Светлана Ледовская

Измеряя начало

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
Измеряя начало

Надеюсь, этот блог будет полезен начинающим и не только начинающим авторам. А ещё в конце Вас ждёт очень важный анонс!

Я часто читаю различные тексты на сетевых конкурсах, где жёстко ограничены объём и сроки. И наиболее распространённая проблема участвующих авторов – несбалансированный сюжет. Не рассчитывая свои силы, люди подробно расписывают начальные сцены, не замечая, что выделенный лимит и знаков, и времени уже почти исчерпан, и из-за этого "комкают" концовку, как на рисунке из мема про лошадь и дедлайн. А ведь сделать бодрое, незатянутое начало полезно не только для конкурсов. Но как его добиться?

Экспозиция

Существует пять сюжетных элементов:

  1. экспозиция;
  2. завязка;
  3. развитие действия;
  4. кульминация;
  5. развязка.

Разумно спросить: а почему именно такой набор? Любая классификация имеет свой критерий, и в данном случае это конфликт. Перечисленные выше сюжетные элементы являются одновременно стадиями конфликта. При этом в самой экспозиции конфликта ещё нет.

…экспозиция – это часть произведения, как правило, начальная, которая предшествует завязке. Она обыкновенно знакомит нас с действующими лицами, обстоятельствами, местом и временем действия. В экспозиции конфликт еще отсутствует. Например, в «Смерти чиновника» Чехова экспозиция кончается не в тот момент, когда Червяков чихнул – в этом еще ничего конфликтного нет, – а тогда, когда он увидел, что случайно обрызгал генерала. Этот момент будет завязкой произведения, то есть моментом возникновения или обнаружения конфликта. (Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2002. С. 145–146.)

То есть главная задача экспозиции – представить элементы конфликта:

  1. стороны (герои, их статус, характеры, взаимоотношения, жизненные установки, мотивы и т. п.);
  2. условия (место, время, а также обстоятельства, предпосылки конфликта);
  3. предмет (объект или возможность, в которых нуждаются участники конфликта, определённые взгляды и т. д.).

Элементами конфликта также являются собственно действия сторон и его результат, однако к экспозиции они, как следует из её определения, не относятся.

Именно от чёткого понимания элементов конфликта и роли экспозиции и зависит решение поставленной проблемы. Если Вы делаете экспозицию затянутой, то главные элементы в ней начинают соседствовать с второстепенными, не нужными для читателя и не влияющими на сюжет, но так как читатель пока не понимает Ваш замысел, он не может выделить важную информацию и просто пролистывает всё написанное (как Вы сейчас, заскучав на цитате, промотали этот блог досюда).

Ваша задача – представить элементы конфликта так, чтобы читатель обратил на них внимание.

Здесь есть сразу два встречных вопроса: а если я нарочно хочу, чтобы цели героев не были ясны сразу, а являлись частью интриги? А если мне хочется не только объяснить суть дела, но и создать атмосферу, раскрыть персонажей?

Замысел

Возьмём ещё один учебник и снова приведём цитату:

Писатель может и не давать экспозиции в начале, а давать её после завязки в качестве объяснения последней ("задержанная экспозиция"), он может поставить её в конце ("обратная экспозиция") и т. п. – всё это зависит от того, как он понимает жизнь в её развитии и как хочет её изобразить. Одним из видов экспозиции является введение в повествование сведений о действующих лицах вне непосредственной связи с изображаемыми событиями. Все эти особенности построения сюжета (осмысленные как средства раскрытия характеров, дополнительной их характеристики) могут давать при изучении произведения существенный материал для понимания и идейной его сущности, и изображённых в нём характеров. (Тимофеев Л.И. Теория литературы. Основы науки о литературе. М., 1948. С. 145.)

За сложными формулировками кроется три важных аспекта.

Во-первых, экспозиция может располагаться вообще где угодно. Тимофеев в качестве примера приводит "Мёртвые души", где мотивы действий Чичикова объясняются лишь в конце первой части: это нужно, чтобы показать инородность и непонятность героя для дворянской среды, с которой он вступает в конфликт. Непонимание Чичикова остальными персонажами определяет развитие действия с их стороны, а его мотивы – это вопрос, ответ на который выводится из самих событий книги. Другим примером обратной экспозиции обычно называют жанр детектива, хотя это более сложная история.

