Анна Неделина №2

Общее рассмотрение тезисов Прозорова Л. Р.

Общее рассмотрение тезисов Прозорова Л. Р.

(Глава из книги "Язычество против псевдоязычества)

Весьма вольно Лев Рудольфович обращается не только с былинами и хрониками, но и с религиозными моментами. Например, наш любитель белой расы и Чернобога попытался «откусить» половину работы у Перуна.

«На эту мысль навел меня Станислав Эдуардович Ермаков. Перешерстив источники, убедился, что он прав.
В современной литературе, научной, научно-популярной, художественной, неоязыческой, принято считать Перуна Богом войны. Его изображают в доспехах и часто с мечом, а в романах и повестях славянские воины, идя на сечу, рычат «Перрррууун!!».
А на каких, собственно, основаниях?
Славяне и анты, согласно византийцу Прокопию, считали «кующего молнии» Бога «владыкой всего» - но нигде не говорится, что он имел отношение к войне, как таковой.
Славянский князь в житии Дмитрия Солунского обращается к «Пирину», как к оракулу, но не за помощью в бою.
Летописная русь Олега, Игоря, Святослава клянется Перуном, «Богом своим» (Олег и Святослав упоминают еще и Волоса). Но в чем здесь его связь с войной, как таковой? Договор-то мирный.
В этнографии словацкий Паром, белорусский Пярун, болгарский Перун поражают нечисть или нечестивцев-людей, но нигде не сказано, чтобы они пособляли людям в войне с другими людьми.
Сравнительный метод тоже работает против «воинского культа Перуна». У ариев Индра - Громовержец, Сканда - Бог войны. У греков, соответственно - Зевс и Арес, у скандинавов Тор и Тир, у римлян Юпитер и Марс. Разделяли Громовержца «Юпитера» и Бога-воина «Марса», по свидетельству Цезаря, и галлы.
Спрашивается, где же основания для превращения Перуна в небесные воины?» (175)
Что же, разбор, в данном случае, совсем уж детского уровня.
Ну, разумеется, слова «пря» («раздор, ссора, тяжба») и «распря» не является однокоренным со словом «Перун». (176)
Конечно, у Пскова никогда не стояло идола с мечом и молнией в руках, потому немецкий путешественник И. Вундерер в XVI веке никак не мог составить их описания. (177) Да и вообще, мечи не были атрибутом только профессиональных воинов, поскольку буквально валялись на земле и находились в каждой избе снопами.
В «Чудесах св. Дмитрия Солунского» к оракулу Перуна обращались не перед военным походом на греков. (178)
Белорусы никогда не верили в дружину небесных всадников Перуна - гарцуков, а потому Древлянский не оставил о них никаких свидетельств. (179)
Да и Ипатьевская летопись (180) не содержит строк «Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота...». Ну, тут же не говорится нигде о том, что «своим богом» клялся глава войска и его воеводы. Наверное, это пахари какие-то к «своему богу» обращались. Они же и Царьград взяли — сошками закидали.
И воины Игоря при клятве Перуном не говорили: «<...> а те из них, которые не крещены, пусть не имеют помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия <...>« (181) Т.е. различные виды оружия и кара ими, не имеют к Перуну никакого отношения, и совершенно ничего не значит, что оные упомянуты сразу после его имени.
Разумеется, ничего этого не было. Вы только подумайте, как много свидетельств нет!
А теперь оставим сарказм и дальше уже будем серьезнее.
Можно было бы предположить, что Прозоров-Озар скорее писатель, нежели исследователь. Но и в этом случае нас ждет жестокое разочарование: даже как публицист, Лев Рудольфович проявляет редкостный дилетантизм, замешанный напополам с неуемным пафосом. Взять, например такой отрывок из его произведения:
«Так свет пламени, рвущегося в ночное небо, действительно меньше терзал глаза, но по улице всё равно бежало что-то ослепительное. Бежало, текло вниз между пылающих домов и лавок, мимо обугливающейся мертвечины.
Другие тоже приставляли ладони к глазам, вглядываясь в странный блеск на раскалённых брусчатках мёртвой столицы.
- Чего ж там течёт-то? – удивлённо и озабоченно пробурчал в густые усы Претич.
- Золото, - услышали они голос князя. Святослав стоял, единственный не прикрывая глаз от буйства огня – и то сказать, не сам ли он происходил от огненного сокола-Рюрика?
И верно – по Итилю текло золото . Из кошельков и украшений на мёртвых телах. Из укладок и потаёнок, которые не пригодились припасливым хозяевам, не спасли их. Из шитья сгоревших роскошных одежд. Из драгоценной утвари служения здешнего бога – словно огненные и солнечные Боги Севера знаменовали свою победу над чужой верой. Собиралось в капли на пепле драгоценных покровов и одеяний. Топлёным салом проступало из земли и стен. Золотые ручьи, испепеляя тела былых хозяев, стекали в воды реки, которую больше не звали Итилём, и причудливыми слитками уходили на дно. Если бы кто в этот миг смог бы стоять на набережной Итиль-города, в достойном преисподней Распятого бога пекле, то мог бы увидеть и то, сколь диковинными, а то и страшноватыми были очертания тонущих слитков – будто из бугров, пузырей и впадин складывались уродливые хари, исковерканные лютою злобой. Всё собранное и скопленное за два века торгов и мыт, податей и торговли людьми, взятое в счёт роста – всё уходило, утекало – в землю, в воду. Побеждённое золото побеждённого Итиля, кровь, третий век текшая в каменном сердце каганата, заставляя его биться, а державу хазар – дышать и жить.» (182)
