Эрато Нуар

Итоги второго тура тренинга "Пишем миниатюру"

Итоги второго тура тренинга "Пишем миниатюру"

Итак, уважаемые авторы, закончился второй тур нашего тренинга.

На этот раз задание акцентировалось на впечатлении, а именно, на впечатлении от пейзажа. Получился интересный результат. 

Еще раз немного теории о миниатюре. Обращая ваше внимание, что в миниатюре нет активного действия, это зарисовка, картинка, где используются образы, эпитеты, сравнения. Лексика богата метафорами и олицетворениями. Форма миниатюры — изящна, лаконична, и в ней должен присутствовать свой внутренний ритм, некая мелодика повествования. В отличие от большой прозы в миниатюре во всем сквозит отчётливо выраженное субъективное начало, где именно субъект, представляет собой центр, вокруг которого происходят все действия и развивается композиция, в них реализуется субъективное восприятие, некое переживание.

И вот это самое главное, ибо миниатюра — это субъективное переживание автора прежде всего. И потому у нас с вами, уважаемые авторы, столь непохожие работы. Каждый из нас индивидуальность со своим, личным восприятием окружающего мира и потому пишем миниатюру каждый через своё личное восприятие. Именно этим миниатюра как жанр литературы отличается от других направлений художественной прозы. Миниатюра имеет нечто общее с поэзией, где автор представляет читателю своё видение мира.

Главная задача автора не просто описать окружающий мир, а тончайшими штрихами показать своё личное переживание и с этой целью, мир свей миниатюры он наполняет красками, звуками, запахами, воспроизводящими эту реальность. Именно переживание, а не событие должен показывать автор в своей пейзажной миниатюре.

Что касается участников тренинга то многие из нас участвовали в двух тренингах и им особая благодарность, ведь они удержали на плаву этот тренинг: Hungry God, Таня Мочульская, Соня Эль, Naa tata, stas.

Но пришли новые авторы и тренинг на втором дыхании ожил новыми, интересными работами. Надеемся и в третьем туре к нам придут новые авторы. 

Итак, во втором туре тренинга участвовали: Hungry God, H.B., Светлана Пожар, Соня Эль, Арабика, Саня Лисицына, Ева, Гроссмейстер, Таня Мочульская, Первый, Naa tata, Птичка ну и конечно я, stas, ведущий этого тренинга. 

Всем вам, уважаемые авторы большое спасибо за участие.

Что хочется сказать по итогам второго тура. Прежде всего хочу обратить ваше внимание, что работы получились разными, не похожими друг на друга и это здорово и, конечно, предсказуемо, ведь мы по-разному воспринимаем окружающий мир и как следствие по-разному передаём читателю свои впечатления от описываемого пейзажа. И если одни авторы описывают впечатливший их пейзаж отстранённо, не используя эмоциональную окраску, то другие описывают своё впечатление, не вдаваясь в конкретику деталей пейзажа, погружают читателя в созданный ими эмоциональный мир пейзажа, где читатель видит пейзаж глазами автора. 

Так какой путь правильный? Наверное, оба имеют право быть.

Тем более, что в чистом виде такие подходы встречаются редко, как правило авторы используют оба подхода в разном соотношении. Как это выглядит? 

А вот для этого мы попробуем подробно остановиться на работах наших авторов.

Итак, в первом способе автор нейтральными, скупыми на эмоции образами создаёт свою картинку-пейзаж, оставляя читателю возможность самому создать эмоциональную картинку прочитанного.

Здесь в чистом виде миниатюра нашего автора Гроссмейстера «Гроза», где эмоции автора скрыты и его отношение к создаваемой им картинке только в заключительной итоговой фразе — «Мне шесть лет».

Вот небольшой фрагмент его работы:

«Небо вдруг замирает в неподвижной духоте. Стихают птицы и насекомые прекращают свою суетливую возню. Воздух сгущается, и кажется, будто солнце тускнеет и начинает прожаривать всё вокруг как-то по-особенному нестерпимо. В дом залетает большая муха и кружит, кружит, надрывно жужжа, словно в панике не может найти себе укрытия». 

Как видите, в начале повествования автор неторопливо создаёт картинку предтечи события и простыми, ёмкими предложениями, нанизывая их как бусинки на монисто, погружает читателя в предгрозовую атмосферу того дня. И умело ведёт нас душным неподвижным небом, где птицы и насекомые утихают и только растерявшаяся муха в панике в поиске укрытия. И мы чувствуем приближение чего-то необычного. Это и в хлопотах бабушки по хозяйству и велосипеды, которые надо спрятать, все подчинено выверенному и естественному действу, идёт гроза. А потом мы вместе с героем стоим под навесом тростниковой крыши сарая и кожей чувствуем холодок приближения великого и пока не совсем понятного действа, и это вызывает сопереживание мальчику и восторг перед мощью природы наполняет нас.

