Воспоминания о "ЛитО" /к вопросу о критике
Пока вспоминала и расписывала, пока сомневалась, надо ли это публиковать, в Блогах появилось вот это Метафорическое говно: реабилитация в глазах смотрящего и я решила, что надо.
Когда-то (в прошлом веке) посещала я заседания городского литобъединения. Люди там собирались взрослые, местами маститые, все как один, безгранично талантливые)), колоритные- не передать.
Председатель «ЛитО», например, называл меня «наша юная поэтесса». Мне было под 25, я писала прозу. Сколько ни пыталась его исправлять- не получалось. Я почему-то впечаталась в его память поэтессой. Юной.
История, которой я хочу поделиться, была для меня знаковой. Ну и поэтессы в ней присутствуют.
Сразу уточню- к творческим людям отношусь с некоторым трепетом и местами почтением, понимая, что уровень развития (и души, и ума) у всех разный, и то, что не всем и не все нравится, процесс естественный. Однако сказать человеку, что мне его стихи не зашли или что рассказ его меня трижды погружал в сон- даже сейчас не всегда решаюсь, чтоб не обидеть автора (потому что, повторюсь, у всех уровень развития разный))).
Так вот. Год так примерно 1997-1998. Имена уже стерты из памяти (кроме Юрия Семёныча), диалоги воссозданы не в точном цитировании, но с передачей смысла и настроения (хотя «батенька» и пара-тройка ключевых фраз намертво врезались).
Зимний вечер. Комнатка с обоями в цветочек, старые кресла и пара затертых диванов, между ними журнальный столик с потрескавшимся лаком. Обстановка теплая: на улице мороз, а в «ЛитО» жарит батарея, да еще и один из мэтров благорасположен больше обычного, т.к. два дня назад вышел сборник его стихов. Юрий Семёныч- большой в плане комплекции, очень душевный дядька с разносторонними талантами; хитрые глазки, хитрая бородка, пластмассовый «дипломат». На стенах «ЛитО», кстати, его фотографии- шикарные пейзажи и портреты, глаз отдыхает. Две бабушки-поэтессы (чудесные старушки лет по 70, лица и руки покрыты морщинками и рифмами, пластмассовый жемчуг, карамельки в кармашках, по книжечке милых детских стишков в городской библиотеке) взирают на него с обожанием и естественной завистью: им сборники пока не светят. Я на одном диване с мэтром, бабушки напротив, через стол. Шутят, поздравляют, пахнут щами, грозятся напоить чаем.
И тут стук в двери и является Пушкин некий товарищ.
- Я, - говорит, - поэт. Приехал в ваш город недавно, хочу влиться в литературное общество.
Юрий Семёныч делает барский жест рукой: проходите, вон вешалка.
Дяденька (пусть, например, Виктор) куцее пальтишко пристроил, уши ладошками погрел, покряхтел-покашлял в коридоре и с чудесно обшарпанным дерматиновым портфельчиком наперевес ринулся жать всем руки. Пусть не покажутся вам мои слова насмешкой (какой смех, там слёзы!), Виктор был типичным бедным поэтом: весь какой-то непризнанный, давно не стриженый, в затертой одежде (с шарфа, которым было обмотано горло, сыпалась моль); старые очки, старый свитер, старые ботинки, даже щетина на подбородке старая. Этот средних лет мужчина выглядел каким-то отчаявшимся и источал аромат несчастной жизни.
- Что же вы, батенька, откуда к нам? Проза, поэзия? Печатались? - с улыбкой вопрошал Юрий Семёныч, пока новенький пристраивался на диване рядом с бабушками-поэтессами. Он уселся с напряженно прямой спиной на самом краешке, портфельчик на коленях.
- Я из Сибири. Строитель. Пишу стихи уже много лет. Печатался.... чуть-чуть и давно, просто много работы, но пишу потихоньку. У меня газеты с собой, показать?
- Конечно! Вы же в печать лучшее отдавали?
- Лллучшее, - с вроде как скрываемой гордостью взволнованно ответил поэт, выудив из портфельчика целлофановый пакет, из которого вынул бумажную папку, в которой оказалось еще несколько пакетиков с бумагами. В верхнем угадывались старые газеты, их и достал Виктор, вопросительно посмотрел на Юрия Семёныча:
- Вы сами прочтёте или мне?....
- Сами-сами, конечно, сами! Из уст автора, так сказать! А что за газета? Орденов сколько....
- «Красноярская звезда», вот, видите.
- Да-да, - и Юрий Семёныч, как это порой свойственно мэтрам, ударился в прекрасно излагаемые воспоминания об одной из своих поездок в те края. История была довольно забавная, бабушки смеялись, упрекали, что «Юрий Семёныч решил их до смерти ухохотать», я тоже сидела рот до ушей, но все мое внимание было приковано к Виктору. Перебить "барина" он стеснялся. При этом напряжен был до крайности: на лбу выступил пот, по-прежнему прямая спина, похоже, начинала ныть, но сесть откинувшись, он не решался. Его было жалко. Но остановить мэтра возможности не было, так что пытка продолжалась, пока не кончилась история. Бабушки вытерли слезки смешными платочками, и Юрий Семёныч, обведя взглядом наше маленькое общество, вдруг стал серьёзным, хлопнул себя по коленям, подался вперед, поближе к поэту, и сказал:
- Простите. Я тут всех отвлёк.. перетянул одеяло на себя. Простите. Читайте! Мы слушаем!
Мы с бабушками похлопали, чтоб поддержать. Глаза Виктора забегали по строчкам, он откашлялся, встал, вытянул перед собой руку с газетой и начал было читать, но споткнулся, запнулся..
- Ну что вы так, батенька, мы тут все служители муз, не волнуйтесь! - ободрил его Юрий Семёныч.
Но не вышло. Виктор начал было снова, потом еще раз, однако волнение сдавливало голосовые связки, он смутился окончательно и жалобно взглянул на Юрия Семёныча:
- Вы меня простите, я что-то .. не могу, горло прихватило, морозы...
