это оберег от бед и врагов. Риштанская же роспись – это целая история человека, от его рождения, через весь жизненный путь: учеба, свадьба, рождение детей, и даже после смерти – продолжение через детей и внуков. Симметричное плетение цветущих лоз, от центра к краям, сложенные в арабески – у каждого узора свое сакральное значение. Риштанские мастера лепят посуду из глины хоки сурх, расписывают вручную краской из местных трав, и покрывают ее ишкоровой глазурью.

А этот фонарик в форме башни, из медных пластин и цветного стекла – фанус (арабс.), его зажигают в честь наступления священного месяца Рамадан. Пока он не светит, но есть еще подвесные витражные светильники - мозаичный узор на медной основе вручную собирают искусные мастера.

Надеюсь, тебе не холодно, но, если что – вот традиционная кашемировая шаль-пашмина (перс.) из шерсти гималайской горной козы. Ее, и много чего еще, можно купить на суоке (арабс.) - рынке.

Время насладиться наргиле (перс.), кальяном – не отказывайся, у нас это дурной тон. Настоящий наргиле – это украшение интерьера. А чтобы получить истинное удовольствие, следует подобрать хороший табак - муасель (арабс.).

Мерцает фонарь, ароматный сладкий дым клубится под потолком. Вот и вечер подошел к концу.

Маасалама тебе, дорогой гость. Заходи еще в наше скромное жилище.

_______________________________________________________________________

Примечание: в материале использованы обозначения предметов различных культур: арабской, казахской, узбекской, и других.

_______________________________________________________________________

Искренне лаваш, старик Хаким ибн-Андроктонус.

+17
16:34
150
17:02
+5
Это обалденно колоритно, интересно, вкусно! Вам надо срочно переименоваться в Хоттабыча.
Хорошо описано, красивые фото. bravo
17:05
+2
Благодарю ) После конкурса обязательно в кого-то мутирую переименуюсь laugh
Но, думаю, следующие путешествия могут быть в другие уголки Земли.
18:18
+2
Ни о чем, но здорово жэ. Даже дочитал.
18:25
+1
Точно… Надо было закончить: кто до конца дочитал — тот джину душу отддал crazy
18:40
Я не уверен, что нужен джинну такой ):
19:04
+3
Да уже за одни фотки можно смело ставить плюсы! Обязательно приду снова.
20:19
+2
Парочка даже моего авторства ))
19:11
+3
Хорошо ) Про кофе — записал на корочку )
19:12
+3
Гениальный блог! Кажется, я даже начал запахи чувствовать (не от блога, а вообще, в целом)
20:36
+3
Это просто умопомрачительно для всех органов чувств — какие цвета, какие запахи, какие вкусы! Виртуальное путешествие. Спасибки!
23:25
+1
Именно оно самое danceХоть так его совершить, пока нельзя laugh
20:52
+2
Какое это все раскошество)
Даже теплее стало.
Кофе, пашмина, специи, финики…
Восточность персии — особая, у нее всегда есть аромат. Он насыщенный, щедро отдающий себя. Порой настолько щедро, что европейцу мало воздуха и слишком сладко)
Но потом начинаешь понимать)

Спасибо тебе, ты настоящий волшебник)
23:26
+1
angelСказочник, если уж так )
23:42
+2
Шахерезад))) inlove
23:47
Иногда и перёд… crazy
00:02
пошляк!)))
00:03
Это должен был я сказать!!)))
00:05
+1
Эм, сори))) unknown
23:31
все красивенько… одно не есть гуд… зачем водку анисовую разбавлять с 45 градусов до 15? это саке какое-то(((
23:47
Это традиция! Но если вдруг встретится эта штука — можно попробовать так дерябнуть crazy
14:51
+2
Ох, умаслил! Ох, усладил! Опоил, окурил! bravo
что интересно, ничего же особенного, никаких вывертов в тексте, все же так просто описано, но слышна неспешность, скользит взгляд сквозь дымку, ароматы тяжелят голову, горечь граничит со сладостью и хочется глотнуть чистой холодной воды, чтобы разбавить эти насыщенные вкусы…
это очень здорово!!! И написано, и настроение передано! Где-то фоном для меня зазвучал Kashmir))
благодарю, оставлю кулёчек тахинный халвы, вдруг Вам захочется!
11:23
+1
Растравил душу)
17:28
Люблю восточную эстетику, колорит, музыку. Так что плюс.
Мясной цех