Очень хорошая миниатюра.

Второй способ как я уже писал это описание своего эмоционального восприятия от увиденного и тут мне кажется в чистом виде работа автора Ева. 

Вот фрагмент ее работы:

«…Небо приобретает прозрачность, оно всё чаще грустит и его хрустальные слезы падают на засыпающую потихоньку землю, на тихо умирающие листья. Небо прощается с птицами, а они, улетая, пытаются стереть его слезы своими нежными крыльями. Но слёз так много…» 

Автор посредством поэтических аллегорий даёт читателю своё восприятие пейзажа, так как видит его она, не прорисовывая деталей пейзажа. Она видит дождь как плачущее небо и птицы своими крыльями пытаются стереть их, но куда им, ведь слез так много… Очень богатые поэтические образы.

Ну а в остальных работах авторы как правило используют оба способа с преобладанием одного из них. Все зависит от восприятия самого автора.

Автор Hungry God: 

Очень интересная работа в синтезе этих двух способов описания пейзажа. Отрывок его миниатюры: 

«…Череда сопок, огромных холмов, тянется по горизонту перед нами, они темные как спины китов, вынырнувших против солнца и полоса тумана кажется паром от дыхания огромных зверей…» 

С точки зрения профессионального исполнения, по моему мнению, это лучшая работа на тренинге. очень яркая и впечатляющая визуальная картинка. Образ китов в описании гор — неожиданный аллегория, читаю и представляю спины китов в плывущем тумане. По созданию картинки одна из самых сильных работ. Меня зацепил образ непрерывного движения, ассоциации с китами вызывают удивительные ощущения, и для меня уже сопки-киты плывут в тумане вечности.

Автор Сани Лисицина: 

Победитель второго турнира тренинга, как профессионального исполнения, так и читательских симпатий. Прочитаем фрагмент ее работы: 

«Солнце пробивается сквозь крону клёна и превращается в кружева. Это кружево накрывает теплой сетью всё, до чего смогла дотянуться тень старого дерева. Листва живая, она движется от легких касаний ветра, и тогда кружево тоже оживает и трепещет на моих плечах, на синем сарафане, на траве, на книжке, на большой, черной собаке, спящей под боком. Я сижу в самом центре этого волшебства, и, задрав голову, щурясь и морща нос, пытаюсь разглядеть солнце сквозь листья.» 

Интересная работа. Хорошая, тёплая история погружения в природу. Тут нет глубоких мыслей-рассуждений о смысле жизни, зачем если есть прямое соприкосновение, где игра солнечных бликов, волшебный шелест листьев клёна, потерявшийся муравей и тёплый бок любимой собаки. Покой, умиротворение и закрыв глаза наш герой парит среди этой гармонии, оставив где-то там заботы, хлопоты, обязанности; все отступило, потерялось и только он и солнечные зайчики на полуприкрытых веках. История особого настроения, уединения, в эти минуты разум засыпает и только душа, получив свободу испытывает восторг единения с телом. 

Заслуженная победа. Саня, поздравляю!

Автор Арабика: 

Трогательный экскурс в далекое детство. Небольшой отрывок: 

«Большая лужа покрылась стеклом. Сквозь отраженное в нем небо, вижу конфетный фантик. Я тянусь к нему, понимаю, что не достану. Решительно наступаю на краешек лужи. Лед здесь толстый и непрозрачный. Делаю еще шажок. Слышится треск. Я вижу, как ноги по щиколотку проваливаются в мутную жижу. А фантик манит сквозь лед и грязную воду! ...Нахлынуло осознание грядущего наказания за мокрые ноги. Решаю сидеть на скамейке до последнего. Пальцы от холода почти не чувствую. Нос и щеки немеют. Но сижу. Поднимаю голову и смотрю на небо. Интересно, а оно может упасть? « 

Автору удалось погрузить читателя в детство. Восприятие ребёнка необычно точно описывает окружающий мир, наполняет его эмоциональным оттенком, где имеет значение: замёрзшая лужа на дне которой заманчивый фантик и в этом небольшом эпизоде — ушедшее безвозвратно детство и тёплая грусть по тому времени. Больше всего меня поразил фрагмент с мокрыми ногами, ребёнок мёрзнет, боится идти домой и в это же время её занимает вопрос, а может ли небо упасть. В этом маленьком эпизоде идеально срисовано детство! 