- Я все понимаю. Давайте вашу газету.
Виктор подал листок мэтру, ткнул пальцем в колонку.
Юрий Семёныч прочел про себя. Мы вчетвером напряженно молчали. Он сделал на выдохе «п-п-п» губами, посмотрел снизу вверх на Виктора (тот продолжал стоять) и спросил:
- Вы позволите мне.. вслух? Для всех?
- Конечно! Если вам не сложно..
- Ничуть!
И Юрий Семёныч прочёл.
Я не фанат стихов от слова «совсем». Нет у меня их понимания, какой-то ген отсутствует, я не виновата. Стихи меня почти не трогают, редко-редко что-то проймёт. Это моя проблема, поэтому о стихах я обычно молчу особенно сильно. Так вот, стихи Виктора, на мой вкус, были ужасны. Это была производственно-советская поэзия. Конечно, я не помню наизусть, но там были и «коммунизм — ленинизм», и «стройка — тройка», и «пятилетка - сетка» и даже, кажется, «революция- контрреволюция». Слог выдавливал остатки капитализма и плющил верой в светлое будущее. Это было страшно. Но еще страшнее было от того, что сейчас Юрий Семёныч спросит «как вам?» и я не смогу найти слов, чтобы выразить свое неприятие, не обидев при этом поэта, а он и так был запредельно несчастен.
- Что скажете? - мягко спросил нас мэтр.
- Ну что вы хотите, - вдруг сказала одна из бабушек, - Юрочка, дорогой, ну это какого года стихи?... 80го?! Ну конечно! Молодой человек шел на поводу конъюктуры, ну вспомните, вы же тоже грешны агитками!
- Мы все такое писали! - поддакнула вторая поэтесса.
- Хорошо. (Виктору) А есть у вас что-то более позднее и менее .... партийное? Лирика, может быть?
Поэт раскидал на столике газеты, искал, листал, наконец, остановился.
- Это о любви. Я сам прочту!
- Пожалуйста-пожалуйста.
Второе стихотворение Виктор озвучил почти без запинок, но оно было не менее ужасно. Его я тоже наизусть не помню, но в нем были и «розы — слезы», и «тебе - судьбе», и «глаз — алмаз», и естественно, «кровь — любовь».
Юрий Семёныч помолчал. Потянулся и взял наугад газету, автор подскочил и ткнул пальцем в свое стихотворение. Мэтр пробежал по нему взглядом.
- Ну что ж, - сказал он, положив газету на столик, - дамы! Вы подумали? Вам есть что сказать?
Я сразу отрицательно помотала головой. Одна из "дам" цапнула со стола газетку и страшно заинтересовалась новостями Красноярского края десятилетней давности. Вторая, пряча глаза, пробурчала:
- Я не очень понимаю эти молодежные течения.. Юрочка, вы же знаете, я больше по детской поэзии…
- Ну что ж, - повторил Юрий Семёныч. Голос его был вроде и мягок и даже добр, - Вот что, батенька, я вам скажу: стихи ваши плохи. Судя по сложению и срокам давности, лучше ваши стихи станут вряд ли. Если позволите, мой совет — бросьте поэзию. Стройте, любите, читайте, но сами- не пишите. Таланта в вас нет. Спасибо, что проявили мужество прийти.
На Виктора было невозможно смотреть. Он постарел еще лет на десять, сгорбился, скукожился; дрожащими руками в тишине собрал газеты, суетливо сложил их в папку, сунул её в портфель и вдруг встал очень прямо и срывающимся сухим голосом потребовал:
- Прежде чем уйти, я хотел бы узнать, кто меня судил!
Юрий Семёныч бровью не повёл и всё так же благожелательно уточнил:
- Вы хотите, чтобы я прочел вам что-то своё?
- Да!
- Это легко. У меня тут как раз новый сборничек вышел.. - и достал книжечку из «дипломата», - ЧТО б вам такое прочесть, чтоб недлинно… - мэтр листал странички, пробегая их глазами, - да вот, пожалуй.
Он не стал вставать, напротив, расслабленно откинулся на спинку дивана и прочел свое стихотворение. И его я тоже наизусть не помню. Но оно было легкое, танцевали строчки и рифмы. Я не люблю стихи, но ЭТО мне понравилось. Я его поняла, я была с ним согласна, в нем была мудрая мысль и ни капли претензии на что-то великое. Это было просто и со вкусом.
Бабушки захлопали, я тоже. Юрий Семёныч кивком поблагодарил нас и посмотрел на Виктора. Тот ответил постаревшим голосом:
- Мне всё понятно. Спасибо!
Он развернулся, подхватил с вешалки свои вещи и покинул «ЛитО».
- Как вам? - спросил вдруг Юрий Семёныч у меня.
- Я бы так не смогла!
- Не смогла бы ЧТО?
- Да всё. Ни как он, ни как Вы. И отшить его ТАК я бы тоже не смогла.
- Ооооо, отшивать- это вам не стихи клепать. Тут УМЕТЬ надо! - довольно засмеялся мэтр, бабушки подхватили, просили полапать книжечку и еще что-нибудь почитать. Причем просили искренне, даже без кокетства.
***
Я не знаю, писал ли еще стихи Виктор. Но даже не это меня волнует.
ЧТО он понял? Что стихи его и правда плохи? Или, как это свойственно многим творческим людям, лишний раз убедился, что мир еще не готов к его поэзии?
Я никогда его больше не видела и очень надеюсь, что этот человек нашел-таки свое счастье. (помните, в «Формуле любви» Фимка тоненько так тянет в адрес Жакоба: «Беееееедненький»? Вот и тут так же "жалконько". Это, наверное, ужасно унизительно. Хорошо, что мы больше не встречались))))
Дальнейшие вопросы, скорее всего, проросли из моей неуверенности и сверхсамокритичности.