Так вот, чисто на всякий случай, температура плавления золота - 1064, 43 по Цельсию (183). Основным строительным материалом 10 века было дерево. Да, в степях Поволжья даже оно - драгоценность. Камень - редкость, из него строят только дома богачей. Обычные же люди жили в аналогах мазанок - домах, чьи стены плелись из веток и замазывались глиной (185). И все же, не считая различной утвари, тканей и шкур, основной элемент топлива в городских пожарах средневековья - это дерево. Дерево стен, дерево балок, дерево переборок, дерево полов. А теперь скажите мне вот что:
Для плавления золота необходима постоянная температура в 1064,43 градуса, а горящее дерево дает температуру пламени от 468 (тополь) до 1044 (бук, ясень) градусов по Цельсию (185) . Повторю - для плавления золота нужно, непосредственно на металл подавать 1064, 43 градуса. И делать это постоянно. Как Святослав из дешевого романчика сумел добиться во всем Итиле температуры, которую и сейчас можно получать и поддерживать только в плавильных печах? В Итиле горели немногие деревянные дома и балки в каменных строениях, допустимо, что тлели шкуры шатров и хворост из разрушенных стен мазанок, возможно – камышевые крыши, а речной ветер раздувал пламя, но, одновременно охлаждал все остальное. Так что если что-то при этом и текло реками... хм... расплавленного металла, то исключительно в буйном воображении автора.
Рис. 10. Хазарское жилище X века (Салтово-Маяцкая культура). Реплика из археологического парка Дивногорья «От кочевий к городам». По факту - плетенка из веток, обмазанная глиной. Фото автора книги
Ну, а про героя из наброска Прозорова (был выложен на личной странице сети «Вконтакте») — Торда Шестеренку, который поднимал автомобильный капот домкратом, я даже распинаться не буду.
Фальсификациям Прозорова можно было бы посвятить отдельную книгу. Но я не думаю, что он заслужил такой чести. Вполне достаточно показать здесь, что безоговорочно доверять его трудам не стоит ни в коем случае. Слишком уж он любит МЕЧТАТЬ об идеальных «славянах-арийцах» с их «дрангами» на Кавказ. И ради этой мечты готов даже переврать первоисточники, на которые так уверенно ссылается. У определенной аудитории Лев Рудольфович может пользоваться успехом. У язычников же он не выше писателя в жанре «фэнтези» для дошкольного возраста. 
175) https://yablor.ru/blogs/o-perune-voine/848465
176) Толковый словарь Ушакова, Этимологический словарь Макса Фасмера
177) Дудко Д. Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. – М.: ЭКСМО, 2003 г.
178) Там же. Судя по всему, речь идет о главе “О снаряжении кораблей Дрогувитов, Сагудатов, Велегезитов и прочих”
179) Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. (Т.1 с.257, Т.2 с.183,370)
180) ПСРЛ, т.2
181) ПСРЛ, т.1 Лаврентьевская летопись. Перевод дан по: Хачатуров Рудольф. Энциклопедия юридическая в 15-ти томах (том 5: Ж-Д).
182) Это рекламировалось в интернете, как отрывок из повести Прозорова «Мечеслав», но сам я фэнтези такого низкого пошиба не читаю, потому источник, откуда взят отрывок – smelding.livejournal.com/546905.html
183) Карел Тойбл. Ювелирное дело. Перевод с чешского А.Н. Устиновчи. – М.: Издательство «Легкая и пищевая промышленность», 1981 г.
184) К примеру, в Самосдельском городище, которое ряд исследователей отождествляет с описываемым Прозоровым Итилем (Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии М.- Иерусалим. 2000 г) найден дворец 10 века из обожженного кирпича и юртообразные жилища вокруг, а более поздний период характерен уже сырцовыми и кирпичными постройками (статья «Самосдельское городище: первые итоги за 12 лет археологической экспедиции» special.astrobl.ru/news/63125). Особенно интересна по этому поводу статья «Городище Самосделка – памятник домонгольского периода в низовьях Волги». Авторы – Д.В. Васильев, Т.Ю. Гречкина, Э.Д. Зиливинская. Опубликовано: Труды по археологии. Степи Европы в эпоху средневековья. Т.3. Донецк, 2003 г.) О строительстве хазарской крепости Саркел Константин Багрянородный в труде «Об управлении империей» писал: «поскольку же на месте не было подходящих для строительства крепости камней, соорудив печи и обжегши в них кирпич, он сделал из них здание крепости, изготовив известь из мелких речных ракушек».
185) Любой справочник по жаропроизводительности дров. 
0
09:10
95
16:53
+1
Да и вообще, мечи не были атрибутом только профессиональных воинов, поскольку буквально валялись на земле и находились в каждой избе снопами.

Это слова Прозорова или автора блога?
Это мой сарказм
17:24
Теряется мысль. В итоге вообще не понятно о чем вы говорите и в чем смысл. Я, например сарказма в канве теста не уловил. И выпал в осадок на этой фразе
23:59
Позаботьтесь о форматировании текста. Ваш блог невозможно читать
Светлана Ледовская №2