Нидейла Нэльте

Творчество Перова в конце 1860-х годов стало остросоциальным

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
Творчество Перова в конце 1860-х годов стало остросоциальным

Ряд изменений претерпело творчество художника Василия Перова в конце 1860-х годов. В этот период мастер отказывается от большого количества персонажей, гротеска, резких обличительных характеристик и пестроты колорита, он пошёл по пути драматизма. Сюжеты картин теперь он раскрывает через более сложные цветовые решения, которые, по его мнению, соответствуют психологическому настрою. Как пример рассмотрим картину «Последний кабак у заставы», написанную в 1868 году.

Если сравнить ранние картины живописца с поздними, то разница очевидна. Первые годы его полотна были проникнуты «обличительным» настроением и скорее напоминали живописные карикатуры, сейчас же они наполнились человеческой драмой. Он стал писать остросоциальные сюжеты. Ученик Василия Перова Михаил Нестеров позже назовёт живописца «подлинным певцом скорби». И полотно «Последний кабак у заставы», которое можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, тому красноречивое подтверждение.

«Последний кабак у заставы»

Картина «Последний кабак у заставы» написана в сумрачных тонах, только всполохи огня в окнах словно пытаются выбиться наружу и создают общее тревожное настроение. Церковь и кабак — места, где человек может согреться в зимнюю стужу, с той лишь разницей, что в первом случае, тепло становится душе, во втором, «вертепе разврата» как говорил сам Перов, — телу.

На холсте нарисован плотный снег, изрезанный полозьями саней возле кабака, и очерченная грязью дорога, пролегающая вдалеке от церкви. Понятно чему отдают предпочтение путники. Здесь посетители пропивают деньги, заработанные за день… И, видимо, своего загулявшего мужа или отца, кто знает, ждёт в санях съежившаяся, замёрзшая от долгого ожидания женщина.

От картины веет холодом. Тёплые оттенки присутствуют только в изображении кабака и фрагмента в целом унылого неба. Тёмно-серые, чёрные и коричневые тона лишь усиливают ощущение безысходности и трагизма, потому что во всем пространстве нет ни одного просвета, как нет никакого просвета в судьбах людей.

Полотно уже не обличает пороки и социальные язвы, а жёстко констатирует горькую правду о невозможности изменения жизни в родном отечестве.

Ожидание

Пространство картины создаёт трагический тон, печальными аккордами звучат тёмные тона, наложенные экспрессивными мазками, усиливая ощущение тоски и безысходности. В этом пустынном мрачном месте царит ледяной холод.

На улице постепенно становится всё темнее и темнее, морозный ветер заносит сани снегом. А женщина всё ждёт своего супруга или отца, который пьёт в кабаке с друзьями. Именно этот кабак мы и можем увидеть с левой стороны картины. Тускло светятся его окна, из трубы валит густой дым, не предвещая ничего хорошего.

Все деньги, вырученные от поездки, будут спущены на выпивку. Если останутся какие-то копейки — это будет большая удача. Грустная и тоскливая картина демонстрирует всю трагическую обреченность русского крестьянства…

Василий Перов

Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Окончив курс в Арзамасском уездном училище, где самостоятельно занимался рисованием, был отдан в художественную школу Александра Васильевича Ступина. Здесь юный художник, кроме копирования оригиналов, стал впервые пробовать свои силы в композиции и живописи с натуры.

В 1853 году Перов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. А уже в 1856-м за представленный в императорской Академии художеств этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль. За этой наградой последовали другие, присуждённые ему Академией: большая серебряная медаль за картину «Приезд станового на следствие» в 1858 году, в 1860-м — малая золотая медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведённый в первый чин», в 1861 году — большая золотая медаль за «Проповедь в селе».

Эти четыре произведения Перова и написанные им вскоре после того «Сцена на могиле» и «Чаепитие в Мытищах», выставленные в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику. Критики стали называть художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником Павла Федотова, не менее его наделённым тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид её тёмные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор «Сватовство майора». Впрочем, творчество Перова и без этих полотен оставило бы заметный след в русском искусстве.

+4
13:30
120
14:38
Мне нравится у Перова портрет моего любимого писателя Федора Михайловича.
11:11 (отредактировано)
У Перова много хороших работ, таких, которые сердце пробивают.
14:50 (отредактировано)
Не понимаю композицию вашей статьи. Заявлена тема: остросоциальность творчества. Идет тезис. Далее общие фразы и переходите к конкретным работам. Описываете их. Но не указываете «выходные данные» полотен: когда написаны, где и почему, что сподвигло — хотя бы кратко. Затем описание полотен, но просто описание — не с позиции остросоциальности, а «что вижу — то и пишу»: снег, сани, идут, сидят… И их два. У Перова — что ни картина, то глас страданий народных. Анализа работ с позиции заявленной темы нет, или он очень куцый. А затем — переход к биографии художника wonderЗачем? если хотели кратко его биографию — так лучше до или сразу после тезиса кратенько накидать. А эта биография — ни к селу, ни к городу. Она неполная, не понятно какое отношение имеет к заявленной теме — т.е. можно было бы понять, если бы вы отметили, что сподвигло на остросоциальные темы, а так… там родился, женился, медаль… Осталось только недоумение. Перов не тот художник, который от слова «худо» -его работы Папу Римского, который мимо проходил, заставили остановиться и потрясенно смотреть на полотна.
Извините, если была слишком резкой. У меня есть негативные черты — прямолинейность и жесткость. мне посоветовали «излучать флюиды добра». Вот, стараюсь. Так что всего хорошего вам, удачи, работайте дальше, все у вас получится. Тему, например, вы очень хорошую и серьезную выбрали.
11:13
Просто я знала, что вы прочитаете эту работу и захотите высказаться. Так сказать дала вам возможность себя показать.
09:46
Плохо, что картинка не увеличивается.
11:11 (отредактировано)
+1
а вы в интернете поищите. Но эту работу все-так лучше смотреть в оригинале.
Илона Левина