Как, если в самом деле плохо (а от тебя ждут ответа), КАК найти эту грань неумолимой корректности? Ведь за мягким плюшевым тоном Юрия Семёныча чувствовалась непробиваемая скала уверенности. Он был дружелюбен, бескомпромиссен, не сыпал утешениями; он был решителен, но не унизителен. Участников «ЛитО» Юрий Семёныч мог критиковать и более строго, и ехидно, но обидно не было: он будто бы изначально видел, КАК ЭТО должно быть и после его комментариев хотелось исправиться, а не переубеждать мэтра в том, что он не прав. Это воспитание? Интеллигентность? Нажитое опытом мастерство? Талант, который либо есть, либо нет?
И Насколько надо ощущать себя мастером или, не знаю, истиной в конечной инстанции, чтобы уметь сказать человеку в глаза, что он бесталанен? Понимать, что вот Я (который выношу вердикт) не ошибаюсь. Ни в рифме, ни слоге, ни в определении степени одаренности другого человека. И понимать, и принимать эту ответственность за свои СЛОВА и даже, возможно, дальнейшую жизнь человека.
***
и да, в "ЛитО" было еще несколько роскошных на мой вкус историй, как-нибудь поделюсь потому что в танце меня не остановить
И мне известно только два исключения: либо человек дурак, то бишь у него снижен интеллект и с этим реально ничего не сделать, либо он начал писать слишком поздно, когда мозг уже не способен переобучиться для новой работы. У кого это происходит раньше, у кого позже, мне вот известна бабушка 37 года рождения, которая бодро клацала таблицы в экселе, думаю, она бы и в прозу смогла научиться. А вот ваш строитель, скорее всего, как раз случай, когда период обучаемости прошел слишком быстро.
Все остальные случаи кривых рук это от лени или нежелания учиться, когда человек не читает или не пишет. Или не пробует новое, топчется в одних и тех же клише, где нет развития.
если позволите, не соглашусь только насчет таланта.
подружка дала мне почитать книжку Джулии Кэмерон том, как писать книги. Она тоже говорит, что писать могут ВСЕ. и дело только в работе над собой и над своими текстами. В книжке много интересного (еще продолжаю штудировать), в том числе и «разрешите себе писать плохо»))) так вот эта мысль, что писать могут ВСЕ- она была для меня некоторым дежавю: когда-то я играла в самоНАдеятельном)) театре, у нас играли люди с улицы, без актерского образования, всё нарабатывалось по ходу репетиций. Верите, народ на спектаклях рыдал. Тогда меня и посетила мысль, что КАЖДЫЙ человек актёр. Теперь- каждый человек- писатель.
И тут меня раздваивает: с одной стороны, КАЖДЫЙ одарён, но пользуются этим не все. С другой стороны, почему один актёр играет и ты ему веришь, а другой- ЖИВЁТ и ты ему не то что веришь- сопереживаешь! Почему от одних текстов мураши, и цитаты сами врезаются в память, и за уши не оторвать, а другие произведения вроде и хороши, и выписаны, а не затрагивают глубоких струн? Вот тут я и вворачиваю понятие таланта, божьей искры.
Это, безусловно, моё личное восприятие и мнение, кое не навязываю, но предлагаю как альтернативу для рассмотрения, если возникнет желание))))
Проходит полгода. Она нормальной прозой отыгрывает очень сложную стрессовую ситуацию. Прогресс просто ракетой в небо — и образность, и смысл, и рефлексия персонажа, от трех строчек до кусков сюжета, которые она писала в одно лицо.
И я бы не сказал, что я ее всю дорогу пинал копытами и натаскивал. Иногда да, говорил, куда можно сделать акцент, обсуждал с ней сюжет, чтобы она имела представление о том, как он строится и по каким принципам.
И такой пример не единичен. С другой девочкой лет пятнадцать назад мы играли и росли вместе, я помню, как я начинал и как у нас было года через полтора. Да, это про прозу, но стихи тоже не боддхисатвы пишут.
С литературой проще, это такая штука, что легко развивается, если есть восприимчивый к обучению мозг, тут психологических блоков не видно.
А что до текстов, то тут сопереживание либо включается, либо нет, это индивидуально и, мне кажется, зависит от собственного опыта читателя.
П.С. да, кстати, классная история, было очень интересно.
и, боюсь скатиться в вечное-занудное, но таланта в любом случае мало, его надо укреплять и совершенствовать, о чем и пишет Hungry God, тут я с ним не спорю.
Да и вообще спорить-то бессмысленно. Я просто собираю для себя версии восприятия разных авторов и читателей. ну и по возможности стараюсь хоть чуть насмешить))
мне кажется, здесь у Вас ключевая фраза «если есть восприимчивый к обучению мозг»- я б её во все творческие (да и не только творческие!!!!) сферы вставляла.
МОЗГ, хде ты?! включись, зараза!
— Но нужно же с ними что-то делать!
Если так хорошо получается, то почему бы не потравить баечек? Я бы почитал.
Есть и обратные примеры, когда люди не учились почти совсем, вот слегка и по верхам, но пишут очень глубокие, красивые вещи.
Мне кажется здесь дело не столько в таланте, сколько в «совпадении» с автором: историей, взглядами, сопереживанием, да даже тональностью.
Поэтому и «талантищами» мы с вами, я думаю, назовем разных авторов)
Ай, да… Ладно — зовите меня талантливым гением, че мелочиться
Не, не надо )) Проще дробину в бочину
Дело не в каких-то божих дарах, а скорее в генетике, в разности людей, каждый заточен под свои дырки, в чем-то успешнее, в чем-то слабее.
Есть и многостаночники, но там рулит именно интеллект, но и они в чем-то слабы. Кстати, мой отец рос в деревенской семье без изысков, мягко говоря. В результате и шахматы, и научные работы по машиностроению, и куча патентов на изобретения. Это я щас о среде. Ломоносова вспоминать?
