Макс Кейдж №1

История от старого меломана № 2

История от старого меломана № 2

Сегодня мы опять поговорим о музыке, в частности о джазе. К джазу я пришёл не сразу, наверное, потому, что с ранней юности, как и многие мои сверстники увлёкся роком. А джаз, о нём узнал позже, когда, пресытившись многообразием рОковых течений,  начал прислушиваться к и к джазовым вокалистам, но пока только из любопытства. Так я слушал: Отиеву, Долину без особого интереса, а под оркестр Лундстрема и вовсе засыпал. 

Но однажды все изменилось, и я увлёкся джазом. Эта история случилась очень давно, году так в восьмидесятом, или около того. В те годы жизнь наша была не так насыщена разнообразием досуга, как нынешнее время. Ведь собственно, что у нас было? Конечно книги, ну ещё скучный телевизор, в какой-то мере спорт (это отдельная тема, ибо в то время были запрещённые виды спорта — восточные единоборства, и даже простое посещение такой подпольной секции было связано с определённым риском, а участие в организации и сбор денег с участников — практически криминал, как ни будь напишу об этом, если интересно), и потому, главное для меня было увлечение музыкой. И опять же, наверное, это трудно представить молодому нынешнему поколению, в определённом смысле запретной. Мы молодёжь слушали не Кобзона и Шульженко и даже не Песняров, нет — нам нравился рок, хард-рок, металл зарубежного разлива.

Впервые я услышал рок по радио Свобода и Голосу Америки, которые тайком слушал на старенькой Ригонде. Кажется, это было в 1967 году. Меня завораживали эти необычные мелодии, в них было что-то с запахом настоящей свободы. Ведь это было время хиппи. И там, где-то далеко, на другом конце мира шла другая жизнь, совершенно не похожая на нашу, деревенскую, скучную до тошноты.

Первая моя рок-группа, услышанная по «вражескому» голосу была Animals с их знаменитой "The House of the Rising Sun", кто не слышал — рекомендую .

А потом были Beatles, если честно то не особо меня впечатливший, и только, услышав Doors, я понял, что рок моя музыка навсегда. Так оно и случилось. Наиболее сильную вещь этой группы "Riders on the storm", я слушаю по сей день.

Но я отвлёкся.  Вернёмся в начало восьмидесятых. В те годы я стал «коммерческим» меломаном. Вы спросите, что это значит? Отвечу. Я торговал зарубежными пластинками или как у нас говорили фирмой. Это не было фарцовкой (к слову и в этой полукриминальной деятельности я успел поучаствовать, было весело, соберусь — напишу рассказы), это была торговля в кругу меломанов, причём в определённом месте географически, и это место называлось — Балка. В начале она была за территорией общежитий КПИ, в районе Кардач, на пустыре, в низинке, наверное, потому и называли это место Балкой. Балку много раз разгоняли гебисты дабы воспрепятствовать тлетворному влиянию западной культуры на неокрепшую коммунистическим духом молодёжь. 

Но нам было плевать и на гебистов и на запреты, мы собирались вновь и вновь. Торговли как таковой было мало и велась она осторожно, из-под полы в буквальном смысле доставалась пластинка, осматривалась покупателем на наличие царапин (что очень важно) и незаметно совались деньги. В основном пластинками менялись и этот обмен позволял нам удовлетворять свой вкус. Купил к примеру неизвестного исполнителя, послушал, не понравилось, пошёл на Балку — поменял на другую, и так до бесконечности. Обмен конечно с доплатой в ту или другую сторону или и вовсе без неё, как договоришься. Вот и я, поначалу наведывался поменять на, что поновее, а потом договорился с одним знакомым аспирантом и он, через своих студентов африканцев, добывал мне фирменные диски. Студенты летели с каникул и прочее и у бундесов (в Западной Германии) скупали по моему списку пластинки. Платил я по пятьдесят рублей за диск. Выгодный бизнес, рок и металл уходили иногда и по 90-100 рублей за штуку. Раз в несколько месяцев аспирант засылал мне около десятка пластинок и как видите мне удалось совместить приятное с полезным, на то время, при моей зарплате в НИИ полтораста рублей ,получить такие, скажем, немалые, карманные деньги было большой удачей, даже на фарцовке так легко деньги не приходили. 

Но я отвлёкся. Как-то в один из приходов я обнаружил в пачке пластинок «чужака», которого я, явно не заказывал, это была пластинка оркестра Дюка Еллингтона. Мелочиться не стал, хоть и в деньгах терял, джаз на Балке более шестидесяти рубликов не тянул. Оставил, типа производственные издержки. Ну и как не послушать, послушал, поначалу заскучал, а потом зазвучала она, волшебная мелодия и называлась она «Караван». Я был потрясён красотой мелодии и слушал её, и слушал, и с того времени заинтересовался джазом. Вот и сегодня  хочу рассказать вам об этой гениальной композиции. 