Чудная работа, браво, Арабика.

Автор Н.В.: 

Автор написал необычную историю контраста урбанизации и природы. Ее работа «Снегири» — это попытка показать читателю две реальности: в одной деловая суета городской жизни зацыкленная в рутине повседневных забот и другая, там за окном, за городом, где все важное для первой теряет смысл, о том, что мы теряем в суете городской повседневности. Небольшой фрагмент: 

«Ожидание затягивалось. Запахи духов смешались, гул достиг максимума, да так, что каждый звук извне застучал в висках. Крепко сцепив пальцы в замок, я окинула глазами стены в поисках часов. Их не оказалось. Но за окном заметила яркое пятно. Пригляделась… … — Там снегири сидят! — Кивнула головой в сторону окна. Она равнодушно посмотрела на парочку пернатых, попыталась улыбнуться и пригласила в кабинет. Вокруг по-прежнему гудело, цокало и шелестело, но уже не пугало. Ведь там, за окном, снегири.»

Автор Таня Мочульская: 

Автору удалось ярко описать впечатление ребёнка, хорошо переданы эмоции и переживания, познание базовых семейных устоев: 

«…Ледяные капли неслись в лицо, целясь в глаза, рот и уши, просачиваясь за шиворот, и растекаясь мерзкими струйками по спине. Детское сознание услужливо размазало пространство по времени, превратив всё в бесцветный кошмарный сон…»

Автор Первый:

Две работы, две пробы пера в жанре пейзажной миниатюры. Есть очень живописные, удачные фрагменты как в первой, так и во второй миниатюре: 

«Папа показал нам «сухое» болото. Это огромная поляна, и на ней растет странная тусклая трава. Трава желто-серая и немного оранжевая. Кругом тишина. Если наступишь на край поляны, то она вся начинает ходить ходуном.» «Озеро оказалось странным. Оно было длинным, но всего метра два или три в ширину. Деревья с берегов вверху смыкали ветви, и солнце терялось в них. А в темной воде озера, казалось мне, спит какая-то тайна.» 

«…Но главным был ветер. Он прилетел издалека и сразу захватил меня своим чистым дыханием и гордой песней. Это был не жалкий пакостник городских улиц, кружащий в тупиках мусор и пинающий прохожих. Не злобный ветрище метелей и буранов, не ехидный ледяной ветерок, продувающий насквозь. Нет, это был романтик-бродяга, свободный и веселый. Он не пытался сдуть меня с высокой скалы, он прилетел рассказать о далеких красивых горах, о чистых искристых ручьях, о свободе. Он срывал завитки облаков и дарил мне,..» 

Хороший образный язык повествования.

Автор Светлана Пожар: 

Её работа о холоде и красоте. Любопытная, образная миниатюра, необычный авторский прием: создание двух образов: Холода и Красоты. Да, вот так автор приглашает читателя увидеть наступившую зиму: чернотой и серостью корявых голых деревьев на фоне белых крыш. Блеклые заборы и однообразие черно-белого городского пейзажа создают тягостное впечатление умирания природы, депрессивно давят и грусть сама без спросу наполняет читателя. Но вот пришла ночь и мороз своим волшебным дыханием одел деревья в белоснежные одеяния и мир преобразился, засверкал жемчугом белизны и уже Луна и звезды создают театральное действо наступившей зимней сказки. Хорошая работа, автор.

Автор Птичка: 

Наш главный критик тренинга Hungry God, отдал свою симпатию миниатюре написанной данным автором. Городской пейзаж, промзона. Надо сказать что это единственная работа где автор погружает читателя в городской пейзаж: провода, элеваторы: 

«Токопроводящие жилы держатся за бетонные костыли, расставленные на площади в десятки метров по окружности, и имеют начало в квадратно-ржавом строении. Строение это, носящее название трансформаторной будки, некогда было выкрашено серой краской, сейчас стоит, показывая облезлые пятна, и охраняемое металлическим забором-сеткой … … поверху Голуби, стаями прожорливых птиц, накрывают барханы зерна, лишь иногда поднимаясь в воздух. Отворачивая взгляд на землю и асфальтированную подъёздную дорогу, можно приглядеться чтобы увидеть пернатые ошмётки травленных птиц, мимо которых вновь проезжает зерноуборочная техника.» 

Любопытный взгляд на городской пейзаж показал в своей работе автор.