И это основная проблема, когда люди вот как курсы литературные купят, а потом уверены, что они писатели, только их читать нельзя, но блин, они ж все правильно делают.вот тогда трагедии и драмы, вопли в комментах, что на конкурсах только свои побеждают и кругом враги. Просто некоторым нужно делать то, что ты делать мастер. И не надо всем в Шекспиры.
Только КАК? И ВСЕ ли Хотят это делать?
Вполне может быть общество, разговаривающее исключительно стихами, но кто-то всегда будет САМЫМ интересным собеседником, а кто-то — так себе.
СТИХИ — одна из форм КОММУНИКАЦИИ. А коммуникативны все по-разному. Ну, это я пошла по второму кругу.
Почему я думаю, что талант есть?
Потому что убеждён в том, что человек, не имеющий таланта, может практиковаться сколько угодно много и читать сколько угодно много литературы, но Мартина Идена из него не получится. Способность к творчеству — это дар Божий.
Благодарю Вас за отклик и логичный ответ))
Вдохновения!
Прав ли Мастер? Считаю, да. Вот у меня папа стихи пишет. На все день рождения и новые года читает, ухахатываемся. Ну рифмы там «палка-селедка» и тональные они так, что их петь надо, а то и плясать. На работе на каждый случай его умоляют это делать. Но он прекрасно знает, что это для дома — для семьи. И за это мы его творчество и любим. Он ни к кому не лезет. Он нигде ничего не публикует.
А публикация — это ответственность. Что может быть хуже плохих стихов? Наверное, только плохая музыка. А последнее время вообще каждый суслик — агроном. Я вот до сих пор помню рифму из одной вирши: «углям — бл*дям» и ладно б она так одна была, как тополь на Плющихе, но…
Мне интересно, а что сами читают вот такие поэты? Или это сплошь анекдотические чукчи?
о семейных гениях:
моя мама сочиняет прекрасные стихи: пишет, плачет, потом вслух читает и снова плачет: столько души вложено. Напомню, я не фанат стихов и мне мамины творения кажутся кошмарными. Естественно, я ей об этом не скажу,
вычеркнет из завещания,зачем травмировать пенсионерское сердце, тем более что стихи свои она «в люди» почти не тащит.(проститя )
Штош… По теме. Хороша история, жаль, в жизни все гораздо мудренее, сложнее, и даже трэшовее. В реале там бы пришло 30 таких Викторов и выжали бы тех бабушек к едрене фене тупо нахрапом
Ну… У всех у нас есть самый разнообразный опыт пребывания… Где-нибудь Назовем это обобщенно: в коллективе. На самом деле, если так вот подумать — да творческий он там, или рабоче-крестьянский: сообщество оно и в Африке сообщество. Процессы там, собсна, происходют одни и те же…
И воть мне на данном этапе моей жизни дюже не понятно прикрывание всего подряд творческостью. Собсно, я уже раз стопицот сказал всем в кажную дырку, что не желаю обижать авторов (да пюлювать мне на незнакомцев, зачем я их буду обижать) — а вот текст (и иной продукт авторской жизнедеятельности) вполне могу. А потому что нехрен причинять мне моральные страдания своими продуктами.
Но как социолух, я вот понимаю, что многие ходют в такие места вовсе не ради совершенства или там каких-то высот. Эт тусовочка, для ощущения причастности к чему-то. Для взаимоподдержки. И это же вовсе не плохо. Только читать больно… >.<
На вопросы эти ответов не найдете. Иной нетривиальный индивид будет в уголку сидеть тихонько и не отсвечивать, а кто-то за накрутку медалями обвешается, и будет каждого тыкать в них, требовать, чтобы с ним считались как с экспердом.
Тут только так: доверьтесь своему вкусу. Если есть чему, конешн.
Кстати, про «ошибались»… А вот просто не надо бояться ошибаться, вот и все. Ошибся — признай, что ошибся. Так тоже бывает.
Вкусу своему доверюсь, он есть, хоть и далеко не самый звездатый, но уж какой есть)))
Благодарю за внимание, ответ и второй подарочек))))))))))
(всё в кучу- это да, это мне по вкусу)
На самом деле благодаря Вашему ассенизаторству на коммент «говно» к моему тексту буду относиться по-другому. Вы прелесть какой психолог))) и ассенизатор
Танита, несите байки обязательно! Читать вас — удовольствие)
там в ЛитО было правда много очень интересных персонажей. «Стариканы» рулили по всем статьям, обучая молодежь и устраивая между собой баталии вплоть до рукоприкладства)))
Буду вспоминать и делиться)))
С Хангри не согласен, в талант свято верую, скилл — это только мишура, говно — оно и в Африке говно, сколько его конфетти не посыпай.
И да, благодарю за комплимент, рада, что зашло)))
И, ВООБЩЕ, ДАЁШЬ ЕЩЁ БАЕК!
Очень понравилось, честное слово!
Мне кажется, тут не в мастерстве дело, а как раз в ощущении. Иной раз и настоящий мастер не будет такие вердикты выносить. Потому что, ну зачем?
А бывает, что и выскочка какой решит, что стал экспертом и имеет право определять кому быть поэтом, а кому нет.
Так что кто решит, что имеет право, тот и будет так делать. А прислушиваться или нет к таким советам каждый решает сам.
ясное дело, каждый решает сам. Но ответственность!!- есть ее ощущение или нет?
Есть такие дети, которые вавку расковыривают, просто потому что интересно. Вот и я ковыряю))) это мой пунктик, благодаря комментариям и блогу Бомжа с ружжом уже кое-что стало понятнее)))
А вот написать про хорошие стихи, что они хорошие, прекрасные, великолепные — легко. И радостно.
— как вы можете мне такое говорить?!
стоит с улыбочкой, покачиваясь с носков на пятки:
— правду говорить легко и приятно. Особенно правду тяжелую и противную.
Спустя годы я поняла, что это был отличный тренинг.