Написана она была в 1936 году Хуаном Тизолом, а не Еллигтоном как многие считают, но без участия Еллингтона она не стала бы мировым хитом, он сделал аранжировку. Основной темой композиции являлся мотив в фа-миноре, который навевал тему экзотического Востока. Во второй теме происходил резкий переход в одноименный мажор, чем достигался контраст — любимая фишка Эллингтона. Эллингтон грамотно подчеркнул «экзотическую» тему кратким повторяющимся контрапунктом саксофона и тромбона, нагнетая, таким образом, призрачную, дикую атмосферу… Затем мелодия переходила от одного инструмента к другому: кларнет, сурдина, тромбон, саксофон и так далее… Что ж, — Дюку Эллингтону, безусловно, удалось добиться очень многого от простой темы.

Развивая мелодию таким образом Эллингтон преобразил «Караван» от простой мелодии до музыкального шедевра. И потому эта композиция до сих пор считается джазовым стандартом 30-х годов.

Так кто же такой Хуан Тизол, написавший оригинальный бриджет к будущему шедевру? Известно, что он родился и вырос на острове Пуэрто-Рико. Любовь к музыке ему прививал родной дядя Мануэль Тизол, который являлся руководителем столичного оркестра в Сан-Хуане. Юный Хуан прекрасно играл на скрипке, но любимым его инструментом был вентильный тромбон. В возрасте двадцати лет Тизол отправился покорять сцены Америки. И в 1929 году он уже играл в составе оркестра Дюка Эллингтона. Произведение «Караван» Тизол написал в 1936 году и в том же году, инструментальная версия начала издаваться на пластинках Эллингтона. Текст был написан позднее Ирвингом Миллсом — промоутером джазовых артистов и главным издателем пластинок Эллингтона.

Караван можно охарактеризовать как эллингтоновскую классику, исполненную движения, смелости, красок…

Композиция «Caravan» остаётся одной из самых популярных среди джазовых, да и не только, музыкантов… Поэтому совершенно неудивительно, что на песню было выпущено столько каверов! Причём кто только не «баловался» эллингтоновской классикой! Среди наиболее известных и удачных аранжировок и исполнений можно выделить работы таких музыкантов, как: Элла Фицджеральд (она же пела под аккомпанемент оркестра Эллингтона),

Нэт Кинг Коул, The Mills Brothers, Билли Экстайн и многие другие. 

А что касается самого Дюка Эллингтона, то композитор записывал это произведение около 350 раз! Одной из наиболее удачных работ является версия с его революционного альбома «Money Jungle» (1962).

Многие современные российские слушатели знают это джазовое произведение, причём даже не подозревая об этом! Например, «Caravan» прозвучала в 9-ом выпуске «Ну, погоди!», во время выступления кота-фокусника! И да, фрагмент именно этой мелодии играет в перерывах между раундами телеигры «Что? Где? Когда?» Да, вот такая она, незаметная слава…

+4
02:45
68
17:23
+1
Ну, Елингтона местами надо исправить на Эллингтона. А так — вполне даже. Хорошо, что от первого лица.
17:49
+2
Спасибо, исправил.
20:07
+3
Да, у Дорз это самая сильная вещь. Просто осязательная. Дождь, меланхолия и необъяснимая мощь.
Да, Балка. Да — 100 рублей за диск. Полиграммовские диски шли дороже всего. Хотя германские и югославские были не сильно хуже. По крайней мере не запиливались так быстро, как от Мелодии.
Меня джаз не вдохновляет. Слишком много импровизации. Душа, конечно, парит, но слишком вольготно и хаотично. Мне по душе милые ритмичные маршевые хуки.
Может, оттого, что первыми залипли в душу бундесы с хард-роком. Но в рок влюбился до донышка от цеппелов. Там маршевости как бы и нет вовсе… скорее всего произошло наложение, превратившееся в сплав, который принято называть «вкусом».
21:30
+1
Спасибо за этот и другие, блоги о музыке. rose
Очень хочу найти среди Ваших работ мнение про «русский рок» wassupmusic
пойду, поищу.
22:16 (отредактировано)
+1
Можете не искать, я только начинаю блоги о музыке, но у меня есть в планах советская эстрада 60-70-х и русские романсы начала 20-го века. Но идея ваша мне нравится и я подумаю о блоге о русском роке конца прошлого века. Спасибо что зашли.
Анастасия Шадрина

Другие блоги