Во-вторых, экспозиция может включать в себя сведения, которые не относятся к изображаемым событиям, т. е. к конфликту. Литературовед Тимофеев рассматривает этот вопрос с позиций классической прозы, однако то же самое касается и массовой литературы. В фантастике и фэнтези автор часто имеет дело с огромным собственным миром, в котором происходит действие. Законы, нормы, обычаи этого мира будут оказывать влияние на каждый поступок героев, и каждый раз это будет требовать объяснения для читателя, даже если с точки зрения стержневой сюжетной линии это будет далеко не самое примечательное событие.

В-третьих – все эти решения обязательно определяются замыслом. В любом случае, перенося экспозицию в середину или конец, дополняя её сведениями "второго порядка", Вы должны понимать, зачем это делаете и какие в этом могут быть минусы: непонимание читателем происходящего либо затянутость – и находить способы их компенсировать. Если Вам интересно, маякните в комментах – попробую сделать вторую часть блога и разобрать приёмы этой самой компенсации на конкретных примерах.

Вы можете разъяснить конфликт не сразу, и конечно же, можете просто раскрывать атмосферу и характеры. Однако нужно отдавать себе отчёт, что это – осмысленный приём со своими не только плюсами, но и минусами.

Итог

Построение экспозиции можно сравнить со школьным уроком. Вам нужно рассказать читателю, в каком мире и с какими героями произойдут события, которыми Вы хотите поделиться. Ваш читатель, возможно, не первоклассник, но всё равно вряд ли освоит за сорок пять минут весь курс высшей математики.

В то же время не нужно воспринимать что-либо из сказанного как догму. Если Вы знаете, что Вам не нужна экспозиция вообще, или нужна, но не жёстко привязанная к сюжету, – да Ваше право. Однако всегда держите в уме те преимущества, которые даёт чёткое объяснение сути конфликта до его начала: может быть, в какой-то момент это покажется совсем не лишним, а наоборот, решит ту проблему, над которой Вы бьётесь.

И самое главное – здраво оценивайте свои возможности, чтобы лошадка не оставалась недорисованной. :)


Минутка рекламы. Мои друзья активно развивают свой канал на YouTube "Литературная Бастилия", и 21 февраля ребята проведут стрим, где разберут несколько рассказов с конкурса… *торжественная музыка* "Новая Фантастика — 2021"!

Подписывайтесь на канал и следите за объявлениями. Кроме того, вступайте в группу ВКонтакте, где публикуются статьи по литмастерству, анонсы конкурсов, а также мемасики, потому что без них нельзя.

+8
17:59
154
20:05
+1
Пользительно весьма thumbsup
20:29
+1
Не считаю экспозицию элементом сюжета, наряду с завязкой, кульминацией и развязкой. Это по функционалу немного не о том, действие отдельно, декорации отдельно. Декорации можно убирать, получится Догвиль, а вот части действия убирать не получится.
11:15
Ээээ… А не ты ли мне говорил, что вот это всё — неотъемлемые части сюжета. И если их нет, то и сюжета у рассказа нет?
20:30
+2
Не считаю экспозицию элементом сюжета, наряду с завязкой, кульминацией и развязкой. Это по функционалу немного не о том, действие отдельно, декорации отдельно. Декорации можно убирать, получится Догвиль, а вот части действия убирать не получится.
Дык, ото ж… Потому что это реально не сюжет, а структура произведения, на который и наматывается сюжет. Сюжет — это все события, происходящие с героями по тексту.
21:36
Сюжет это только события)
Ну и тем более
Э-э-э… Мне одному это кажется… Экспозицией без всего остального crazyКак-то понадергано того-сего, нагнетено, напримерено…
Ладно, для ютупчика все эти затравочки зайдут, но в целом — аки научпок, вроде бы про что-то полезное, а в конце понимаешь, что особо ниче и не узнал.
Бж, просто отучите авторов начинать тексты трехметровым диалогом от лица всяких безликих «Он»-ов
10:03
Драма — наше всё. :))
Илона Левина