просто важный момент: он говорил гадости не для того, чтобы обидеть, то есть не из злобства, не чтобы самоутвердиться за мой счёт, а из желания посмеяться, ну прикалывался он так.
Из любви говорить правду легко. Другое дело, понимает ли тот, кому говоришь неприятное, что ты не стремишься обидеть)))) и тут мы опять же возвращаемся к блогу Бомжа с ружжом)))
«На самом деле Я поэт блин {на самом деле тут матюкательноеслово}
а остальные mудаkи» © Аничкова
Кое-что в моих измышлениях предстало для меня под другим углом, а это бесценно!
на данный момент идеально (на мой вкус и потребность) резюмировал Бомж с дробовиком:
Как бы банально это ни звучало, «Нет предела совершенству»
Однажды после занятий, когда я в очередной раз отверзла чрево блокнота, уляпанного подтекающей шариковой ручкой, моя наставница бегло пробежала все восемь строчек нового гениального великого шедевра, скорчившегося на странице, а потом негромко промолвила:
— Вы ведь осознаёте, что не талантливы?
Я захлопала ресницами так, что поднялся лёгкий сквозняк. Последовали пояснения:
— Вот есть люди с талантом. С даром. С искрой божьей. Они берутся за бумагу — и сквозь неё прорастает чудо. У вас этой искры нет. Вы умная, образованная, эрудированная девочка, не без прилежания и самомнения. Вы возьмёте своё усидчивостью. Но увы, Сашей Пушкиным в юбке вам не стать. Максимум Вилли Кюхельбекером.
Как я тогда обиделась! Закусила губу, защурила глаз, затаила, запомнила! Отобрала блокнот, промычала что-то вроде «спасибо за откровенность» и утопала, вся такая гордая десятиклассница, пить пиво со школьными панками. И с бешеным намерением однажды написать свой Magnum opus. Чтобы все охнули и обосрались.
А сейчас я вспоминаю всю произошедшую историю и задумываюсь: не было ли случившееся классикой reverse psychology? Может, меня просто взяли на слабо? Может, если бы не этот разговор, меня бы как меня и не было?
Вопросы, вопросы…
безусловно, Вы поступили так, как Вам было необходимо. Сейчас, в данный момент, Вы бы учительнице сказали- ЧТО?
Это очень яркая иллюстрация к моему блогу)))
Хватило же учительнице внутреннего авторитета и уверенности в Вашей бесталанности, о чем она подобрала слова и, видимо, была уверена, что Вы её поймёте и поверите!
с другой стороны, она оказалась права: Вы совсем не Саша Пушкин в юбке, Вы совсем другой Автор))). Ну так ведь и не надо быть Пушкиным, надо быть собой. И плевать, что она имела в виду немного другое
я обычно фальшивлю, не обращайте внимания.
Давайте:
— Аааааааааатцвели уж давноооооооо хризантэээээмы в садууууууууу
благодарю за яркую историю)))))
On the last day I took her where the wild roses grow
And she lay on the bank,
The wind light as a thief
As I kissed her goodbye, I said,
'All beauty must die'
And I lent down and planted a rose between her teeth
Cold was my soul
Untold was the pain
I faced, when you left me
A rose in the rain
So I swore to the razor
That never, enchained
Would your dark nails of faith
Be pushed through my veins again
Нутка вот тама уже и поднимали такую идею… Чужая душа потемки, что там человек хотел показать своим «твой текст — говно», но суть-то в том, как сам автор отреагирует. У всех у нас есть негативный опыт по чему угодно. Только одни обижаются — другие смеются, одни бросают — другие не сдаются, одни озлобляются, а… и тыды и тыпы.
Вы не можете заставить того, кто вам по сути ничего не должен, делать по-вашему. А вот повлиять на себя — да.
Кстате… А написали-то в итоге Magnum opus? С ожидаемым эффектом? ))
Юрий Семёныч. Однозначно да.
Это было не что-то одно, а всё вот это вот вместе: и воспитание, и интеллигентность, и нажитое опытом мастерство и талант. И знание и понимание самой области литературы.
А насчёт второго вопроса…
Тут каждый сделает так, как сумеет, полностью проявив своё состояние. И удивляться тут нечему.
Это (состояние выносящего вердикт) складывается из многих вполне человеческих факторов. :)
А талант — это способность к созданию и желание эту способность проявить.
Вот так просто.
Можно ли её прокачать? Однозначно.
Но зачастую мы наблюдаем обратный процесс.
Дети, которым не повезло (а таких большинство) накапливают неудачи в своих робких попытках что-то создавать и хотеть что-то создавать. Взрослые отбивают у них охоту проявлять эту способность. «Образование» отбивает у них охоту предпринимать попытки к созданию. Масса ложных, непроверенных «истин» гасит импульс к созданию. Итог — ну… вот такие «витьки».
Что с ними не так?
Они не способны воспринимать и понимать мир. Чувствовать. А значит — отображать его в произведениях. Они не понимают ни себя, ни окружающих. И, что самое печальное, они уже не хотят предпринимать попытки понять. Всё отбито.
Вот такой компот.
А на месте Семёныча, я бы порекомендовал Витьку — учиться. Читать классиков, анализировать, изучить теорию, практиковаться. Но делать это самостоятельно. Витёк слишком многое не понимает и не воспринимает. Он чертовски не образован.
ИМХО.
Семёныч- да, со всем уважением.
насчет второго вопроса: честно поймала себя на мысли, что на самом деле я хотела, чтоб Уважаемые Авторы-Критики себя на минутку осознали: ну сказал ты «говно» и вроде да, проблема в глазах воспринимающего, но ты-то этим комментом тоже свой уровень показал!
честно, я не сразу это поняла, а пока отзывы читала и во сне что-то крутилось в мыслях.