Автор Соня Эль: 

Читаю и дорога укачивается холмами под палящим солнцем Алабамы. Очень удачно в сюжет вплетена мелодия Амстронга, читатель конечно же знает эту песню, где Луи призывает нас любить и наслаждаться красотой окружающего мира, и этот приём срабатывает, слушаю эту замечательную композицию и просторы Алабамы завораживают меня своей яркой красотой жаркого, с буйством зелени пейзажа. Я, как будто рядом с автором, в его машине, ощущаю незримый полет над просторами его края. Очень интересный приём, усилить пейзажные впечатления музыкой: 

«Вокруг холмы, маленькие домики и море зелени. Деревья высокие словно минареты. Дорога — прямая, вниз с холма и снова вверх в дальнюю даль. Включаю радио на местную волну, а оттуда вдруг Луи Армстронг начинает своё фантастическое “I see trees of green, red roses too…” — и машина мчится вниз с холма в этот невероятный простор, в огромное величественное солнце. И ощущение полёта. И я перестаю видеть, потому что слёзы застилают глаза.» 

Ещё раз благодарю всех участников тренинга и приглашаю на третий тур. 

Отдельная благодарность Hungry God за подробный, профессиональный разбор работ участников тренинга. 

Приглашаю всех авторов БС, присоединяйтесь, опыт и навыки каждого из вас окажут помощь участникам тренинга, как в написании миниатюр, так и в отзывах и рекомендациях. Если у вас нет времени писать миниатюры, то просто заходите и пишите отзывы, будем вам благодарны однозначно. 

Пишите свои предложения и замечания по проведению тренинга. Всем спасибо.

А я готовлю третий тур тренинга.

+8
02:30
102
07:43
+4
Спасибо за возможность принять участие в Вашем тренинге. Лично для меня он стал настоящей школой с домашними заданиями. Из самого тренинга и многочисленных комментариев под ним я узнала много нового для себя. Думаю, не я одна.
Поздравляю Саню Лисицину с победой. У нее в работе образ Лирического героя гармонично соединился с очарованием природы, давая возможность прочувствовать беззаботность летнего денька и радость момента от единения с природой.
У других участников работы тоже очень сильные, разноплановые. У Евы -прекрасные поэтические образы, в которых она -Мастер, rose
Лично моя работа не совсем соответствовала Вашим критериям, но, тем не менее, она появилась на свет, за что я благодарна Вашему тренингу.
С нетерпением жду приглашение на третий тур!
15:28
+2
Отличный движ, молодчина, Стас, что взялся.
18:56
+2
Получила огромное удовольствие, надеюсь на скорое продолжение.
00:15
+4
Прежде всего, хочу поблагодарить Вас, Стас, за такое интересное задание в этом тренинге. Да, я не выложила свою миниатюру, потому что она получилась не очень миниатюрной, и, как я ни старалась ее «покромсать», мои «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» никак не хотели умещаться в заявленные 200у.е. Да, возможно, здесь мне смогли бы подсказать, что именно можно убрать без потери смысла, но оказалось, что детские впечатления от общения с миром природы, если их осознавать через призму взрослого опыта, порой несут совсем не детское значение и оказали/оказывают на взрослую жизнь удивительное влияние, и сокращать их ну никак не хочется и лично для себя даже и нельзя. И мне в этом захотелось разобраться. Прожить заново. Осознать. Получилось очень терапевтично, и я очень рада, что, благодаря Вашему тренингу, этот процесс оказался завершен. Может быть, в следующий раз я окажусь более талантливой «миниатюристкой», и на полном праве появлюсь здесь! Просто знайте, что, даже если кто-то и молчит, это не значит, что ему не интересно/не понравилось/не значимо. Порой даже совсем наоборот, все слишком весомо!
Поскольку я до конца надеялась, что «влезу в рамки», а также потому, что и тема, и работы были очень интересными, я все их читала и проживала. И знаете что? Поняла, что, если бы и смогла их оценить, то только на «пять». Все миниатюры приоткрывают тонкий мир чувств и впечатлений авторов, и это оказалось очень красиво и душевно! Поздравляю Саню Лисицыну с победой – Ваши образы, как мягкий плед, укутывают теплом. И благодарю всех – время, проведенное за чтением миниатюр, было уютным! Подумалось вот: даже рада, что не участвовала – однозначно не смогла бы определиться со своими читательскими симпатиями!
07:04
+1
«определиться со своими читательскими симпатиями!» Не уверена, что это обязательное правило, следовать ему не смогла и не стала ) никто пока не поругал)))
18:35
+1
Спасибо, видимо, это и мой путь! ok
19:53
+2
Большое спасибо, Стас. Это было очень интересно, познавательно и поучительно. Надеюсь на повторение)
Илона Левина