неприятно признавать, но, получается, я этой историей пыталась воззвать к внутренней тактичности и пыталась воспитывать людей. тут я не права, что и признаю и никому больше не признАюсь. и Вы, пожалуйста, никому не говорите)))
Пытались, не пытались. Сколько не взывай, а состояние выносящего вердикт не изменится. :)
Ибо не так просто поменять точку зрения, принципы или (не дай бог) внутреннюю убеждённость в чём-то (веру). Поэтому — не корите себя. Их уже «воспитали». При всём моём уважении к каждому. Я просто констатирую.
Верю ли я в талант? Да верю. Но это не значит, что талантливым людям работать над собой не обязательно. Наоборот. Кому много дано, с того много спросится.
Про критику. Виктора жаль.
Сама тоже каждый раз теряюсь, если чья-то работа не нравится, а моего мнения о ней ждут. Крайне осторожна в оценках. Может быть, зря. Жестко раскритиковать могу только работу знакомого человека. Когда уверена, что на отношения между нами это не повлияет. И еще я всегда стараюсь понять, действительно ли автор ждет разбора или только похвалы. Если вижу, что разбор не нужен, веду себя соответственно.
Виктору из текста предложила бы себя попробовать в прозе или публицистике. Хотя, возможно, его бы это только больше унизило…
Ваш комментарий прям из моего сундучка,
что говорит о том, что Вы очень хороший человекочень знакомый момент с доверием: когда мы понимаем, что нас поймут продуктивно и что мы критикуем из любви- мы гораздо смелее. Не страшно обидеть))) Но это опять-таки отражает наше отношение и показывает, что МЫ не от всех готовы принять критику. Значит, в чем-то мы ранимы. Хорошо это или плохо и что с этим делать- опять же, каждый решает сам)))
Замела, закрутила, завыла,
И запела молитвы в трубе,
Город шапкой морозной накрыла,
Отдыхать полетела к себе.
Ну а утром пораньше чуть встала,
Чтобы за день все сделать дела,
Речку крепким ледком заковала
И сугробов опять намела.
А потом после всяких забот
Полетела встречать Новый год!"
Мне было 8 лет когда я послала это стихотворение в журнал «Крестьянка»(непонятно почему).
Милый (судя по тону ответа) дяденька-критик мне доступно объяснил, почему это стихотворение нельзя печатать. Оказывается, что ничего нового мною не сказано. Он выразил надежду, что если я буду много читать и продолжать творить, то из меня что-то и вырастет.
Как ни странно, я совсем не обиделась( хотя немного расстроилась) и всем гордо показывала ответ из журнала.
До меня снизошли умные люди, и это было здорово.
Читала я много, писала тоже, но на журналистику не пошла по причине обычной трусости(надо было уехать очень далеко от родителей). А критику до сих пор благодарна за правду.
надо было слать в «Костёр» или «Пионер»)))
здОрово, что этот отказ не отбил руки и желание, что только в плюс в Вашу сторону)))
Шибболет выше написала душевную историю про отказ и его роль в её жизни, мне с утра тоже вспомнилась еще одна история (по ходу, буду писать одни только Байки)))) когда меня в течение года критиковали, перевоспитывали, перекраивали и морально били по рукам и по щекам, но я была так уверена в том, что крута и что я им всем докажу, что результат превзошел мои самые скромные ожидания)) это не про литературу, но тоже в сторону творчества. было и обидно, и сопливо, и зубодробительно зло, но настолько упёрто с моей стороны, что ведь получилось же)))
мы опять возвращаемся к мудрости Бомжа с дробовиком: всё в руках воспринимающего)))
Да потому что даже в восемь лет подсознательно чувствовала, что наляпала штампы.
А так я очень даже обижаюсь и расстраиваюсь.
И так осталась «начписом», жизнь сложилась так, надо было кормить семью…
возможно, тоже грань таланта)))
Благодарю и желаю вдохновеньев)))
А Ваш блог написан очень здорово, хороший язык!
Про талант, гениальность, одаренность и прочее. Уверена, что никто на самом деле не знает и не всегда чувствует, какая там у него к чему предрасположенность. Хочется? Надо пробовать, учиться и пахать. И может быть бах — и озарение, ага, оно самое! И раскрыться это самое может в любом возрасте. История про одного моего любимого артиста. Пришел в театр уже не мальчиком, без театрального образования, и сказал: «Пробуйте! Хочу играть!» Крутейший артист, по программке всегда смотрела, играет ли в спектакле и тогда шла смело — знак качества. Но тут вот еще что важно. Есть человек с даром и лентяй. Толку не будет. Есть умница пахарь без дара. Добьется многого. Но только человек с даром и трудоспособностью станет действительно великим и узнаваемым.
Ну а так, если честно, как бы ни бились между собой таланты, талантищи и остальная «посредственность», жизнь все расставит по своим местам. Сколько вон нервов уходило у братьев Пушкиных, и между собой мерялись, кто круче (ну конечно же, Василий Львович!), и в литературном обществе себе место пробивали. И что. Кого в итоге помнят? Шишкова? Дмитриева? Или Батюшкова? А у Пушкина от его стихов голова кружилась (в лучшем смысле). Но они жили, творили и в свое время были значимы. Так что, думаю, есть смысл каждому найти то, от чего его творчески «торкает», учиться, учиться и еще раз учиться, не слишком мучить своими талантами тех, кто не в теме, и крепиться рядом с критиками. Ведь если это не твое, любой критик собьет. А если только этим и дышишь, все равно творить-потеть-терпеть будешь. Ведь сколько их было, признанных только после… Есть чем утешаться.
Про Виктора. А вот не знаю. Лично мне важнее, чтобы человек был жив и счастлив. Куда он там отправился после заседания? Да, я всех услышала, что никто ни с кем не обязан возиться. Но и добивать не обязательно. Ну что бы стоило всунуть ему списочек подлиннее, что он там должен изучить, отточить, зарифмовать не для печати, а для тренировочки и раз в пол года ждем творческий отчет! Писали выше, что банально образования ему не хватало — согласна. С другой стороны, Вы его очень трепетно описали. А вот правда, набилась бы таких Викторов толпенька к Вам в ЛитО, и что? А вот не знаю.
Знаю только, что люди приходят к специалисту (здесь — к критикам-читателям) за полным принятием, за поддержкой или за обучением. За правдой ооочень редко. А почему? А потому что ну нет ее, этой общей правды, каждый критик может высказать только свое личное мнение. У каждого своя «карта мира». И если этих одинаковых мнений насобирается много, и не в одном месте, то с большей долей вероятности можно сказать, что к правде приблизились, хотя «правда» и «большинство» вещи не всегда гармонично сочетаемые. Считаю, что если можешь что-то из перечисленного дать — дай, нет — не добивай.
О, Танита, сколько мыслей, рассуждений и споров Вы породили!
Спасибо за примеры (особенно исторически-литературные) и отдельно- за Виктора))
Точно! Можно было дать ему список литературы и потом проверять «домашку»! Вот я до этого не додумалась! И вот этот момент меня как раз и не устраивал (ну в моем личном понятии справедливости). Его просто вырубили, без шанса. Разумеется, мнению мэтра можно доверять (доктор сказал в морг, значит в морг), но какое-то бабье жалостливое ещё пыталось как-то спасти человека. Ох, вы решили мой внутренний конфликт!
Вдохновения Вам!))
И это не шутка.
Выбор, конечно, делает сам человек, ответственность на нем (в конце концов, Вите было не 15 лет, взрослый же дядька!)… но… нет… я не согласная… давайте пусть Виктор пришел домой с бутылкой паленой водки, три дня бухал, потом выволок из дому старый диван, спалил его во дворе, скакал голым вокруг костра, получил перезагрузку и начал лепить прекрасные глиняные горшки)))))))))))
я не рассматривала идею со смертельным исходном несчастного «поэта», потому что мэтр был корректен и внимателен.
а мог бы и ножичком полоснуть.И понаписали много. Не осилил.
Но своё мнение высказать захотелось. Наверное, я с кем-то соглашусь.
считаю, что умение связывать слова в строчки — тоже талант. Бывает умение, а бывает талант. Способности.
И, как любые способности, разделены они не поровну. Как и умение петь, танцевать, рисовать. Особенно наглядно — рисовать. Нет способностей — хоть всю жизнь учись, только палки ровнее станут получаться да огуречик овальнее. Это про меня. И всем ведь это понятно. Потому и существует отбор в художественные школы.
Странно другое. Почему-то большинство не понимает, что умение писать — то же самое. Вот не понимают — и всё! И пишут. Пишут и не понимают, что пишут плохо, потому что нет у них умения отличать плохое от хорошего. Потому что, чтобы понять, что такое плохо, нужно самому написать хорошо, а это им не дано.
И нет в этом ничего обидного. Ну нормально же. Один худой, другой высокий, третий вообще девушка — все разные. Ну нет у тебя данных для писательства, хоть из кожи лезь. Не твоё это.
И вот когда так говоришь — никто не верит. Никто! Хотя нет… Одного знал — он соглашался. Да, говорил, нет у меня божьей искры… и продолжал писать плохо.
Так вот, принципиально в желании писать плохо ничего плохого нет. Если нравится — пиши. Пой в душе, танцуй перед зеркалом — никому плохо не делай. Но они ведь делают! Они делают мне плохо, публикуя плохие тексты в общем доступе. И мне некуда деться.
Некуда деться, потому что не всегда я могу не читать. Иногда приходится. То есть они пытают меня своими текстами, как я бы, например, связал человека, посадил на стул и заставил слушать, как я пою.
В результате мне теперь не хочется читать. Мне неинтересно. Мне хочется, чтобы быстрее кончилось. Читать для меня — мука. Да и писать тоже мука, ведь потом это приходится читать.
А виноваты всё они — Викторы.
Слушайте, мне кажется, вам надо молоко за вредность — налицо усталость и пресыщение чтением. Я не иронизирую, я серьёзно. Со стороны же всегда виднее)) у Вас уставшие строчки, хочется послать Вам какую-нибудь Бурёнку, что ее парным молоком вывести «токсины неудачной писанины». искренне желаю Вам найти возможность отдохнуть от букв!
Хотя… кто знает…
На мой взгляд, всё немного иначе. Талант — это та самая пресловутая способность к обучаемости тому или иному умению. Да, есть некий начальный уровень, но зависит он, скорее, от начитанности и воспитания, нежели от таланта. Но первое произведение будет говном (совсем или не совсем) у всех (есть исключения, но они максимально редки). Вопрос — каким будет второе произведение. Третье. Четвёртое. Если четвёртое лучше третьего, которое лучше второго, которое лучше первого, то талант есть. Большой ли, зависит от того, на каком этапе и с каким результатом улучшение застопорится — не остановится, но будет ассимптотически приближаться к некой величине.
Разумеется, это только одна составляющая. Вторая — трудолюбие и работоспособность. Вот как раз оно способно двигать ту планку, до которой поднимается талант. Ленивый писатель и до неё не дойдёт, нацеленный на результат — преодолеет (хотя вряд ли очень сильно). И одно без другого не работает.
Теперь вопрос про способность выносить вердикты. Это мнение я высказывал давно, продублирую здесь. И сразу отмечу, что мнение это касается именно современного общества, начиная от второй половины второго десятилетия 21 века.
Дело в том, что есть ещё третья составляющая — восприимчивость к критике. Кто-то мотает на ус, кто-то обижается и бросает всё. Так вот раньше, когда поиск талантов был фактически ручной работой, потерять талантливого человека из-за того, что он слаб морально, могло быть обидно. Стоило попытаться быть с ним помягче и растить, как нежный цветок, как орхидею (разумеется, в том случае, если ты видишь в нём орхидею, а не чертополох).
Всё изменил интернет. Теперь, когда смартфоны есть даже у бомжей, поделиться своим творчеством может вообще каждый. Выборка стала не просто больше, она превзошла все разумные пределы. И теперь нет никакого смысла цацкаться. Отвалится один — придёт сто других. Ты всем скажешь, что они говно. Девяносто девять отвалится, а один закусит удила и докажет, что говно здесь — ты. Этого хватит. Индивидуальное обучение превратилось в инкубаторы для цыплят с тысячью тысяч зародышей. Это не плохо и не хорошо — просто парадигма сменилась и она не вернётся.
Интересно насчет вердиктов, спасибо, что продублировали свое «давнее мнение». Вполне логично. Вы сдвинули угол зрения, как бы приподнявшись из повседневной буквенной каши вверх, оценив ситуацию за пол-века. Это вообще крутой метод, многие «катастрофические» проблемы при рассмотрении «свысока и издалека» теряют эмоциональное вовлечение и помогают таким истеричкам, как я, успокаиваться и превращать эти проблемы в задачи))) простите, отвлеклась. Так вот да, соглашусь, что в масштабах полувека и тысяч борзописцев «отшитый Виктор» вовсе не выглядит бедненьким)))
и да, мы стали такими ранимыми и нежными в плане критики))) возможно, в первобытные времена первобытные писатели, получив от Критика оценку «говно», радостно тащили эту лепёху в пещеру, чтоб обогреться)))))))) и были по-первобытному счастливы, что не «прилетел» убийственный булыжник)))
Вдохновения Вам!)))
По поводу таланта и «жопо-часов». Всё-таки я уверена, что талант «есть, его не может не быть»))) А дикий энтузиазм, помноженный на жопо-часы, конечно, даёт результат. Ремесленничество ещё никто не отменял. Но талант видно. Он всегда проступает. И его усердием не заменить. Пропить, кстати, можно)))) Профукать — ваще легко.
Кстати, я считаю, тут на БС много талантливых писателей. Кроме шуток.
Не зарывай талант то)))))
Я исследовал разные области. И обнаружил, что не менее пяти. Бывает больше :)
Чё-то мне кажется, что тут на БС некоторые талантливые писатели не скажут про себя, что они талантливые писатели))) кто из скромности, кто из воспитанности,
кто чтоб не сглазить,; кто-то просто по-другому называет талант, а кому-то некогда самоопределяться, он(а) сейчас пишет новую историю, которую мы с Вами прочтём и скажем «блин, как талантливо!!» ))))и вот благодарю, пока писала ответ, пришла новая мысль насчет таланта! Мне вдруг показалось, многие в комментах приравнивают талант к одарённости. Вот у одарённости да, есть флер метафизичности, в которую многие не верят (ну так в их Мире устроено). Талант же, как изначальная предрасположенность, которая шлифовалась из текста в текст, помноженная на «жопо-часы» и конструктивное отношение к критике- это уже что-то более материальное, более реальное, чем пресловутая одаренность.
вот это да, у меня появилось новое определение))))) круто! Благодарю, это Ваш комментарий меня сдвинул!
Ну, как я его понимаю :)
если Вам хочется- пишите (а может, в свой блог?)))
не обещаю окунуться сразу, я в работе. но вечерком всенепременно)))
Но, пока не начал, прошу ещё раз сформулировать искомый вопрос, что мы хотим понять?
Природу таланта?
это вообще как-то возможно- объяснить физику таланта? вычислить, есть он или нет? с помощью формул?
я и не чаяла. но! раз поступило предложение, не могу не воспользоваться))) если Вам интересно и хочется- буду премного благодарна! )) (смайлик нижайшего реверанса, чтоб весь мой третий размер был виден в декольте)
:))
И считаю, что талант бывает разного размера и отличается набором опций. Кому-то сразу к таланту прилагают силу воли и уверенность в себе. А по-настоящему большим Талантам дают расширение под условным названием" через тернии к звездам".
Количество произведений? Точно нет. Качество? Понятие субъективное. Признание? Не факт.
Так что? Так как?
Никак.
И да, я, скорее, талантом называю всё-таки одарённость. Задатки, которые позволяют быстро расти в какой-то сфере. Ибо начинали мы действительно одинаково — со школьных сочинений.
«В Ленинграде к его сочинениям отнеслись прохладно. Стереотипы здесь были повыше. Полная бездарность не оплачивалась. Талант настораживал. Гениальность порождала ужас. Наиболее рентабельными казались — «явные литературные способности».»
Удивительно, но ничего не изменилось и сейчас. Совковые отделы культуры с идеологически кастрированными работниками заменили креативные редакторы с более низкой квалификацией.
благодарю!
(очень довольный злорадный смех и потиранье ведьминых ручек) мне нужно всего-то пару книжек Сергея Донатовича и пару недель. несколько эстонских фишек. и будет вам стилизация )))
«И, может быть, последней умирает в человеке — низость. Способность реагировать на крашеных блондинок и тяготение к перу…»
Наверное, я не такой великий человек, как Юрий Семёныч, но не помню, чтобы давал какому-либо писателю на Бумажном Слоне такую глобальную рецензию, жить человеку дальше как писателю или немедленно самоликвидироваться.
А вот про их произведения чего только не писал. И много чего ещё напишу…
Но писать хочется не про все произведения, как правильно сказал уважаемый бездомный господинъ съ огнестреломъ крупнаго калибра.
Попадаются, например, рассказы, неплохо написанные с точки зрения стиля и знания русского языка, но посредственные по сюжету и своей идее. Максимум, что может вызвать такой рассказ — зевок, после чего почти сразу же забывается…
А вот дерьмище лютое, мать его! Ууух!..
Иногда такое забористое встретишь, что аж слёзы брызгают из глаз. И думаешь: автор… автор моей боли… как тебя земля носит вообще?!..
И пишешь ему: пожалуйста, не пишите больше подобного дерьма!!! Умоляю! А!!! Глаза! Глаза!!! Помогите, помогите, у меня вытекают глазаааааааааввыаываывацлацуауцауа.ыывввы…
Вдохновения!